Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Описание очевидца. Землетрясение в Лиссабоне



«Беда случилась внезапно. Утром, еще не одетый, я услышал треск. Я побежал посмотреть, в чем дело. Каких только ужасов я не насмотрелся. Больше, чем на локоть земля то поднималась вверх, то опускалась. Дома рушились со страшным грохотом. Возвышающийся над нами монастырь раскачивался из стороны в сторону, грозя каждую минуту раздавить нас. Страшной казалась и земля, которая могла поглотить нас живыми. Людям не было видно друг друга: солнце было в каком-то мраке. Казалось, что настал день страшного суда. Это трясение длилось более 8 минут. Затем все успокоилось.

Мы бросились на площадь, лежащую невдалеке. Пробираться пришлось среди разрушенных домов и трупов, не раз рискуя погибнуть. На площади собралось не менее 4000 человек: одни полуодеты, другие совсем нагие. Многие были ранены, лица у всех были покрыты смертельной бледностью. Находившиеся среди нас священники давали общее отпущение грехов. Чудные громадные церкви, подобных которым нет и в самом Риме, были разрушены. Вечером, в 11 часов в разных местах показался огонь. Со вторым толчком связана еще одна трагедия. Многие жители искали спасения от землетрясения на набережной реки, которая привлекала их своей прочностью. Приземистая и массивная набережная казалась очень надежной. Но с новыми ударами фундамент начал оседать и все сооружение вместе с обезумевшими от ужаса людьми бесследно исчезло в водной стихии. Спастись никому не удалось».

 

О каком стихийном бедствии идёт речь и в какой стране (горы ) в рассказе очевидца_________________________________________________________________

Интенсивность данного землетрясения по шкале Рихтера М =_______________

Интенсивность данного землетрясения по шкале МSК-64 баллах ______________

Какое вторичное стихийное бедствие сопутствовало землетрясению____________

Как называются сейсмические толчки, возникающие после главного удара _______

Как действовать людям в этой ситуации? Ошибка?___________________________

Число жертв Лиссабонского землетрясения__________________________________

Таблица 13

12-балльная шкала интенсивности (МSК–64)

 

I – III слабые
IV – V ощутимые
VI –VII сильные (разрушаются ветхие постройки)
VIII разрушительные (частично разрушаются прочные здания, падают фабричные трубы)
IX опустошительные (разрушается большинство зданий)
X уничтожающие (разрушаются мосты, возникают оползни, обвалы)
XI катастрофические (изменяется ландшафт)
XII губительные катастрофы (изменение рельефа на обширной территории)

12. Дополните предложение: Магнитуда – мера ………………… при толчке …………… сейсмических волн. Формула _________________________

13. Дополните предложение:Верхней границей шкалы магнитуд принято считать значение М =……. Ему соответствует энергия толчка Е = 10……. Дж. Увеличению энергии толчка землетрясения примерно 30 раз соответствует увеличению магнитуды толчка на ……. единицу.

14. Дополните предложение:Сила землетрясения ……….. пропорциональна интенсивности колебаний в гипоцентре, и ………….. пропорциональна ……………….. ……………………. от центра землетрясения.

15. Дополните предложение. Сила землетрясений зависит также от ………… пород, через которые проходит сейсмическая волна. При прохождении через рыхлые породы и через породы с различными коэффициентами упругости сейсмическая волна ослабевает ………………., чем когда она проходит по однородным скальным породам.

16. Решите задачу.Проектируетсястроительство2-хжилых кирпичных девятиэтажных дома с железобетонным перекрытием на ленточном фундаменте в разных районах г. Петропавловск – Камчатский. По карте сейсмического районирования вся территория относится к 9-бальной. Было выявлено, что фундамент 1-ого жилого дома будет находиться на скальном основании (граниты), а фундамент 2-го – на песчано-глинистых грунтах с глубиной залегания грунтовых вод 3,2 м.

1.Оценить последствия землетрясений и степень разрушения обеих сооружений, указав возможный балл сейсмичности участков строительства______________________________________________________________________

2. Какой тип фундамента целесообразно предложить при строительстве 2-го жилого дома__________________ __________________________________________

3. В какой части здания следует в первую очередь ожидать разрушения. Почему?__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17. Решите задачу.Известно, что до 10 % энергии, выделяющейся при землетрясении, превращается в энергию сейсмических волн. В соответствии с двумя видами деформаций горных пород в литосфере существует два вида волн: продольные волны (Р-волны) – это волны сжатия-растяжения, колебание которых осуществляется вдоль линии их распространения и поперечные волны (S-волны) – волны сдвига; колебание волн сдвига происходит в плоскости, перпендикулярной линии распространения волны. Скорость продольных волн больше скорости поперечных

(vp@1,73 vs) , в жидких и газообразных средах (m=0) поперечные волны отсутствуют. Запись сейсмических колебаний осуществляется 2-мя сейсмостанциями, расположенными на поверхности Земли (рис. 16). Первыми от землетрясения на сейсмостанцию приходят продольные волны, затем поперечные и поверхностные. Последним соответствуют максимальные колебания почвы, и именно они вызывают разрушения на поверхности Земли.

 

На рис. 16 показана глубина гипоцентра (h) и эпицентральное расстояние

(D – расстояние от эпицентра до сейсмостанции). Глубина гипоцентра и эпицентральное расстояние определяются из выражения:

(ts –tp). ,

где ts и tp – время прихода поперечной и продольной волн.

Дано: Скорости распространения волн равны: Vp=3,5 км/с, Vs=Vp/ ;

Определить глубину (h) гипоцентра данного землетрясения по формуле и данным в таблице, используя разницу прихода продольной и поперечной сейсмической волн.

 

Номер землетрясения (варианта) ts, с tp, с
141,3 110,0
241,0 203,5
158,8 115,0
530,0 480,0

18. Дополните предложение. Основными причинами несчастных случаев при землетрясениях являются:

1) ………………………. отдельных частей зданий, балконов, кирпичей, стёкол;

2) ……………………….. разорванных электрических …………………….;

3) ……………, вызванные утечкой газа из повреждённых труб;

4) ………………………..действия людей в результате паники.

19. Составьте таблицу организации мероприятий при защите

от землетрясения

Предупредительные мероприятия Профилактические мероприятия Действия в чрезвычайных си­туациях
       
     
     
       
   
   

20.Дополните предложение.Вул­канизм – это совокупность …………………., про­текающих в ………….. коре и под ней, при­водящих к прорыву …………………….. масс – …………. – на поверхность Земли. Вулканические извержения связаны с подъемом …………….. вдоль трещин и цилинд­рических каналов.

 

21. Дайте названия основным частям в строении вулкана (рис. 17).

Рис. 17. Схема строения вулкана

22. Ответьте на вопрос. Что же собой представляют продукты извержений вулканов?

Вулканичес­кие газы ____________________________________________________

 

Лавы____________________________________________________________________

 

Твердые продук­ты_______________________________________________________

 

23. Ответьте на вопрос. В чём заключается глобальная «созидательная» функция вулканов?

1)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

2)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

3)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

4)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

24. Ответьте на вопрос. Какие вы знаете рекомендации по защите при извержении вулканов?

Как подготовиться к извержению вулкана? Как действовать во время извержения вулкана? Как действовать после извержения вулкана?
     
     
     
     

 

Подпись студента Подпись преподавателя

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВАРИАНТ ПО ТЕМЕ

( балл – 1)

Решите задачи. Установите связь между значением магнитуды, глубиной гипоцентра и количеством баллов в эпицентре.

 

Эта связь может быть прослежена, если воспользоваться номограммой, представленной на рис. 18. Изображены вертикальные шкалы: шкала 1глубина гипоцентра землетрясения в километрах (шкала логарифмическая), шкала 2 количествобаллов, характеризующее степень сотрясений и разрушений (интенсивность подземного толчка), шкала 3–магнитуда толчка. Масштабы шкал и их относительное расположение на номограмме подобраны таким образом, что если провести прямую линию через точку на шкале 1, соответствующую глубине гипоцентра, и точку на шкале 3, отвечающую значению магнитуды, то пересечение данной прямой со шкалой 2укажет балльность данного землетрясения, оцениваемую в эпицентре.

 

 

Рис. 18.

 

 

Задача 1. Какое землетрясение оказывается разрушительнее?

Характеристики первого землетрясения: магнитуда 3,1, глубина гипоцентра 3 км. Характеристики второго землетрясения: магнитуда 6,2, глубина гипоцентра 100 км. Требуется сравнить балльности этих землетрясений в их эпицентрах.

Вывод_______________________________________________________

Задача 2. Оценить балльность данного землетрясения в его эпицентре?|

Сейсмограф, находящийся на расстоянии D = 100 км от эпицентра землетрясения, зарегистрировал интервал D t = 24 с между временем прихода Р-волны и S-волны. Используя этот результат и измерив максимальную амплитуду колебаний на сейсмограмме, сейсмолог заключил, что магнитуда землетрясения равна М = 7,4. Скорость Р-волны Vp = 5,5 км/с, скорость S -волны Vs = 3,4 км/с.

Решение_______________________________________________________________

 

 

Ответ________________________________________________________

 

 

Занятие 5

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.