Даже в наш век неверия, в водовороте цивилизации XIX столетия, несмотря на догматизм науки и на мертвящее влияние протестантизма, — всякий, кто возьмёт на себя труд, может найти примеры вмешательства, необъяснимого с материалистической точки зрения. Чтобы продемонстрировать это читателю, я кратко расскажу несколько случаев, взятых из недавних сборников подобных рассказов, а к ним прибавлю один или два случая, замеченные мною лично.
Одна весьма примечательная черта этих более новых примеров состоит в том, что вмешательство почти всегда было направленно на то, чтобы спасти детей или помочь им.
Интересный случай в этом роде произошел несколько лет тому назад в Лондоне: среди ужасного пожара, который разразился на улице, расположенной недалеко от Холборна и истребил дотла два дома, была сохранена жизнь ребёнка. Когда пламя заметили, оно уже настолько распространилось, что пожарные не могли спасти дома, но им удалось спасти всех живших там, исключая двух: старой женщины, которую дым задушил прежде, чем ей оказали помощь, и ребёнка пяти лет, о присутствии которого в доме в спешке и смятении просто забыли.
Мать была, кажется, подругой или родственницей хозяйки дома и поручила ей на ночь своего малолетнего ребёнка, так как сама она была вынуждена отправиться по делам в Колчестер. Все остальные были уже спасены, а весь дом — объят пламенем, когда хозяйка с ужасом вспомнила доверенном ей о ребёнке. Подняться до мансарды, где его уложили спать, казалось совершенно невозможным, но один из пожарных решил сделать эту отчаянную попытку. Выслушав подробные указания относительно точного расположения комнаты, он бросился в пламя.
Он нашел ребёнка и принес его здоровым и невредимым, но вернувшись к своим товарищам, рассказал им весьма странную историю. Он заявил, что достигнув указанной комнаты, он нашел её всю в пламени, причем б`ольшая часть пола была уже обрушена, но огонь неестественным и необъяснимым образом описывал по комнате кривую линию, которая направлялась к окну. Ничего подобного он никогда не видел — линия огня была изогнута так, что угол, где лежал ребёнок, остался нетронутым, хотя балки и пол, на котором стояла кроватка, уже наполовину сгорели. Ужас ребёнка, конечно, был велик, но пожарный упорно утверждал, что направляясь к нему с опасностью для жизни, он увидел возле него нечто похожее на ангела. Это был, по его словам, прекрасный образ, белый и серебристый, склонившийся над постелью и гладивший рукой одеяло. Я не мог ошибиться, — повторял он, — так как он был ясно виден в течение некоторого времени, и исчез, когда я был от него уже в нескольких футах.
Ещё одна любопытная особенность этой истории состоит в том, что мать в ту ночь не могла спать в Колчестере, мучимая упорным чувством, что с её ребёнком что-то случилось. Это чувство было так сильно, что она встала и довольно долго молилась, горячо прося, чтобы её малютка был охранен от угрожавшей ему опасности, которую она инстинктивно чувствовала. Таким образом, по-видимому, вмешательство было вызвано тем, что христианин назвал бы услышанной молитвой. Теософ, выражая ту же самую мысль более научным образом, скажет, что материнская любовь, силой своего сердечного порыва, создала силу, которая и дала возможность одному из наших невидимых помощников спасти её ребёнка от страшной смерти.
Один из подобных же замечательных случаев, когда детям была оказана необычайная помощь, произошел на берегах Темзы близ Мэйднхида, за несколько лет до вышеприведенного случая. На этот раз детям грозила опасность не от огня, а от воды. Троих маленьких детей, которые жили, если не ошибаюсь, в Шоттесбруке или в его окрестностях, няня повела гулять вдоль по бичевнику*. Повернув за угол, они неожиданно наткнулись на лошадь, которая тянула на канате баржу, и в минуту последовавшего смятения двое из детей, оказавшись не с той стороны, были захвачены канатом и сброшены в воду. Перевозчик, который увидел происшествие, поспешил им на помощь, но заметил, что они, по его выражению, каким-то неестественным образом держались на поверхности воды и спокойно приближались к берегу. Ни он, ни няня, более ничего не видели, но дети утверждали, что "кто-то прекрасный, весь белый и сияющий", был около них в воде, поддерживая их и направляя к берегу. Их рассказ был подтвержден маленькой дочкой перевозчика, которая на крики няни вышла из каюты; она утверждала, что видела в воде прекрасную белую даму, которая тянула обоих детей к берегу.
