ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ имени Н.Н. БУРДЕНКО МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
по специальности __________анестезиология и реаниматология_________________
Воронеж – 201__
Печатается по решению Центрального методического
Совета Воронежской государственной медицинской
академии им. Н. Н. Бурденко от «____»_____________
Протокол №_______
Индивидуальный план разработан в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (интернатуры) с учетом рекомендаций по формированию основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования для обучающихся в интернатуре и ординатуре
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ В ИНТЕРНАТУРЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «АНЕСТЕЗИОЛОГИЯ И РЕАНИМАТОЛОГИЯ»
Цель послевузовского профессионального образования врача-интерна по специальности «анестезиология и реаниматология»–подготовка квалифицированного врача-специалиста анестезиолога - реаниматолога, обладающего системой общекультурных и профессиональных компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности.
Задачи послевузовского профессионального образования врача-интерна по специальности «анестезиология и реаниматология».
1. Сформировать обширный и глубокий объем базовых, фундаментальных медицинских знаний, формирующих профессиональные компетенции врача-анестезиолога -реаниматолога, способного успешно решать свои профессиональные задачи.
2. Сформировать и совершенствовать профессиональную подготовку врача-анестезиолога - реаниматолога, обладающего клиническим мышлением, хорошо ориентирующегося в сложной патологии, имеющего углубленные знания смежных дисциплин.
3. Сформировать умения в освоении новейших технологий и методик в сфере своих профессиональных интересов.
4. Сформировать и совершенствовать систему общих и специальных знаний, умений, позволяющих врачу-анестезиологу - реаниматологу свободно ориентироваться в вопросах организации и экономики здравоохранения, страховой медицины, медицинской психологии.
5. Подготовить специалиста к самостоятельной профессиональной лечебно-диагностической деятельности, умеющего провести дифференциально-диагностический поиск, оказать в полном объеме медицинскую помощь пациентам в критическом состоянии, провести анестезиологическое обеспечение при операциях и диагностических процедурах, профилактические и реабилитационные мероприятия по сохранению жизни и здоровья во всех возрастных периодах жизни пациентов, способного успешно решать свои профессиональные задачи.
6. Подготовить врача-специалиста, владеющего навыками и врачебными манипуляциями по профильной специальности и общеврачебными манипуляциями по оказанию скорой и неотложной помощи.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВРАЧА-АНЕСТЕЗИОЛОГА - РЕАНИМАТОЛОГА, УСПЕШНО ОСВОИВШЕГО ОСНОВНУЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «АНЕСТЕЗИОЛОГИЯ И РЕАНИМАТОЛОГИЯ» (интернатура)
Врач- анестезиолог- реаниматолог должен обладатьобщекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):
Общекультурные компетенции (ОК) характеризуются:
- способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в своей профессиональной деятельности по специальности анестезиология – реаниматология и социальной деятельности (ОК-1);
- способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального содержания по специальности анестезиология - реаниматология, осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-2);
- способностью и готовностью использовать методы управления, организовывать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции по анестезиологии – реаниматологии (ОК-3);
- способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ОК 4);
- способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ОК 5);
- способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, и применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ОК 6);
- способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом ответственность дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную (ОК 7);
- способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8).
Профессиональные компетенции характеризуются:
в диагностической деятельности (ПК 01):
- способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности;
- способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала у пациентов в критическом состоянии или при проведении анестезиологического пособия, оформлять необходимую медицинскую документацию;
- способностью и готовностью проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, с учетом возрастно-половых групп пациентов;
- способностью и готовностью к постановке диагноза на основании диагностического исследования в области анестезиологии – реаниматологии;
- способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма пациентов для своевременной диагностики синдромов критических состояний, патологических процессов и при проведении анестезиологического пособия;
- способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы критических состояний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности протекания патологических процессов и функционирования органов и систем у пациентов в критическом состоянии и в условиях операционного стресса при проведении анестезиологического пособия и, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний.
