Танцорам любой дисциплины важно участвовать в конкурсах – это важное условие развитие танцора (темп развития резко увеличивается – проверено!!!!!!!!!!!!!).
Может показаться удивительным, но обычно при подготовке к конкурсу ставятся определенные задачи, продиктованные в первую очередь постановкой (шучу – не все так делают просто, а надо-то так! )) ). Необходимо освоить или усовершенствовать навыки исполнения тех или иных элементов, проработать снова и снова сложные танцевальные комбинации – это требует времени и сил, при этом время для подготовки ограничено определенной датой, что является стимулом для еще более активной работы. Поэтому большое значение имеет своевременная и обдуманная работа над подготовкой к конкурсу. В связи с этим поговорим о создании конкурсной постановки (такой, которая сможет привести к победе!!! – сама по себе ;) ))))))))) .
Создание танца, постановка – процесс творческий и увлекательный!!! Овладевать навыками его создания следует начинать танцорам уже среднего уровня подготовки. При этом условии к моменту достижения им звания «профессиональный танцор» (или, как принято говорить среди танцоров дисциплины Ориенталь J, «профи» J))) ) навыки будут уже активными, то есть легко воспроизводимыми при любой создавшейся ситуации (например, возможно, вас оставят без музыки – и придется танцевать свой номер в номинации табла импровизированно, под музыку, которую вас соблаговалят предоставить – тоже бывает; при этом дело может быть не в дисках, а в жюри J как однажды случилось у меня )) ).
Создание постановочного танца, постановка номера (конкурсного или для другого выступления – но мы говорим в первую очередь о конкурсных номерах, танцах, представляемых на танцевальных фестивалях-конкурсах) начинается с определения уровня подготовки танцора, выявления его сильных и слабых сторон.
Это необходимо – только в таком случае выступление будет действительно успешным. В танце необходимо использовать в первую очередь те элементы танца, которые уже отработаны – например, в ходе подготовки конкурсного номера предыдущего сезона. При это нужно добавить и менее заученные сочетания элементов (танцевальные связки, композиции элементов) – для дальнейшего развития танцора. Брать совсем незнакомые элементы и их сочетания в новый танец не стоит – их нужно самостоятельно отрабатывать во время тренировочных разминок (об организации занятий речь идет в одном из разделов данной работы).
Данный этап работы над постановкой номера станет также отправной точкой для определения дальнейшего развития танцора.
Например, если человек не может выполнять скрут бедра – нужно поработать над ним, что в дальнейшем позволит шире использовать такие технические элементы как ключ.
Также следует определить и способность танцором исполнять элементы других технических групп – и обязательно их проработать.
Это – что касается порядка создания танца для начинающих. С профессионалами же порядок работы над танцем, над постановкой танца, танца-спектакля – он другой. Здесь следует начать с осознания самим постановщиком образа танцора – образа в глазах танцоров и рядовой публики. Каков он? Какова динамика?
Об этом мы поговорим позже, а пока рассмотрим пример создания постановки на примере эстрадной вокальной композиции.
Постановка
Первая постановка сравнительно простая – в том отношении, что принадлежит, наверное, к первой группе, к первому уровню музыкальной сложности (к третьей по нашей классификации – хотя, может, надо бы наоборот их расположить – ну да наша классификация!!! J - об этом мы говорили в начале данной работы, в первой ее части!!!).
Возьмем, например, такую эстрадную песню как «Я скучаю» - «Wahishni» (читается «уахишни», с ударением на первую буковку и J) Хишама Аббаса (Hisham Abbas).
Я ее выложила у себя на страничке – http://vk.com/audios174696242
Есть два принципиально различающихся вариантов постановки танца под эту вокально-инструментальную композицию:
1. Мы можем станцевать под эту музыку шааби – что принято в странах Ближнего Востока (эстрадная музыка – это в первую очередь повод для танцевания шааби просто!!! J ).
2. Мы можем сделать к этой музыке классическую постановку – станцевать Ориенталь-классику, что более принято в нашей традиции, в традиции Европейских стран и традициях стран Северной и Южной Америки J
При этом как первый, так и второй танец может быть сделан для начинающих танцоров, для продолжающих и для профессионалов – разного уровня сложности.