__________ * Путь вдоль реки, по которому тянули на канатах суда. — Прим. ред.
Не имея более точных подробностей, нельзя наверняка сказать, к какой категории помощников принадлежало виденное детьми существо. Однако весьма вероятно, что это было человеческое существо в астральном теле, как мы это увидим далее, когда будем изучать этот вопрос с другой точки зрения — а именно с точки зрения самих помощников, а не тех, кому они оказывают помощь.
А вот известным священником Джоном Мэйсоном Нилом приводится случай, в котором характер посредничества вполне определим. Он рассказывает, что один его знакомый, только что потерявший свою жену, приехал на несколько дней с своими маленькими детьми в деревню, в дом своего друга. Это было старинное здание, причудливо построенное. В подвальном этаже находились длинные, тёмные коридоры, где дети играли с восторгом. Но однажды они вернулись оттуда наверх притихшие и серьёзные, и двое из них рассказали, что бегая по одному из нижних коридоров, они встретили свою мать. Она сказала, чтобы они вернулись назад, и исчезла. Осмотр коридора показал, что если бы дети пробежали всего лишь несколько шагов дальше, они попали бы в глубокий, ничем не прикрытый каменный колодец, который был прямо у них на пути. Так что появление матери спасло их от почти верной гибели.
В этом случае можно не сомневаться, что мать с астрального плана продолжала с любовью следить за своими детьми, и (как бывало и в некоторых других случаях) страстное желание предохранить их от опасности, к которой они бессознательно направлялись, дало ей силу на некоторое время сделать себя видимой и услышанной, или, вероятно, вызвать у них умственное представление, что они её видели и слышали. Конечно же, возможно и что невидимый помощник не был их матерью, а только принял знакомый им образ, чтобы не испугать детей. Но проще всего объяснить совершившееся воздействием материнской любви, которая всегда настороже и которую переход через врата смерти не может погасить.
Материнская любовь, будучи одним из самых святых и наименее эгоистических чувств, является в то же время и чувством, наиболее долговечным в высших мирах. Мать продолжает интересоваться своими детьми и наблюдать за ними не только находясь в низших областях астрального плана и будучи ещё в соприкосновении с землёй, что позволяет ей видеть их. Даже после её перехода в небесный мир её малыши всё ещё остаются самыми заметными образами в её мысли.* Великая любовь, которую мать изливает на них, высвобождает большое количество духовной энергии, которая достигает детей, живущих ещё на земле, и окружает их центрами благодетельного влияния, которые вполне можно назвать настоящими ангелами-хранителями. Пример этого можно найти в шестом из наших пособий по теософии ("Ментальный план").
________ * В посмертном состоянии сознание человека создает мыслеобразы такой реальности, что любящий человек бывает буквально окружен теми, кого он любил на земле. — Е. П.
Приведем ещё два случая помощи детям. Не так давно маленькая дочь одного английского епископа гуляла с матерью по городу. Неосторожно перебегая через улицу, девочка была повалена лошадьми, быстро выехавшими из-за угла. Мать, увидев её под ногами лошадей, бросилась к ней, ожидая найти её серьёзно раненой, но девочка встала весёлая и сказала: "Мама, мне вовсе не больно, потому что кто-то весь в белом помешал лошадям наступить на меня и сказал мне, чтобы я не боялась".
В графстве Букингэмшир, в окрестностях Бёрнхэм Бичс, был случай, замечательный по продолжительности физического проявления подаваемой помощи. Из приведенных выше примеров видно, что спасительное посредничество продолжалось не более нескольких секунд. В этом же случае помощь длилась более получаса.