в лечебной деятельности (ПК 02):
- способностью и готовностью выполнять основные лечебные мероприятия при проведении анестезиологического пособия, реанимационных мероприятий и интенсивной терапии у пациентов в критическом состоянии при заболеваниях той или иной группы нозологических форм, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход (особенности заболеваний нервной, иммунной, сердечно-сосудистой, эндокринной, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови); своевременно выявлять жизнеопасные нарушения, использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия;
- способностью и готовностью назначать больным, требующим проведения интенсивной терапии адекватное лечение в соответствии с поставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии, к приёму родов;
- способностью и готовностью применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, владеть техникой ухода за больными в критическом состоянии;
- способностью и готовностью осуществлять населению первую врачебную помощь в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояниях, проводить госпитализацию больных в плановом и экстренном порядке;
- способен и готов назначать и использовать основные принципы при организации лечебного питания у больных, страдающих различной патологией;
- способностью и готовностью к проведению комплекса сердечно – легочной и церебральной реанимации при клинической смерти;
- способностью и готовностью к анестезиологическому обеспечению операций и диагностических исследований у детей и взрослых;
в реабилитационной деятельности (ПК 03):
- способностью и готовностью применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные, психологические) при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма;
в профилактической деятельности (ПК 04):
- способностью и готовностью применять современные гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья населения (на уровне различных подразделений медицинских организаций) в целях разработки научно обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья населения;
- способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов в развитии критических состояний, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительскую работу по гигиеническим вопросам;
в организационно-управленческой деятельности (ПК 05):
- способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, международную систему единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций по анестезиологии – реаниматологии;
- способностью и готовностью использовать знания организационной структуры анестезиологии - реаниматологии, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций различных типов по оказанию медицинской помощи, анализировать показатели работы их структурных подразделений по анестезиологии - реаниматологии, проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг пациентам в критическом состоянии и при проведении анестезиологического пособия.
Формирование профессиональных компетенций врача-специалиста предполагает овладение врачом системой профессиональных знаний, умений, навыков, владений.
Перечень знаний, умений и владений врача-анестезиолога - реаниматолога (интерна)
Врач- анестезиолог - реаниматолог должен знать:
− Конституцию Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
− нормативно-правовую базу по вопросам анестезиологии - реаниматологии.
− нормативные правовые акты, регулирующие вопросы оборота сильнодействующих, психотропных и наркотических средств;
− общие принципы организации службы анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии;
− нормативные правовые акты, регулирующие деятельность службы анестезиологии и реаниматологии;
− организацию оказания анестезиолого - реаниматологической помощи населению и оснащение отделений;
− патофизиологические механизмы формирования критических состояний и закономерности протекания патологических процессов;
− элементы топографической анатомии нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем, желудочно-кишечного тракта, необходимые для выполнения операций и манипуляций;
− нормальную и патологическую физиологию нервной, эндокринной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем, печени, почек, желудочно-кишечного тракта, водно-электролитного баланса, кислотно-щелочного состояния, системы крови;
− клиническую картину, функциональную и биохимическую диагностику синдромов острых нарушений функций систем и органов;
− патофизиологию различных видов умирания и клинической смерти, восстановительного периода после оживления (постреанимационной болезни);
− возрастные анатомо-физиологические, возрастно- половые и индивидуальные особенности строения и развития здорового и больного человека;
− анатомо-физиологические особенности беременных;
− клиническое и фармакологическое обоснование использования средств, применяемых при проведении анестезии: для ингаляционного и неингаляционного наркоза, снотворных, нейролептических, транквилизаторов, седативных, антидепрессантов, противосудорожных, анальгезирующих (наркотических анальгетиков и их антагонистов, ненаркотических анальгетиков), антихолинэстеразных, холинолитических, ганглиоблокирующих, мышечных релаксантов, местноанестезирующих, антигистаминных;
