К числу стихийных бедствий относятся биологические опасности, которые происходят от живых объектов. Биологические опасности могут быть связаны с растениями, животными, грибами, микроорганизмами.
В практической части рассмотрены:
1. Основная терминология
2. Опасные и особо опасные заболевания человека
3. Особо опасные болезни животных и растений
Цель – ознакомить студентов с наиболее распространёнными инфекционными заболеваниями людей, представляющими эпидемиологическую опасность в условиях чрезвычайных ситуаций, а также с некоторыми опасными заболеваниями домашних животных и поражениями сельскохозяйственных культур. Задача – освоить практические рекомендации по противоэпидиомологическому обеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.
2. Дополните предложение. Все инфекционные заболевания подразделяются на 4 группы: 1. Кишечные ………………………..; 2. Инфекции ……………………. путей (аэрозольные); 3. ………………………. (трансмиссивные); 4. Инфекции ………………………покровов (контактные).
3. Отметьте в тесте наиболее частый путь передачи особо опасных инфекций: а) половой, б) воздушно-капельный, в) гемотрансфузионный (при переливании крови), г) трансмиссивный (при укусах насекомых).
4. Выберите правильный ответ: Какого пути передачи инфекции не существует: а) воздушно-капельного; б) водного; в) элементарного; г) аспирационного.
5. Выберите правильный ответ: К особо опасным инфекционным заболеваниям людей относятся: а) натуральная оспа; б) ящур; г) пневмония; в) жёлтая ржавчина.
9. Основная роль в распространении дифтерии принадлежит кровососущим насекомым… Нет, ____________________________________________________________________
В июле 2009 г. в Горном Алтае после землетрясения в одном из санаториев одновременно заболело около 26 человек, в основном дети и подростки. У них была обнаружена желтуха. Источником заражения явилась водопроводная вода, в которую, как оказалась, попали воды из канализационной сети.
1. Какая инфекция поразила детей:
а) жёлтая лихорадка; б) кожная форма чумы; в) вирусный гепатит; г) сыпной тиф;
В летнем школьном лагере внезапно заболела группа детей. У них появились боли в животе, рвота, понос с наличием в фекалиях слизи и крови, повысилась температура.
1. Чем заболели дети?________________________________________________
1. Для обработки рук применяется _______%-й раствор хлорамина. Сколько порошка нужно взять, чтобы приготовить такой раствор в количестве:
Количество (л)
Расчёт (г)
Расчёт (ч.л.)
5,0
7,5
12,0
2. Рассчитайте, сколько порошка хлорамина потребуется для приготовления 15,0 л водного раствора (_____%) для обеззараживания выделений туберкулёзных больных и предметов ухода за ними?
16. Выберите правильный ответ: комплексные мероприятия в районах стихийных бедствий и катастроф (табл. 33).
Таблица 33
Комплексные мероприятия в районах стихийных бедствий и катастроф
Характер мероприятия
Дезинфекция
Дезинсекция
Дератизация
Уничтожение бактерий и вирусов
Данное мероприятие может быть текущим
Уничтожение членистоногих переносчиков инфекции
Это мероприятие может быть профилактическим
Уничтожение бытовых паразитов
Уничтожение крыс и мышей
Использование механических орудий лова
Применение отравленных приманок
Это мероприятие предупреждает распространение инфекции
Применяются хлорсодержащие вещества
Используются отравляющие вещества моментального и накопительного действия-
17. Отметьте правильные (П) и неправильные (НП) утверждения:
Утверждения
П
НП
1. Для борьбы с кровососущими насекомыми можно использовать инсектициды, опыляя места массового отдыха людей
2. В молоке коров и коз может быть обнаружен препарат ДДТ (дуст)
3. Применение отравленных приманок – эффективный метод борьбы с грызунами
4. Детям не следует пользоваться репеллентами из-за опасности отравления
5. Для текущей дезинфекции рекомендуется использовать отравленные приманки
7. Для уничтожения кровососущих насекомых водоисточники и леса опыляют ратицидами
8. Для борьбы с грызунами их норы обрабатывают инсектицидами
9. Для отпугивания кровососущих насекомых используют репелленты
10. Основное значение имеют физические и механические способы дезинфекции
11. Сроки заключительной дезинфекции не имеют значение, главное, чтобы она была проведена
12. Тщательное проглаживание ткани горячим утюгом делает её стерильной
18. Решите ситуационную задачу:
Находясь в лесу, мальчик пошёл к дороге через густой ельник по траве. Выбравшись из него, он увидел на руке какое-то насекомое, снял его пальцами и продолжил путь. Через неделю мальчик почувствовал недомогание, небольшую головную боль, а на следующий день у него поднялась температура, которая через два дня нормализовалась, но общее состояние ухудшилось.