Но на данном этапе работы над постановкой здесь следует помнить, что профессионалы должны четко различать фольклорный, эстрадный и классический Ориенталь. Поэтому даже если мы будем делать постановку классического Ориенталя под данную музыку, то он должен исполняться в менее «академической» манере, если можно так выразить эту разницу. То есть без строгих позировок, с меньшим количеством движений руками – с меньшей амплитудой, более простые, чем зачастую используются в классическом варианте танцевальной дисциплины Ориенталь!!!!!!
Несколько иным должен быть и набор используемых в таком танце технических элементов.
То есть для начинающих возможно допустить исполнение чисто классической композиции под эту музыку, а для продолжающих и профессионалов необходим либо стилизованный Ориенталь-классика, либо шааби.
Поскольку под эстрадные композиции нередко танцуют на конкурсах, то мы здесь остановимся на постановке Ориенталь-классика – но создадим танец, который при этом будет в манере эстрадного танца, в манере шааби.
Первые 2 восьмерочки (8-ки) – вступление:
- выходим на счет 5 (для удобства – чтобы не торопиться и не нервничать перед выходом в ожидании музыки), выходим из левой кулисы; первые 4 счета (на 5-6-7-8 делаем «лодочку» - на каждый счет шажочек с качалочкой бедрами небольшой, четыре шага J );
- продолжаем двигаться к середине сцены, к ее условному центру – центру нашего танца по крайней мере!!!! J; на счет раз-и делаем небольшой скрестный шаг (правой ногой), на два выводим левую вперед – продолжая указанное движение, продолжая продвижение к центру, на три делаем шаг правой ногой и «лодочку» (подробно технические элементы рассматриваются в разделе «Техническая основа дисциплины Ориенталь»), на счет четыре – хаггалу левой ногой, левым бедром и, желательно, небольшую волну корпусом – чтобы движение выглядело законченным!!!!);
- на пять-шесть-семь продолжаем продвижение по указанному направлению J)) – серьезно!; J ))))) идем мы, значит, к центру – всё той же «лодочкой» - шагами с качалочкой бедрами небольшой и красивой, на счет восемь разворачиваемся лицом к зрителю (а шли мы преимущественно в направлении передней левой диагонали – а почему, девочки? А потому, что вышли мы из левой кулисы – а это которая? А это та, которая слева если смотреть из зала! ;) (шутки – шутками, но не забываем, что грамотно кулисы правая-левая определяются с точки зрения зрителя – Зрителя, да? J Которого мы почитаем. ) ) ). На счет восемь мы разворачиваемся лицом к зрителю и делаем небольшой акцент левым бедрышком: красивый и легкий, не надо вкладывать так много сил – левая ножка присогнута, левое бедро делает акцент вверх!!! (замахи бедром со всей силы делать не нужно – это не тяжелая атлетика J правда? J)))))
Это начало танца, поэтому все движения – аккуратные. Помним, что танцуем классику – то есть ручки нужны!!;)
(А какие же в классике ручки у нас? – а они, как мы все помним, да? – они у нас мягкий и подвижные – такие вот:
Также и следующая часть музыки – до припева! Она очень аккуратная и чистая технически:
- неамплитудно две полных 8-ки бедрами горизонтально – с коленной трясочкой (на раз-два – одну 8-ку, на 3-4 – вторую 8-ку, сделайте как удобно, я слева начинаю!);
- на пять-и-шесть(-и) сделаем соответственно как удобно три или четыре сброса правым бедром – по внешнему полукругу (с небольшим скрутиком бедра вперед, в прямом положении, с небольшим скрутиком бедрышка назад закончим!!);
- на семь-и-восемь-и два ударчики правым бедрышком вперед – ключик с акцентом вверх это!!! J.
Сбросы, ударчики, волны, ключи – все эти элементы, напомню, делаются с поджатым прессом – верхним и средним. Относительно расслаблена лишь нижняя часть животика – нижние «кубики». И центр движения бедром – это не косточка даже, а пространство чуть ниже на бедре (попробуйте, обязательно подправьте свои движения по технике!!!)
И вторая 8-ка этой небольшой части:
- на раз-и-два-и – две пары сбросов левым бедрышком: вперед, потом через верхнюю дугу назад сброс, и еще раз также вперед и назад сбросы (сбросы – это не хаггала, правильно? не путайте!!!);
- на три-четыре – верблюдик с коленной трясочкой (кто может быстро и аккуратно сделать два – сделайте!), можно чуть в правую диагональ вперед его сделать;
- на пять-шесть – горизонтальная восьмерочка бедром вправо, затем влево – с коленной же трясочкой (подчеркиваю, повторяю что с коленной – чтобы в бедренную не ушли);
- и на семь-восемь – акцентик сделаем: волна боковая снизу (о волне – тоже в разделе о технике Ориенталя подробнейше напишем чуть позже!!! – она делается переносом вправо бедра, затем диафрагмы, но когда переносим дифрагму, то на этом этапе выпонения волны уже целесообразно корпус развернуть чуть вправо – тогда волна обязательно получится – качественно, технично и прекрасно! J Правда-правда, на самом деле!!!!!!); и закончим эту волну на счет и-восемь – переносом головы (на и) с ее поворотиком вправо (на «восемь»; по музыке послушайте – очень она там кстати, именно такая волна, именно с таким ее завершением!!!!!! JJJ
Я пишу для уже не начинающих, для серьезных танцоров – уже действительно много умеющих. Будут вопросы – их можно задать своему педагогу; или мне, но уже на форуме! )))) J Которого я админ ;) )))))))))) Не Нинин), ее уже нет.)))) правда J))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))) J J J J J J J J Все рады!!!
Дальше смотрим: припев у нас идет теперь J
Здесь стоит добавить танцевальности. Вот это больное, конечно. Но надо.
Немножко отвлекусь – о танцевальности. Как же ее добиться, как ее развить? Вот увидела сегодня, что Школа «Caminito» организует для своих танцоров курсы по развитию музыкальности – танцоры других школ также могут попасть на занятия, с этой целью создана страничка ВКонтакте (информация о курсах по развитию музыкальности есть также на страничке Директора Школы танцев «Caminito» Максима Степанова - ).
Также развитию танцевальности способствует танцевание других танцевальных направлений, которые (все до одного, кроме, может классического индийского танцаJ - люблю эту танцевальную дисциплину очень-очень!!!!! J))))) Не в том смысле, в каком Настя Гара пишет о своей новой постановке – стыренной у кого-то J) «Как я его любила!....» - просто люблю и классический индийский, заниматься буду, пока болливуд танцую и люблю танцевать.). Об этом подробнее уже написано в разделе «Подготовка танцоров танцевальной дисциплины Ориенталь» - и информация еще добавится!!! :) ;) J )
Что же мы в этой части постановки станцуем??? А сделаем мы вот что!!! :
- стоя лицом к Зрителю (думаю, что целесообразно о зрителях говорить так – в Ориентале есть Зритель – это понятие собираемое; это очень уважаемые люди!!!) – делаем два ударчика левым бедром по направлению левой диагонали (левой передней диагонали – ну, мне нравится так говорить ;) и я буду с позволения профессионалов отечественного танца – не Ориенталя, уж извините, девочки, мало в отечественном Ориентале действительных профессионалов, на самом деле – плакать на вас глядя начинаем уже.); делаем на раз-два два ударчика левым бедром в ЛПД (левую переднюю диагональ), затем на три-четыре – два ударчика правым бедром в правую заднюю диагональ (обозначим ее как ПЗД – ну, или не будем? Я в рукописном варианте так для себя все постановки пишу – и людям, кстати, нравится!!!), ну ладно, подумаем – в переднюю заднюю диагональ, мне нетрудно если что и полностью писать – не пошутила же когда анекдот рассказывала на форуме-то на нашем – заходите, кстати; но там принимаются только хорошие! J))) ;) )) . .).
То есть еще раз: лицом к Зрителю, туда же повернуты два плеча. При этом бедра развернуты примерно на 45 градусов вправо – и в таком положении два легких аккуратных ударчика левым бедром влево, два таких же аккуратненьких и танцевальных ударчика правым бедрышком влево!!! (несложно – потом сделаем видеозапись – еще понятнее штобы ;).)
- затем на пять-шесть – возвратный шаг левой ножкой (это когда шаг, например, левой ногой вперед, затем назад – в Ориентале он часто используется, все его знают!!!); мы делаем его часть – шаг только вперед с бедренной трясочкой (ну, тут другую и не сделать – шаг левой ножкой вперед с трясочкой; а на счет шесть мы вес тела уже перенесли на правую ножку, положение всех других «элементов» тела ( J - шучу, все осталось на месте, просто вес перенесли уже – как подготовка к исполнению следующего технического элемента! J);
- на семь-восемь – два простых верблюдика (две простых волны корпусом как это называют-то J J J J J J) с шажочками с левой ноги: идем вперед, но корпус и ноги развернуты в правую переднюю диагональ!
И следующая восьмерочка этой части, первого припева то есть!!!!!!
- на раз-два – скрестный шаг левой ножкой – как в латино;
- на три-четыре – такой в противоположную сторону – с правой ножки влево!
- на пять-шесть-семь – три волны-верблюдика с продвижение влево; при этом корпус развернут влево, голова в определенной мере тоже – так, чтобы при этом было возможно ( J ) смотреть на Зрителей!!!;
Ручки при этом двигаются свободно – просто чтобы логично было. В последнем случае желательно чтобы левая ручка была мягкая и перед собой, а другая чуть «сильнее», ее мышцы более напряжены, ручка слегка вытянута – она у нас направлено вправо (вправо относительно нас самих – направлена в сторону зрителей J ).
- на счет «восемь» делаем акцент головкой – повернули на «и» голову влево, на восемь – вернули ее обратно – снова смотрим на зрителей!!!
Мы необязательно танцуем именно для них – но не забываем о жестах вежливых!!!! (именно в Ориентале важно имение быть вежливым – всегда; поэтому особое значение в преподавании данной учебной дисциплины имеет создание благоприятного климата в учебном коллективе – уважение педагогов и учащихся друг к другу и к окружающим!.
Следующая восьмерочка первого нашего припева J !!!
- на раз-два – правая ножка отступает в исходную позицию нашего танца (мы ведь продвинулись волнами-верблюдиками влево!!! А сейчас отступили правой ножкой обратно, и! – J и делаем при этом левым бедром вертикальный кружочек (следим, чтобы животик при этом работал правильно – а работать он должен, обязательно: мышцы должны быть напряжены и работать постоянно – иначе бедро будет просто «вываливаться» вместе с животом – и как раз при отсутствии правильно «поставленной» техники «живот просто космический» - фото у меня есть – там на правом полупальце делаю прогиб назад, руки подняты – ну надоже!!!!!! 8)))))))))) J)))))))))))
- на три-четыре делаем, уже подставив левую ножку к правой, вертикальную «восьмерочку» бедрами – удобнее сделать ее сначала вправо кружок, затем влево такой же вертикальный кружок – следим, чтобы поясничка, не «выпадала» из прямой линии корпуса (положение которого мы не забываем постоянно сверять с тем, которому на учили в классе классического танца!!!);
- на пять-шесть – снова вертикальный круг – уже правым бедрышком: снизу-вперед-вверх-назад!!! (корпус целесообразно при исполнении данного технического элемента развернуть чуть влево – в левую диагональ!!!);
- на семь-восемь, чуть развернув корпус уже в правую диагональ сделаем два ключика с акцентом в верхней его точке – иначе говоря два ударчика бедром вперед (он получится вперед и вверх – ну, должен получиться по крайней мере J))))) ).
И последняя восьмерочка этого припева!!!!
- на раз-два – не разворачивая корпус (а он остался развернутым в направлении правой диагонали у нас!!! J ) сделаем снова две вертикальных восьмерочки бедром (любых, но логичнее здесь сделать ту, которая делается двумя круговыми движением снизу вверх обоим бедрышками!!!!!); правым, затем левым – и:
- и на три-четыре (точнее по музыке получится на три-и, а на четыре небольшая пауза – удачно получается здесь именно так!!!!) – делаем вот что: после исполнения вертикальной восьмерки левое бедрышко осталось в положении завершения круга – так сказать «внутри» корпуса – и мы делаем им акцентик через верхнюю дугу – влево и вниз; затем вправо, обратно и чуть вниз;
- на пять-шесть-семь-восемь – делаем восьмерку бедрами горизонтальную с выносом ножки (здесь лучше подходит по музыке она, а не так называемая каракатица, исполняемая также, но с замахом бедром – здесь посдержаннее нужно станцевать!).
Припев закончен!!!!!! J JJ J J J J J
6. ПОДГОТОВКА ТАНЦОРОВ К ВЫСТУПЛЕНИЮ
Нашла статью о подготовке танцующих к выступлениям. В связи с этим хотелось бы подсказать педагогам и самим танцующим ( )) обратить особое внимание на подготовку к конкурсам. Чтобы не нервничать, чтобы уверенно себя чувствовать нужно следующее.
