Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Блок 2. «Исследовательская деятельность»



 

1) Ватман Анна «Литература и Философия: Тематизация и иллюстрация».

 

Данная работа представляет собой авторскую методику преподавания современной философии (19-21 век) на материале художественной литературы. Во введении к работе даётся общий анализ взаимодействия философии и литературы, демонстрируется двухсторонний характер отношений между этими сферами духовной культуры, их взаимовлияние и взаимообогащение. Указана степень разработанности проблемы: проведён краткий историко-философский анализ существующих на данный момент работ западных и отечественных мыслителей, посвященных исследуемой проблеме. Автор демонстрирует важные изменения, произошедшие в 20 веке в самом языке философствования. От категорий, которые можно было определить чётко и однозначно, происходит переход к концептам, более «расплывчатым», трудно определимым с помощью языка науки и наукообразной философии. В связи с этим Анна предлагает обратиться к языку художественной литературы, который может, по её словам, стать тем материалом, который поможет лучше уяснять и иллюстрировать концепты современной философии. Задача, которую ставит перед собой автор, - рассмотреть, как можно соотнести и прояснить некоторые философские понятия с помощью художественных произведений.

Что же полезного для философии и для преподавания философии видит автор в своём проекте? Главным обоснованием этого проекта автор считаю тот факт, что, так как многие концепты современной философии очень нагружены повседневным, обыденным смыслом, перенесение концепта в область искусства помогает раскрывать его значение в качестве философского, символизировать, обогащать.

Данный проект имеет прикладной характер, и метод, разрабатываемый автором, может быть продуктивно использован в преподавании философии. Интересно, что это единственный из всех представленных в этом году проектов, в котором акцент сделан именно на преподавании философии, что представляется странным, с учётом специфики факультета. Преданность автора проекта своей специальности заслуживает особого внимания.

Методология, разрабатываемая автором, предоставляет возможность работы с терминами, понятиями, представлениями, не поддающимися определению или трудными для понимания и, при применении в практике преподавания, способствует более всестороннему развитию студентов-философов. Вместо определения понятия, как это делалось в классической философии, автор проекта предлагает его тематизацию и иллюстрирование, что позволяет расширить и углубить смысл концепта, не искажая его.

Актуальность темы обусловлена особенностями языка современной (конец 19, 20 и 21 век) философии и вытекающей из этого необходимостью поиска новых, альтернативных методов в её преподавании. Автор работы отдаёт себе отчёт в том, что предлагаемый им метод познания вряд ли может быть превалирующим в академической философской среде, однако как вспомогательный, способствующий общему развитию, он может быть очень полезен. Умение работать с произведением искусства на философском уровне в принципе не может быть лишним.

В третьей части работы автор предлагает нашему вниманию структуру и план возможного занятия, выстроенного в соответствии с вышеописанной методикой. Это придаёт работе ярко выраженный прикладной характер, работа может служить инструкцией для преподавателя философии, желающего разнообразить свои методы. Автор даже предоставляет нам список литературы, которую можно задавать студентам в качестве домашнего задания для подготовки к занятиям по данной методике. Автор отдельно оговаривает специфическую роль преподавателя в подобного рода занятиях, которая сводится к формально-регулирующей, но не к доминирующей.

В четвёртой части работы автор рассказывает о своём личном опыте участия в деятельности философского интернет-семинара, проводимого преподавателем философского факультета СпбГУ. Ценность данного примера состоит в его конкретно-наглядном характере, это личный опыт автора, что придаёт работе особенную живость и аутентичность.

В пятой части работы автор приводит конкретный пример концепта, который можно разбирать на семинарах, и приводит цитату из текста философа Мартина Хайдеггера, а также в качестве иллюстрирующего концепт литературного текста предлагает новеллу Мопассана. Затем автор предлагает свою собственную философскую интерпретацию двух романов Франца Кафки - «Процесс» и «Замок», на примере которых иллюстрируются понятия «в-себе-бытие» и «для-себя-бытие», а также понятия «субъект», «объект», «власть».

Недостатки работы:Недостаточно артикулирована связь данной работы с педагогикой, хотя эта связь просматривается как само собой разумеющаяся. Но всё-таки, я считаю, что было бы лучше проговорить её отдельно, опереться на известные педагогические исследования в данном направлении.

 

Однако, автор демонстрирует блестящие знания в области литературы и философии, эрудированность, начитанность и оригинальность мышления. Структура работы последовательна, представлены цели, задачи, раскрыта актуальность темы. Содержание работы полностью соответствует заявленной теме. Данная работа представляет собой плод самостоятельной исследовательской деятельности, это оригинальная самобытная концепция, которая тщательно проработана и подкреплена примерами. Работа заслуживает оценки «отлично».

 

2) Леженина Алина «Методика преподавания иностранных языков».

 

В данной работе предпринимается краткий экскурс в историю различных методик преподавания иностранных языков. При этом основной акцент автор делает на современные коммуникативные методики преподавания, наиболее широко распространенные в современном мире в данный момент и, на взгляд автора, наиболее действенные. Коммуникативный подход к овладению иностранными языками подразумевает, что общение, успешное взаимодействие – одновременно и метод изучения иностранных языков, и его наивысшая цель. Также в работе уделено внимание малоизвестным в России и неоднозначным методикам обучения, совмещающим обучение иностранному языку с формированием нового, одновременно критического и творческого подхода к современной культуре.

