В международном праве (за исключением ряда конвенций и международных договоров) нет специализированных НПА, посвященных исключительно разграничению компетенции между судебными органами различных стран. Каждое государство самостоятельно устанавливает подведомственность и подсудность национальных учреждений юстиции.
В России компетенция судов по делам с участием иностранных лиц определена нормами ст. 402 ГПК РФ, в которой закреплено как общее правило, так и отступления от него. Часть 1 ст. 402 ГПК РФ предусматривает, что подсудность дел с участием иностранных лиц судам в РФ регулируется положениями гл. 3 "Подведомственность и подсудность" ГПК РФ, если нет специальных правил, установленных гл. 44 ГПК РФ.
Общее исходное правило предусматривает, что суды в РФ рассматривают дела с участием иностранных лиц, если организация-ответчик находится или гражданин-ответчик имеет место жительства на территории РФ.
Суды вправе также рассматривать дела с участием иностранных лиц при наличии в спорном правоотношении таких особенностей, которые международное частное право относит к разряду иностранных элементов. Часть 3 ст. 402 ГПК РФ предусматривает ряд подобного рода ситуаций: орган управления, филиал или представительство иностранного лица находится на территории РФ; ответчик имеет имущество, находящееся на территории РФ; по делу о взыскании алиментов и об установлении отцовства истец имеет место жительства в РФ; по делу о возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или смертью кормильца, вред причинен на территории РФ или истец имеет место жительства в РФ и др..
Однако дела перечисленных категорий могут быть начаты и в иностранном суде, наделенном соответствующей компетенцией, по желанию истца. В этом состоит отличие ст. 402 ГПК РФ от ст. 403 ГПК РФ, устанавливающей исключительную компетенцию отечественных судов по обозначенным разновидностям дел.
К исключительной подсудности судов в РФ относятся:
1) дела о праве на недвижимое имущество, находящееся на территории РФ;
2) дела по спорам, возникающим из договора перевозки, если перевозчики находятся на территории РФ;
3) дела о расторжениибракароссийских граждан с иностранными гражданами или лицами без гражданства, если оба супруга имеют место жительства в РФ;
4) дела, предусмотренные главами 23 - 26 ГПК РФ – возникающие из публичных правоотношений.
Суды в РФ рассматривают дела особого производства в случае, если:
1) заявитель по делу об установлении факта, имеющего юридическое значение, имеет место жительства в РФ или факт, который необходимо установить, имел или имеет место на территории РФ;
2) гражданин, в отношении которого подается заявление об усыновлении (удочерении), об ограничении дееспособности гражданина или о признании его недееспособным, об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации), о принудительной госпитализации в психиатрический стационар, о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством, о принудительном психиатрическом освидетельствовании, является российским гражданином или имеет место жительства в РФ;
3) лицо, в отношении которого подается заявление о признании безвестно отсутствующим или об объявлении умершим, является российским гражданином либо имело последнее известное место жительствав РФ и при этом от разрешения данного вопроса зависит установление прав и обязанностей граждан, имеющих место жительства в РФ, организаций, имеющих место нахождения в РФ;
4) подано заявление о признании вещи, находящейся на территории РФ, бесхозяйной или о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, находящуюся на территории РФ;
5) подано заявление о признании недействительными утраченных ценной бумаги на предъявителя или ордерной ценной бумаги, выданных гражданином или гражданину, имеющим место жительства в РФ, либо организацией или организации, находящимся на территории РФ, и о восстановлении прав по ним.
Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица могут выступать в качестве сторон, заявителей, третьих лиц. Подсудность, определенная ст. 402 ГПК РФ, может быть изменена пророгационным соглашением. Не допускается изменение исключительной подсудности. Кроме того, не допускается изменение подсудности, предусмотренной ст. 26 (подсудность судам субъектов РФ), ст. 27 (подсудность Верховному Суду РФ), ст. 30 (исключительная подсудность гражданских дел) ГПК РФ.
Диспозитивное начало российского гражданского процесса нашло отражение в ст. 404 ГПК РФ. Конфликтующие субъекты, одним из которых выступает иностранное лицо, вправе, естественно, с учетом особенностей норм о подсудности договориться о рассмотрении дела в иностранном государстве (пророгационное соглашение) до принятия его к производству российским судом.
Дело, принятое судом в РФ к производству с соблюдением правил подсудности, разрешается им по существу, если даже в связи с изменением гражданства, места жительства или места нахождения сторон либо иными обстоятельствами оно стало подсудно суду другой страны.
Предъявление иска к иностранному государству, привлечение его к участию в деле в качестве соответчика или третьего лица, наложение ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории РФ, и принятие по отношению к нему обеспечительных мер, обращение взыскания на это имущество в порядке принудительного исполнения решения суда допускается только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом.
Статья 401 ГПК РФ закрепляет принцип абсолютного судебного иммунитета иностранного государства. Согласие иностранного государства в лице его компетентных органов требуется отдельно на предъявление иска, на его обеспечение и на обращение взыскания. Например, государство, согласившись отвечать по иску, может не дать согласия на принятие мер по его обеспечению. Согласие иностранного государства требуется и при предъявлении к нему встречного иска в процессе, где в качестве основного истца выступает это государство.
Границы судебного иммунитета международных организаций определяют федеральные законы и международные договоры РФ (ч. 2 ст. 401 ГПК РФ). Именно в таких документах предусматриваются различные льготы и привилегии в отношении конкретных международных организаций, выступающих в российских судах. Но наличие судебного иммунитета у иностранного государства-ответчика презюмируется.