Во-первых, не нужно ориентироваться обязательно на победу. Это формирует чувство и гордость победителя если можно так выразиться ( всякое видели на конкурсах-то J))) ) - это отражается на образе танцующего, на его манере исполнительской, часто многое портит в конечном итоге. Нужно нацеливать себя на то, что вы все хорошо сделаете. И все – вы выйдете на сцену и хорошо отработанное хорошо представите. Это главное – остальное уже не так важно. И лица соперников тоже ;)
Да бог с ними со всеми – пусть умрут если хотят, а мы выступим и выступим замечательно!!! ;) ))))))))))))
А почему вы все хорошо сделаете?
А это уже во-вторых - обязательно нужно начинать готовиться к конкурсу заранее. Постановки лучше делать за несколько месяцев до начала нового сезона (просто предполагать, что будет новый сезон и начинать готовиться к нему еще весной - к осени будущей уже задумывать костюмы, начинать делать постановки - подбирать музыку, обдумывать идеи к постановке, уже начинать ставить танцы - а о том, кто будет делать постановку, лучше подумать заранее. Иначе будет как у Жванецкого - "Зима пришла как всегда неожиданно!" ))));):). За месяц до конкурса - а о них всегда известно заранее - стоит начинать тренироваться 6 раз в неделю. Раз в неделю можно позволить себе отдых, а так - ежедневные тренировки. Какие именно - мы опишем позже. Если постановок много - три и больше - стоит начинать ежедневные занятия за полтора-два месяца.
Занятия должны строиться следующим образом:
- как минимум небольшая разминка (а лучше минут 15 – при занятии длительностью в час-полтора (лучше делать занятия длительность хотя бы полтора часа, лучше два – это позволит полноценно освоить техническую базу направления (обычно на одном занятии берется одно танцевальное направление, о нем речь J хотя, как мы знаем, в танцевальной дисциплине Ориенталь их как минимум три – классика, эстрадный Ориенталь – это шааби, - и фольклорные направления (их можно принять и за одно – не так отличаются друг от друга, скорее сказать, что это стили ;) Поэтому не стоит так гордиться ;) )))
Здесь особнячком J находится как бы трайбл – но он тоже скорее стиль
(подробнее еще будем описывать дальше, сейчас пока говорю вкратце J кто знает может ;) )))))))))))))))))))))))))))))))) J J );
- работа над техникой (уделяйте этому хотя бы минут 10-15 в день - и техника у вас будет - пока ее нет в основном у всех;) );
- непосредственно ваш конкурсный танец - полностью протанцевать несколько раз, затем отрабатывать отдельные "кусочки" - танцевальные связки, связки – танцевальные сочетания отдельных элементов - их можно брать как по одной, так и более крупно, по нескольку восьмерочекже!!!;
- импровизация - хотя бы минут 10, обязательно (отборочные легче пройдете все зато - импровизировать начнете, а не "любить импровизацию" ( J))))))))))))))))))))))))) ), как на днях одна «новоиспеченная» как бы «чемпионка» написала.
- заминка - обязательно, спинку беречь обязательно - пригодится поди? ( J шучу – нужна она нам, давайте следить за ее здоровьем и тем, как она выносит нагрузки – нельзя надрывать ее неправильным «уходом» J)
При соблюдении этих условий на сцену вы будете выходить уверенно и в хорошем настроении. И это обязательно отразится на выступлении!!!
Готовясь к конкурсу, лучше выбирать сложную музыку - допустим, Варду - http://vk.com/id174696242 (сегодня добавила)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- кстати сказать к сказанному чуть ранее - и танцующим другие направления неплохо заниматься ориенталем - способствует смягчению пластики, ее развитию то есть - и в значительной степени, если правильно его преподать. (если не получилось - не опускайте руки, давайте обязательно попробуем еще раз - штука сложная, не спорю - но освоить можно, базовую технику преподать нужно определенным образом - и это всё постижимо, за довольно сжатые сроки даже - правда!! Необязательно этому учиться как я - можно за несколько месяцев (простите, опечатка была - необязательно 10 лет маяться в отсутствии методматериалов и самим учиться - мы вам обязательно расскажем, как это сделать легко и правильно - если правильно, то это легко и с радостью всё! J J J J J J J J J J J J J
[1] Брон Л. Самоучитель восточных танцев. Танец живота / Серия «Только для женщин». – Ростов н/Д: Феникс, 2004 г. – 160 с.