Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Журналистика как фактор социального управления



И так, журналистика несет аудитории информацию, с помощью которой создает информационную картину мира, способствующую регулированию отношений реальной действительности с носителями этой картины мира. Отсюда следует, что журналистика управляет потребителем информации, воздействует на формирование его сознания и мнения именно при помощи создания картины будущего.

Вообще, процесс управления – это такой процесс, который приводит к некоторым изменениям в структуре, деятельности и состоянии самого объекта, на которого непосредственно направлен этот процесс. Управление может быть целенаправленным с ярко выраженными и поставленными целями и задачами. Такое управление наиболее четко прослеживается в журналистском материале. Однако даже если кажется, что материал не несет в себе ярко выраженной управленческой функции, то не стоит говорить о том, что ее вовсе нет. Управленческий процесс рождается в результате возникновения новых задач журналистики. Это же в свою очередь происходит за счет их неизбежного возникновения после осуществления какой-либо одной задачи. Таким образом, получается, что процесс управления массовой аудиторией является неминуемым и непосредственным спутником журналистской деятельности и движения общества в целом.

Однако не стоит думать, что журналистика всесильна в своем управляющем воздействии на аудиторию. И это зависит не только от того, что журналисты не обладают полнотой знаний о нуждах, потребностях общества или они не обладают достаточно развитыми творческими способностями. Многое, а возможно и большая часть управленческого процесса, зависит от того, насколько активно ведет себя аудитория. Не стоит забывать и о том, что общество само способно формировать систему представлений об окружающем его мире и действительности. Оно может просто не принять поступающую от журналистов информацию об изменениях во внешней и внутренней обстановках, или отнестись к ней крайне критически. Тем более следует принимать во внимание и то, что различные СМИ по-разному преподносят одну и ту же информацию, расставляя акценты на различные компоненты материала. Отсюда видно, что процесс управления не несет жесткого назидательного характера. Это происходит в том случае, если органы СМИ лишь частично учитывают действительные потребности, интересы и запросы аудитории. Если же массово-информационный орган действует высокоэффективно, то есть учитывает выше перечисленные факторы и действует слаженно и едино направленно, то сила его влияния на потребителя может оказаться высокой и вероятность добиться управления сознанием аудитории также возрастает.

Однако такая способность журналистики воздействовать на аудиторию заставляет журналиста особенно важно отнестись к процессу подготовки материалов, потому как именно на нем лежит ответственность за то, как будет формироваться сознание общества, по какому именно пути пойдет поток информации, направляемой к нему.

Управленческие возможности журналистики делают ее «четвертой властью» (помимо властей судебной, законодательной и исполнительной). Проявление журналистики в этом обличии можно проследить в ее возможности принимать участие в социально-политической жизни общества (например, воздействие на принятие решений социальными институтами) и характерных особенностей влияния на сознание и направленность поведения общества в целом.

В связи с тем, что роль журналистики в общественно-социальной жизни общества все возрастает и возрастает, возникает требование информационной прозрачности, то есть наибольшей доступности и понятности информации каждому члену массовой аудитории. Также возникает и потребность в расширении возможностей доступа журналистов к источникам информации, так как если журналист как информатор не обладает полным спектром материала по тому или иному вопросу, то аудитория получает информационный поток несколько искаженным, кривым и неполным. Однако не стоит в этих случаях забывать и о том, что журналист не должен нарушать юридические и морально-этические нормы. Говоря о нравственной стороне проблемы, следует обращать внимание не только на прописанные законом требования, но и, прежде всего, на собственные моральные устои. И, скорее, личностные качества журналиста играют большую роль в формировании его социальной позиции. В зависимости от того, какой путь выбирает журналист, какой позиции он придерживается, интересы какой социальной группы он защищает, меняется и степень влияния выдаваемой им информации на потребительские массы, деятельность социальных институтов и их активность.

В теории журналистики выделяют три типа социальной позиции журналиста (схема №3):

1) консервативная;2) реакционная;3) прогрессивная.