− клиническое и фармакологическое обоснование использования средств, применяемых при проведении интенсивной терапии и реанимации: адреналина и адреномиметических, антиадренэргических, дофамина, сердечных гликозидов, антиаритмических, спазмолитических, сосудорасширяющих, антигипертензивных, диуретических и дегидратационных, витаминов, средств, влияющих на свертывание крови, гормонов и их аналогов, ферментных и антиферментных препаратов (фибринолитических, ингибиторов протеолиза и фибринолиза), средств, влияющих на свертывание крови (антикоагулянтов прямого и непрямого действия, антигеморрагических и гемостатических), аминокислот и средств для парентерального питания, плазмозамещающих растворов, солевых растворов, препаратов для коррекции кислотно-щелочного и ионного равновесия (щелочей и кислот, препаратов кальция и калия, содержащих железо и фосфор), глюкозы, иммуномодуляторов, антибиотиков, сульфаниламидных, противовирусных, антисептических средств;
− вопросы проницаемости медикаментов через плацентарный барьер;
− методы предоперационного обследования и подготовки пациентов к операции и наркозу;
− современные методы общей, местной и регионарной анестезии в различных областях хирургии, в том числе у больных с сопутствующими заболеваниями;
− принципы оказания неотложной помощи и особенности проведения анестезии пациентов в условиях массового поступления пострадавших;
− современные методы интенсивной терапии и реанимации при различных заболеваниях и критических состояниях у пациентов различных возрастно- половых групп;
− основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Врач- анестезиолог - реаниматолог должен уметь:
− оценить на основании клинических, биохимических и функциональных методов исследования состояние больных, требующих оперативного вмешательства;
− провести предоперационную подготовку с включением инфузионной терапии, парентерального и энтерального питания, обеспечив предварительно по показаниям доступ к периферическим или центральным венам;
− выбрать и провести наиболее безопасную для больного анестезию с использованием современных наркозно – дыхательных и диагностических аппаратов во время оперативного вмешательства, при болезненных манипуляциях и исследованиях;
− разработать и провести комплекс необходимых лечебно-профилактических мероприятий в послеоперационном периоде;
− оценить состояние и выделить ведущие синдромы у больных (пострадавших), находящихся в терминальном и тяжелом состоянии;
− проводить терапию синдромов острой дыхательной недостаточности, малого сердечного выброса, коагулопатий, дисгидрий, экзо — и эндотоксикоза, белково-энергетической недостаточности, внутричерепной дистензии и их сочетаний;
− проводить санитарно-просветительную работу среди населения;
− оформить медицинскую документацию.
Врач- анестезиолог - реаниматолог должен владеть:
− методикой оценки состояния больного перед операцией, проведением премедикации;
− методикой организации рабочего места в операционной с учетом мер профилактики взрывов и воспламенений, правилами работы с баллонами со сжатыми газами, подготовки к работе и эксплуатации аппаратуры для наркоза, искусственной вентиляции легких, мониторного наблюдения за больным, необходимых инструментов, медикаментов;
− методикой эксплуатации аппаратов для анестезии и наблюдением за больными, искусственной вентиляции легких, распознанием основных неисправностей;
− методикой проведения вводного наркоза внутривенными и ингаляционными препаратами, с миорелаксантами;
− методикой осуществления принудительной вентиляции легких маской наркозного аппарата, интубации трахеи на фоне введения миорелаксантов, искусственной вентиляции легких вручную и с помощью респираторов, введением ларингеальной маски и комбитюба;
− методикой проведения и поддержания адекватной проводимой операции и состоянию больного анестезии ингаляционными и внутривенными препаратами, многокомпонентной и комбинированной анестезии при плановых операциях в общей хирургии, урологии, гинекологии, ортопедии и травматологии у взрослых и детей;
− методикой проведения анестезии при экстренных абдоминальных операциях (по поводу перитонита, кишечной непроходимости, желудочно-кишечных кровотечений, внутренних кровотечений, при остром холецистите и панкреатите и др.), экстренных урологических операциях, при травматических повреждениях у взрослых и детей;
− методикой проведения анестезии в акушерско-гинекологической практике при нормальном и оперативном родоразрешении, при родовспомогательных процедурах, при экстрагенитальной патологии, при экстренных операциях и процедурах;
− методикой осуществления непрерывного мониторинга состояния больного во время анестезии, своевременным распознаванием возникающих нарушений состояния больного и осложнений, применением обоснованной корригирующей терапии;
− методикой осуществления рациональной инфузионно-трансфузионной терапии во время анестезии с учетом особенностей детского возраста, состояния больного;
− методикой осуществления мониторинга и интенсивной терапии в периоде выхода больного из анестезии и ближайшем послеоперационном периоде до полного восстановления жизненно важных функций;
− методикой определения необходимости продленного наблюдения и интенсивной терапии в послеоперационном периоде и показаний к нахождению больного в отделении (палате) интенсивной терапии (реанимации), до перевода в это отделение обеспечением необходимой интенсивной терапии и наблюдением за больным;
