Номенклатура и дозировка ядовитых и сильнодействующих средств, медикаментов списка А и Б. Хранение и выдача НС и ПВ, ЛС, подлежащих ПКУ. Правила выписывания рецептов. Высшие разовые и суточные дозы. Дозы для детей и людей пожилого возраста.Проверка доз. Правила приготовления лекарств с ядами. Нормы отпуска ядовитых веществ в лекарствах. Оформление лекарств, содержащих ядовитые вещества.
Общие принципы организации производства лекарств.
Организация производства в аптеках. Аптечное производство лекарств как лабораторный процесс приготовления лекарств по индивидуальным прописям.
Вопросы спиртометрии. Внутриаптечные заготовки лекарств.
Отделы аптеки, выполняющие производственные функции: рецептурно-производственный отдел и отдел запасов. Разделение труда. Механизация отдельных производственных операций. Техника безопасности. Санитарный и фармацевтический режим при изготовлении лекарств в аптеках. Аптечная эстетика. Биофармация. Фармацевтические несовместимости. Нерациональные прописи.
Организация производства на заводских предприятиях.
Цеховой принцип организации производства. Комплексная механизация и автоматизация производства и ее назначение. Техника безопасности.
ФАМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ.
Порядок проведения внутриаптечного контроля качества лекарств.
Организация работы контрольно-аналитической лаборатории по проверке качества сырья, полуфабрикатов, продукции фармацевтических фабрик, лекарств, изготовленных в аптеках.
ФАРМАКОГНОЗИЯ.
Организация приемки, хранения и транспортировки лекарственного растительного сырья.
Организация контроля качества лекарственного растительного сырья.
ФАРМАКОЛОГИЯ И ФАРМАКОТЕРАПИЯ.
Механизм действия лекарственных веществ. Побочные действия лекарств. Совместимости и несовместимости лекарственных препаратов. Комбинированное действие лекарств. Синонимы, аналоги, заменители. Принципы комбинированной терапии.
Умения.
2.4.1. Организация лекарственного обеспечения населения и лечебно-профилактических учреждений: 2.4.1.1Учреждение предприятий и их оснащение хозяйственными средствами. Использовать в практической работе нормативно-закондательную базу, регламентирующую фармацевти-ческую и предпринимательскую деятельность; осуществлять подбор помещений и их эксплуатацию с учетом вида и объема фармацевтической деятельности и гигиенических нормативов; подготавливать предприятие (учреждение) к регистрации, лицензированию и аккредитации; анализировать факторы, влияющие на работу хозяйствующего субъекта и определять перспективы развития, цели и задачи, использовать в работе принципы и методы менеджмента; проводить управленческое обследование; обеспечивать проведение мероприятий по соблюдению санитарного режима. 2.4.1.2. Снабжение аптечных организаций лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и парафармацевтической продукцией. Проводить анализ и прогнозирование спроса на ЛС и ИМН; заключать договора на поставку товаро-материальных ценностей; формировать ассортимент с учетом специфики покупательского спроса; осуществлять приемку поступивших товаро-материальных ценностей; документально оформлять возникающие к поставщикам претензии. 2.4.1.3. Контроль качества лекарственных средств, изделий медицинского назначения и парафармацевтической продукции. Проводить предупредительные мероприятия и внутриаптечный контроль по обеспечению качества ЛС, ИМН и парафармацевтической продукции; проводить инструктаж (по технике безопасности, охране труда, пожарной безопасности) работников; проводить мероприятия по сохранности товаро-материальных ценностей; осуществлять хранение ЛС, ИМН и парафармацевтической продукции с учетом установленных требований. 2.4.1.4.Отпуск ЛС, ИМН и парафармацевтической продукции населению и лечебно-профилактическим учреждениям. Организовывать отпуск ЛС, ИМН и парафармацевтической продукции населению и ЛПУ; документально оформлять учет наличного обращения и безналичных расчетов; вести учет прочего расхода товаров.
2.4.2. Информационная работа. Проводить информационную работу с врачами по новым ЛС, имеющимся в аптеке, и дефектуре. Работать на персональном компьютере; пользоваться оргтехникой и современными средствами связи; собирать, обрабатывать, хранить, искать и использовать маркетинговую информацию о товарах аптечного ассортимента; проводить различные виды рекламно-информационной и информационно-справочной работы; организовать работу персонала на средствах вычислительной техники; проводить маркетинговые исследования в рамках системы маркетинговой информации.
2.4.3. Работа с кадрами. Определять штатную численность персонала; заключать коллективный договор; составлять должно-стные инструкции; принимать и увольнять сотрудников; составлять правила внутреннего трудового распорядка; осуществлять подбор и расстановку кадров, распределять обязанности между сотрудниками; вести учет труда и заработной платы; вести документацию по учету кадров.
2.4.4. Учет и отчетность. Финансовый менеджмент. Аудит.
Организовать учет хозяйственно-финансовой деятельности, учет движения ТМЦ; составлять претензионные письма; отражать в учетных регистрах реализацию товаров населению, ЛПУ и другим организациям; вести учет расчетов с покупателями и продавцами; проводить инвентаризацию ценностей, ревизию кассы, оформлять документально результаты проверок; составлять отчетность; вести предметно-количественный учет; рассчитывать и прогнозировать финансовые результаты и другие экономические показатели с учетом инфляционных факторов; осуществлять операционный анализ финансового состояния; рассчитывать сроки погашения платежей, потребность в собственных оборотных средствах и обеспечивать ими; рассчитывать текущую и ожидаемую платежеспособность, точку безубыточности; осуществлять контроль за соблюдением порядка оформления первичных документов, кассовой, финансовой и расчетной дисциплины, ТМЦ и денежных средств.
