Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

КОРАБЛЕКРУШЕНИЯ И КАТАСТРОФЫ



В некоторых случаях невидимые помощники могут предупреждать казавшиеся неминуемыми катастрофы значительного масштаба. Не раз, когда капитан судна, не подозревая того, опасно сбивался с курса из-за какого-нибудь неизвестного течения или ошибки в расчётах, оказывалось возможным предотвратить крушение, постоянно внушая ему мысль, что не всё обстоит благополучно. И хотя такое внушение обычно представляется физическому сознанию капитана, как простая интуиция, смутное предчувствие, всё же если оно будет настойчиво повторяться, он почти обязательно обратит на него внимание и примет те меры предосторожности, которые будут ему внушены.

Например был случай, когда капитан маленького торгового судна, находясь гораздо ближе от земли, чем предполагал, почувствовал сильное желание бросить лот; и хотя некоторое время он противился этому — как ему казалось — излишнему и странному желанию, но наконец, колеблясь, всё же отдал приказ сделать это. Пораженный результатом замера, он сразу же изменил свой курс и удалился от берега. Но лишь когда наступило утро, он понял, как близок был к ужасному крушению.

Однако, часто катастрофа имеет кармический характер и вследствие этого не может быть предотвращена, но не следует думать, что в таких случаях помощь невозможна. Если люди, застигнутые катастрофой, должны умереть и не могут быть спасены, всё же во многих случаях остается возможность подготовить их к ожидающей их участи, а затем и помочь им в посмертном состоянии. Можно прямо заявить, что где бы ни случилась большая катастрофа, туда обязательно направляются невидимые помощники.

Одним из таких из случаев было крушение корабля "Драммонд Кастл" возле острова Уэсан, а другим — ужасный ураган, опустошивший город Сен-Луи в Америке. В обоих случаях помощники приступили к делу заблаговременно и в течение нескольких минут делали всё возможное, чтобы успокоить умы людей и придать им более высокий настрой, тем уменьшив возможное потрясение. Но основная работа при обеих этих катастрофах происходила на астральном плане, после того, как жертвы покинули свои физические тела, но об этом мы будем говорить позже.

С грустью приходится констатировать, как часто, когда катастрофа уже неминуема, всё участие невидимых помощников разбивается о дикую панику, царящую среди людей, находящихся в опасности, или, что ещё хуже, о безумную вспышку пьянства среди тех, кому они пытаются помочь. На многих затонувших судах люди были почти поголовно пьяны, и поэтому невозможно было помочь им ни перед смертью, ни долгое время спустя после неё.

Если кому-нибудь из нас случится оказаться в неминуемой опасности, где уже ничего нельзя предпринять, следует вспомнить, что помощь всегда близка и что только от нас зависит, будет ли задача помощников затруднена или же облегчена. Если мы встречаем опасность спокойно и мужественно, твердо зная, что она не может повредить нашему истинному "я", то наш ум будет открыт и готов получить руководство, которое нам стараются дать помощники, что будет для нас самым лучшим, будь его целью спасение нашей жизни, или, если это невозможно, помощь в спокойном прохождении через смерть.

Этот последний род помощи нередко оказывается как во время несчастных случаев с отдельными людьми*, так и при более общих катастрофах. Чтобы было понятно, что мы имеем в виду, достаточно привести один пример. Несколько лет тому назад во время одной из сильных бурь, которые наделали много бед вокруг побережья Англии, в открытом море была опрокинута рыбачья лодка. На её борту были лишь старый рыбак и мальчик, и в течение нескольких минут старик ещё мог держаться за перевернутое судно. Нельзя было ожидать никакой материальной помощи, а если бы даже кто-то и заметил утопающего, — помочь ему при такой страшной буре было совершенно невозможно. Рыбак знал, что не было никакой надежды на спасение, и что смерть для него была вопросом лишь нескольких минут. При этой мысли ужас его был невыразим, и он особенно обострялся в этом захватывающем одиночестве огромной, ревущей водяной пустыни. Он также беспокоился о жене и детях и о трудностях, которые выпадут на их долю после его внезапной смерти.