Двое маленьких детей одного небогатого фермера были предоставлены самим себе, пока их родители и все домашние работали на сборе урожая. Дети пошли гулять в лес, удалились далеко от дома и заблудились. Когда усталые родители уже в сумерках вернулись домой, обнаружилось, что детей нет. Расспросив сначала о них у соседей, отец послал рабочих разыскивать детей по всем направлениям. Но все поиски рабочих были бесполезны. На их зов никто не отвечал.
Отчаявшись найти детей, подавленные, они вернулись на ферму. Вдруг все увидели странный свет, который медленно двигался через поле к дороге. Это был, по их словам, большой шар яркого золотистого сияния, совсем не похожий на свет обыкновенной лампы. Он приближался, и все увидали, что пропавшие дети идут в сфере этого света. Отец и некоторые другие лица сейчас же побежали к этому сиянию. Оно продолжало светить до тех пор, пока они не добежали до детей. Только тогда сияние исчезло, оставив всех в темноте.
Дети рассказали, что когда наступила ночь, они некоторое время покричали, но не услышав ответа, легли спать под деревом. Их разбудила, — по их словам, — прекрасная женщина с лампой, которая взяла их за руки и повела домой. Когда они с ней заговорили, она улыбалась, но не произносила ни слова. Дети настойчиво повторяли этот рассказ и невозможно было поколебать их веру в то, что они видели. При этом нужно заметить, что все присутствующие видели свет и подтвердили, что он освещал деревья и заборы, на которые падал совершенно так, как осветил бы их обыкновенный свет, но женщина была видна только одним детям.
Глава III
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Все вышеприведенные случаи сравнительно хорошо известны; их можно найти в книгах, где собраны подобные рассказы, например в книге "Ещё больше проблесков мира незримого" доктора Ли.* Но два случая, которые я хочу привести, пока что нигде не публиковались. Оба они произошли в последние десять лет — один со мной, а другой — с моим близким другом, видным членом Теософического Общества, точность наблюдений которого не внушает и тени сомнений.
________ * Lee, "More Glimpses of the World Unseen".
Моя собственная история достаточно проста, хотя это вмешательство несомненно спасло мне жизнь. Однажды вечером, когда бушевали ветер и дождь, я шел по тихой и отдаленной улице, недалеко от Вестборн Грува. Я довольно безуспешно боролся с ветром, стараясь удержать зонтик, который сильные порывы ветра ежеминутно грозили вырвать из моих рук; продвигаясь с большим трудом, я старался воспроизвести в своем уме все подробности одной работы, которой я в то время был занят.
Вдруг я услышал голос, который потряс меня, — голос моего индийского учителя, который крикнул мне прямо в ухо: "Назад!". Я механически послушался и быстро отскочил назад, не успев даже подумать. В ту же минуту зонтик, из-за моего внезапного движения оставшийся впереди, был вырван из моих рук, и громадная металлическая дымовая труба не более как на расстоянии одного ярда пролетела мимо моего лица и с грохотом упала на тротуар. Учитывая значительный вес упавшей трубы и громадную силу удара, можно было не сомневаться, что если бы не предупредивший меня голос, я был бы убит на месте. Между тем улица была совершенно безлюдна, и голос принадлежал тому, кто, как мне было известно, находился за 7000 миль от меня — по крайней мере, в таком отдалении было его физическое тело.
Впрочем, этот случай необыкновенной помощи был не единственным в моей жизни; ещё в молодости, задолго до основания Теософического Общества, появление только что умершего, дорогого для меня человека помешало мне совершить поступок, который я сейчас счёл бы серьёзным преступлением, хотя тогда я считал его актом мщения не только извинительным, но даже похвальным. Позднее, но тоже до возникновения Теософического Общества, при совершенно необыкновенных обстоятельствах я получил свыше предостережение, которое позволило мне помешать одному другому человеку вступить на опасную дорожку, которая, как я теперь знаю, привела бы его к большому несчастью, хотя тогда у меня не было никаких поводов для подобного предположения. Таким образом, можно видеть, что у меня был определённый личный опыт, укрепивший мою уверенность в существовании невидимых помощников — даже помимо моей нынешней осведомлённости о том, что такая помощь постоянно оказывается сейчас.
