1этап. Освобождение помещения от предметов, оборудования, инструментов, медикаментов и т. д. Предварительная уборка 0,5% мыльно-содовым раствором (50 гр. мыла, 200 гр. соды на 10 литров воды) для удаления механических и других загрязнений с целью повышения эффективности воздействия на обработанные поверхности дез.средств, с последующим смыванием чистой питьевой водой.
2этап.Дезраствор наносят на все поверхности (стены, окна, подоконники, двери, поверхности, пол) и оставляют на 60 мин., одновременно включают бактерицидную лампу.
Зэтап. Отключают бактерицидную лампу. Производят смену спец.одежды, рабочей ветоши. Все поверхности, смоченные дезраствором, обильно и тщательно промывают чистой водой с использованием простерилизованной ветоши. Вносят продезинфицированные мебель и оборудование.
4этап. Бактерицидное облучение помещения 30 минут, после чего проводят проветривание в течение 15-20 мин.
При использовании современных дез.средств, совмещающих свойства дезинфицирующих и моющих растворов схема проведения генеральных уборок изменяется:
1 этап- Освобождают помещение от предметов оборудования и т.д.. Наносят на все поверхности ( стены, окна, подоконники, двери, поверхности, пол) рабочий раствор и включают бактерицидную лампу на время экспозиции дез.средства.
2 этап- Отключают бактерицидную лампу. Производят смену спец.одежды и ветоши. Тщательно промывают чистой водой с использованием простерилизованной ветоши. Вносят продезинфицированную мебель и др.
3 этап- Бактерицидное облучение до 90 минут с учетом времени работы лампы на первом этапе, с последующим проветриванием 15-20 минут.
При применении дезинфектантов для генеральной уборки, необходимо руководствоваться рекомендациями, данными в инструкции к используемому средству. Так, применение лизафина не предусматривает последующее смывание препарата. Поверхности, обработанные лизафином-специаль после экспозиции просто протирают чистой сухой ветошью. (см. приложение)
Правила уборки процедурного кабинета.
Процедурный кабинет, как чистая перевязочная или малая операционная, предназначен для проведения манипуляций, связанных с повпременное условие работы кабинета - соблюдение правил асептики, поддержание реждением кожных покровов ( инъекций, инфузий, переливания крови ), поэтому не чистоты и порядка.
Работа начинается с утренней предварительной уборки — удаление пыли, осевшей за ночь на мебели, подоконниках, приборах, на полу и других горизонтальных поверхностях с применением дез.растворов.
Текущая уборка проводится во время работы: убираются с пола случайно упавшие шарики, салфетки и другие предметы.
В конце рабочей смены проводится проводится уборка, включающая влажное протирание стен, подоконников, мебели и пола с применением дез.средств. После уборки помещение облучают ультрафиолетовым светом, проветривают.
Генеральная уборка проводится 1 раз в неделю (фиксированный день).
Выписками приказа из 720 МЗ СССР « Положение о работе процедурного кабинета».
1. Стерильный стол накрывать 4 раза в сутки ( через 6 часов).
3. Обрабатывать руки перед началом : 2-х кратное мытье с мылом; тампоном, смоченным 70% спиртом хорошо обработать руки в течении 2-х мин.
4. Иметь график проведения генеральных уборок.
5. Иметь график кварцевания процедурного кабинета - 1 раз в 4 часа(6 раз в сутки)
6. Иметь набор для оказания экстренной помощи при анафилактическом шоке.
7. Ежедневно процедурная сестра должна ставить азопирамовую и фенлфталеиновую пробы старшая сестра - 1 раз в месяц.
8. О всех случаях постинъекционных осложнений сообщать зав.отделением.
9. Ответственность за соблюдение санэпидрежима несет зав.отделением, ст.медсестра и сестра процедурного кабинета.
Проветривание
Цель:Оздоровление, дезинфекция воздуха механическим способом. Обеспечение барьера для размножения патогенной флоры и распространения ВБИ воздушно-капельным путем. Обогащение воздуха кислородом Показания:Все помещения лечебно-профилактических учреждений. Необходимые условия:
регулярность проветривания (не реже 4-5 раз в сутки);
наличие форточек, открывающихся створок
П/№
ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ К ПРОЦЕДУРАМ
ОБОСНОВАНИЕ
1.
Предупредить пациентов, находящихся в палате о предстоящей манипуляции и получить согласие на еепроведение.
Мотивация пациента к сотрудничеству. Соблюдение прав
пациента.
2.
Определить наиболее подходящий способ проветривания (он зависит от сезона, наличия форточек, состояния пациента).
Обеспечение техничности и правильности проведения манипуляции.
3.
Попросить пациентов, которым можно ходить, покинуть палату
Обеспечение эффективности манипуляции
4.
Тяжелобольным пациентам обеспечить надежную защиту от переохлаждения:
-укрыть одеялом
-прикрыть голову
Поддерживать защитные силы организма ослабленных пациентов
5.
Открыть форточки, створки (в зависимости от сезона) на 20 мин. В летний период их можно держать открытыми круглосуточно.
Обеспечение вентиляции, дезинфекция воздуха.
6.
Закрыть форточки, створки.
Окончание манипуляции.
7.
Пригласить пациентов в палату.