__________
* Как пример подобной помощи можно привести следующий случай: крепко спавший за несколько мгновений до крушения пассажир был разбужен сильным хлопаньем дверцы фонаря, находившегося над его головой. Он проснулся и своевременно выскочил; вслед за чем диван, на котором он спал, оказался буквально сплющен. — Е.П.

Помощница, увидавшая его бедственное положение, попробовала ободрить его, но убедившись, что он был слишком взволнован, чтобы воспринять какое бы то ни было внушение, она решила показаться ему, чтобы сделать свою помочь более действенной. Рассказывая этот случай, она отметила как чудесно преобразилось лицо рыбака, когда он увидал её. Увидав над собой на обломке судна её светящийся облик, он естественно подумал, что ангел был послан к нему для того, чтобы поддержать его в минуту гибели; потому он почувствовал, что не только он сам будет охраняем в смертный час, но что и близкие его не будут покинуты. Так что когда через несколько минут наступила смерть, состояние его духа совершенно отличалось от того ужаса и смятения, которые угнетали его ранее, а когда в астральном мире к нему вернулось сознание, первое, что он увидел, был тот же "ангел" и он сразу почувствовал к нему доверие и полную готовность принять его советы в том новом существовании, которое раскрылось перед ним.

Немного позднее той же помощнице пришлось исполнить подобную же задачу. Вот как она рассказывала случившееся:

"Вы помните пароход, который погиб в циклоне в конце ноября. Я направилась в каюту, где были заперты двенадцать женщин, и нашла их в самом страшном отчаянии, рыдающими и стонущими от ужаса. Судно должно было потонуть, помощь была невозможна и разлука с этим миром в состоянии такого неистовства была бы плохим вступлением в потусторонний мир. Чтобы их успокоить, я материализовалась, и конечно, бедные женщины приняли меня за ангела. Они все упали на колени и умоляли меня спасти их. Одна из них положила ко мне на руки своего младенца, умоляя хоть его спасти от гибели. Я начала их успокаивать и вскоре они затихли; малютка заснул, улыбаясь; женщины впали в забытье, а я внушала им представление о небесном мире; они оставались в забытьи, когда судно окончательно пошло на дно. Я спустилась с ними, чтобы убедиться, во сне ли они перейдут из земного в новое существование, и действительно, они перешли тихо, не шевелясь и не просыпаясь, в потусторонний мир".

Очевидно, что получившие такую помощь не только получили возможность встретить смерть спокойно и разумно, что уже является огромным преимуществом, но что ещё важнее, по ту сторону смерти были встречены другом, к которому уже чувствовали любовь и доверие. Встретившая их прекрасно знала этот новый для них мир и могла не только успокоить их относительно их дальнейшей судьбы, но и дать им полезные советы, как продолжать жизнь в этих столь изменившихся обстоятельствах. Этот рассказ подводит нас к рассмотрению самой значительной и обширной из всех задач невидимых помощников — к помощи, которую они оказывают умершим.

 

Глава XII

РАБОТА СРЕДИ УМЕРШИХ

Одно из многих зол, происходящих от абсурдных учений о посмертном состоянии, распространённых в нашем западном мире, состоит в том, что покинувшие свою тленную оболочку обычно бывают весьма озадачены, а часто и серьёзно напуганы тем, что всё окружающее совсем не похоже на то, чего они ожидали, исходя из своих религиозных представлений. Состояние ума многих из них недурно выразил один английский генерал, через три дня после смерти встретивший одного из членов команды невидимых помощников, которого он знал ещё в земной жизни. После того, как он выразил огромное облегчение от встречи с знакомым человеком, с которым он мог войти в общение, его следующие слова были: "Если я действительно умер, где же я нахожусь? Если это небо, то я невысокого о нём мнения, а если это ад — он много лучше, чем я ожидал!".

К несчастью, гораздо больше людей относятся к этому вопросу далеко не столь философски. Их учили, что все люди обречены на вечные мучения, исключая немногих избранных, обладающих сверхчеловеческими добродетелями. А так как самая поверхностная проверка совести убеждает, что они уж никак не принадлежат к категории избранных, то естественно, что многие относятся к смерти с паническим страхом, ожидая, что вот загробный мир поглотит их и они попадут в когти дьявола, в которого их столь усердно заставляли верить. И нередко они проводят долгое время в острых душевных страданиях, прежде чем смогут освободиться от губительного влияния богохульной доктрины о вечном наказании и осознать, что миром правит не прихоть безжалостного демона, получающего удовольствие от человеческих мучений, а доброжелательный, удивительно терпеливый, и в то же время абсолютно справедливый закон эволюции, который снова и снова, на каждом этапе развития представляет человеку возможности к совершенствованию, которыми остаётся лишь воспользоваться.

