Из курса общей физики мы знаем, что плотность воздуха определяется формулой:
(1.4.1)
где – высота над уровнем моря ( ), – высота МБР над уровнем Земли, – плотность воздуха на уровне Земли .
Но исследуя экспериментальные данные зависимости плотности воздуха от высоты, указанные в книге А.В. Солодова «Инженерный справочник по космической технике» (см. Приложение 1).
1 – по формуле 1.4.1 и 2 – экспериментально.
Видно не точность формулы (1.4.1). Для решения этой проблемы будем применять численные методы для более точного результата.
Используем метод, рассмотренный выше (метод линейной интерполяции пункт 1.4) в промежутке , а в промежутке используем метод параболической аппроксимации. Такая аппроксимация является не линейным, многочленом второй степени.
Коэффициенты определяются по методу наименьших квадратов. Запишем квадратичное отклонение.
Приравняем к нулю частные производные:
Выполнив преобразования, получим систему уравнений с тремя неизвестными (a0,a1,a2).
Введем обозначения:
Определим неизвестные коэффициенты a0,a1,a2
Необходимое условие: определитель системы
В результате мы можем с большей точности узнать плотность воздуха на любой высоте.
Моделирование полета
Для дальнейших расчетов возьмем межконтинентальную баллистическую ракету Р-9 / Р-9А (8К75)SS-8/(Sasin). Для которой в справочнике определены основные параметры:
Начальная масса
Диаметр ракеты
Скорость отделяющихся частиц
Доопределим параметры атмосферы:
Плотность воздуха на поверхности Земли
Высота над уровнем моря
Радиус Земли
Масса Земли
Скорость вращения Земли на экваторе
Постоянная тяготения Земли
Используя начальные условия и систему уравнений можно определить траекторию движения МБР методом дифференцирования описанный в пункте 1.3.
Так как мы дифференцируем уравнения дискретно с некоторым шагом, то это означает, что МБР прекратит дальнейшее движение только в случае, когда высота, на которой находится МБР, станет меньше нуля. Для устранения этого недочета будем использовать метод, описанный в пункте 1.4, но применим ее для нашего случая:
Будем искать коэффициенты a и b переменными и , где – высота МБР над уровнем Земли, – угол отклонения. В итоге получаем уравнения:
В нашем случае , в результате получаем
Определив угол отклонения, при котором высота МБР будет равна уровню Земли. Найдем дальность полета МБР:
Время работы двигателя определяется формулой:
где – масса боеголовки. Для более реалистичного полета будем учитывать массу оболочки ступени, для этого добавим к этой формуле коэффициент , который показывает отношения массы ступени к массе топлива.
Теперь мы в состоянии определить траекторию движения МБР при данных начальных условиях.