− методикой проведения местного обезболивания: аппликационной, инфильтрационной, проводниковой, спинальной и эпидуральной анестезии;
− методикой проведения профилактики и лечения осложнений местной и проводниковой анестезии;
− методикой распознавания осложнений анестезии, возникших вследствие необычной реакции на медикаменты, неправильной техники анестезии (нарушение доставки кислорода, интубация пищевода, гиперкапния, гипертрансфузия), клапанного пневмоторакса, острой
− сердечно-сосудистой недостаточности, и техникой проведения своевременных лечебно-реанимационных мероприятий;
− методикой катетеризации периферических и центральных (подключичной, бедренной и внутренней яремной) вен, осуществления контроля проводимой инфузии и состояния больного;
− методикой контроля и лечением осложнений катетеризации центральных (подключичной, бедренной и внутренней яремной) вен, пневмо-, гидро-, гемоторакса;
− методикой катетеризации периферических и центральных артерий, осуществлением контроля за катетером, предупреждением и лечением возможных осложнений;
− методикой проведения премедикации, анестезии, посленаркозного периода у детей, обеспечением расчетных дозировок (по возрасту и массе тела) медикаментов, поддержанием проходимости дыхательных путей и интубации (выбор интубационной трубки, ее диаметра в зависимости от возраста, особенности техники интубации), используя аппаратуру для детей;
− методикой проведения неотложных мероприятий при синдромах острой сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, печеночной, почечной недостаточности, при критических состояниях эндокринного генеза;
− методикой диагностики на основании клинических и лабораторных данных нарушения водно-электролитного обмена и кислотно-щелочного состояния, коррекции нарушений;
− методикой диагностики и интенсивной терапии гиповолемических состояний;
− методикой диагностики и интенсивной терапии нарушения свертывающей и противосвертывающей системы крови;
− методикой проведения форсированного диуреза;
− методикой определения показаний к перитонеальному диализу, гемосорбции, плазмаферезу, другим методам детоксикации;
− методикой ухода и наблюдения за больными при длительных внутривенных инфузиях и ранней диагностики осложнений;
− методикой определения показаний к гипербарической оксигенации;
− методикой проведения по показаниям:
· ингаляционного, внутривенного, комбинированного анестезиологического пособия масочным и эндотрахеальным способом, с раздельной и эндобронхиальной интубацией, при искусственной вентиляции легких и самостоятельном дыхании, комбинированную анальгезию и чрескожную электронейростимуляцию;
· внутривенной анестезии инфузионным (капельным) способом с использованием аппаратов для длительных дозированных инфузий; проводниковой анестезии: блокады нервов и нервных сплетений верхней и нижней конечности, эпидуральной (на различных уровнях, обычной и продленной с катетером), спинальной; эпидуральной анальгезии введением морфина для обезболивания в послеоперационном периоде и при болевых синдромах; искусственной вентиляции легких инжекционным методом; анестезии у детей всех возрастных групп от периода новорожденности, в том числе при высоких степенях анестезиолого-операционного риска; анестезии при плановых и экстренных операциях во всех областях специализированной хирургии (торакальной, нейрохирургии, оториноларингологии, офтальмологии, челюстно-лицевой хирургии, ортопедии и травматологии, акушерстве и гинекологии, урологии, стоматологии);
· анестезии с превентивным наложением трахеостомы; интубации трахеи под местной анестезией ротовым и носовым путем;
− методикой диагностики и интенсивной терапии возникших во время операции нарушений газообмена, кровообращения, гемокоагуляции, терморегуляции, аллергических и анафилактических реакций, хирургической кровопотери;
− методикой диагностики и интенсивной терапии осложнений в послеоперационном периоде, нарушений жизненно важных функций органов и систем и проведении обезболивания;
− методикой применения различных видов искусственной вентиляции легких, продленной интубации и трахеостомии, адаптации к респиратору, седативной терапии, отключения от респиратора, ухода за больным с трахеостомой, контроля состояния газообмена;
− методикой стерилизации и обеззараживания аппаратуры и инструментария для искусственной вентиляции легких;
− методикой выполнения лечебной бронхоскопии и промывания бронхов при аспирационном синдроме, бронхиальной обструкции;
· гипертермическом синдроме и судорожном синдроме у детей; в восстановительном периоде после оживления;
· диарее, истощающей рвоте с применением антибактериальных препаратов, зондового и парентерального питания;
− методикой реанимации при клинической смерти с применением закрытого и открытого массажа сердца, внутрисердечного и внутрисосудистого введения медикаментов, разных способов вентиляции легких; мероприятий церебропротекции, специальных методов интенсивной терапии в восстановительном периоде после оживления гипербарооксигенации, экстракорпоральной детоксикации, вспомогательного кровообращения;
− методикой определения границы реанимации и критерии ее прекращения, установить диагноз "смерти мозга", условия допустимости взятия органов для трансплантации.
Специальные знания и умения:
Врач-анестезиолог-реаниматолог должен уметь выполнить анестезиологическое обеспечение, установить диагноз и провести интенсивную терапию при неотложных состояниях: