Я не понимаю, что такое "витальное тело" (тело страстей, желаний, инстинктов), что такое "эмоциональное тело" (тело эмоций), что такое "ментальное тело" (тело мыслей). Такого рода классификация – следствие великой путаницы, когда смешивают совершенно разнородные вещи. Авторы таких классификаций путают субстрат (оболочку) с информационными потоками, через этот субстрат проходящими, то есть с информационными процессами. Витальное тело, ментальное тело, даже Анандамайякоша (тело блаженства) или Праджнямайякоша (тело мудрости) – разве это тела? Разве это субстанциональные структуры, разве это субстратные образования? Нет, это всего лишь различные формы психической информации, идущей сквозь субстрат. Несомненно, эта информация, проходя через сознание человека и реализуясь на определённой субстратной основе, влияет, и порой очень сильно, на сам субстрат. Тем не менее, она им не является. В противном случае можно утверждать, что и физическое тело человека вовсе не единственно, что на самом деле существуют три тела: тело белков, тело жиров и тело углеводов, а некоторые авторы смогут пойти ещё дальше и заявить о существовании тела витаминов, тела микроэлементов и т.д. Конечно же, это не тела, а то, что идёт через наше тело, проходит через пищеварительный тракт, оказывая при этом сильное влияние на само физическое тело и, тем не менее, им не являясь. Так же обстоят дела и с содержимым нашего сознания. Мысли, эмоции, ощущения – всё, что проходит через нашу психику, это не тело, не субстрат, а информация; это то, что идёт сквозь наши тела, то, что циркулирует внутри них, обеспечивая необходимый энергоинформационный обмен с окружающей средой.
Таким образом, я полагаю, что не существует отдельного витального или эмоционального, или ментального тела. Все эти псевдотела – не более чем умозрительная фикция, продукт недоразумения (в подлинном смысле этого слова).
На мой взгляд, намного более разумным будет следующее соотнесение форм содержания сознания с различными сферами бытия.
Грубоматериальная сфера бытия.
Как субстанция, ей соответствует наше физическое тело. Как информация (как содержание сознания) этой сфере соответствует обычная психика человека. Это то, что доступно интроспективному наблюдению обычного человека, то, что ему непосредственно дано, что он способен воспринимать. Это весь данный человеку спектр ощущений и восприятий во всех модальностях (слух, зрение, внутрителесная чувствительность, и т.п.). Это мысли, эмоции, переживания, мечтания, фантазии, воспоминания и прочее. Всё это – грубоматериальный уровень психических информационных процессов.
Сфера тонкоматериального.
В субстанциональном аспекте ей соответствует тонкое (энергетическое) тело, то самое, что выделяется из физического в случае "астральной проекции". Это и есть тонкоматериальный двойник человека. В информационном аспекте этой сфере соответствует метапсихика. Информационная ёмкость и энергетическая насыщенность метапсихики несравненно выше, чем это имеет место на уровне обычной, грубоматериальной психики. Эмоциональные состояния этого уровня необычайно тонки, невыразимо прекрасны и неописуемы. Познание на этом уровне реализуется не через речь и мышление, а через функционирование интуитивной Мудрости-Праджни, что делает его содержательную сторону качественно иной. Говорить об этом невозможно, не используя всевозможные превосходные степени. Дабы избежать излишнего пафоса и чтобы не наскучить читателю, воздержусь от подробного описания. Наконец, ощущениям и восприятиям грубоматериального уровня корреспондирует экстрасенсорная восприимчивость, то есть прямое, сверхчувственное восприятие тонкоматериальной сферы (восприятие энергетических полей и структур в самом себе, в окружающем мире и у окружающих людей).
Сфера духовного.
Каково информационное содержание сознания для сферы духовного?
Ну что тут можно сказать? Наилучшим и единственно верным ответом может быть только благоговейное молчание. И, конечно, в какой-то степени отблеск этого великого сияния, этой великой мощи и невыразимой красоты, несут в себе вдохновенные стихи поэтов-мистиков.
В качестве примера подлинного духовного творчества можно назвать стихи великого арабского поэта-суфия Омара Ибн аль-Фарида (1180–1234). Этот крупнейший и высоко почитаемый арабский поэт-суфий большую часть своей жизни провёл в уединении, занимаясь духовной практикой в соответствии с учением суфиев (мистическое направление в исламе). Приведу несколько строф из знаменитой "Винной касыды" Ибн аль-Фарида в замечательном переводе З.Миркиной.
Прославляя любовь, мы испили вина.
Нам его поднесла молодая Луна.
Мы пьяны им давно. С незапамятных лет
Пьём из кубка Луны заструившийся свет.
И, дрожащий огонь разведя синевой,
Месяц ходит меж звёзд, как фиал круговой.
О вино, что древнее, чем сам виноград!
Нас зовёт его блеск, нас манит аромат!
Только брызги одни может видеть наш глаз,
А напиток сокрыт где-то в сердце у нас.
О вино, что смягчает неистовый нрав,
Вспышку гнева залив, вспышку зла обуздав!
О вино, что способно весь жизненный путь
Во мгновенье одно, озарив, повернуть –
Влить решимость в умы и величье в сердца,
Вдохновенным и мудрым вдруг сделать глупца!
"В чём природа вина?" – раз спросили меня.
Что же, слушайте все: это свет без огня;
Это взгляд без очей и дыханье без уст;
Полный жизни простор, что таинственно пуст;
То, что было до всех и пребудет всегда;
В нём прозрачность воды, но оно не вода;
Это суть без покрова, что лишь для умов,
Неспособных постичь, надевает покров.
О создатель всех форм, что, как ветер сквозной,
Сквозь все формы течёт, не застыв ни в одной.
Тело – наш виноградник, а дух в нас – вино,
Породнившее всех, в сотнях тысяч – одно.
Без начала струя, без конца, без потерь, –
Что есть "после", что "до" в бесконечном "теперь"?