Справедливость требует прибавить, что особенно тяжёлую форму это зло приобретает лишь в так называемых протестантских общинах. Великая католическая церковь с её учением о чистилище подходит гораздо ближе к представлению об астральном плане, и её преданные последователи по крайней мере сознают, что состояние, в котором они окажутся сразу же после смерти, — лишь временное, и что подняться из него можно путём искреннего духовного стремления. В то же время они признают и необходимость посмертных страданий, чтобы очиститься этими страданиями от нравственных несовершенств, прежде чем удостоиться перейти в более возвышенные и светлые сферы.

Таким образом, можно видеть, что у невидимых помощников много работы среди недавно умерших, так как в огромном большинстве случаев они нуждаются в утешении, ободрении и наставлении. В астральном мире, так же как и в физическом, многие вовсе не расположены принимать советы от тех, кто знает больше, чем они знают сами, хотя сама необычность этого нового существования заставляет их иногда ввериться руководству тех, для кого эти обстоятельства являются привычными. Благодаря искренним усилиям этой группы энергичных помощников время пребывания многих людей на астральном плане было значительно сокращено.

Понятно, что карма умершего не допускает никакого вмешательства со стороны; человек при жизни построил себе астральное тело известной плотности, и пока это тело не растворится, он не может перейти в следующий мир, называемый небесным; но ему не нужно и удлинять период, необходимый для этого, своим неправильным отношением, и тут ему можно помочь.

Всем изучающим следует ясно усвоить ту истину, что продолжительность астральной жизни после того, как сброшено физическое тело, зависит от двух главных причин: от природы последней физической жизни человека и от расположения ума, которое он принял после так называемой смерти. В течение своей земной жизни человек постоянно влияет на процесс встраивания материи в своё астральное тело. Он воздействует на него непосредственно — страстями, эмоциями и желаниями, которым он позволяет себя захватывать; кроме этого, он влияет на него косвенно сверху, воздействием своих мыслей, и снизу — образом своей физической жизни, воздержанием или разнузданностью, чистотой или нечистотой, пищей и напитками.

Если человек упорствует в дурной жизни, он строит себе астральное тело плотное и грубое, привычное отвечать лишь на низшие вибрации астрального плана; из-за этого он надолго будет задержан на этом плане — до тех пор, пока не окончится медленный и постепенный распад его астрального тела. И наоборот, если он ведёт жизнь порядочную и осмотрительную, он строит себе астральный проводник, в котором преобладает более тонкая материя, и ему предстоит гораздо меньше неудобств и неприятностей после смерти, а его развитие будет более быстрым и лёгким.

В основном люди это понимают, но вот о втором значительном факторе — умонастроении человека после смерти — похоже, часто забывают. Человеку желательно осознавать своё положение на маленькой дуге своей эволюции — понять, что на этой стадии он постепенно удаляется на план своего истинного Я, а потому его задача — насколько возможно отвлечь мысли от грубоматериальных вещей и всё больше направлять своё внимание на духовные реальности, которые будут занимать его во время жизни в небесном мире. Этим он очень облегчит естественный распад астрального тела и избежит печального заблуждения, к сожалению часто встречающегося, из-за которого человек так часто без надобности задерживается на низших уровнях того плана, который должен быть лишь временным пристанищем.

Многие умершие значительно задерживают растворение своего астрального тела, страстно цепляясь за землю, которую они только что оставили; они не хотят поднять свои мысли и желания вверх и проводят время, изо всех сил пытаясь сохранить полное соприкосновение с физическим миром, чрезвычайно затрудняя задачу тех, кто старается им помочь. Так как земные дела были единственными, которые их интересовали при жизни, они и цепляются за них с упорством отчаяния. Естественно, со временем им становится всё труднее оставаться в соприкосновении с земными вещами, но вместо того, чтобы радоваться своему постепенному утончению и одухотворению, они энергично, всеми возможными для них средствами противятся этому.