Другой случай гораздо более поразительным. Один из наших членов, который позволил мне обнародовать это событие, но не желал открывать своего имени, попал однажды в большую опасность. По стечению обстоятельств, которых не стоит приводить, дама, о которой идет речь, попала в самый центр уличной драки. Видя, как около неё раненые люди падали, она ждала каждую минуту, что её постигнет та же учесть, потому что ей казалось невозможным выбраться из окружавшей её свалки.
Вдруг она почувствовала, что её вырвали из толпы и она совершенно невредимой очутилась на маленькой объездной улице, параллельной с той, где происходили беспорядки. Она ещё слышала шум борьбы и удивлялась, что такое с ней случилось, когда два человека, вырвавшиеся из толпы, завернули за угол и, подбежав к ней, поражённые, выразили ей свое удовольствие, что встречают её здесь в безопасности. Они видели, как эта смелая женщина внезапно исчезла среди общей свалки, и были уверены, что её сбили с ног.
В то время она не могла найти никакого объяснения случившемуся и вернулась домой в большом замешательстве, но впоследствии она рассказала этот случай Е. П. Блаватской, и та разъяснила ей, что её карма позволила ей спастись от опасности, и один из Учителей специально послал к ней невидимого помощника, чтобы защитить её, поскольку её жизнь была необходима для важной работы.
Тем не менее, случай этот остается очень необыкновенным и по энергии защиты, и по необычайно открытому характеру своего проявления; чтобы спасение это совершилось, необходимо допустить, что спасенная была перенесена поверх домов на соседнюю улицу. Однако поскольку во время этого полета её физическое тело не было видно, нужно думать, что на время переноса оно было обёрнуто какой-то завесой (вероятно, из эфирной материи).
На возражение, что всё, способное закрыть физическую материю, должно само быть физическим, а потому видимым, я могу ответить, что процессом, известным каждому ученику оккультизма, возможно отвести световые лучи (которые во всех условиях, известных современной* науке, могут направляться только по прямой линии, исключая случаи отражения) таким образом, чтобы обогнув предмет, они могли бы снова принять свое прежнее направление. Потому для физических глаз такой предмет останется совершенно невидимым, пока лучам не позволят принять свое нормальное направление. Я хорошо знаю, что одного этого утверждения достаточно, чтобы учёный нашего времени назвал мои замечания полной чепухой, но тут уж я ничем не могу помочь. Я только указываю на естественное явление, которое наука будущего в свое время несомненно откроет. Для лиц, не изучавших оккультизм, мои слова будут ждать своего подтверждения, но тем, кто несколько больше знает об оккультных силах природы, будет нетрудно понять, каким образом совершилось упомянутое явление. Но от этого оно нисколько не потеряет свой драматический характер. Что же до имени героини — если бы я имел право его открыть, это было бы ручательством для моих читателей в точной правдивости приведенного рассказа.
________ * Книга написана в конце XIX в., когда об искривлении световых лучей науке не было известно. — Прим. ред.
С тех пор, как было напечатано первое издание этой книги, я узнал о другом случае помощи, имевшем место недавно; он менее поразителен, чем предыдущий, но помощь была столь же успешной. Одна дама, которой пришлось путешествовать в одиночестве по железной дороге, из осторожности нашла себе пустой вагон, но, как только поезд тронулся, туда же запрыгнул человек с неприятным и не внушающим доверия лицом и сел в другом конце вагона. Дама была очень встревожена, что осталась одна с такой подозрительной личностью, но было уже поздно звать на помощь; она решила держать себя спокойно и в тоже время искренне вверилась заступничеству святого, который был её покровителем.
