Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Сохранение осознанности подобно прогулке босиком. 10 страница



На рис.29 показана очень распространённая как на Западе, так и на Востоке позиция, в которой ладони сложены перед грудью. В Индии эта позиция называется «намастэ». Складывание рук в намастэ является традиционной позицией приветствия и выражением уважения. Намастэ – позиция для обратного круга. Она сильно активизирует выход энергии по ручным янским каналам и оказывает общеуспокаивающее действие.

 

 

Рис.28. Мудра больших пальцев для даосского круга.

 

 

Рис.29. Позиция обратного круга «намастэ».

 

Позиция рук «ладонь-кулак», при которой ладонь одной руки обнимает кулак другой руки также относится к обратному кругу. Эта позиция рук показана на рис.30.

 

Рис.30. Позиция рук «ладонь-кулак» (обратный круг).

 

Рука с прямой постановкой кисти относительно предплечья (без сгибания кисти) и с напряжёнными растопыренными пальцами (рука Айкидо) относится к обратному кругу (см. рис.31). При такой постановке руки активизируется сильнейший выход энергии по ручным янским каналам.

 

Рис.31. Рука Айкидо (обратный круг).

 

Другой вариант «руки Айкидо» показан на рис.32.

Этот вариант обычно используется в базисной стойке Айкидо. Специфический сгиб в лучезапястном суставе создаёт зону напряжения в той части запястья, которая соответствует «мизинцевой стороне кисти». При этом сильно активизируется выход энергии по одному из ручных янских каналов (по каналу тонкого кишечника, выходящему на мизинец).

 

 

Рис.32. Рука Айкидо. (со сгибом в лучезапястномсуставе в поперечном направлении). Обратный круг.

 

Для Тай-цзи даосского круга характерны две следующие позиции рук (см. рис.33 и рис.34).

 

 

Рис.33. Тай-цзи даосского круга, иньская позиция рук (выход энергии по ручным иньским каналам).

 

Рис.34 Тай-цзи даосского круга, янская позиция рук (вход энергии по ручным янским каналам).

 

Обе эти позиции даосского круга показаны вместе на рис.35, изображающем форму «Плывущее облако».

Рис.35. Форма «Плывущее облако». Даосский круг.

 

Для занятий дыханием или медитацией в режиме даосского круга особое значение имеют следующие позиции рук. Изображённая на рис.36 позиция рук, при которой они лежат на коленях (точнее на бёдрах чуть выше колен) ладонями вниз, создаёт благоприятные условия для освобождения ручных иньских каналов (для выхода энергии по этим каналам).

Рис.36. Руки на коленях ладонями вниз.

(Позиция для даосского круга, активизирующая выход энергии по ручным иньским каналам).

 

Другая позиция рук для даосского круга показана на рис.37. В этом случае руки сложены на животе в позиции «ладонь в ладонь». При этом ладонная поверхность одной руки накладывается на тыльную поверхность другой руки. Такая позиция рук активизирует вход энергии по ручным янским каналам.

 

Рис.37. Руки сложены на животе в позицию «ладонь в ладонь».

(Позиция для даосского круга, активизирующая вход энергии по ручным янским каналам).

 

Для занятий дыханием или медитацией в режиме обратного круга рекомендуются следующие позиции рук. Первая из них, представленная на рис.38, активизирует как вход по ручным иньским каналам, так и выход по ручным янским каналам.

 

Рис.38. Руки на коленях, тыльной поверхностью вниз, а ладонной – вверх (медитативная позиция для обратного круга).

 

Другая позиция рук, представленная на рис.39, сильнейшим образом активизирует выход энергии по ручным янским каналам. Эта позиция особенно рекомендуется для медитации-самонаблюдения, выполняемой сразу же после сеанса «пыхтящего» (гипервентиляционного) дыхания. Она очень быстро снимает верхний энергетический перегруз и оказывает выраженное успокаивающее воздействие.

В этой мудре большой палец накладывается сверху на ногтевые фаланги согнутых среднего и безымянного. Указательный и мизинец остаются выпрямленными, как это показано на рисунке.

Положение ног.

Наиболее существенные различия в постановке ног для даосского круга и для обратного круга заключаются в следующем. В случае даосского круга носки должны быть обращены внутрь, а пятки – наружу. Для обратного круга, наоборот, носки должны быть обращены наружу, а пятки внутрь. На даосском круге колени ставятся вовнутрь, а на обратном – наружу. Существенно важно, что на даосском круге вес приходится на внутреннюю часть подошвы, тогда как наружная опустошается. При этом создаются благоприятные условия для движения энергии вниз по ножным иньским каналам (по внутренней поверхности ног) и вверх по ножным янским каналам (по наружной поверхности ног).

В случае обратного круга вес приходится на наружную часть стопы, тогда как внутренняя часть стопы опустошается. При этом создаются благоприятные условия для движения энергии вверх по внутренней поверхности ног (по ножным иньским каналам) и вниз по наружной поверхности ног (по ножным янским каналам). На рис.40 показано различие в постановке стоп для даосского круга и обратного круга.