Конечно же, могущественная сила эволюции в конце концов преодолеет их сопротивление и унесет и их в своем благотворном потоке; но продолжая бороться на каждом шагу, они не только навлекают на себя излишние страдания и печали, но и значительно замедляют свою эволюцию, затягивая свое пребывание в астральном мире на почти неопределённый срок. Убедить их, что такое невежественное и пагубное сопротивление космической воле идет против всех естественных законов, и привести их совершенно противоположному состоянию ума — это задача, которая занимает значительное место в работе невидимых помощников.

Но последние могут сделать гораздо больше для лиц, которые знакомы с истинным положением дела и ещё при жизни умели обуздывать свою низшую природу. Как я указал в моей маленькой книжке "Астральный план", материя астрального тела после смерти перегруппируется и располагается концентрическими слоями, или "оболочками". Это перемещение производится элементалом желания, который стремится в продолжение некоторого времени удерживать сознание умершего в самой низшей области астрального мира. Но умерший вовсе не обязан оставаться в таком положении — если он был в состоянии противиться напору своих желаний на земле, он и после смерти останется хозяином своего тела желаний; для этого ему нужно лишь сделать усилие воли. Он может полностью воспрепятствовать этой перестройке своего астрального тела и, сделав усилие, сохранить его прежнюю гибкость. Он может удержать его в том же виде, в каком оно было при земной жизни, хотя это будет стоить ему продолжительной борьбы с элементалом — борьбы, во всех отношениях сходной с той, которую человек выдерживает на земле, когда решается победить настойчивое желание. Но усилие это стоит потраченного на него труда, потому что сделавшись господином своего астрального тела, умерший может свободно передвигаться по всей астральной сфере, имея возможность действовать не только на одном подплане, но и на всех сразу, и при том совершенно сознательно, как человек, который ещё при жизни достиг полного сознания в этом мире. Таким образом астральная жизнь может значительно сократиться и в то же время сделаться гораздо более счастливой и полезной*.

__________
* Подробности относительно посмертного состояния г-н Ледбитер изложил в книге "По ту сторону смерти". — Е. П.

Человек, который добивается таким образом свободы, сразу же становится способен помогать другим. Если ступень его оккультного развития позволяет, он может присоединиться к команде невидимых помощников и в согласии с ними заняться работой; этим он окажет большую помощь своим товарищам в астральном мире и в то же время создаст много хорошей кармы для своего будущего.

Иногда случается, что покойный притягивается к земле из-за невыполненных обязательств или неуплаченного долга, но чаще всего — вследствие заботы об оставшихся без средств к существованию жене и детях. В подобных случаях, чтобы успокоить умершего и позволить ему в мире продолжать свой восходящий путь, помощникам не раз приходилось действовать в качестве его представителей на физическом плане, чтобы уладить его земные дела. Пожалуй, лучше это объяснит пример из нашего недавнего опыта.

Один из наших учеников пытался помочь бедняку, умершему в одном из западных городов, который никак не мог отвлечь свои мысли от земного мира, тоскуя по своим двум маленьким детям, оставшимся без всяких средств к существованию. Он был простой рабочий и не мог скопить для них ничего; его жена умерла за два года до него, а хозяйка квартиры, очень добрая женщина, старавшаяся сделать для них всё, что в её силах, сама была слишком бедна, чтобы взять детей на воспитание; с большим сожалением предвидела она, что придётся отдать сирот приходским властям. Умершего отца это очень огорчало, но он не мог порицать за это хозяйку, да и сам не мог предложить другого выхода.

Наш друг стал расспрашивать его, нет ли у него других родных, которым можно было бы поручить детей; но он таких не знал. "Есть у меня, правда, младший брат, — объяснил он, — который, вероятно, не отказался бы помочь мне в моем горе, но я потерял его из виду уже пятнадцать лет и не знаю, жив ли он, или умер. В последний раз, когда я имел о нем весть, он был на севере, учился там плотничьему ремеслу, и о нем говорили, как о серьёзном мальчике, который должен хорошо пойти".