1. Какое насекомое мальчик снял с руки? ______________________________________
6. Своевременное удаление мусора и отбросов предупреждает появление и распространение ___________________________________________________________________________
В 2006 г. Ангола пережила самую масштабную эпидемию ………………..в своей истории. От неё умерли более 2 000 человек. Болезнетворная бактерия, ……………..вибрион, поражает кишечник и распрорстраняется через всё, куда попадают или заносятся мухами фекалии заболевших, в основном через воду. Главные симптомы – …………………, ………….,…………Организм быстро теряет воду – до 1 л в час. Если не получишь специальный …………………..раствор, можно за считанные часы умереть от обезвоживания. Особенно опасна …………………..для детей и стариков. Инкубационный период………………..
от 6 до 12 часов, поэтому инфекция быстро распространялась по стране людьми, которые даже не подозревали, что заразились. Большинство заражается через грязную воду – во время питья или мытья. Жителям луандских трущоб уберечься почти невозможно. Водопровода там нет. Никакой санобработки эта вода обычно не проходит. В рамках борьбы с эпидемией установили цистерну с бесплатной чистой …………… для населения. Если правительство не наладит безопасное …………………………………., такие трагедии будут повторяться регулярно.
Основная литература
Опубликованная
1. Авсюк Ю.Н. Глобальные изменения среды и климата в сопоставлении с приливной моделью эволюции системы Земля–Луна //Геофизика на рубеже веков. – М.:ГЕОС, 1999. – С.93–106.
Акимов В.А., Новиков В.Д., Радаев Н.Н. Природные и техногенные чрезвычайные ситуации: опасности, угрозы, риски. – М.: ЗАО ФИД «Деловой экспресс», 2001. – 324 с.
2. Алексеев Н.А. Стихийные явления в природе. – М.: Мысль, 1988.– 267 с.
3. Анисимов О.А., Нельсон Ф.Э., Павлов Л.В. Прогнозные сценарии эволюции криолитозоны при глобальных изменениях климата в XXI веке // Криосфера Земли. – 1999. – № 4.– С. 23–29.
4. Апродов В.А. Вулканы. – М.: Мысль, 1982. – 231 с
5. Архангельский Г.Г. Физическая природа и инфраструктура геопатогенных зон. //Доклады X Всесоюзного семинара: Проблемы геопатогенных зон. М.: НТОРЭС, 1990. – С. 91–98.
6. Асада Т., Исибаси К. и др. Методы прогноза землетрясений. Их применение в Японии. – М.: Недра, 1984. – 259 с
7. Банда В.Е. Картирование геопатогенных зон при застройке больших массивов // Вестник биолокации. – 1996. – № 2. С. 42–47.
8. Баринов А. В. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них: учебное пособие для вузов / А. В. Баринов – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 496 с.
9. Будыко М.И. Изменения климата. – Л.: Гидрометеоиздат,1999. – 185 с.
10. Будыко М.И., Голицин Г.С., Израэль Ю.А. Глобальные катастрофы. – М.: Гидрометеоиздат, 1986. – 153 с.
11. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. – М.: Наука, 1989. – 250 с.
12. Войткевич Г.В. Основы теории происхождения Земли.– М: Наука, 1988.–254 с.
13. Гангнус А. Тайна земных катастроф. – М.: Мысль, 1985. – 190 с.
