Одной из древнейших, сохранившихся до наших дней локально ограниченных религий является иудаизм. Зачатки иудаистской религии появились во 2–м тысячелетии до н. э. среди евреев, живших на территории Палестины. Возникнув в политеистической форме, иудаизм в 1–м тысячелетии до н. э. постепенно трансформировался в монотеистическую религию.
Первоначально иудаизм был распространен на весьма ограниченной территории и почти не выходил за пределы небольшой страны – Палестины. Проповедовавшееся иудаизмом положение о «религиозной исключительности» евреев не способствовало развитию прозелитической деятельности. Вследствие этого иудаизм, если не считать незначительных исключений, всегда был религией одних евреев. Однако своеобразие их исторических судеб привело к расселению последователей иудаистской религии по многим странам мира.
Одной из сект иудаизма является караимство. Секта возникла в VIII в. в Вавилонии. В отличие от прочих иудаистов, караимы не признают Талмуд собрание законоположений иудаистской религии, появившееся значительно позже канонической книги иудаистов – Танаха. Приверженцы караимской секты представляют собой отдельную небольшую этноконфес–сиональную группу.
Другая секта иудаизма – самаритяне, отвергающие не только Талмуд, но и часть книг Танаха (обязательными считаются лишь Тора и книга Иисуса Навина).
Зороастризм
Весьма древней локально ограниченной религией является также и зороастризм. Религия эта возникла на рубеже 2–го и 1–го тысячелетий до н. э. в Юго–Западной или, по мнению отдельных исследователей, Средней Азии и распространилась также в восточной части Закавказья. Основателем зороастризма считается легендарный пророк Заратуштра. Важнейшая особенность зороастризма – ярко выраженный дуализм, представление о противоборстве доброго и злого начал. Зороастризм предписывает поклонение огню, который рассматривается как «очищающая сила». Покойников последователи зороастризма хоронят в особых «башнях молчания». Они считают, что тела людей нельзя ни предавать земле, ни сжигать, так как трупы оскверняют землю и огонь. Зоро–астрийцы верят в бессмертие души, загробную жизнь и конец мира. Священной книгой зороастризма является Зенд–Авеста. В VII в. после завоевания Юго–Западной и Средней Азии арабами позиции этой религии были сильно поколеблены, а затем она была вытеснена с этой территории почти полностью. Значительная группа зороастрий–цев эмигрировала в Индию. Индийских зороастрийцев называют парсами. К настоящему времени зороастризм испытал значительные изменения, в нем заметно усилились монотеистические тенденции.
К зороастрийцам примыкает секта йазидов (или езидов), в вероучение которых наряду с зороастрийскими положениями вошли также элементы ислама и христианства. Являясь, как и зороастрийцы, дуалистами, йазиды, однако, почитают не только доброе начало, но и злое, изображая его в виде павлина. В связи с этим наблюдается предубежденное отношение к йази–дам со стороны некоторых групп мусульман и христиан, которые считают эту секту «чертомолами», «поклонниками дьявола».
Мандеизм
В Юго–Западной Азии возникла еще одна сохранившаяся до нашего времени религия – мандеизм. Она появилась в I в. н. э. в Двуречье и вобрала в себя ряд элементов христианства, иудаизма и более древних восточных верований. Для мандеизма характерны некоторые близкие христианству обряды, например крещение и причащение. Мандеи в качестве своего пророка почитают Иоанна Крестителя.
Индуизм
В раннеклассовой Индии в качестве местной религии получил распространение брахманизм (1–е тысячелетие до н. э.). Во второй половине 1–го тысячелетия до н. э. позиции брахманизма в южноазиатском регионе стали слабеть, и он на некоторое время был оттеснен другими религиями. Лишь в первой половине 1–го тысячелетия и. э. учение брахманизма начинает вновь возрождаться в Индии в форме индуизма.
Индуизм фактически не является единой религией, а представляет собой систему местных индийских верований. Индуизм политеистичен, однако некоторые индуистские теологи пытаются толковать его как пантеистическую религию (школа веданта). Главные божества – Брахма, Вишну и Шива. Основные принципы индуизма – это представления о дхарме (долге), карме (воздаянии) и сан–саре (перерождении). Индуисты имеют свои священные книги (Веды), однако для индуистской религии характерно отсутствие каких–нибудь строгих канонов. Индуизм освящает своим авторитетом кастовые различия в обществе.
В индуизме существуют два основных направления: вишнуизм (сторонники которого особо почитают бога Вишну) и шиваизм (адепты бога Шивы). Среди шиваитов выделяются почитатели женского начала – шак–тисты.
