Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений. Правовая природа, виды дел



Это производство предназначено для, с одной стороны (здесь две функции выполняет, так как в основе лежат отношения власти и подчинения), суд выполняет функцию контроль за действиями властных лиц; суд призван контролировать законность действий этих органов (путём рассмотрения дел – иных полномочий у него, в отличие от прокуратуры, нет). Это была первая задача. Вторая задача – это именно рассмотрение и разрешение споров. Хотя вопрос о том, есть ли здесь спор о праве или нет является дискуссионным в праве (хотя, конечно же, спор о праве здесь всё же есть).

Спор о праве. Спор – это всегда конфликт, разногласия между сторонами, которые приводят к тому, что одна сторона не может реализовать своё право, либо это право нарушено или оспаривается. И тогда одна сторона обращается с иском к другой стороне.

В публичных правоотношениях, если права гражданина нарушаются (скажем, отказывают в регистрации по месту жительства), то тоже можно считать, что это спор о праве. Ведь из-за такового действия или бездействия права гражданина нарушаются, возникает конфликт и противоречие, которое может быть разрешено только через суд.

На одной стороне спора всегда будет гражданин или юридическое лицо, в отношении которого совершаются неправомерные деяния, а на другой – властный орган.

Гражданин или юридическое лицо обращается не с материально-правовым требованием (тут нет иска, нет материально-правового иска), он просит признать незаконным соответствующее действие соответствующего органа. Это требования иного характера.

В производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений, функции суда шире. С одной стороны, должен разрешить конкретный спор о праве, с другой – контроль за деятельностью властных структур.

Правовая природа этого вида производства объясняется двумя особенностями: 1) характером правоотношения и 2) субъектным составом.

Считается, что эта специфика не может быть учтена в исковом производстве, а может быть учтена только в этом, специальном, виде производства.

Это самые разнообразные отношения – бюджетные, налоговые, финансовые, административные отношения… Ранее, до нынешнего ГПК, это производство называлось «производство, возникающее из административных правоотношениях», но это более узкий термин был. «Публичные правоотношения» термин шире и включает в себя административные.

В связи со спецификой этих дел в науке говорится о необходимости создания административной юстиции. Количество этих дел растёт – уже практически сравнялось с исковым производством.

Назрела необходимость создания отдельных, специализированных судов (административных судов), которые рассматривали бы дела, вытекающие из публичных правоотношений.

Сегодняшняя позиция: создание самостоятельной структуры судов.

Был разработан законопроект об административных судах и законопроект об административном судопроизводстве (и в Конституции есть фраза «административное судопроизводство»). Проект закона об административных судах прошёл несколько чтений, но утверждён не был. А законопроект об административном судопроизводстве пока даже чтений не проходил. Но проблема актуальная, обсуждаемая. Просто у нас, наверное, для этого ресурсов нет – мы к этому не готова, хотя идея и неплохая.

Кроме того, есть позиция, что специфика этого судопроизводства может быть в судах общей юрисдикции – создать специальный состав судей для этих дел. В арбитражном процессе уже сегодня есть такая специализация.

Категории дел:

1) Об оспаривании нормативных правовых актов.

2) Об оспаривании ненормативных правовых актов, то есть решений и действий или бездействия должностных лиц…

3) Дела, связанные с защитой избирательных прав.

Три категории дел перечислены и закон указывает, что «и иные дела». Сегодня сюда можно отнести ещё и:

· Дела о ликвидации, о приостановлении или о запрете деятельности политических партий или религиозных объединений, а также средств массовой информации.

· Дела о признании той или иной организации террористической.

· Дела об обжаловании постановлений административных органов о наложении административных взысканий. КоАП, глава 30. В ГПК этой категории дел нет, но она рассматривается – по правилам КоАПа и вообще.

· ФКЗ «О дисциплинарном судебном присутствии». Этот закон предусматривает создание специального судебного органа для рассмотрения жалоб на решение квалификационной коллегии судей (как субъекта РФ, так и высшей судебной коллегии) о досрочном прекращении полномочий судьи в связи с совершением дисциплинарного проступка. Сегодня это специализированный судебный орган является общим и как для арбитражных судов, так и для общих юрисдикции.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.