14. Григорьев А.А., Кондратьев К.Я. Природные и антропогенные экологические катастрофы. Классификация и основные характеристики // Исследование Земли из космоса. – 2000. – № 2, С. 72–82.
15. Громов В.И., Васильев Г.А. Энциклопедия безопасности. – М.: Недра, 1998.–413 с.
16. Гухман Г. Как оценить опасность вероятных чрезвычайных ситуаций для населения и территорий России? // Энергия, 2003. – № 3.– С. 33–35.
17. Гущенко И.И. Извержение вулканов мира. – М.: Наука, 1979. – 190 с.
18. Действующие вулканы Камчатки. В 2-х томах. – М.: Наука, 1992. – 486 с.
19. Еганов Ю.В. Обеспечение защиты персонала предприятий и населения в чрезвычайных ситуациях. Часть 1. – Обнинск, 1992. – 213 с.
20. Зилинг Д.Г., Харькина М.А. Проблемы оценки воздействия геологических процессов на человека //Геология западного Урала на пороге XXI века. Материалы рег. науч. конф., Пермь, 1999. – С. 106–107.
21. Знание, 1989. – № 7. – 189 с.
22. Иванов О.П. Воздействие космических тел на биосферу Земли //Сб. «Жизнь Земли» – М.: ГЕОС, 1993. – С. 56–65.
23. Иванов О.П. Воздействие космических тел на биосферу Земли. – М., 1993. – С. 56–65.
24. Исаева Л. К. Основы экологической безопасности при природных катастрофах: учебное пособие для слушателей и курсантов высших пожарно-технических образовательных учреждений МЧС России – М.: Академия, 2003. – 158 с.
25. Комаров В.Н. Тайны космических катастроф. – М.:Вече, 1999. – С. 496.
26. Комплект карт общего сейсмического районирования территории Российской Федерации – ОСП-97. Масштаб 1:8000000 / В.И. Уломов, Л.С. Шумилина. Объяснительная записка и список городов и населённых пунктов, расположенных в сейсмоопасных районах. – М.:ОИФЗ РАН,1999. – 57 с.
27. Косолапов В.Б. Метеорология и климатология. Учебное пособие. – Чебоксары, 2002. – 326 с.
28. Круть Н.В. Введение в общую теорию Земли. – М.: Мысль, 1978.– 124 с.
29. Крючек Н.А. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях: учебно-метод. пособие для занятий с населением / Н. А. Крючек, В. Н. Латчук. – Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий // под ред. Г. Н. Кириллова – М.: НЦ ЭНАС, 2005. – 152 с.
30. Ланда В.Е., Кузьмин А.К., Захаров П.А. Геопатогенные зоны и экология cреды обитания // Фундаментальные проблемы естествознания: мат.межд. научного конгресса. – СПб, 1998. – С. 117.
31. Мазур О. П. Иванов И. И. Опасные природные процессы: вводный курс: учебник для вузов. – М.: Экономика, 2004. – 702 с.
32. Матвеев Л.Т. Теория общей циркуляции атмосферы. – М.: Гидрометеоиздат, 1991. – 241 с.
33. Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий при угрозе затопления населенных пунктов и территорий. – М., 1999. – 253 с.
34. Мировой водный баланс и водные ресурсы Земли. – Л., Гидрометеоиздат,1974.– 321с.
35. Михайлов В. Я., Добровольский А. Д. Общая гидрология. – М., Наука,1991.– 302 с.
36. Моги К. Предсказание землетрясений. – М.: Мир, 1988. – 267 с.
37. Мягков С. М. География природного риска. М.: МГУ, 1995. – 297 с.
38. Мягков С.М. География природного риска. – М., Недра, 1995. – 321 с.
39. Наливкин Д.В. Ураганы, бури и смерчи. – М.: Мир, 1970. – 123 с.
40. Науки о Земле. Современное естествознание: Энциклопедия в 10 томах. Т.9. – М.: Наука, 2001. – 524 с.
41. Осипов В.И. Мегаполисы под угрозой природных катастроф // Вестник РАН. – 1996. – № 9. – 28–45.
