К числу стихийных бедствий в гидросфере относим процессы, приводящие к гибели людей и экосистем. К видам опасных гидрологических и гидрогеологических процессов, согласно ГОСТ Р 22.0.06–95, относятся: цунами, наводнения, подтопления, эрозии, затопление, карст, суффозия, засоление, заболачивание, просадка лессовидных пород, плывуны, набухание. Рассмотрены наиболее распространённые морские и континентальные опасные гидрологические процессы и защита от них: цунами и наводнения. Содержание практического задания соответствует 6 главе учебного пособия.
1. Основные понятия и характеристики гидрологических опасных явлений.
2. Описание гидрологических опасных явлений.
3. Классификация наводнений и их характеристика.
4. Превентивные мероприятия при угрозе затопления населенных пунктов и территорий.
5. Действия населения при угрозе и возникновении наводнения.
6. Методы прогноза наводнений и их характеристика.
ЗАДАНИЯ
1. Определите поражающие факторы источников природных ЧС гидрологических явлений (табл. 20), характер их действий и проявлений согласно классификации таблицы 2 учебного пособия.
Таблица 20
Поражающие факторы источников природных ЧС гидрологических явлений
Источник природной ЧС
Наименование поражающего фактора природной ЧС
Характер действия, проявления поражающего фактора источника природной ЧС
1. Опасные гидрологические явления и процессы
2. 1. Подтопление
2.3. Цунами
2.5. Наводнение. Половодье. Паводок
2.6. Затор. Зажор
2. Охарактеризуйте континентальные опасные гидрологические процессы на территории России (табл. 21).
Таблица 21
Континентальные опасные гидрологические процессы на территории России
Затопление территории – попадание на неё …………………………. текучих вод той или иной высоты.
Подтопление территории – подъём уровня …………………. (………………….) воды в верхнем слое горных пород.
Наводнение – значительное затопление водой речной долины (эпизодически) ………….. ……….. ежегодно затапливаемой поймы, обычно свободной от воды.
Половодье – это ежегодно повторяющийся в один и тот же сезон …………………………. и довольно ………………….. подъем уровня воды в реке.
Паводок – интенсивный, сравнительно …………………………. подъем уровня воды.
Затор – это скопление …………….. в русле реки во время ……………… на реках, текущих с юга на север.
Зажор – скопление ……………………….. льда образующего ледяную пробку и вызывающего дополнительный подъем уровня воды в ……………………………. период или в течение зимы при наличии незамерзающих участков реки.
Нагонные наводнения (яп. – ……………………………) – подъем уровня воды, вызванный воздействие………………….на водную поверхность.
4. Используя данные характеристик наводнений 1998–2000 гг. в мире (рис. 28) постройте график (рис. 29) по годам (три года) – по горизонтали, количество наводнений в мире (в %), число жертв (в %), ущерб (в %) – по вертикали (разным условным знаком). Сделайте вывод.
7. Заполните таблицу 24, указав причины возникновения наводнений.
Таблица 24
Виды наводнений по причине возникновения и характеру проявления
Виды наводнения
Причины
Характер проявления
Половодье
Повторяются периодически в один тот же сезон. Значительный и длительный подъем уровней воды.
Паводок
Отсутствует четко выраженная периодичность. Интенсивный и сравнительно кратковременный подъем уровня воды.
Заторные, зажорные(заторы, зажоры)
Заторные – в конце зимы или весны. Высокий и сравнительно кратковременный подъем уровня воды в реке.
Зажорные – в начале зимы. Значительный подъем уровня воды и более значительная по сравнению с заторами продолжительность.
Нагонные (нагоны)
В любое время года. Отсутствие периодичности и значительный подъем уровня воды.
Затопления при прорыве плотин
Образование волны прорыва, приводящей к затоплению больших территорий и к разрушению зданий и сооружений и др.
8. Заполните таблицу 25, указав факторы, влияющих на величину максимального подъёма уровня воды в соответствии с видами наводнений.
Таблица 25
Факторы, влияющие на масштабы наводнения
Виднаводнения
Факторы, оказывающие влияние на величину максимального подъема уровней воды
9. Дайте понятие расхода воды в реке и вставьте пропущенные слова.
Это …………………………… воды (в м3), протекающей через замыкающий створ реки за 1 сек. Графическая зависимость между расходом и уровнем воды называется к……………………. , график изменения расхода воды во времени – …………………….стока.
10. Постройте 2 графика зависимости уровня воды (см) в р. Томи (пост 149 Коммунальный мост) в г. Томске от времени года (за целый год по средним уровням и апрель месяц) по данным ежегодника о режиме и ресурсах поверхностных вод суши 2011 г. (табл. 26 и 27). Сделайте выводы о риске наводнений на данной территории.
Таблица 26
Данные средних уровней (см) воды в р. Томи у коммунального моста г. Томска
11. Решите логическую задачу: О каком стихийном бедствии идёт речь. В приведенном тексте над прочерками впишите необходимые слова.
В августе 2002 г. проливные дожди привели к ………….. по всей Центральной Европе. Ущерб составил примерно 12 млрд евро. Из берегов вышли 3 крупные реки – Дунай, Влтава и Эльба. В г. Майсене на Эльбе вода доходила до второго этажа зданий. Когда во вторник 13 августа 2002 г. окончательно рассвело, …………. уже оккупировала целые районы чешской столицы, затопив подвалы, проникнув в квартиры, ударив по бизнесу. К счастью, никто не погиб – пражан в отличие от менее везучих соотечественников, живущих выше по течению, заранее предупредили о грозящем бедствии. И всё же ………… прибывала так быстро – до 1 м/ч., что многих застала врасплох. Более 50 тыс. человек уже покинули свои дома. Большинство было напугано, но многие с мрачным удовольствием любовались буйством стихии. Тем не менее, ближе к вечеру хлынул ………………., ………….. снова поднялась, и мэр отдал приказ об эвакуации жителей старинных кварталов Праги. Улицы, ещё вчера кишевшие народом, теперь исчезли под …………….. Старый город удалось спасти – наспех возведённые дамбы выстояли.
Ответы: а) Речь идёт о _____________________________________
б) Укажите причины возникновения описанного природного явления_______________________________________________________________
в) Каковы должны быть действия населения в условиях подобной опасности?____________________________________________________________________
15. Используя карту-схему р. Томи у г. Томска (рис. 33), обозначьте на карте и составьте схему мер предупреждения ущерба от наводнения территории, находящейся в пойме р. Томи. Используйте при составлении конкретной схемы указания из учебника: Мазур И.И., Иванов О.П. Опасные природные процессы. Вводный курс: Учебник. – М.: ЗАО «Изд-во Экономика», 2004. – С. 381–386.