 

Консервативная позиция журналиста нацелена на укрепление уже существующего порядка вещей и поддержания в обществе тех настроений, которые присутствуют на данный момент. Данная позиция не предполагает каких бы-то ни было изменений в общественной жизни. Она не требует от аудитории «побега» от разрешения наличествующих проблем или, наоборот, как можно скорее разъяснить все «висячие» вопросы. Если же у журналиста сформировалась реакционная социальная позиция, то его задачей становится направление потребительских масс общества на попятное движение, на регресс, а не на развитие общественного сознания. А вот журналисты, обладающие прогрессивной социальной позицией, всегда будут стремиться к борьбе за лучшее будущее. Они ставят перед собой задачи, которые бы способствовали развитию и большему проявления творческих способностей, как личности, так и человеческого общества в целом. И это не только творческое развитие, но и экономическое, социальное, политическое и культурное. Однако в данном случае не стоит забывать и о том, что журналист, стремясь к благородным целям, может забыть реальную картину мира и представить аудитории модель «желаемого будущего», отвлеченную от реальности. Поэтому журналисту необходимо выбирать путь информационного воздействия на аудиторию и помнить о том, что на нем лежит ответственность за формирование общественного мнения и сознания.

Необходимо также отметить и то, на чем же непосредственно основывается та или иная социальная позиция журналиста. Во-первых, на согласованности общечеловеческих ценностей с интересами различных социальных групп. Во-вторых, на самосознании журналиста, на понимании того, какое место он занимает в социальной структуре общества. Именно через ясное представление журналистом своей социальной позиции и через последовательное проведение ее в жизнь формируются и принципы журналистской деятельности, соответствующие морально-этическим нормам:

- правдивость;- достоверность;- патриотизм;- национальная гордость;- интернационализм; - демократизм;- гуманизм;-объективность.

Соблюдение принципов журналистики во многом позволяет добиться в большей степени влияния на сознание массовой аудитории и на формирование ее мнения путем управления.

Вообще же, массовая информация на протяжении многих столетий играла важнейшую роль в обеспечении успеха деятельности тех или иных социально-политических сил. Во все времена была, есть и будет информационная борьба общественно-политических сил, так как это неизменный спутник их столкновений в борьбе за «победу». «Информационные войны» ведутся всегда между теми или иными социальными силами, при чем с применением различных сомнительных средств, порой нарушающих морально-этические нормы и устои. Во времена «железного занавеса» глушились все иностранные передачи, проводилась контрпропаганда. Для воздействия на население применяли дезинформацию. Это не отсутствие информации вообще, а подача заведомо ложной информации. Цель такого поступка в том, чтобы создать в обществе ложную систему ориентаций и мировоззрения, сформировать искаженную картину мира, действительности, поставить перед аудиторией ложные цели и ценности. Происходит своего рода информационная агрессия, отчуждающая определенные слои общества. Средства, при помощи которых осуществляется проникновение дезинформации в общественно-социальную среду, весьма разнообразны: это может быть как прямая ложь, так и «полуправда», и распространение слухов, которые в некоторых случаях оказываются верными, и утаивание сведений, и неверная расстановка акцентов в сообщаемой информации и т.д. Проникновение такой информации в общество формирует неадекватную реакцию на мировые проблемы.

Для создания единого информационного пространства, которое могло бы в дальнейшем развиваться и прогрессировать, необходимо единое взаимодействие коммуникационных систем. Действия же разнонаправленных общественно-политических и массово-информационных органов порождают новые и новые конфликты, которые требуют как юридического вмешательства, так и саморегулирования морально-этических норм у участников этих конфликтов.

Говоря об «информационных войнах», необходимо отметить то, что они возникают не только в период мировой нестабильности и не только на мировой арене, но и в самом информационном поле одной страны. Особенно остро это чувствуется в те моменты, когда идет предвыборная борьба. Противники в таких случаях стараются любыми способами, даже противоречащими нравственным устоям, добиться власти. В связи с этим возникает вопрос об информационной безопасности страны применительно к деятельности СМИ. Информационная безопасность предполагает выдачу объективной и проверенной информации о действительности, а также независимость массово-информационных органов. А поскольку практически все СМИ зависят от политических структур, то, соответственно, в большей степени будут выдавать те информационные потоки и материалы, которые удобны данной политической структуре или другому органу, от которого они зависят. Несомненно, они учитывают и интересы массовой аудитории, поскольку все-таки журналист несет ответственность за формирование общественного мировоззрения и мнения.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.