Указания были несомненно очень смутные, но так как больше неоткуда было ждать помощи детям, наш помощник решил, что следует употребить усилие и искать по указанному следу. Вместе с умершим он принялся терпеливо разыскивать брата в указанном городе, и после больших трудностей всё же нашел его. Человек этот был теперь хозяином-плотником, и его дело процветало; женатый, но бездетный, он страстно хотел иметь детей и потому был как раз тем человеком, который был им нужен.

Тогда на очереди встал вопрос, как же передать ему весть от покойного. К счастью, плотник оказался настолько впечатлительным, что ему можно было показать во сне картину смерти брата и бедственное положение детей. Это воздействие повторили три раза, и даже место и имя хозяйки было ему в точности указано. Будучи под впечатлением этого повторяющегося видения, он серьёзно поговорил о нем с женой, которая посоветовала ему написать по указанному адресу. Но эта мысль ему не понравилась; ему хотелось самому отправиться на запад, удостовериться в существовании дома, который он видел во сне, и если он найдет его, войти в этот дом под каким-нибудь предлогом. Но, имея много дел, он кончил решением, что у него нет возможности терять рабочий день из-за мыслей, которые в конце концов могли оказаться навеянными простым сновидением.

Поскольку попытка, предпринятая в этом направлении, по-видимому, провалилась, было решено попробовать другой приём. Один из помощников написал плотнику письмо, сообщив ему подробно о смерти брата и о положении детей совершенно так, как он их видел во сне. Получив такое подтверждение, плотник больше не колебался, и на следующий же день отправился в указанный город, где добрая хозяйка встретила его с распростёртыми объятиями. Помощникам было достаточно нетрудно убедить эту добрую душу оставить у себя детей ещё на несколько дней, и она очень радовалась, что благодаря её решению дядя застал детей у неё. Он взял их с собой, дал им приют, дети были у него счастливы, а умерший отец, освобожденный от тревоги, уже спокойно продолжил свой восходящий путь.

Некоторые авторы, писавшие о теософии, считали своим долгом в самых сильных выражениях предупредить о множестве зол, столь часто сопровождающих спиритические сеансы, но справедливость заставляет признать, что в некоторых случаях медиумом или кем-либо из участников кружка проводилась посредническая работа, подобная только что описанной. Так что хотя занятия спиритизмом часто задерживают души умерших, которые иначе быстрее бы освободились от астрального плана, то надо записать на его счёт и то, что другим он дал средства этого освобождения, тем открыв путь для дальнейшего прогресса. Бывали случаи, когда умершему удавалось самому, без всякой помощи, явиться к своим родным или друзьям и выразить им свои желания; но естественно, такие случаи редки, и большинство душ, привязанных к земле из-за тревог, о которых была речь, могут осуществить свои желания только благодаря посредничеству медиума или сознательно действующего невидимого помощника.

Очень часто в астральном мире встречается и другой случай — когда человек отказывается поверить в свою смерть. В самом деле, большинство людей считают сам факт, что они ещё в сознании, абсолютным доказательством того, что они ещё не прошли через врата смерти. Если задуматься над этим, то наша хвалёная вера в бессмертие души предстаёт в довольно смешном виде! По меньшей мере в нашей стране большинство умерших, кем бы ни считали они себя при жизни, своим последующим отношением показывают, что они являлись во всех отношениях материалистами, а с теми, кто открыто признавал себя таковыми, оказывается работать ничуть не труднее, чем с теми, кого шокировало одно только упоминание о материалистах.

Вот недавний пример. Один ученый, убедившись, что всё его сознание сохранилось, и что он в то же время находится в условиях, совершенно отличных от всего его прежнего опыта, уверил себя, что он ещё жив и просто видит продолжительный и неприятный сон. К счастью для него, среди тех, кто способен сознательно действовать на астральном плане, оказался сын его старого друга. Этому юноше отец поручил разыскать покойного ученого и постараться помочь ему. Когда после некоторых трудностей ему удалось отыскать учёного и вступить в общение с ним, тот открыто признал, что совсем сбит с толку и чувствует себя не в своей тарелке, но всё же отчаянно цеплялся за свою гипотезу сна, как за наиболее вероятное объяснение увиденного, и дошел даже до того, что стал внушать своему собеседнику, что и последний — не более чем сон!