Вскоре её страх удвоился, потому что незнакомец встал и повернулся к ней с гадкой усмешкой. Но только он сделал первый шаг, как немедленно отступил с выражением крайнего изумления и ужаса. Путешественница посмотрела по направлению его взгляда и вздрогнула, увидав джентльмена, сидевшего возле неё; вид его был спокойный и он пристально смотрел на растерявшегося вора. Очевидно, он вошел не так, как все! Слишком пораженная, чтобы говорить, путешественница не сводила с него глаз в продолжении получаса. Незнакомец не открывал рта, не смотрел на свою спутницу, но продолжал пристально глядеть на дрожащего негодяя, забившегося в противоположном конце вагона. Как только поезд подошел к станции, даже не дожидаясь, чтобы он остановился, неудачливый грабитель бросился к двери и поспешно выпрыгнул из вагона. Дама, глубоко благодарная за своё спасение, хотела выразить джентльмену всю свою признательность, но обнаружила лишь пустое сиденье, а между тем для физического существа было бы невозможно незаметно удалиться из вагона.
В этом случае материализация поддерживалась дольше обыкновенного. С другой стороны, не произошло особого расходования сил и никаких видимых действий, да они были бы в этом случае и излишни, так как для достижения цели оказалось достаточно одного простого присутствия.
Но подобные истории, относящиеся к так называемому вмешательству ангелов, иллюстрируют лишь незначительную часть всего поля деятельности наших невидимых помощников. Однако, прежде чем мы начнем рассматривать другие отделы их деятельности, попробуем составить себе ясное представление о различных типах существ, к которым эти невидимые помощники могут принадлежать. Об этом мы и будем говорить в следующей главе.
Глава IV
ПОМОЩНИКИ
Помощь человеку может исходить от различных разрядов существ, населяющих астральный мир: от дэв,* от духов природы, от тех, кого мы называем "умершими", и от тех, кто ещё при жизни научился сознательно действовать на астральном плане — в основном это адепты и их ученики. Но если мы несколько пристальнее исследуем этот вопрос, то увидим, что хотя в этой работе могут участвовать и иногда участвуют все упомянутые категории, доли их в ней столь неравные, что практически вся задача помощи исполняется почти что одной из них.
__________ * Дэвы соответствуют ангелам христиан. — Е. П.
Сам факт, что большая часть этой помощи происходит на астральном плане, или посылается с него, служит этому объяснением. Каждому, кто имеет хотя бы приблизительное представление о силах, которыми располагают адепты, будет ясно, что для них работать в астральном мире было бы ещё большей растратой энергии, чем если бы наши ведущие врачи и учёные тратили своё время на разбивание камней для мостовой.
Работа адепта сосредотачивается в гораздо более высокой среде, преимущественно в высших (арупа) областях ментального мира. Там он может употреблять свои силы для воздействия на истинную индивидуальность человека, а не на личность, являющуюся единственным объектом воздействия в астральном и физическом мирах*. Силы, которые он тратит на этих более высоких планах жизни, вызывают результаты гораздо более значительные, продолжительные и далекоидущие, нежели те, что могут быть достигнуты при применении даже десятикратного количества энергии на низших планах жизни. Кроме того, работа там имеет такой характер, что с успехом исполнять её могут только адепты; задачи же, доступные для выполнения на низших планах, по силам и тем, кто находится ещё на первых ступенях той великой лестницы эволюции, которая позволит им когда-нибудь подняться и на ту ступень, которой достиг адепт.
__________ * В эзотерической психологии ясно различается индивидуальность и личность человека: индивидуальность заключает в себе результат всех активных переживаний человека на протяжении всей его эволюции, и по сути своей она бессмертна, тогда как личность вмещает в себя лишь земные переживания одного воплощения и уничтожается после того, как всё ценное из её опытов претворится в бессмертную индивидуальную душу. — Е. П.
Эти замечания приложимы также и к дэвам. Так как они принадлежат к более высокому царству природы, чем наше, их деятельность представляется по большей части совершенно не связанной с человечеством. Даже те из их типов — а такие имеются, — которые иногда откликаются на наши высшие призывы и устремления, делают это скорее на ментальном плане, чем на астральном или физическом,* и чаще всего в периоды между нашими воплощениями, а не во время нашей земной жизни.
__________ * То есть они влияют на состояние нашей души, которая принадлежит ментальной сфере, а не на наши земные обстоятельства. — Е. П.