 

Рис.39. Руки на коленях, тыльной поверхностью вниз, сложены в мудру «коза» (для обратного круга).

 

 

Рис.40 Постановка стоп:

(а) для даосского круга (вес приходится на внутреннюю часть стопы);

(б) для обратного круга (вес приходится на наружную часть стопы).

 

Таковы основные правила постановки ног для даосского круга и для обратного круга. Эти правила должны выполняться как в положении стоя, так и в положении сидя. Различия в постановке ног в положении сидя показаны на рис.41.

Поза всадника относится к низким стойкам и слишком трудна для длительного выполнения. Поэтому для практики столбового стояния (чжуан чуань гун) рекомендуется более удобная стойка У-Цзи[162], которая так же, как и поза всадника, может выполняться в двух вариантах, показанных на рис.43. В первом варианте, предназначенном для даосского круга, стопы стоят параллельно, колени слегка вовнутрь, чтобы большая часть веса приходилась на внутреннюю (иньскую) часть стопы, руки сложены на животе (см. рис.43-а). Во втором варианте, предназначенном для обратного круга, ноги стоят в позиции «пятки вместе, носки врозь», а руки – в позиции «по швам» (см. рис.43-б).

 

Рис.41 Сидячая поза всадника:а) для даосского круга («Даос на вершине»); б) для обратного круга («Поза фараона»).

 

В положении стоя в позе всадника соблюдаются те же самые правила постановки ног (см. рис.42).

 

 

Рис.42. Поза всадника (положение стоя): а) для даосского круга; б) для обратного круга.

 

 

Рис.43 У-Цзи – стойка Беспредельности: а) для даосского круга; б) для обратного круга.

Все эти правила должны соблюдаться и во время передвижения. Главное, на что следует обращать особое внимание – это правильная постановка позвоночника и правильное распределение веса на подошве ноги (даосский круг – вес на внутренней стороне, обратный – вес на наружной стороне). Кроме того, при переходе от статических позиций к динамическим формам, возникают дополнительные правила, игнорирование которых приведёт к нарушению энергетической циркуляции и к «сшибке» энергопотоков.

Так, для даосского круга во время шага вперёд или назад, движущаяся нога должна проходить через центральную позицию, вплотную к опорной ноге. Круговое движение ноги не через центр, а снаружи (так называемое «циркульное» движение) – для даосского круга не годится.

Для обратного круга как раз очень характерны «циркульные» движения ног, такие как «тае-сабаки» в Айкидо. Они усиливают выход энергии по ножным янским каналам и благоприятствуют циркуляции энергии в режиме обратного круга.

Далее, на даосском круге, шагая вперёд, мы сначала ставим ногу на пятку, а на обратном круге – на носок и так далее. Здесь существует множество тонкостей и нюансов, которые на словах передавать весьма затруднительно. Полноценное обучение динамическим формам энергомедитативной практики без прямого общения с наставником просто невозможно. Даже самая лучшая и самая подробная видеозапись не сможет заменить непосредственного обучения, живого контакта с учителем. Так было раньше и так будет всегда. Конечно, это, прежде всего, относится к динамическим комплексам (тао), которые без учителя полноценно освоить просто невозможно. Более простые, базовые формы динамической медитации, в принципе, можно разучивать и самостоятельно, однако и в этом случае, весьма желательно иметь компетентного наставника.

О том, что в практике динамических форм огромное значение имеет согласованность между характером движений и циркуляцией энергопотоков, писал великий китайский мастер Сунь Лутан:

«Имеется добро – Шань. Это то, что при исполнении Цюань действует согласно внутренней Ци. Имеется зло – Э. В Цюань это то, что действует против внутренней Ци».

Цюань (кулак, кит.) – это термин, обозначающий «боевое искусство». Ци (жизненная энергия, кит.). Действовать согласно внутренней Ци – значит выполнять динамические формы в соответствии с циркуляцией жизненной энергии. То же самое можно сказать не только про боевое искусство, но и про цигун (работу с жизненной энергией для оздоровления и духовного развития). Таким образом, для успешной энергомедитативной практики необходимо обеспечить полную согласованность между избранным режимом энергетической циркуляции (даосским или обратным) и целым рядом условий, как внешних (надлежащая поза, характер движений, постановка позвоночника, рук, ног и т.п.), так и внутренних (прежде всего внутрипсихическая «схема тела», включающая не только распределение напряжения и расслабления в физическом теле, но и внутреннюю схему энергетической циркуляции, а также надлежащую направленность внимания). Все эти компоненты должны быть согласованы друг с другом таким образом, чтобы не было сшибки энергопотоков, чтобы не получалось так, что одни компоненты вашей практики соответствуют даосскому кругу, а другие – обратному.