Обеспечение комфортного состояния пациентов.
КВАРЦЕВАНИЕ
Цель: Уничтожение патогенной флоры в результате воздействия лучей бактерицидной лампы
Показания: Все режимные помещения ЛПУ Периодичность и продолжительности кварцеваниязависит от площади помещения( 1 вт на 1куб м ), а также от функциональной нагрузки помещения (в процедурных кабинетах, перевязочных каждые 4-6ч).
Необходимые условия:
регулярность кварцевания,
наличие стационарного или передвижного ультрафиолетового облучателя,
отсутствие пациентов и мед.персонала в помещении во время кварцевания.
П/№
ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ К ПРОЦЕДУРЕ
ОБОСНОВАНИЕ
1.
Предупредить пациентов и медперсонал о предстоящей манипуляции и попросить покинуть помещение.
Избегание возможных осложнений. Соблюдение прав пациента.
2.
Пациентам, которые вынуждены находиться в помещении во время кварцевания, обеспечить защиту глаз.
Исключить поражение глаз, чувствительных к воздействию УФО
Цель дезинфекции: удаление или уничтожение возбудителей с объектов внешней среды палат и функциональных помещений отделений ЛПУ, на медицинском оборудовании и инструментарии, предметах ухода за больными.
Все дезинфекционные мероприятия различают по видам:
-очаговая (текущая и заключительная);
-профилактическая (текущая)
Профилактическая дезинфекцияпроводится с целью предупреждения ВБИ (при отсутствии очага инфекции) во всех лечебно-диагностических и вспомогательных подразделениях ЛПУ независимо от факта постановки диагноза инфекционного заболевания. Режимы профилактических дезинфекций определяются по профилю ЛПУ.
Очаговая дезинфекцияпроводится в установленном эпидочаге (при подозрении или постановке диагноза инфекционного заболевания или осложнения).Очаговая - делится на очаговую текущую дезинфекцию, которая осуществляется в очаге инфекции, у постели инфекционного больного, проводится многократно. И очаговую заключительную после изоляции, госпитализации в инфекционное отделение, выздоровление или смерти больного с целью полного освобождения инфекционного очага от возбудителей заболевания.
Объем профилактических дезинфекционных мероприятий зависит от профиля
лечебного учреждения и определяется требованиями основных нормативных
документов по профилактике внутрибольничных инфекций и санитарно – противоэпидемическому режиму - Приказы МЗ СССР:
№ 720 от 31.07.78г« Об улучшении медицинской помощи больным с гнойными
хирургическими заболеваниями и усилении мероприятий по борьбе с ВБИ»;
№ 408 от 12.0789г«О мерах по снижению заболеваемости вирусными гепатитами в стране»;
№ 916 от 4.07.83г « Об утверждении инструкции по санитарно-
противоэпидемическому режиму и охране труда персонала инфекционных больниц»;
СП 3.5.675-97«Гигиенические требования к учреждениям, организациям,
предприятиям и лицам, занимающимся дезинфекционной деятельностью»;
Отраслевой стандарт 42-21-2-85,определяющий методы, средства и режим дезинфекции и стерилизации ИМН (шприцев, игл, инструментария);
САН эПиН 5 179-90г. МЗ, М.,1990г., определяющие санитарное содержание различных помещений стационара, оборудования, инвентаря, личную гигиену пациентов и обслуживающего персонала.
Методы и способы дезинфекции
методы
способы
применение
механический
проветривание
Палаты, коридоры, функциональные, вспомогательные помещения и кабинеты
вытряхивание, выбивание, выколачивание, использование пылесоса,
побелка,
окраска
В настоящее время неоправданно забыты и не используются Эффективность этих методов составляет более 80% и при этом исключается риск развития аллергических реакций у пациентов и персонала на используемые дезинфектанты
Влажная уборка, мытье в т.ч. рук
Поверхности помещения, оборудования, руки
физический
Нагрев, кипячение
Изделия из стекла, металлов термостойких материалов
Изделия из стекла, металлов, термостойких полимерных материалов(без упаковки, в сухожаровом шкафу при t-120°С, экспозиция 45 минут с момента достижения заданной температуры)
воздействие паром
Изделия из стекла, металлов, термостойких полимерных материалов под избыточным давлением в 0,5 атм. и температура 110°С, экспозиция составляет 20 мин.. Используется редко.
УФО (руководство Р 3.1 683-98)
Обеззараживание воздуха и поверхностей палат, функциональных помещений и кабинетов
Использование солнечных лучей
Одеяла, матрасы, подушки
химический с помощью химических веществ (антисептиков и дезинфектантов)
Погружение (замачивание)
ИМН, предметы ухода за больными, уборочный инвентарь, посуда
засыпание
Биологический материал
орошение
Крупные приборы, большие поверхности (стены, мебель)
При поведении обеззараживающих мероприятий немаловажное значение имеет корректное, в правовом отношении использование дез.средств. Это означает: исполнение требований, предъявляемых как к самому дез.средству, так и к лицам их использующим. Сложность в организации и проведении дезинфекционных мероприятий в ЛПУ, состоит в том, что они должны проводиться в основном, в присутствии больных и при непрерывающейся деятельности медицинского и обслуживающего персонала.