Наконец ученый согласился сделать опыт и сказал юноше: "Если вы живой человек и сын моего старого друга, как вы это утверждаете, передайте мне от него какую-нибудь весть, которая убедила бы меня в вашей объективной реальности". Хотя при всех обычных условиях физического плана ученикам Великих Учителей строго запрещено давать какие бы то ни было доказательства чудесного характера, данный случай, очевидно, под эти правила не подпадал. Потому, убедившись, что возражений сверху нет, юноша передал желание умершего ученого отцу, который в ответ на него послал ему через сына перечисление целого ряда событий, которые произошли ещё до рождения юноши. Это убедило покойного в реальном существовании молодого собеседника, а следовательно — и того плана существования, на котором они оба находились. И как только ученый убедился в этом, его научный подход сразу же вернулся, и он высказал нетерпеливое желание как можно скорее получить все возможные сведения относительно этой новой для него области бытия.

Конечно же, это сообщение, так легко принятое ученым за решительное доказательство, в действительности таковым не являлось, поскольку могло достигнуть его иным путём, ведь приведенные случаи из его жизни могли быть считаны из его собственного ума или записей прошлого любым существом, владеющим астральным восприятием. Но так как он о таких возможностях не знал, это произвело на него впечатление, а теософические познания, которые ему сообщает каждую ночь его молодой друг, несомненно весьма значительно изменят его будущее, поскольку повлияют не только на ожидающее его небесное существование, но и на его следующее воплощение на земле.

Таким образом, основная работа, проводимая нашими помощниками для только что умерших, сводится к тому, чтобы успокоить и ободрить их, освободив по возможности от сильнейшего и неразумного страха, который часто овладевает ими и не только причиняет им ненужные страдания, но и задерживает их переход в высшие миры. Также, в меру их понимания, им стараются объяснить ожидающее их будущее.

И другим лицам, уже давно находящимся на астральном плане, можно оказать большую помощь, если только они захотят её принять. Они могут получить объяснения и советы, касающиеся загробной жизни на разных её этапах. Например, их можно предупредить об опасностях и задержках, происходящих от попыток общения с живыми людьми, а иногда, хотя и редко, человека, уже привлеченного к спиритическим сеансам, удаётся направить к более возвышенной и здоровой жизни. Знания, приобретаемые там, вовсе не пропадают; ибо, если воспоминание о них и не передается физическому мозгу следующего воплощения, внутренне они всё же остаются в человеке и сильно предрасполагают его к тому, чтобы он сразу же воспринял их, когда они встретятся ему в новой жизни.

Весьма примечательным примером помощи умершим было первое достижение одного начинающего, который совсем недавно присоединился к команде помощников и ещё не являлся её полноценным участником. Этот молодой новичок незадолго до того потерял пожилую родственницу, которую он особенно любил, и первое, что он попросил, это — разрешение разыскать её с помощью более опытного друга, в надежде быть ей полезным. Это было сделано, и встреча живого мальчика с покойной была прекрасна и трогательна. Умершая уже приближалась к концу своей астральной жизни, но какое-то состояние апатии, оцепенения и неуверенности мешало её дальнейшему прогрессу.

Но когда мальчик, который так много для неё значил во время земной жизни, снова оказался перед ней, и лучи его любви рассеяли окутывавший её серый туман депрессии, она сразу вышла из своего оцепенения. Вскоре она поняла, что мальчик явился, чтобы объяснить ей её положение и рассказать ей о славе высшей жизни, к которой отныне она и должна направить все свои помыслы и устремления. Как только она вполне это осознала, её чувства пробудились с такой силой, её переполнила такая горячая благодарность к молодому другу, что последние оковы, которые ещё удерживали её в астральном мире, сразу порвались, и немедленно, благодаря этому взрыву любви и радости, она поднялась до более высокого сознания небесного мира. Поистине, нет во вселенной более великой и благотворной силы, чем чистая и бескорыстная любовь.

Можно привести ещё один хороший пример посмертной помощи, имевшей целью, как и в предыдущем случае, ускорить переход умершего с астрального плана на ментальный.

