В соответствии с содержанием специальности «Управление и экономика фармации» основным назначением специалиста и функциональными обязанностями является работа в должности руководителя или его заместителя любой организации (её подразделений – филиалов, отделов, секторов, служб), занимающейся фармацевтической деятельностью, независимо от организационно-правовой структуры и формы собственности:
· руководство фармацевтической организацией, её структурными подразделениями (филиалами) на всех уровнях управления;
· осуществление организационно-управленческой деятельности в должности руководителя (генерального директора, президента, председателя, начальника, заведующего), его заместителя; главного (ведущего) специалиста; медицинского представителя; старшего провизора; инспектора; начальника (заведующего) отделом, сектором, службой, его заместителя и т.п. - территориальных органов управления фармацией, фармацевтических организаций (учреждений, предприятий) любой формы собственности, их структурных подразделений;
· аккредитация, лицензирование и сертификация юридических и физических лиц, занимающихся фармацевтической деятельностью;
· регистрация и сертификация ЛС;
· организация лекарственного обеспечения населения и ЛПУ;
· осуществление товарной и финансово-экономической политики;
управление снабжением, товарными запасами, ассортиментом ЛС, ИМН и парафармацевтической продукции;
· организация работы по обеспечению качества фармацевтической продукции;
· организация работы с группам ЛС, подлежащих предметно-количественно-му учету: наркотическими средствами, психотропными веществами, прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, сильнодействующими и ядовитыми веществами, с этиловым спиртом и спиртосодержащими растворами;
· организация лекарственного обеспечения декретированных групп населения, имеющих право на государственную социальную помощь и граждан, имеющих право на получение ЛС бесплатно и со скидкой;
· управление персоналом, осуществление рациональной кадровой политики;
осуществление контроля за деятельностью фармацевтической организации, ее структурных подразделений, должностных лиц, их профессиональной квалификацией;
· разработка должностных инструкций;
разработка Правил внутреннего трудового распорядка, контроль за его соблюдением;
разработка и заключение коллективного трудового договора, заключение договоров с юридическими и физическими лицами;
· управление экономикой фармацевтической организации;
контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей и денежных средств;
· расчет цен и ценообразование на товары аптечного ассортимента;
· контроль за соблюдением цен, расчетной и платежной дисциплины;
· ведение делопроизводства;
· осуществление отчетности о хозяйственно-финансовой деятельности;
планирование и анализ показателей производственно-хозяйственной деятельности;
проведение инвентаризации, внутреннего аудита, оформление их результатов;
· проведение фармацевтического обследования, оформление результатов;
· оказание населению первой доврачебной помощи;
· осуществление санитарно-просветительной, рекламной и информационной деятельности;
· обеспечение условий труда, техники безопасности и противопожарной безопасности, инструктаж персонала;
· организация экстремальной фармацевтической помощи в чрезвычайных ситуациях.
Обязательный минимум квалификационных требований по специальности «Управление и экономика фармации» отражает:
· знания, умения и навыки по основной специальности;
· навыки и манипуляции по смежным специальностям;
навыки работы с органами практического здравоохранения, практической фармации и населением по всем опросам лекарственного обеспечения;
· навыки социальной деятельности;
владение правовыми и законодательными основами фармацевтической деятельности и КЗоТ;
· владение методами информационных технологий;
владение методами контроля лекарственных средств и парафармацевтической продукции;
· фундаментальную подготовку специалиста;
· подготовку по организации, управлению и экономике здравоохранения;
· навыки работы с литературой по специальности;
· навыки работы с компьютерной и др. оргтехникой.
Специалист, имеющий квалификацию провизора по специальности «Управление и экономика фармации», должен обладать следующими знаниями, умениями и практическими навыками.
2.1. Общие знания:
2.1.1. Нормативные и законодательные акты по охране здоровья населения, регламентирующие фармацевтическую деятельность.
2.1.2. Основные принципы здравоохранения и лекарственного обеспечения населения и ЛПУ Российской Федерации.
2.1.3. Современные достижения фармацевтической науки и практики. 2.1.4. Принципы организации медицинской и фармацевтической помощи в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.
2.1.5. Федеральная, региональная (территориальная) структура системы оказания лекарственной помощи населению.
