Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОПАСНЫЕ ПРИРОДНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ГИДРОСФЕРЕ



К числу стихийных бедствий в гидросфере относим процессы, приводящие к гибели людей и экосистем. К видам опасных гидрологических и гидрогеологических процессов, согласно ГОСТ Р 22.0.06–95, относятся: цунами, наводнения, подтопления, эрозии, затопление, карст, суффозия, засоление, заболачивание, просадка лессовидных пород, плывуны, набухание. Рассмотрены наиболее распространённые морские и континентальные опасные гидрологические процессы и защита от них: цунами и наводнения. Содержание практического задания соответствует 6 главе учебного пособия.

 

&КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ. Цунами, наводнения, подтопления, эрозии, затопление, карст, суффозия, засоление, заболачивание, просадка лессовидных пород, плывуны, набухание.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Основные понятия и характеристики гидрологических опасных явлений.

2. Описание гидрологических опасных явлений.

3. Классификация наводнений и их характеристика.

4. Превентивные мероприятия при угрозе затопления населенных пунк­тов и территорий.

5. Действия населения при угрозе и возникновении наводнения.

6. Методы прогноза наводнений и их характеристика.

ЗАДАНИЯ

1. Определите поражающие факторы источников природных ЧС гидрологических явлений (табл. 20), характер их действий и проявлений согласно классификации таблицы 2 учебного пособия.

Таблица 20

Поражающие факторы источников природных ЧС гидрологических явлений

Источник природной ЧС Наименование по­ражающего фактора природной ЧС Характер действия, проявления поража­ющего фактора источника природной ЧС
1. Опасные гидрологические явления и процессы
2. 1. Подтопление      
   
   
2.3. Цунами    
2.5. Наводнение. Половодье. Паводок    
2.6. Затор. Зажор    

 

2. Охарактеризуйте континентальные опасные гидрологические процессы на территории России (табл. 21).

Таблица 21

Континентальные опасные гидрологические процессы на территории России

Природная опасность Параметры ЧС Последствия проявления Время и частота проявления
Наводнение Половодье Паводок        

 

3. Дополните предложения: Цунами (япон.…………………………………..) – длиннопериодичные морские ……………………………..волны, обладающие большой ……………………………… силой.

Затопление территории – попадание на неё …………………………. текучих вод той или иной высоты.

Подтопление территории – подъём уровня …………………. (………………….) воды в верхнем слое горных пород.

Наводнение – значительное затопление водой речной долины (эпизодически) ………….. ……….. ежегодно затапливаемой поймы, обычно свободной от воды.

Половодье – это ежегодно повторяющийся в один и тот же сезон …………………………. и довольно ………………….. подъем уровня воды в реке.

Паводок – интенсивный, сравнительно …………………………. подъем уровня воды.

Затор – это скопление …………….. в русле реки во время ……………… на реках, текущих с юга на север.

Зажор – скопление ……………………….. льда образующего ледяную пробку и вызывающего дополнительный подъем уровня воды в ……………………………. период или в течение зимы при наличии незамерзающих участков реки.

Нагонные наводнения (яп. – ……………………………) – подъем уровня воды, вызванный воздействие………………….на водную поверхность.

4. Используя данные характеристик наводнений 1998–2000 гг. в мире (рис. 28) постройте график (рис. 29) по годам (три года) – по горизонтали, количество наводнений в мире (в %), число жертв (в %), ущерб (в %) – по вертикали (разным условным знаком). Сделайте вывод.

Таблица 22

 
 


 

 

Рис. 28. ______________________________________________________________

Вывод:­­­­­­­­________________________________________________________________

5. Выделите на карте (рис. 29) (выделите цветом) территории риска наводнений и зон затоплений на реках России. Дайте им названия.

Рис. 29. _________________________________________________

Условные обозначения:

 

 

6. Заполните таблицу 23.

Таблица 23

Типы рек условиям возникновения наводнений

 

Условия формирования максимального стока воды Районы распространения на территории РФ
Весеннее таяние снега на равнинах  
Таяние горных снегов и ледников  
Выпадение интенсивных дождей  
Снеготаяние и выпадение осадков  

 

7. Заполните таблицу 24, указав причины возникновения наводнений.

Таблица 24

Виды наводнений по причине возникновения и характеру проявления

 

Виды навод­нения Причины Характер проявления
Полово­дье   Повторяются периодически в один тот же сезон. Зна­чительный и длительный подъем уровней воды.
Паводок   Отсутствует четко выражен­ная периодичность. Интен­сивный и сравнительно кратковременный подъем уровня воды.
Затор­ные, зажорные (заторы, зажоры)   Заторные – в конце зимы или весны. Высокий и срав­нительно кратковременный подъем уровня воды в реке. Зажорные – в начале зимы. Значительный подъем уровня воды и более значительная по сравнению с заторами продолжительность.
Нагон­ные (нагоны)   В любое время года. Отсут­ствие периодичности и зна­чительный подъем уровня воды.
Затопле­ния при прорыве плотин   Образование волны проры­ва, приводящей к затопле­нию больших территорий и к разрушению зданий и со­оружений и др.

