Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Журналист и редакция: проблемы взаимоотношений



Журналист защищен юридически от давления редактора. Однако в российском законодательстве отсутствуют нормативные документы, определяющие взаимоотношения редакции и владельца издания. Большие проблемы возникают и с новыми технологиями. С одной стороны, они активно используются, с другой – в условиях обеднения многих СМИ прогресс в техническом обеспечении прессы, особенно местной, тормозится: если, например, Владимир обеспечен современной компьютерной техникой, то в Ярославле даже для областных изданий компьютер является редкостью, что сказывается на качестве работы редакций. Эти проблемы можно решить только в результате общего сдвига в экономике или с помощью специальных мер, направленных на снижение цен на компьютерную технику.

Обязанности журналиста:

1. Готовит информацию для изданий.

2. Осуществляет подготовку информационных материалов на заданные темы согласно требованиям редакции и предоставляет в виде, предусмотренном редакцией.

3. Готовит вопросы для интервью, назначает встречи, выезжает на место их проведения, проводит интервью.

4. Обрабатывает информацию, собранную в ходе интервью. Представляет эту информацию в виде информационных материалов в определенном жанре.

5. Производит проверку достоверности информации. Редактирует материалы, следит за точностью фактических данных: цифр, имен, фамилий.

6. Готовит информационные материалы в соответствии с графиком, утвержденным главным редактором.

Журналист должен знать:

- законодательство о СМИ;

- основы издательской деятельности и производства;

- методы подготовки материалов для печати;

- методы редактирования;

- грамматику и стилистику языка;

- методы интервьюирования;

- журналистскую этику;

- средства компьютерной техники, коммуникации и связи.

 

А дальше идёт пример журналиста, реально сталкивающегося с проблемами «журналист – редакция».

Не знаю как кому, но лично мне изучать журналистскую этику пришлось не только на разного рода семинарах, но и (главным образом) на собственном опыте. Опыт тоже был разный, опишу лишь несколько, на мой взгляд, самых характерных случаев.

В то время, несмотря на должность в администрации издательского дома, свое отношение ко Дню работников печати лично я мог выразить примерно как «до лампочки» или даже «до фонаря». Впрочем, пописывали в том ИД практически все (по крайней мере, бухгалтеры, секретари, дизайнеры-верстальщики и сисадмины – это точно), а тут еще мой непосредственный начальник надыбал в какой-то аптеке буклет с описанием разных видов презервативов, сделал нечто типа конспекта и показал одному из редакторов, точнее, редакторше. Та предложила текст «причесать», на что шеф ответил, что делать этого не будет, потому как не умеет, а материал она может использовать по своему усмотрению. В результате редактор все сделала сама, но гонорар, тем не менее, ему заплатила. Причем, очень даже неплохой.

В общем, увидев такое дело, где-то через пару дней – «Уж мне-то сам бог велел!», - принес и я свой первый материал (в курилку, благо, что курилка была общая). Редактор посмотрела и сказала: «Неформат. Вот если бы…» Я ответил, что если публиковать, то только как есть и отнес в другую редакцию, где его, кстати, сразу приняли. Так, собственно и началась моя «писательская» деятельность. Второй материал (опять же в курилку) я принес где-то еще через неделю.

Случай первый

Редактор прочла.

- Ты его публиковать собираешься? – спрашивает.

- Если опубликует кто-нибудь...

- Тогда...

В общем, объяснила, о чем писать категорически запрещено, как не рекомендуется и что нежелательно. Где-то я последовал совету, что-то принял к сведению, а на что-то – наплевал. Ну а поскольку журналисткой кухни тогда еще не знал и в ситуацию не въехал – отнес в другую редакцию.

Через пару дней наш редактор меня (дело опять же было в курилке) спрашивает: «Как материал?» - «Нормально! – отвечаю. – Отдал на публикацию…» Тут-то я и узнал, почему так делать нельзя (мягко говоря): а) редактор потратила на меня время, б) материал уже стоял в плане, в) работникам ИД (всем, а не только журналистам) специальным приказом запрещено публиковаться в чужих изданиях, не показав материал предварительно кому-нибудь из своих. Но я-то об этом не знал! В общем, извинился, и больше так никогда не делал. Чесслово.

Случай второй

Это случилось, когда я уже года полтора числился штатным корреспондентом и таскал в кармане корочки с надписью «ПРЕССА». Принес главреду материал, та посмотрела: - Не, - говорит, - это мы публиковать не станем – хватит и так неприятностей. Ну, нет, так нет. Скинул по электронке в другое место (гонораров там, правда, не платили, зато публиковали не совсем угодные для власти вещи) и забыл про него: информация и точно была «жареная». Через неделю примерно вызывает к себе генеральный:

- Ты что, на сторону стал работать? Почему город шумит, а я ни сном, ни духом?

О чем речь я, почему-то, понял сразу.

- А в чем, собственно, дело? – отвечаю. – Главред сказала «Нет!», вот я и… Не конкурентам, заметьте…

В общем, с тех пор все материалы пришлось показывать лично генеральному, а я узнал одну из причин, по которой журналистам иногда приходится писать под псевдонимом.

Случай 3

Подходит ко мне очень хороший знакомый.

- Помнишь, ты как-то материал про факира писал?

- Конечно!

- Надо помочь человеку! Как бы о нем в других изданиях пару материалов сделать?

- Да легко! – говорю. – Ему же, главное, не кто и что напишет, а как?

- Ну да, в общем-то…

Материала было полно (тем более что диктофонная запись беседы сохранилась), так что я просто разбил его на части, сообразуясь с форматом предполагаемых изданий. В одно, например, отправил кусок о том, сколько стоит реквизит и одежда факира, в другое – психологические аспекты профессии, в третье…

Короче, в наиболее «желтое» издание был отправлен кусок, сплошь состоявший из вопросов типа: Почему Вы «глотаете» огонь, а, скажем, не пихаете горящий факел в эн-ное место? (Видел подобный трюк в каком-то буржуйском фильме.) А факир «честно» отвечал, что технически это вполне выполнимо (надо только сбрить где надо волосы и разработать соответствующее отверстие)…

Разослал я этот стеб по редакциям, указав координаты факира, да и забыл. Потом одна из газет попалась на глаза: нет, не мой стеб, а профессионально подогнанный под формат издания текст – видно, что журналист, как минимум, лично беседовал с ньюсмейкером. Моим ньюсмейкером, заметьте.

Случай 4 (последний)

Зашел как-то – то ли по делу, то ли просто в гости - в редакцию, в которой долгое время числился в штате. Подходит журналистка из старых – не в смысле возраста, а в смысле устоев – и спрашивает: - Это ведь твой материал (называет), можно я цифры из него использую? – Да, конечно, - отвечаю. – Цифры точные, из первых рук. – Да я не о том! – говорит. – Можно я на тебя ссылаться не буду?..

В общем, собственное мнение (не важно какое) на счет этики отношений журналист – редакция лично я для себя составил, но хотелось бы знать мнение коллег, да и «третьих лиц» тоже.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.