Первая глава представляет собой исторический анализ смены отношений к иностранным языкам и методов их преподавания. Автор демонстрирует глубокое знание истории своего предмета, что придаёт работе академичный, основательный характер серьёзного исследования. Автор делает особенный акцент на сломе парадигмы: сдвиге внимания преподавателей иностранного языка с языковой системы как основного объекта обучения на речевое действие, речевое поведение человека, говорящего на иностранном языке. С этого момента, по мнению автора, и можно говорить о становлении современных подходов в преподавании иностранного языка. Автор обращает внимание не только на западную традицию, но и на отечественную линию.

Особенный интерес в данной работе представляет глава о современном методе «Догма», который одновременно является и методикой преподавания иностранного языка, и формой социальной критики. Подход Догмы ценен тем, что он позволяет наладить учебный процесс даже в ситуации, когда учебные пособий оказываются недоступными, например, по финансовым причинам. Сторонники Догмы утверждают, что они не столько против учебников, сколько за учеников, и в этом равняются на других сторонников критической педагогики. Подход Догмы включает в себя критическое отношение к некоторым продуктам современной культуры, поиск скрытых в них идеологических коннотаций. Данная методика, малоизвестная в России, представляет безусловный интерес для тех преподавателей, которые хотели бы сделать свои занятия более современными. Интерес представляет также и глава, посвящённая использованию Web 2.0 в обучении иностранным языкам. В этой главе автор предлагает различные варианты использования сети Интернет в обучении иностранным языкам, что придаёт работе современный, актуальный характер.

Данная работа носит скорее теоретический, обзорный характер и может служить неплохим пособием для начинающих преподавателей иностранных языков, которые хотят ознакомиться с широким спектром существующих методик. Автор приводит и конкретные планы занятий по тем или иным методикам, что может служить переходом к прикладным исследованиям в данной области.

Недостатки работы: На взгляд эксперта, название работы слишком размыто. Мало сносок на источники, что делает затруднительной оценку актуально использованных автором источников. Рекомендация к данному проекту: возможно, было бы интереснее сократить историческую часть работы, сконцентрироваться на методе Догма и смоделировать занятие по подобной методике. Таким образом можно было бы придать работе характер проекта, то есть, более прикладной, а не реферативный, характер.

 

Учитывая некоторые вышеописанные недочёты, но оценивая объём (20 страниц), качество и регулярность работы как высокое, эксперт выносит вердикт, что данная работа заслуживает оценку «хорошо».

 

Итог: оценка «хорошо»

3) Винников Роман, Семёнов Александр, Перевалов Евгений, Ефимов Андрей, «Высшее и университетское образование в России».

Цель данного проекта - подробно осветить процесс исторического становления университетского образования в России и конкретно сосредоточится на тех проблемах и тенденциях, которые имеют место в жизни современных российских университетов. В первой главе авторы предлагают исторический очерк становления университетского образования в России. Особое место здесь отведено петровской эпохе и Санкт-Петербургскому Государственному Университету. «Патриотизм» авторов проекта, их внимание и интерес к Alma Mater не может не быть особо отмечен. В связи с таким акцентом на историю СпбГУ данный проект может быть переработан в брошюру, которую можно выдавать абитуриентам и первокурсникам нашего Университета для их ознакомления с историей и традициями второго ведущего ВУЗа в стране.

Вторая глава работы посвящена общему обзору университетской системы образования в современной России. В этой главе авторы анализируют то, каким образом слом политического и социального устройства в России в конце 80х-начале 90-х повлиял на перемены в системе высшего образования. В этой главе анализируются позитивные и негативные изменения в системе образования, демонстрируется смена представлений о целях и задачах образовательного процесса в ВУЗе. Указывается на необходимость реформирования высшего образования и, что особенно ценно, предлагаются позитивные программы по реформированию образования, цели и задачи реформ.

В третьей главе даётся анализ влияния Болонского процесса на университеты России. Авторы справедливо замечают, что в рамках изучения такой дисциплины, как педагогика, необходимо иметь представления о процессах происходящих внутри системы образования родного государства. Поэтому авторы работы разбирают подробно, в чём состоит суть Болонской декларации, а также приводят различные аргументы за и против данного процесса. Они также указывают на последствия введения болонской системы в России, представляя их в виде последовательного списка. Осмысляется также и недавнее постановление президента РФ о придании СпбГУ и МГУ особого статуса, анализируются возможные последствия данного постановления, как позитивные, так и негативные.

Работа носит теоретический характер, представляя собой оригинальный анализ студентами ситуации в современном высшем образовании. Подобная работа, без сомнения, является полезной, так как освещает актуальную обстановку в сфере ВУЗовского образования. Она может быть доведена до уровня полноценной статьи и опубликована, например, в «Gaudeamus» и других студенческих изданиях. Тема работы, безусловно, актуальна, так как авторы затронули такие современные реалии как болонский процесс, универсализация образования и т. п. Безусловным достоинством работы является её структурированность, использование таблиц и схем.