Во второй половине XIX в. в недрах индуизма возникло реформистское движение Арья самадж, имеющее в настоящее время значительное число последователей. Сторонники этого течения отвергают кастовый строй. В Арья самадж сильно упрощены ритуалы.
Джайнизм и сикхизм
К локально ограниченным религиям Индии следует отнести также джайнизм и сикхизм. Обычно считают, что джайнизм возник в VI в. до н. э., однако есть основания полагать, что корни этой религии гораздо древнее. Название религии происходит от имени полулегендарного пророка – Джины, почитаемого в качестве основателя религии. Джайнизм возник в обстановке острого недовольства широких слоев индийского общества кастовой системой, связанной с господствовавшим в то время брахманизмом. По джайнизму, спастись может каждый человек, вне зависимости от его сословной или кастовой принадлежности. Объектом почитания джай–нов являются их 24 пророка. В настоящее время среди джайнов много зажиточных людей – торговцев, ростовщиков и т. д.
Сикхизм намного моложе джайнизма. Он сложился в конце XV – начале XVI в. н. э. и представлял собой на первых порах как бы протестантское течение в индуизме. Сикхизм монотеистичен, он не признает духовенства, отрицает публичные богослужения. Сикхи решительно выступили против кастового строя и провозгласили равенство людей. Со временем сикхизм стал постепенно утрачивать свой антифеодальный и демократический характер. Основное острие борьбы сикхов все более направлялось против иноверцев.
Даосизм
Религии Китая – даосизм и конфуцианство – зародились соответственно в IV – III и VI–V вв. до н. э. Первоначально оба учения были скорее не религиями, а философскими системами. Основателем даосизма считают полулегендарного философа Лао–цзы. Важнейшие каноны даосского учения заключены в книге «Дао дэ цзин». В этой книге наряду с идеалистическими положениями имеется и ряд элементов стихийной диалектики и наивного материализма. Постепенно даосизм дает все больший крен в сторону идеализма и со II в. н. э. превращается в настоящую религию. В этот период складывается даосский пантеон божеств, причем одним из главных богов объявляется Лао–цзы. Появляется даосское жречество, занимающееся гаданиями, совершениями различных магических обрядов, продажей священных амулетов.
Конфуцианство
Философская система конфуцианства была создана Кун–цзы (Конфуцием). В отличие от даосизма, отражавшего интересы архаического, терявшего свое влияние жречества, конфуцианство было философией складывавшейся в Китае феодально–чиновничьей элиты. Одно из главных положений конфуцианства – так называвмое учение о чжэн мин (буквально – выправление имен) ‑ требовало от каждого человека твердо помнить свое положение в обществе. Вообще в конфуцианстве на первом месте стоят социально–этические мотивы, проблемы же мировоззренческого характера отходят на задний план. В первых веках нашей эры конфуцианская философская система постепенно трансформировалась в религию. Однако конфуцианство как религия имеет ряд особенностей, довольно резко отличающих его от прочих верований, и некоторые исследователи до сих пор считают учение Конфуция не религией, а этико–морапьным учением. Конфуцианство совершенно не знает жречества, и его ритуалы и церемонии всегда выполнялись государственными чиновниками или главами семей. Тем не менее конфуцианство имеет свой пантеон божеств, обожествлен и сам Конфуций. Практикуются жертвоприношения. Весьма большое место в конфуцианстве занимают культ предков и вера в духов.
Синтоизм
Локально ограниченная религия Японии – синтоизм по своему происхождению весьма сильно отличается от даосизма и конфуцианства. Синтоизм возник не в результате трансформации философской системы, а в процессе развития примитивных родо–племен–ных верований (культ предков, культ природы и т. д.). В своей современной форме синтоизм – типичная религия классового общества. Сонм синтоистских божеств весьма велик, но верховным среди них считается солнечная богиня Аматэрасу. Для синтоизма было характерно обожествление особы японского императора. Формально культ императора был в 1945 г. упразднен, однако умерших японских императоров некоторые синтоисты по–прежнему почитают как богов.
Мировые религии
Помимо локально ограниченных религий в современном мире широкое распространение получили так называемые мировые религии. В настоящее время, по данным зарубежной статистики, их исповедует около половины населения земного шара. Это – буддизм, христианство, ислам. В отличие от локально ограниченных религий, мировые религии не имеют национальных и политических границ, распространены в разных странах, на разных континентах, среди людей, говорящих на различных языках, и их исповедуют многие сотни миллионов верующих. Появление мировых религий, их развитие – результат закономерного процесса развития классового общества, развития государства и расширения контактов между странами – экономических, политических, культурных.