2.1.6. Организационно-правовые формы аптечных организаций, порядок их учреждения, регистрации и организации работы как самостоятельных юридических лиц.
2.1.7. Типы аптечных организаций, их функции и задачи. 2.1.8. Порядок и документальное оформление аккредитации, лицензирования и сертификации юридических и физических лиц, занимающихся фармацевтической деятельностью.
2.1.9. Антимонопольное законодательство Российской Федерации. 2.1.10. Порядок сертификации товаров аптечного ассортимента и медицинской продукции. Правила оформления сертификатов на медицинскую продукцию, ГОСТы. 2.1.11. Номенклатура товаров аптечного ассортимента и медицинской продукции, правила их хранения и отпуска.
2.1.12. Фармакотерапевтическая классификация лекарственных средств; синонимы и аналоги ЛС.
2.1.13. Методы организации и оказания первой доврачебной помощи. 2.1.14. Теоретические основы и нормативно-техническая документация по производству и контролю лекарственных средств, состав комбинированных лекарственных средств.
Специальные знания
2.2.1. Порядок учреждения аптечных организаций различных форм собственности, требования к их оборудованию и их оснащению хозяйственными средствами:
· основные положения Конституции РФ, Гражданского кодекса, Указы Президента РФ, Постановления Правительства и Государственной Думы РФ;
· гражданское, хозяйственное, трудовое, уголовное и таможенное право;
· основы внешнеэкономической деятельности;
· законодательство по защите прав потребителей;
· антимонопольное законодательство;
· принципы нормирования и охраны труда, типовые нормы и правила техники безопасности, санитарного режима;
· принципы инвестиционной деятельности, организация работы с ценными бумагами;
· порядок и способы проведения приватизации аптечных организаций;
· основы предпринимательской деятельности в фармации и развитие фармацевтического бизнеса, страхование коммерческих рисков.
2.2.2.Законы и принципы функционирования фармацевтических предприятий в условиях рыночной экономики:
· методологические основы менеджмента и маркетинга;
· система управления здравоохранением и аптечной службой;
· организационно-правовые формы собственности аптечных организаций, порядок их учреждения;
· лицензирование и аккредитация аптечных организаций и фармацевтической деятельности;
· методы и принципы оказания медицинской помощи и лекарственной помощи в Российской Федерации;
· состав помещений и требования к площадям, планировка, нормативы оборудования и оснащения хозяйственными средствами организаций, занимающихся фармацевтической деятельностью;
· требования санитарного режима и фармацевтического порядка;
· система делопроизводства, документооборот, порядок работы с письмами и заявлениями, правила оформления документов.
2.2.3.Снабжение аптечных организаций лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и парафармацевтической продукцией:
· особенности фармацевтического рынка Российской Федерации;
· нормативно-законодательная база формирования фармацевтического рынка в Российской Федерации;
· система маркетинговой информации и маркетингового планирования; рынок фармацевтической продукции;
· факторы, влияющие на формирование спроса на ЛС и ИМН;
· товаропроводящая система аптечной службы;
· система снабжения аптечных организаций; способы проведения маркетинговых исследований;
· основные принципы и методы прогнозирования спроса на лекарственные средства (ЛС) и изделия медицинского назначения (ИМН);
· порядок заключения договоров на поставку товаров;
· виды товарных запасов и порядок их формирования;
· порядок приемки товарно-материальных ценностей, поступивших от разных поставщиков;
· логистическая деятельность аптечных организаций.
2.2.4.Контроль качества лекарственных средств, ИМН, парафармацевтической продукции и сохранности товарно-материальных ценностей:
· система контроля качества и безопасности ЛС и парафармацевтической продукции. предупредительные мероприятия по контролю качества ЛС, ИМН и парафармацевтической продукции;
· порядок сертификации ЛС, ИМН и парафармацевтической продукции, порядок проведения и документальное оформление внутриаптечного контроля;
· санитарно-гигиенические требования к помещениям, аптечному оборудованию; порядок проведения мероприятий по охране труда и технике безопасности, противопожарной безопасности;
· мероприятия, обеспечивающие сохранность товарно-материальных ценностей; документальное оформление материальной ответственности; принципы хранения ЛС, ИМН и парафармацевтической продукции.
