Магические приемы необходимо различать по следующим признакам:
а) по степени сложности;
б) по общей направленности;
в) по психологическому механизму действия;
г) по целевому назначению.
По степени сложности магические приемы подразделяются следующим образом. Индивидуальное магическое действие. Например, человек верит, будто черная кошка, перебегающая дорогу, предсказывает несчастье; чтобы уберечься от воображаемой беды, человек совершает магическое действие: плюет три раза через левое плечо.
Индивидуальный или групповой магический обряд отличается большей сложностью, представляя собой систему нескольких действий. Таковы, например, приемы так называемой лечебной магии. Вот магический обряд лечения от туберкулеза легких: больного купают в воде, зачерпнутой из трех колодцев, настоянной на мусоре из трех изб и сдобренной мхом с трех крыш. Считается, что в магическом обряде отдельные действия должны производиться всегда лишь в определенном порядке с точнейшим соблюдением определенных условий.
Коллективная магическая церемония. Например, чтобы не допустить в деревню моровое поветрие, в полночь голые старухи с причитаниями и заклинаниями опахивают деревню, т. е. проводят борозду сохой или плугом вокруг деревни.
В зависимости от общей направленности, различают агрессивные, или протрептические, и оборонительные, или профилактические, типы магии. В свою очередь в составе обоих магических направлений выделяются типы магии, которые отличаются друг от друга своим психологическим механизмом.
К протрептическим типам магии относятся: контактная магия; воображаемая магическая сила передается или придается человеку путем непосредственного взаимодействия с носителем магической силы; например, ношение талисманов, употребление магических снадобий и т. п.; инициальная (начинательная, трансмиссионная, инцепционная) магия; ввиду недосягаемости объекта колдовства, скажем, из–за дальности расстояния, при магической манипуляции производится только начало желаемого действия, а окончание же его возлагается на магическую силу; например, австралийский колдун, желая поразить врага из соседнего племени, производит такую процедуру: он направляет заостренную палочку в сторону врага и шепчет при этом проклятия, полагая, что после этого колдовства враг будет поражен либо смертью, либо мучительной болезнью; парциальная (контагиозная) магия; магические манипуляции производятся не с объектом колдовства, а с его частью или заменителем; например, колдун, желая причинить вред врагу, стремится добыть его волосы, или часть одежды, или испражнения и т. п.; над одним из таких «заместителей» врага произносятся проклятия; считается, что после этой процедуры враг будет повержен; имитативная (гомеопатическая, си–мильная) магия; колдовство производится над изображением или подобием объекта колдовства; например, у первобытных народов широко распространены магические охотничьи или военные пляски перед изображениями зверя или врага; при этом участники магической церемонии мечут копья или дротики в соответствующие изображения и полагают, что на охоте или в сражении события будут происходить именно так, как они происходили во время магической пляски.
К защитным (профилактическим) типам магии относятся следующие:
отгоняющая (апотрепеическая) магия – ношение амулетов от «дурного глаза» и т. п.;
очистительная (катартическая) магия – ритуальные омовения и окуривания, прыганье через костер и т. п.
По целевому назначению магические приемы подразделяются следующим образом: лечебная, вредоносная, или злая, или черная магия, военная, любовная, промысловая, земледельческая, скотоводческая магия.
МИСТИКА В НАШИ ДНИ
Может показаться парадоксальным, но в нашу эпоху огромных завоеваний человеческого разума мистика не только удерживает свои позиции, но и укрепляет их в западных странах. Это – проявление духовного кризиса буржуазного общества, порожденного общим кризисом капитализма. В условиях общей неустойчивости, неуверенности в завтрашнем дне, бесперспективности существования жители западных стран видят единственный для себя выход в мистических переживаниях. А буржуазные государства оказывают всяческую поддержку современным магам и чародеям, затемняющим сознание трудящихся, мешающим им увидеть реальные процессы, происходящие в обществе.
Именно поэтому статистика свидетельствует о росте мистических настроений в западном мире. Десятки тысяч астрологов, медиумов, колдунов открыто действуют в США, ФРГ, Италии, Франции и других буржуазных странах. Они объединяются в мистические общества, официально регистрируемые властями, издают свои газеты и журналы, созывают конференции, симпозиумы, съезды. На Западе существуют целые фирмы, занимающиеся бизнесом на мистике. Там не в диковинку гадательные автоматы на улицах, справочные бюро, толкующие сны. Регулярно печатаются в периодических изданиях гороскопы, за которыми следят миллионы людей, пытающихся заглянуть в будущее, узнать свою судьбу.
Известно, что к знаменитым гадалкам обращаются видные политические деятели, бизнесмены. В крупнейших буржуазных издательствах выпускается огромное количество литературы, пропагандирующей теософию, антропософию, прочие «оккультные науки».
В последнее время в буржуазных странах отмечается рост разного рода мистических обществ и сект, шумная реклама сопровождает деятельность секты «Божественный свет» и ее пророка Гуру Махарайджи, побывавшего во многих капиталистических странах и выступавшего с изложением своего учения в самых крупных концертных и спортивных залах мира. И он нашел немало последователей. Ведь он обещает людям избавление от страха перед будущим, от неуверенности, тяжкой жизни, пессимизма. Все это, по его словам, можно преодолеть с помощью мистического ухода от волнующих людей проблем, веры в «учителя», в качестве которого он предлагает себя. Именно мистические переживания дают возможность отключиться от реальности со всеми ее невзгодами и переживаниями. А техника такого отключения заключена в различных упражнениях системы йогов, которая и рекомендуется последователям новоявленного «пророка».