Один человек, пораженный всевозможными несчастьями, начал вести такую безобразную жизнь, что дошел до состояния белой горячки. В здоровом состоянии это был славный парень, но тут он дошел до границы полного нервного расстройства. В таком состоянии он проходил через поле, где много лет назад один негодяй покончил с собой. Элементала, созданного самоубийцей, привлекло его состояние мрачной подавленности, он привязался к нему и стал внушать ему мысль о самоубийстве. Создатель его был негодяй, прокутивший и проигравший в карты свое состояние, и когда он кончал с собой, он поклялся, что люди поплатятся за беды, которые они якобы причинили ему. Он сдержал своё слово, и с тех пор его злая мысль подталкивала на самоубийство тех, чье нравственное состояние допускало возможность такого внушения.

Наш бедный друг сделался его жертвой. После нескольких дней, проведенных в борьбе с дьявольским внушением, нервы его не выдержали, и он покончил с собой выстрелом из пистолета на том же поле, где произошло и первое самоубийство. По ту сторону смерти он очутился в самой низкой области кама-локи,* в той мрачной среде, относительно которой теософическая литература дает нам самые подробные описания; там его переживания были очень тяжёлые, его угнетали упреки совести и, кроме того, преследовали издевательства злого соблазнителя. Эта борьба длилась уже восемь лет, когда младший из двух уже знакомых нам помощников нашел его в этом тяжёлом состоянии; не привыкнув ещё к таким зрелищам, он так расстроился от сострадания и участия к нему, что был сразу же отброшен в свое физическое тело и проснулся, горько рыдая. Старший его друг был около него и оказался свидетелем его горя; сперва он его утешил, а затем объяснил, что такая чувствительность к тому, что ему приходится видеть, только мешает оказывать помощь. Наконец они вместе вернулись к несчастному самоубийце. Они объяснили ему его положение и приободрили его, объяснив, что если он остается в плену, и если ему кажется, что он не может выйти оттуда, виновато в этом одно его воображение. Несколько дней спустя они были очень обрадованы, когда увидели, что он покидает эту ужасную область; а вслед за тем его прогресс пошёл настолько быстро, что он вскоре перешел в ментальный (небесный) мир.

__________
* Чистилище, самая низшая сфера астрального мира. — Е. П.

 

Глава XIII

ДРУГИЕ ВИДЫ РАБОТЫ

От важнейшей работы, которая ведётся среди умерших, вернёмся к рассмотрению работы среди живых. Нам следует кратко указать на одну из её значительных областей, без упоминания которой весь наш отчёт о работе невидимых помощников останется неполным. Я имею в виду огромную работу, которая проводится с помощью внушения — просто путём подбрасывания хороших мыслей в умы людей, которые готовы принять эти предложения.

Но не поймите меня превратно; было бы чрезвычайно легко для помощника, — настолько легко, что несведущий в этой области не может себе этого даже и представить, — завладеть умом любого среднего человека и направлять его мысль по своему желанию, и притом так, чтобы у человека не возникло и малейшего подозрения, что на его ум оказывают какое-то внешнее влияние. Но как бы хороши ни были последствия такого воздействия, подобные действия совершенно недопустимы. Позволяется лишь направить в ум человека хорошую мысль, чтобы она стала лишь одной из сотен мыслей, постоянно проносящихся через него. Но принять ли её, сделать ли её своей собственной, и действовать ли по ней, это должен решить уже он сам. Ибо в противном случае вся хорошая карма достанется помощнику, а человек, которому было сделано внушение, окажется лишь орудием чужой воли, вместо того, чтобы действовать по собственному побуждению; а между тем, помогая развитию человека, следует добиваться совсем другого.

Этот род помощи бывает чрезвычайно разнообразным. Утешать людей, которые страдают и плачут, стараться вести к правде тех, кто ищет её искренне, — вот примеры возможной помощи, которые первыми приходят на ум. Если человек настойчиво и серьёзно размышляет над какой-нибудь духовной или метафизической проблемой, нередко бывает возможным подсказать ему решение, и притом так, что он и подозревать не будет, что получил его извне.