В полной мере всё вышесказанное относится и к дыхательной практике. Как я уже ранее упоминал, в предлагаемой мною системе даются два различных метода: полное дыхание даосского круга и полное дыхание обратного круга. Для занятий в режиме даосского круга используется, так называемое, «парадоксальное дыхание», а для занятий в режиме обратного круга – «естественное дыхание»[163].

Различие между этими двумя методами дыхания также задаётся положением тела, рук и ног, и способом выполнения верхней бандхи. Подробнее об этом будет рассказано в практическом разделе книги, в главе 3 «Энергомедитативная практика для даосского круга» и в главе 4 «Энергомедитативная практика для обратного круга».

 

* * *

Ещё одним важным условием успешной постановки даосского либо обратного круга является правильная пространственная, точнее даже ландшафтная, ориентация. В существующей литературе широко распространено мнение, что во время медитативной практики нужно сидеть лицом к востоку, либо лицом к северу. На мой взгляд, намного более существенной, чем ориентация по сторонам света, является ландшафтная ориентация.

Закономерность заключается в следующем. Представьте себя на гористом морском побережье. Вы стоите на склоне горы лицом к вершине и спиной к морю. Перед вами – возвышается крутой склон горы, а позади вас обрыв и море (см. рис.44).

В этом случае пространственная ориентация нашего тела благоприятствует обратному режиму энергетической циркуляции (вверх по передней поверхности тела и вниз – по задней). Если же развернуться на 1800 и стать спиной к горе и лицом к морю, тогда наша пространственная (ландшафтная) ориентация будет уже благоприятствовать даосскому кругу (рис.45).

Та же самая закономерность справедлива и для условий города, для условий квартиры, в которой вы занимаетесь своей практикой. Если вы, к примеру, живете на шестом этаже, то ваше «море» находится под вашим окном, а ваша «гора» – в противоположном направлении. Поэтому вам не стоит обращать внимание на ориентацию по сторонам света (север, восток). Важно правильно сориентировать положение тела по отношению к окну (балкону). Если вы практикуете в режиме обратного круга, тогда выполнять сидячую медитацию или столбовое стояние лучше всего в положении спиной к окну (спиной к обрыву, к низине, к морю). Если же вы практикуете в режиме даосского круга, тогда лучше находиться в положении лицом к окну (к обрыву, к низине, к морю).

Согласно моему опыту, с практической точки зрения, пространственная ландшафтная ориентация значительно важнее, нежели ориентация по сторонам света. Предлагаю читателю попробовать и убедиться в этом самому.

 

Рис.44. Положение спиной к воде, лицом к горе. Энергия запускается в режиме обратного круга.

 

Рис.45. Положение лицом к воде и спиной к горе. Энергия запускается в режиме даосского круга.

 

 

(Часть III «Базовая энергомедитативная практика» для второго издания книги в настоящее время находится в стадии написания.

Пока (по сравнению с первым изданием) изменены дыхательные упражнения для даосского круга.

Следите за информацией на сайте www.kargopolov.spb.ru )

 

 

Часть III

Базовая энергомедитативная практика
(практическое руководство к самостоятельным занятиям)

 

 

Глава 1

Принципы построения оптимальной методики энергомедитативной практики

Успех в энергомедитативной практике может быть достигнут только при правильной методике. Можно располагать великим множеством ценных методов практики, но при этом не иметь грамотной методики, то есть способа осуществления практики согласно этим методам. К сожалению, такова ситуация в современной Хатха-йоге. Да и в других традициях (в Дзэн-буддизме, в буддизме Тхеравады, в даосской традиции) также именно методика осуществления энергомедитативной практики является самым слабым местом. Поэтому сообщаемые в данном разделе сведения представляют исключительную ценность, ибо при неправильной методике можно заниматься годами и даже десятилетиями впустую, не получая никаких серьёзных результатов.

В чём же заключаются главные отличия высокоэффективной и полноценной методики энергомедитативной практики от ущербных и непродуктивных методических вариантов? На мой взгляд, можно сформулировать следующие методические принципы успешной энергомедитативной практики.

1) Принцип фокусирования усилий на главном.

2) Принцип оптимальной продолжительности занятия (правило 50 минут). Имеется в виду непрерывная практика одного и того же метода.

3) Принцип «тарана», согласно которому наша практика должна быть гибкой и адаптивной. Имеется в виду вариативность объёма нагрузки в зависимости от состояния практикующего. На основе этого принципа выделяются три уровня практики: mini, midi и maxi.

4) Принцип Тай-цзи, задающий наиболее эффективный двухтактный режим энергомедитативной практики.

5) Принцип сочетания статических и динамических методов практики.

6) Принцип «ничего лишнего» (методический принцип «рюкзак альпиниста»).

7) Принцип регулярности энергомедитативной практики (принцип постоянства усилий).

Рассмотрим эти принципы более подробно и обстоятельно.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.