Широкой поддержкой влиятельных кругов на Западе пользуется мистическая секта, созданная еще одним пророком – Сан Мыонг My ном. Это объясняется ее антикоммунистической направленностью, ибо, по словам Муна, все беды на земле происходят от коммунизма. Главной целью он объявил борьбу с коммунизмом. Но внимание простых людей он привлек иным: обещанием избавить тех, кто последует за ним, от наркомании, алкоголизма, тревожного состояния духа. Людей, попавших в созданные им общины, он заставляет трудиться на себя по 16 часов в сутки, а взамен пичкает их проповедями, внушая, что следует отказаться от своих дум, предоставив право мыслить своим духовным наставникам. Делается все возможное, чтобы погрузить людей в состояние отрешенности от мира, в своеобразную спячку, в забытье, которое и должно принести им облегчение.
Получило распространение в США и ряде других стран и «Международное общество сознания Кришны», основанное выходцем из Индии Ачарья Бхактиведанта Свами Прабхупадой. Он попросту погружает своих последователей в гипнотический сон, обставляя этот процесс мистическими ритуалами. Истинное успокоение, объявляет он, лишь в достижении нирваны, отрешении от суеты мира.
Буржуазная пресса рекламирует «Международное общество социальной медитации», возглавляемое «всемирно известным йогом» Махариши Махешем. Вступившим в общество предлагается пройти учебно–тренировочный курс по «трансцендентальной медитации», которая якобы избавляет от навязчивых мыслей, от всяких беспокойств, напряженного состояния и т. п. Сеансы, которые проводит Махариши Махеш, сопровождаются пением, проводятся в полутемных помещениях, где мерцают свечи. Ведь «медитация» представляет собой «уход от мыслей о реальном мире», «слияние с бесконечностью». Именно так рекламируют ее в западном мире. В действительности же это определенная система приемов, с помощью которых человек как бы отключается от окружающей действительности, погружается в самого себя, отвлекаясь от всего, что его тревожит и волнует. Не случайно кое–кто на Западе заявляет, что «трансцендентальная медитация» является «наиболее серьезным путем решения научных проблем современности». Не случайно то, что, по данным западной прессы, общество Махариши Махеша получает субсидии от Информационного агентства США, которое является одним из центров международного антикоммунизма.
Невозможно даже перечислить все мистические секты и общества, которые расплодились ныне в буржуазных странах, они получают помощь и поддержку от правящих классов. И это понятно. Еще В. И. Ленин писал: …..наступил такой исторический момент, когда командующая буржуазия, из страха перед растущим и крепнущим пролетариатом, поддерживает все отсталое, отмирающее, средневековое. Отживающая буржуазия соединяется со всеми отжившими и отживающими силами, чтобы сохранить колеблющееся наемное рабство» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 23, с. 166).
К сожалению, с проявлениями мистицизма приходится встречаться и в нашей стране. Есть люди, которые пытаются реанимировать давно разоблаченную лженауку астрологию. Они обращаются к буржуазной прессе, где постоянно печатаются гороскопы, перепечатывают, а подчас и распространяют их. Кое–кто занимается и спиритизмом. В последнее время обнаружились приверженцы мистических сект, обосновавшихся на Западе, в частности «Международного общества сознания Кришны». Чаще всего это молодые люди, у которых не сложились твердые мировоззренческие принципы.
Следует иметь в виду, что западные реакционные круги пытаются экспортировать в нашу страну мистические идейки с целью идеологического разложения молодежи. По нелегальным каналам к нам забрасываются религиозно–мистическая литература, рекламные проспекты мистических обществ. В последние годы в страну приезжают эмиссары таких обществ, стремящиеся устанавливать контакты с молодыми людьми, сколачивать группы своих последователей. Кое–где у нас не уделяется должного внимания этой целенаправленной деятельности классового противника. Ведь сплошь и рядом мистические учения не пропагандируют открыто антикоммунистических идей. А это подчас притупляет бдительность. Мистицизм же на деле направлен на разложение научного, материалистического миропонимания. Он призван уводить людей в мир фантастических грез и мечтаний, а следовательно, от тех насущных проблем, которые стоят перед молодыми. Именно поэтому спецслужбы империалистических держав оказывают всяческое содействие проникновению мистических взглядов и представлений в среду молодежи социалистических стран. При этом используются самые разнообразные методы. И долг партийных комитетов, общественных организаций давать отпор любым попыткам протаскивать мистицизм в нашу жизнь.
Одной из важных задач атеистического воспитания является разоблачение мистики и суеверий, формирование у молодого поколения правильного к ним отношения, принципиальной оценки любых проявлений этих пережитков прошлого.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Атеистический словарь. 2–е изд. М., 1986.
Басилов В. Избранники духов. М., 1984.
Великович Л. Капитализм и религия. М., 1984.
Григулевич И. Пророки «новой истины». М., 1983.
Мезенцев В. Энциклопедия чудес. М., 1974.
Митрохин Л. Религии «Нового века». М., 1985.
Неманов И., Рожнов В., Рожнова М. Когда духи показывают когти. М., 1969.
Парнов Е. Трон Люцифера. Критические очерки магии и оккультизма. М., 1985.
Рожнов В. Пророки и чудотворцы. Этюды о мистицизме. М., 1977.
Фрэзер Дж. Золотая ветвь. 2–е изд. М., 1985.
Шахнович М. Мистика в свете науки. Л., 1967.
Шахнович М. Приметы верные и суеверные. Атеистические очерки народного знания и бытового суеверия. Л., 1984.