2.2.5. Порядок отпуска ЛС, ИМН и парафармацевтической продукции населению и лечебно-профилактическим учреждениям (ЛПУ):
· порядок отпуска ЛС и ИМН населению и ЛПУ;
· структура амбулаторной и стационарной рецептуры;
· структура розничного и оптового товарооборота; ценообразование на ЛС, ИМН и парафармацевтическую продукцию. порядок бесплатного и льготного обеспечения населения ЛС и ИМН;
· категории больных, имеющих право на получение ЛС и ИМН бесплатно и на льготных условиях;
· оформление лекарств к отпуску.
2.2.6. Проведение информационной работы:
· основы информационной деятельности аптечных организаций. основы информатики и фармацевтической информации, ее потребители, их информационные потребности;
· использование современных средств персональной вычислительной техники, оргтехники и связи в работе аптечных организаций;
· системы доступа к информационным базам данных;
· принципы работы информационно-поисковых систем, автоматизированных систем управления и экспертных систем;
· методы обработки информации о товарах аптечного ассортимента;
· методы подготовки и проведения рекламно-информационных представлений товаров аптечного ассортимента.
2.2.7. Работа с кадрами:
· методы управления аптечными организациями и персоналом.
· виды персонала аптечных организаций и их должностные обязанности;
· порядок приема на работу и увольнения;
· психологические особенности управления персоналом, стили управления;
· факторы, влияющие на эффективное руководство;
· мотивы поведения людей в производственном процессе;
· порядок составления и заключения коллективного договора;
· правила внутреннего трудового распорядка;
· порядок повышения квалификации и сертификации фармацевтических работников;
· отчетность по кадрам.
2.2.8. Учет и отчетность. Финансовый менеджмент. Аудит аптечных организаций:
· нормативно-законодательные акты по учету и отчетности в Российской Федерации;
· инструктивно-методические документы федерального и ведомственного уровней по организации учета.
· учет и отчетность аптечных организаций, анализ результатов хозяйственно-финансовой деятельности, обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей, денежных средств;
· виды и структура отчетности, порядок учета движения и списания имущества; методики оценки товарных запасов;
· формы и порядок расчетов с поставщиками, покупателями, бюджетом по оплате труда, с подотчетными лицами, страховыми фондами, различными дебиторами и кредиторами;
· классификация затрат;
· структура капитала и обязательств;
· порядок определения финансовых результатов;
· приемы максимизации прибыли; формирование фондов и резервов; финансы маркетинга в обеспечении хозяйственной организации оборотными средствами; базовые показатели финансового менеджмента;
· политика привлечения заемных средств (финансовый леверидж);
· методы и методики финансового (операционного) анализа, основные показатели оценки финансового состояния;
· виды, методы и приемы экономического контроля;
· формы его осуществления;
· порядок проведения, виды и сроки: инвентаризации, ревизии, аудиторских проверок;
· оформление результатов, критерии определения неудовлетворительной структуры баланса и финансовой состоятельности.
2.2.9. Налоговое планирование и анализ хозяйственной деятельности аптечных организаций:
· теоретические основы экономического анализа: сущность, задачи и виды; этапы и рабочие приемы;
· анализ и планирование показателей хозяйственной деятельности;
· определение потребности аптечных организаций в оборотных средствах; система налогообложения в Российской Федерации;
· налоговое законодательство: налоговый кодекс, налоговое бремя, виды налогов, права налогоплательщика. Налоговый контроль и ответственность налогоплательщика за налоговые нарушения;
· ценовая политика государства и ценообразование на лекарственные средства, парафармацевтическую продукцию и товары медицинского назначения в аптечной службе, виды цен, расчет торговой надбавки при формировании розничных цен;
· бизнес-план и его составление;
· планирование и анализ товарооборота и валового дохода;
· внереализационные доходы;
· оборотные средства и планирование товарооборачиваемости; порядок уплаты НДС, налога с продаж, акциза;
· анализ и планирование издержек обращения, порядок расчета налогов и сборов, относимых на издержки обращения;
· результаты финансово-хозяйственной деятельности и налоги, относимые на них; анализ и планирование прибыли и рентабельности;
· налогообложение прибыли и льготы по налогу на прибыль;