Другое применение внушения, и притом весьма важное, заслуживает особого упоминания; оно поручается наиболее продвинувшимся помощникам и доказывает ещё раз, что все способности и все качества, приобретенные на земле, полезны для нашим помощникам и могут прилагаться на благо всего человечества. Если обыкновенному человеку можно помочь мысленным внушением в моменты личных тревог и дать ему совет и руководство, которыми воспользуется лишь ограниченный круг заинтересованных людей, тем с большей пользой может быть сделано внушение лицам, ответственным в делах общественной жизни и религии. Возможно внушить некоторые идеи королям и главам государств, светским и церковным руководителям. Если они принимаются ими, это благотворно сказывается на преуспеянии всей нации. Можно даже утверждать, что сейчас некоторые невидимые помощники, действуя под руководством великих и мудрых водителей человечества, невидимых для внешнего мира, но видимых для помощников, находятся в постоянном общении с влиятельными лицами, от деятельности которых зависят судьбы множества людей. Здесь мы опять видим, с какой бдительной любовью заботятся духовные покровители человечества о его благоденствии, беспрестанно предоставляя ему случаи развиваться и сливаться с великим потоком эволюции в его поступательном движении через миры.

Ещё раз повторим — никогда не надо опасаться, что прекрасные и благородные качества, приобретённые на земле, останутся в этой полезной работе без применения.

Часто ученики используются и в качестве посредников для того, что едва ли можно охарактеризовать иначе, как "ответ на молитву". Ибо, хотя верно, что каждое искреннее духовное стремление (в том числе и нашедшее выражение в молитве), само по себе есть уже сила, автоматически вызывающая некоторые последствия, верно и то, что все духовные усилия подобного рода дают Силам Добра случай оказать свое влияние. Они пользуется им без промедления, и нередко помощник, воодушевленный доброй волей, становится проводником энергии добрых сил. То, что сказано о молитве, ещё в большей степени верно относительно медитации, когда дело касается тех, кому доступна эта более высокая возможность.

Помимо этих общих направлений работы есть и более специфические, доступные лишь немногим. Нередко ученикам, обладающим соответствующими способностями, поручается вдохновлять истинными и прекрасными мыслями писателей, поэтов, художников и музыкантов; но разумеется, не все помощники способны исполнять такие миссии.

Иногда, хотя ещё реже, бывает возможно предупредить людей об опасности принятого ими образа действий для их нравственного развития, отвести зловредное влияние от какого-нибудь человека или места, или же противодействовать козням черных магов. Нечасто бывает возможно дать прямые наставления о великих истинах природы людям, не относящимся к кругу оккультных учеников, но иногда и в этом направлении возможно кое-что сделать, раскрывая перед умами проповедников и учителей более обширные горизонты мысли или более свободное мировоззрение.

Естественно, что по мере того, как оккультный ученик продвигается по Пути, он становится полезен в более широкой сфере деятельности. Если раньше он помогал лишь отдельным лицам, теперь он учится, как работать с целыми классами, нациями и расами; постепенно ему доверяют всё большее участие в более возвышенной и важной работе самих адептов. Приобретя нужные способности и знания, он начинает управлять более значительными силами ментального и астрального планов; кроме того, ему показывают, как извлекать наибольшую пользу из всех благоприятных циклических влияний. Он входит в общение с теми великими нирманакаями, которых иногда символически называют камнями в Стене Охранителей,* и становится — вначале, конечно, в очень скромных масштабах — одним из распределителей тех сил, которые являются плодами их высокого самоотречения. Так поднимается он со ступени на ступень, пока не достигает состояния адепта. Тогда он начинает вполне разделять ответственность, которая лежит на Учителях Мудрости, и помогает другим людям двигаться по пути, который уже прошел сам.

__________
* См. "Голос Безмолвия" Е.П. Блаватской, прим. 101, 109 и 115 — прим. ред.

На ментальном плане работа имеет несколько иной характер, поскольку передача знаний становится более непосредственной, быстрой и совершенной. Кроме того, все влияния, запускаемые там в действие, оказываются несравнимо могущественнее, поскольку действуют на гораздо более высоком уровне. Но, хотя об этом и бесполезно говорить здесь подробно, поскольку очень немногие из нас способны при жизни сознательно действовать на этом плане, там (и даже ещё выше) тоже найдётся много работы, как только мы достигнем способности её выполнять. Так что, конечно, не стоит опасаться, что через какие-нибудь бесчисленные эоны мы обнаружим, что перед нами больше не раскрывается поле бескорыстной и полезной деятельности.

 

Глава XIV

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.