Недостатки работы: по непонятным причинам пропущен советский период в развитии университетского образования. Также в работе мало сносок.

Однако, учитывая объём работы (32 страницы), внушительный список литературы (14 источников) и глубокий, обстоятельный анализ, а также выполнение работы в срок и успешную защиту работы, эксперт выносит вердикт, что данная работа заслуживает оценки «отлично». Каждый из участников внёс равномерный вклад в написание работы, что было выяснено экспертом в ходе личных бесед с участниками проекта в течение семестра. Поэтому каждый из участников в отдельности также заслуживает оценки «отлично».

 

Оценка по участникам:

· Винников Роман - «отлично»

· Семёнов александр - «отлично»

· Ефимов Андрей - «отлично»

· Перевалов Евгений - «отлично» Объём — 32 страницы

 

4) Александров Александр, «Адекватность применения ПК в образовательном процессе».

 

Данный проект представляет собой общий аналитический обзор компьютеризации образования и анализ конкретных возможностей использования персонального компьютера в обучении. Рассмотрена роль персонального компьютера как для преподавателей, так и для учеников. Освещён ряд проблем, возникающих в связи с использованием ПК в образовательном процессе, что составляет плюс работы, так как придаёт ей критико-аналитический характер. Автор также приводит ряд «мифов» и предубеждений, возникающих у более консервативной части преподавателей и учителей в связи с компьютеризацией, и указывает, в чём они действительно правы, а в чём их предрассудки тормозят модернизацию образования.

В практической части работы автор раскрывает особенности использования ПК на конкретных примерах. Во-первых, это обучение детей в младших классах. В этой части даны практические советы педагогам, собирающимся проводить занятия с использованием ПК. В качестве иллюстрации автор приводит методический комплекс «Радуга в компьютере», подробно описывает задания, входящие в комплекс. В качестве второго примера автор приводит использование компьютера на уроках ИЗО и конкретные задания, которые можно давать ученикам на подобных уроках. В заключении работы в тезисной форме представлены выводы из предыдущих глав.

Достоинством работы является использование таблиц, последовательность изложения, доступный, и вместе с тем, достаточно академичный язык. Данная работа может представлять интерес для начинающих преподавателей при подготовке к использованию ПК в их профессиональной деятельности.

Недостатки работы: работа носит очень общий характер, излагает достаточно очевидную информацию и не очень актуальна. Было бы гораздо интереснее и перспективнее рассмотреть более глубоко и наглядно одну конкретную форму использования ПК в обучении и привести конкретный план урока с использованием компьютера. Также разочаровывает список литературы (всего 5 источников) и отсутствие сносок. Складывается впечатление, что данная работа не представляет интереса для автора, и он сделал её «для галочки».

В целом, учитывая невыполнение требований по срокам сдачи работы и отсутствие мультимедийной презентации, данный проект заслуживает оценки «удовлетворительно».

 

Итог: оценка «удовлетворительно»

 

 

Заключение:

1) Сводная таблица оценок:

 

Название проекта Фамилии участников Оценка
Использование и внедрение визуальных методов в преподавании Датиева отлично
Использование мультимедийных презентаций в коррекционных школах 1 вида Загрядская Художилов отлично
Развитие пространственного мышления у детей дошкольного возраста Галактионова Власичева Бочарникова отлично
Художественная литература и философия Ватман отлично
Методика преподавания иностранных языков Леженина хорошо
Университетское образование в России Винников Семёнов Перевалов Ефимов отлично
Адекватность использования ПК в образовательном процессе Александров удовлетворительно

 

 

2) Общий вывод из анализа проектов:

 

По выбору тем проектов мы видим общий интерес к визуальным методам, что вполне понятно в силу актуальности данной тематики. Интересно также отметить общую тенденцию к поиску новых способов организации учебного процесса, новых методов преподавания, причём не только визуальных. Это говорит о том, что рефлексия, критика и поиск новых путей в области педагогики необходимы постоянно! Меняется общество, меняются реалии жизни, меняется сознание людей, и вместе с ними должны меняться и педагогические стратегии. Приятно осознавать, что студенты-философы улавливают общие настроения современной педагогики.

Однако надо заметить, что работы в большинстве носят теоретический характер, в то время как они могли бы быть больше сориентированы на педагогическую практику. Как мне представляется, специфика проектов по педагогике состоит именно в прикладном характере разработок, которые можно было бы использовать в реальной практике преподавания. Следует отметить успешные попытки авторов некоторых проектов двигаться именно в этом направлении. Остаётся надеяться на то, что данный вид творческого задания будет продолжать практиковаться в ВУЗах, так как он стимулирует творческую активность, интеллектуальную деятельность студентов и даёт им хотя бы на время почувствовать себя на месте преподавателей, разрабатывающих учебные планы занятий. Безусловно, форма проектов позволяет сориентироваться на самостоятельную работу без «наставников», мотивироваться, активизировать весь свой потенциал на выполнение оригинальной творческой работы.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.