Некоторые примеры такой помощи наблюдались в ходе исследований подразделений дэвачана, проводившихся, когда готовилась книга на эту тему.* В одном случае было обнаружено, как дэва обучал хориста самой чудесной небесной музыке, а в другом дэва, принадлежащий к иному классу, наставлял и направлял астронома, пытавшегося постичь форму и устройство вселенной.
__________ * Дэвачан — посмертное состояние человека, переживаемое на ментальном плане. Здесь имеется в виду книга Ч. Ледбитера "Ментальный план", в которой сообщаются подробности этого состояния. — Прим. ред.
Это лишь два примера из многих тех, когда представители великого царства дэв помогали посмертной эволюции человека, отвечая на его высшие устремления, но есть методы, посредством которых даже во время земной жизни можно приблизиться к этим великим существам и получить от них целую бесконечность знаний; но такое общение достигается скорее путём вознесения на их план, чем с помощью призыва к ним спуститься на наш.
Дэвы редко вмешиваются в обыкновенные события нашей физической жизни — в действительности, они столь заняты куда более масштабной работой на своём собственном плане, что вероятно, едва сознают наше бытовое существование. И хотя иногда они видят человеческие печали или трудности, вызывающие у них сострадание и стремление оказать помощь, более широкое видение, которым они обладают, в большинстве случаев безошибочно распознаёт, что на данной стадии эволюции такое вмешательство принесло бы бесконечно больше вреда, чем пользы.
Несомненно, в прошлом у человечества был период детства, когда оно получало гораздо больше помощи извне, чем теперь. В эпоху, когда все будды, все ману и даже менее высокие учителя человечества исходили из рядов эволюции дэв, или из человечества, достигшего совершенства на иной, более развитой планете, помощь могла оказываться и этими возвышенными существами. Но по мере прогресса человек и сам приобретает способность помогать себе подобным — сначала в физической среде, а затем и на более высоких планах жизни. В настоящее время мы достигли ступени, на которой человечество должно бы уже выделять невидимых помощников из своих собственных рядов, что оно в небольшой степени уже делает, таким образом высвобождая для более полезной и возвышенной деятельности тех существ, которые на неё способны.
Таким образом становится очевидным, что такая помощь, о которой мы здесь говорим, вполне может оказываться людьми, достигшими определённой степени эволюции — не адептами, поскольку они способны на более значительную и полезную работу, но и не обычными людьми, не обладающими особым духовным развитием и потому не могущими быть здесь полезными. Как и должно следовать из подобных соображений, мы обнаруживаем, что работа по оказанию помощи на астральном плане и нижних подпланах ментального главным образом находится в руках учеников — то есть людей, пока что далёких от уровня адептов, но уже развившихся до способности сознательно работать на этих планах.
Некоторые из них сделали следующий шаг, который состоит в том, чтобы достичь непрерывности между физическим сознанием и сознанием высших уровней; потому они обладают неоспоримым преимуществом помнить в состоянии бодрствования то, что они делали и узнали в высших мирах. Но и многие из тех, кто ещё неспособен сохранить непрерывность сознания, не бездействуют в то время, когда спят: они так же заняты полезной и бескорыстной работой на пользу своих ближних.
Рассмотрим теперь, в чём состоит эта работа; но прежде чем приступить к этому, мы должны ответить на одно возражение, которое часто выдвигают против неё. Кроме того, мы коснёмся и тех сравнительно редких случаев, когда помощниками являются духи природы или люди, покинувшие свои физические тела.
Люди, не вполне ещё усвоившие идеи теософии, нередко ставят вопрос: позволено ли нам помогать людям, которых мы видим удручёнными или находящимися в затруднительном положении — не вмешаемся ли мы этим в их судьбу, присуждённую им абсолютной справедливостью вечного закона кармы? Страдающий человек, говорят они, находится в своем настоящем положении потому, что он его заслужил. Он пожинает естественные последствия тех дурных поступков, которые он сам совершил в прошлом; по какому же праву я буду препятствовать мировому закону, пытаясь улучшить его положение, будь то на астральном или на физическом плане?