 

8. Заполните таблицу 25, указав факторы, влияющих на величину максимального подъёма уровня воды в соответствии с видами наводнений.

Таблица 25

Факторы, влияющие на масштабы наводнения

 

Вид наводне­ния Факторы, оказывающие влияние на величину максимального подъема уровней воды
Полово­дье · ______________________________________________________________; · ________________________________________________________; · ___________________________________________________________; · ______________________________________________________________; · __________________________________________________________________;
Паводок · ________________________________________________________________ · _________________________________________________________________ · _____________________________________________________________ · _____________________________________________________________, · ______________________________________________________________ ______________________________________________________________
Затор, зажор · ________________________________________________________________ · ________________________________________________________________, · _________________________________________________________________ · ___________________________________________

9. Дайте понятие расхода воды в реке и вставьте пропущенные слова.

Это …………………………… воды (в м3), протекающей через замыкающий створ реки за 1 сек. Графическая зависимость между расходом и уровнем воды называется к……………………. , график изменения расхода воды во времени – …………………….стока.

10. Постройте 2 графика зависимости уровня воды (см) в р. Томи (пост 149 Коммунальный мост) в г. Томске от времени года (за целый год по средним уровням и апрель месяц) по данным ежегодника о режиме и ресурсах поверхностных вод суши 2011 г. (табл. 26 и 27). Сделайте выводы о риске наводнений на данной территории.

Таблица 26

Данные средних уровней (см) воды в р. Томи у коммунального моста г. Томска

 

Месяцы
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII

 

 

Рис. 31. ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_____________________________________________________

Вывод: ______________________________________________________________________

 

 

 

Таблица 27

Данные уровней (см) воды месяца апреля в р. Томи у

коммунального моста г. Томска

 

Продолжение таблицы 27

 

Рис. 32. ____________________________________________________

11. Решите логическую задачу: О каком стихийном бедствии идёт речь. В приведенном тексте над прочерками впишите необходимые слова.

В августе 2002 г. проливные дожди привели к ………….. по всей Центральной Европе. Ущерб составил примерно 12 млрд евро. Из берегов вышли 3 крупные реки – Дунай, Влтава и Эльба. В г. Майсене на Эльбе вода доходила до второго этажа зданий. Когда во вторник 13 августа 2002 г. окончательно рассвело, …………. уже оккупировала целые районы чешской столицы, затопив подвалы, проникнув в квартиры, ударив по бизнесу. К счастью, никто не погиб – пражан в отличие от менее везучих соотечественников, живущих выше по течению, заранее предупредили о грозящем бедствии. И всё же ………… прибывала так быстро – до 1 м/ч., что многих застала врасплох. Более 50 тыс. человек уже покинули свои дома. Большинство было напугано, но многие с мрачным удовольствием любовались буйством стихии. Тем не менее, ближе к вечеру хлынул ………………., ………….. снова поднялась, и мэр отдал приказ об эвакуации жителей старинных кварталов Праги. Улицы, ещё вчера кишевшие народом, теперь исчезли под …………….. Старый город удалось спасти – наспех возведённые дамбы выстояли.

Ответы: а) Речь идёт о _____________________________________

б) Укажите причины возникновения описанного природного явления_______________________________________________________________

в) Каковы должны быть действия населения в условиях подобной опасности?____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

г) Каковы должны быть действия спасателей в условиях подобной опасности?___________________

 

12. Выберите правильные ответы: К косвенному ущербу от наводнения относятся:

а) затраты на приобретение и доставку в пострадавшие районы продуктов питания;

б) повреждение и разрушение зданий;

в) гибель скота;

г) ухудшение условий жизни населения;

д) ремонт дорог.

13. Выберите правильные ответы: Причины наводнений:

а) заторы и зажоры;

б) ураган;

в) таяние ледников и снежного покрова;

г) землетрясение;

д) смерч.

14. Укажите, какие мероприятия должны пре­дусмотреть противопаводковые комиссии в период угрозы весеннего половодья и па­водков на реках:

1)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

2)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

3)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

4)_______________________________________________________________________

 

 

15. Используя карту-схему р. Томи у г. Томска (рис. 33), обозначьте на карте и составьте схему мер предупреждения ущерба от наводнения территории, находящейся в пойме р. Томи. Используйте при составлении конкретной схемы указания из учебника: Мазур И.И., Иванов О.П. Опасные природные процессы. Вводный курс: Учебник. – М.: ЗАО «Изд-во Экономика», 2004. – С. 381–386.

 

 

Рис. 33. Карта-схема р. Томи у Томска

 

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

 

 

Работу выполнил: Работу проверил:

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ (оценивается баллом 1)

 

Задание: установите взаимосвязи между опасными природными процессами, обозначив их линиями со стрелками

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.