2.4.5. Налоговое планирование и анализ хозяйственной деятельности. Осуществлять сбор оперативных, отчетных и справочных материалов для проведения анализа показателей хозяйственно-финансовой деятельности и налогового планирования. Использовать информацию по налогообложению для разработки бизнес-плана. Планировать основные экономические показатели, результаты финансово-хозяйственной деятельности аптечной организации с учетом относимых на них налогов; осуществлять контроль расчета налогов и других платежей в бюджет.
Практические навыки
2.5.1. Организовывать и открывать аптечные учреждения (предприятия) различных организационно-правовых форм собственности:
· осуществлять подбор и эксплуатацию помещений с учетом видов фармацевтической деятельности и действующих санитарно-гигиенических нормативов;
· оснащать помещения оборудованием и инвентарем в соответствии с действующими нормативами;
· подготавливать аптечные организации к регистрации, аккредитации и лицензированию.
2.5.2. Осуществлять подбор, расстановку и использование фармацевтических кадров:
· определять оптимальное количество административно-управленческого персонала для аптечной организации;
· документально оформлять прием на работу и увольнение работников с учетом действующего трудового законодательства и особенностей фармацевтической деятельности;
· вести документацию по учету кадров;
· составлять и заключать коллективный договор с коллективом аптечной организации;
· разрабатывать правила внутреннего трудового распорядка;
· распределять обязанности между сотрудниками аптечной организации, составлять функционально-должностные инструкции;
· контролировать начисление сотрудниками аптеки заработной платы, отпускных, пособий, прочих выплат и удержаний.
2.5.3. Осуществлять мероприятия по охране труда, технике безопасности и противопожарной безопасности и документально оформлять их проведение. Применять на практике современные подходы к управлению аптечной организацией:
· проводить управленческое обследование работы аптечной организации;
· определять стратегию и тактику развития аптечной организации с учетом влияния внешних рыночных фактором;
· формировать цели работы аптечной организации, проводить их ранжирование;
· разрабатывать организационную структуру аптечной организации с учетом выдвигаемых целей и задач;
· осуществлять выдачу распорядительной информации, проводить согласование условий выполнения распоряжений и контролировать их выполнение;
· использовать методы мотивации сотрудников аптечной организации к труду;
· документально оформлять принятие управленческих решений по различным аспектам деятельности аптечной организации; вести делопроизводство.
· осуществлять приемку товаро-материальных ценностей, документально ее оформлять;
· осуществлять, в соответствии с действующим законодательством, контроль качества поступившего товара и документально его оформлять;
· документально оформлять претензии и иски к поставщикам товаров;
· обеспечивать оплату за поступившие товары и контроль взаиморасчетов;
· формировать цены реализации на поступившие товары;
· осуществлять контроль за соблюдением дисциплины цен;
· организовывать хранение различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
· проводить мероприятия по сохранности товаро-материальных ценностей и денежных средств;
· анализировать спрос и предложение на рынке;
· определять конкурентоспособность товаров и услуг;
· проводить разработку комплекса маркетинга.
2.5.5. Организовывать проведение хозяйственных операций по реализации товаров и услуг населению и ЛПУ:
· организовывать и контролировать отпуск товаров по рецептам и без рецепта;
· организовывать и контролировать отпуск товаров в отделения ЛПУ;
· осуществлять учет амбулаторной и стационарной рецептуры;
· проводить учет бесплатного и льготного отпуска ЛС и ИМН;
· проводить учет розничного и оптового товарооборота и документально его оформлять;
· проводить учет кассовых операций и документально их оформлять;
· вести учет безналичных расчетов;
· вести учет прочего расхода товаров и документально его оформлять;
· организовывать работы мелкорозничной аптечной сети и осуществлять контроль за ее деятельностью.
2.5.6. Проводить анализ торгово-финансовой деятельности аптечной организации и прогнозировать ее:
· составлять отчет о торгово-финансовой деятельности аптечной организации;
· осуществлять контроль расчетов налогов и других платежей в бюджет;
· проводить анализ отчета о торгово-финансовой деятельности и бухгалтерского баланса;
· проводить и документально оформлять инвентаризацию товаро-материальных ценностей, денежных средств и взаиморасчетов;
· рассчитывать и, при необходимости, списывать естественную трату;
· проводить экономический анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности аптеч-ной организации (общего объема реализации, валового дохода, товарных запасов, товарооборачиваемо-сти, издержек обращения, прибыли, не планируемых доходов и расходов, рентабельности, точку безубыточности, запас финансовой прочности, КТЛ, определять финансовую устойчивость) с использованием экономико-математических методов и операционного анализа;
· осуществлять внутренний аудит.
· проводить учет основных средств, нематериальных активов, малоценных и быстро изнашивающихся пред-метов:
· документально оформлять право собственности на здания и сооружения аптечной организации;
· осуществлять учет поступления, использования и списания основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов;
· рассчитывать износ и амортизацию.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПРОВИЗОРА-ИНТЕРНА
Практическая деятельность провизора по специальности «Управление и экономика фармации» является одним из этапов подготовки провизоров-интернов. Практика для интернов очно-заочной формы обучения проводится на базе аптек и фармацевтических организаций.
Контроль практики осуществляется как со стороны руководителя практики от фармацевтической организации, так и со стороны кафедры. В период прохождения практики провизор-интерн составляет письменный отчет о проделанной работе, в котором отражается выполнение программы практики. Отчет предназначен для оценки практических навыков (умений) провизоров-интернов по выбранной специальности и является одним из разделов итоговой аттестации интернов.