Эти добрые люди, сами того не замечая, выказывают поразительное самомнение, предполагая, во-первых, что они знают в точности, какова карма встретившегося им страдающего человека и как долго назначено ему терпеть страдания, и во-вторых, думая, что они в самом деле способны повлиять на космический закон и своими действиями помешать правильному действию кармы. Мы можем быть вполне уверены, что великие силы кармы прекрасно исполнят свою работу без нашей помощи, и нам не следует опасаться, что какие-либо шаги, которые мы в состоянии предпринять, могут хотя бы в незначительной степени затруднить их действие.
Если карма какого-нибудь человека не позволяет, чтобы он получил помощь, все наши благонамеренные усилия в этом направлении останутся безуспешными, хотя сами мы приобретём хорошую карму благодаря им. Карма другого человека — не наше дело; наш долг — помогать изо всех сил, и наше право — лишь действовать, результат же наших действий не в наших руках. Как мы можем знать, в каком состоянии "кармический счёт" человека? Может быть, он уже изжил свою плохую карму, и пришел момент, когда ему нужна рука помощи, чтобы облегчить его страдания, избавив от затруднений или депрессии. Зачем же нам отказываться от удовольствия и привилегии сделать добрый поступок? Если мы можем помочь ему, то уже сам факт возможности помощи показывает, что он её заслуживает. Но мы не можем этого узнать, не попробовав. Во любом случае, закон кармы сам позаботится о себе, а нам не стоит об этом беспокоиться.
Случаи помощи людям со стороны природных духов немногочисленны. Большинство этих существ избегает присутствия человека и удаляется при его приближении, поскольку им неприятны его эманации и постоянная суматоха, которую он создаёт вокруг себя. Кроме того, и сами они, за исключением существ самых высших категорий, в общем, безрассудны, непоследовательны и больше походят на веселящихся детей, чем на серьёзных и ответственных существ. Но всё же изредка случается, что одно из этих существ чувствует привязанность к человеку и оказывает ему разные услуги, но нынешняя стадия эволюции этого отдела природы не позволяет полагаться на какое-либо постоянное сотрудничество с их стороны. Читателю, желающему получить более подробные сведения о духах природы, предлагаем прочесть наше пособие "Астральный план".
Помощь человеку могут также оказывать лица, недавно умершие и ещё находящиеся на астральном плане, откуда они продолжают следить за земной жизнью, как возможно и было в вышеупомянутом случае, когда мать спасла детей, не дав им упасть в колодец. Но можно легко увидеть, что количество таких случаев естественным образом оказывается весьма ограниченным. Чем менее эгоистичен человек и чем более он расположен помогать, тем меньше вероятность того, что после смерти он окажется в полном сознании на низших уровнях астрального плана, с которых земной план легче всего доступен. В любом случае, пребывание умершего в области, откуда ещё можно влиять на земные дела, будет сравнительно кратковременным, если он не был совсем уж плохим человеком. И хотя из небесного мира он ещё способен оказывать благодетельное влияние на тех, кого любил на земле, оно будет скорее иметь характер общего благословения, нежели силы, способной вызвать определённый результат в каком-то конкретном случае, как это было в приведенных рассказах.
Кроме того, многие из тех умерших, которые хотели бы помочь оставшимся на земле, оказываются совершенно неспособны на любую помощь, поскольку действие из одного мира на живущего в другом мире требует либо очень большой чувствительности со стороны оставшегося на земле, либо известных знаний и умений со стороны находящегося на астральном плане. Потому, несмотря на довольно частые случаи появления умерших людей, редко можно найти случай, когда бы кто-то из них оказался полезным для оставшихся или смог передать тому другу или родственнику, к которому он явился, своё послание. Такие случаи, конечно, встречаются, и вместе их наберётся не так уж мало, но всё равно они будут немногочисленны по сравнению с множеством случаев привидений. Так что умершие не только редко помогают живущим на земле, но они — как мы это сейчас объясним, — гораздо чаще сами нуждаются в помощи. Потому в настоящее время основная работа в этой области выпадает на долю тех живых людей, которые способны сознательно действовать на астральном плане.