42. Осипов В.И. Природные катастрофы на рубеже XXI века // Вестник РАН. – Т. 71. – № 4.– С. 291–302.
43. Осипов В.И. Природные катастрофы на рубеже XXI века //Вестник РАН. – Т. 71 – № 4. – С. 291–302.
44. Оценка и управление природными рисками //Материалы общероссийской конференции «Риск-2000». – М.: Анкал, 2001. – 312 с.
45. Петухов И.М., Батугина И.М. Геодинамика недр. – М.: Недра, 1996. – 217 с.
46. Порфирьев Б.Н. Управление в чрезвычайных ситуациях: проблемы теории и практики. Серия Проблемы безопасности: чрезвычайные ситуации. – Т. 1. М.: ВИНИТИ, 1991. – С. 167–189.
47. Природные опасности России. Сейсмические опасности /Под ред. В.И. Осипова, С.К. Шойгу. – М.: Недра,2001. – 287 с.
48. Ракипова Л.Р. Тепловой режим атмосферы. – Л.: Гидрометеоиздат, 1967. – 297 с.
49. Резанов И.А. Великие катастрофы Земли. – М.: Наука, 1980. – 275 с.
50. Рингвуд А.Е. Состав и происхождение Земли.– М: Наука, 19881.– 284 с.
51. Садикова И. Б. 1000 + 1 совет туристу. Школа выживания. – Минск, 1999. –341 с.
52. Соболев Г.А. Основы прогноза землетрясений. – М.: Недра, 1993. – 197 с.
53. Сергеев В С. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие для студентов вузов / В. С. Сергеев; Московский открытый социальный университет; науч. ред. А. И. Меняйлов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Академический проект : Константа, 2007. – 464 с.
54. Таинственное Эль-Ниньо // Наука в России. – 1993. – № 1. – С. 103–124.
55. Теория и методология экологической геологии / Под ред. В.Т. Трофимова. – М.: Изд-во МГУ, 1997. – 497 с.
56. Учебник спасателя // Под общ. ред. Ю.Л. Воробьева. – М., Наука, 1997. – 402 с.
57. Хаин В.Е., Ломизе М.Г. Геотектоника с основами геодинамики. – М.: Недра,1995. – 488 с.
58. Хромов С. П., Петросянц М. А. Метеорология и климатология.– М., Наука,1994. – 274 с.
59. Шебалин Н.В. Закономерности в природных катастрофах. Сер. Знание. Науки о Земле. – М: Знание, 1985. – № 11.– С. 25–29.
60. Шейдеггер А.Е. Физические аспекты природных катастроф. – М.: Недра, 1981. – 284 с.
61. Шойгу С. К. Правила поведения и действия населения при стихийных бедствиях, авариях и катастрофах. – М.: Энергоатомоиздат, 1990. – 380 с.
62. Щетников Н.А. Цунами. – М.: Наука, 1981. – 273 с.
63. Эйгенсон М.С. Солнце, погода и климат. – Л.: Гидрометеоиздат, 1983. – 273 с.
65. Ясманов Н.А. Галактический год и периодичность геологических событий // Докл. РАН 1992. – № 3. – С. 373–375.
Нормативная
66. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68 –ФЗ.
67. «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69 – ФЗ.
68. «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 мая 2007 г. № 304 (Постановление Правительства РФ)
69. СНиП 22–01–95. Геофизика опасных природных воздействий. – Постановление Минстроя России от 27.11.1995 N 18-100 от 27.11.1995 N 22-01-95
70. СНиП 11–02–96. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. – Госстрой России,1997. – 40 с.
71. СНиП 22–02–2003. Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения. – Госстрой России, 2004. – 41 с.
72. ГОСТ Р 22.1.02–95 БЧС. Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения. Введён 01.01.1997 г.
73. ГОСТ Р 22.0.03 –95 БЧС. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения.
74. ГОСТ Р 22.1.06 –99 БЧС. Мониторинг и прогнозирование опасных геологических явлений и процессов. Общие требования.