Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Производство по делам о признании недействующими нормативных актов



Непосредственный нормоконтроль заключается в том, что суд специально по отдельной процедуре рассматривает заявление об оспаривании нормативного правового акта. Это и есть категория дел, которые мы сейчас рассматриваем. Здесь задача суда только в том и состоит, а соответствует ли оспариваемый нормативный акт акту высшей юридической силы.

Это примерно тоже, что и абстрактный (опосредованный) и конкретный (непосредственный) нормоконтроль. Но лучше говорить непосредственный и опосредованный.

Нормативный правовой акт – это акт, содержащий обязательные правила поведения, направленные на неопределённый круг лиц и рассчитанный на неоднократное и длительное применение.

В этом виде могут рассматриваться только нормативные правовые акты.

Из главы 24 не следует какого-то правила, по которому можно определить подведомственность.

Общее правило:

В суд общей юрисдикции следует обращаться с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, если иное не отнесено к компетенции Конституционного суда и Арбитражного суда.

Статья 29 АПК РФ (недавно были внесены изменения). Если раньше правило звучало «арбитражные суды могут рассматривать дела об оспаривании нормативных правовых актов только если это прямо указано в законе». Теперь значительно расширили – перечислены сферы, по которым оспариваются в арбитражные суды (в частности, дела об оспаривании нормативных правовых актов в сфере налогообложения, валютного и таможенного регулирования, патентных прав, в сфере аудиторской, оценочной деятельности и тому подобное).

Иными словами получается так, что если нормативный правовой акт издан в сфере экономической деятельности – то в арбитражный суд (и не имеет значение субъектный состав).

Подсудность. Нужно разделять родовую и территориальную.

Родовая подсудность определяется в зависимости от уровня оспариваемого акта. Например, нормативные акты Президента РФ будут оспариваться в Верховном Суде РФ. Если нормативные акты уровня субъекта РФ – то на уровне судов субъектов, иные – районными судами.

Территориальная подсудность – по месту нахождения соответствующего органа, издавшего таковой нормативный акт.

Круг лиц, имеющих право на обращение в суд по этой категории дел:

1 категория. Это лица, считающие, что принятым актом нарушены их права и свободы (граждане, юридические лица). Здесь самым главным критерием является – если нарушаются только его права (а не права соседа, скажем).

2 категория. Это лица, считающие, что нормативно-правовым актом нарушена их компетенция. Это публично-правовые органы (Правительство, Президент, субъект РФ…).

3 категория. Лица, которые могут обращаться с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, если нарушаются права и свободы других лиц. Сюда относится прокурор – прокурор может обратиться с оспариванием любого нормативно-правового акта, если нарушаются права неопределённого (и любого) круга лиц.

Особенности рассмотрения дел об оспаривании нормативно-правовых актов.

Срок. По общему правилу – 1 месяц (в районном суде), есть 3 месяца в Верховном Суде.

Особенности с обязанностями по доказыванию. Лицо, обращающееся в суд, обязано доказать нарушение своих прав, а орган, издавший акт – законность и не противоречие этого акта акту большей силы.

Особенность, связанная с участниками. По этой категории дел суд может признать обязательной явку представителей органа, принявших акта.

По этой категории дел обязательно участие прокурора – он привлекается для дачи заключения.

Особенности решения по данной категории дел.

Если суд признает акт противоречащим акту большей юридической силы – этот акт признаётся недействующим (весь акт или его отдельные пункты). Причём либо с момента принятия акта таковой акт считается недействующим, либо суд может указать другой момент (например, что акт признаётся недействующим с момента вступления решения суда в законную силу).

Особенностью является то, что это решение о признании недействующим нормативно-правовой акт обязательно подлежит опубликованию, причём в том же источнике, где был опубликован сам нормативно-правовой акт.

Это решение о признании акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта. То есть орган не может принять повторно принять тот акт, который уже признан судом недействующим.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.