Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПАКТЫ, ПОЛУЧИВШИЕ ИСКОВУЮ ЗАЩИТУ В ИМПЕРАТОРСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ (РАСТА LEGITIMA)



1. Пакты, получившие юридическое признание (ис­ковую защиту) в законодательстве позднейшей империи, называются pacta legitima. Права кредиторов, возникав-

' См. сносьу нас. 195 260

шие из этих соглашений, защищались посредством condictio ex lege, кондикционного иска (вытекавшего из соответствующего закона).

В качестве примеров императорских пактов можно , назвать compromissum, pactum donationis.

2. Под compromissum разумеется соглашение лиц, между которыми имеется спор относительно права, о пе­редаче этого спора на разрешение третейского судьи (со^ глашение с самим третейским судьей называлось гесер-turn arbitrii, см. предыдущий параграф).

В классическую эпоху выполнение соглашения сто­рон о разрешении спора третейским судом обеспечива­лось или тем, что спорная вещь либо денежная сумма передавалась третейскому судье с тем, чтобы он передал ее тому, в чью пользу будет разрешен спор, или же по­средством стипуляции. За неисполнение решения арбит­ра на виновную сторону налагался штраф.

Императорское законодательство дало непосредст­венную исковую защиту pactum compromissi.

3. Pactum donationis — неформальное соглашение о да­рении. Дарением называется договор, по которому одна сторона, даритель, предоставляет другой стороне, одаряе­мому, вещь (или иной составной элемент своего имущества, например право требования) с целью проявить щедрость в отношении одаряемого (animus donandi). Дарение может состоять в передаче права собственности на вещь, в пла­теже денежной суммы, в установлении сервитута и т.д. Частным случаем дарения было дарственное обещание, т.е. обещание что-то предоставить, совершить известные действия и т.д.

В классическом праве дарственное обещание имело обязательную силу только в том случае, если оно было облечено в форму стипуляции; неформальное дарствен­ное обещание не порождало обязательства. Помимо это­го формального требования еще в республиканский пе­риод для сохранения имущества в руках богатых се­мейств было установлено ограничение размера дарения (закон Ценция, 204 г. до н.э.), за исключением дарений,


совершаемых в пользу ближайших родственников. Мак­симальный размер дарения, допущенный Цинциевым законом, неизвестен (не дошел до нас). Цинциев закон принадлежит к числу так называемых leges imperfectae, т.е. таких законов, в которых не предусматриваются юридические последствия их нарушения. Для проведения закона в жизнь претор стал давать exceptio leges Cinciae (возражение против иска об исполнении дарственного обещания, противоречащего Цинциеву закону).

В императорский период (в начале IV в. н.э.). Цин­циев закон утратил значение. Императорским законода­тельством было введено требование совершать так назы­ваемую судебную инсинуацию дарственных актов, т.е. требовалось заявить их перед судом с занесением в ре­естр. Первоначально требование публичности дарения относилось к дарению на любую сумму, но Юстиниан ограничил применение insinuatio лишь дарениями на сумму свыше 500 золотых и установил, что дарения на меньшие суммы получают силу независимо от каких-либо формальностей. Тем самым pactum donatiohis полу­чил исковую силу.

Ввиду того, что даритель не только не получает от дарения никакой utilitas (хозяйственной выгоды), но да­же теряет нечто, ибо дарение предполагает обогащение одаряемого за счет имущества дарителя и, следовательно, имущество дарителя в этом случае уменьшается, ответст­венность дарителя за возможную эвикцию подаренной вещи, за обнаруженные в ней недостатки и пр. ограни­чивалась только случаями допущения дарителем dolus и culpa lata.

Дарение своеобразно еще в том отношении, что при известных обстоятельствах допускалась односторонняя отмена дарения. Так, патрон мог отменить дарение, со­вершенное в пользу вольноотпущенника, в случае небла­годарности одаренного. Эта норма является частным от­ражением зависимости, в которой находились вольноот­пущенники по отношению к патронам и которая нередко переходила в эксплуатацию вольноотпущенника. Юсти-

ниан установил уже в качестве общего правила для всех случаев дарения, что неблагодарность одаренного служит основанием отмены дарения. В качестве примеров небла­годарности в законе Юстиниана названы: нанесение тя­желой обиды, создание опасности для жизни дарителя, причинение ему значительного имущественного вреда. Патрон, не имевший детей в момент совершения даре­ния в пользу вольноотпущенника, имел право потребо­вать дар обратно в случае последующего рождения у него детей.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.