Схема течений в слое 0-10 м при ветрах различных направлений со скоростью 10 м/с в навигационный период
Восточный и северо-восточный ветры обусловливают течения, идущие в основном на северо-запад и запад; скорость их 0,3—0,8 уз.
При южном и юго-восточном ветрах в центральной и западной частях моря течения направлены на северо-восток и север; преобладающая скорость их 0,6 уз. В Янском заливе и губе Буор-Хая течения следуют на юго-запад и запад; скорость их не превышает 1 уз.
Западный и юго-западный ветры обусловливают в море Лаптевых течения, идущие на юго-восток и восток; скорость их 0,5—0,9 уз. В Янском заливе западные ветры образуют циркуляцию вод, близкую к циклонической; скорость до 1,1 уз.
В бухте Тикси при ветрах от запада до северо-северо-запада возникает антициклонический круговорот вод со скоростью, не превышающей 0,3 уз, а при ветрах от северо-востока до юго-востока образуется циклонический круговорот вод со скоростью 0,3 уз.
Приливные течения в море Лаптевых в основном полусуточные. В открытом море приливное течение направлено преимущественно на юг, отливное — на север.
Наиболее сильные, сизигийные, приливные течения наблюдаются через 2—3 сут после новолуния и полнолуния, а наиболее слабые, квадратурные,— через 2,5—3 сут после первой и третьей четвертей Луны. В восточной части моря вблизи проливов Новосибирских островов возраст полусуточных приливных течений увеличивается до 4 сут. Скорость квадратурных течений в среднем в 2,5—3,5 раза меньше, чем скорость сизигийных течений.
В открытом море приливные течения вращательные, а у берегов — реверсивные. Южнее параллели 74°30¢ сев. шир., совпадающей с изобатой 25 м, наблюдаются течения, близкие к реверсивным. Вращение вектора приливного течения повсеместно происходит по часовой стрелке.
Наибольшая скорость приливных течений
Скорость приливных течений изменяется в широких пределах. Так, в западной части моря скорость приливных течений достигает 0,8—1 уз, в центральной части составляет 0,2—0,4 уз, а в Янском заливе и в районе острова Столбовой она не превышает 0,2 уз. Наибольшая скорость сизигийных приливных течений достигает в бухте Нордвик 3,6 уз, в проливе Северный 2,7 уз, а в Хатангском заливе она составляет 1,6—1,8 уз.
В бухте Тикси приливное течение направлено на юго-юго-запад, а отливное—на северо-северо-восток. Скорость этих течений между мысом Муостах и островом Муостах 0,4—0,5 уз. По мере продвижения к вершине бухты скорость течения уменьшается и не превышает в ее южной части 0,2 уз, а севернее островов Караульные Камни составляет около 0,1 уз.
У мыса Буор-Хая приливное течение направленона юго-запад, а отливное — на северо-восток; скорость их 0,2—0,4 уз.
Максимальная скорость суммарных (наблюденных) течений в проливе Северный (Хатангский залив) 3,2 уз. Здесь сильные приливные течения, скорость которых 2,7 уз, складываются с устойчивым постоянным течением, обусловлен-ным стоком реки Хатанга. Суммарное течение направлено преимущественно на северо-восток, т. е. вдоль пролива. В проливе Восточный максимальная скорость суммарных течений около 4 уз.
В Оленёкском заливе максимальная скорость суммарных течений 1,1 уз. Такая скорость была зафиксирована в северной части залива, куда с моря подходит желоб с глубинами 20 м. Течение направлено на северо-северо-восток.
В бухте Тикси максимальная скорость течений не превышала 0,8 уз; только в районе между мысом Муостах и островом Муостах она достигала 1,3 уз. Такие скорости течений наблюдались при северо-западном ветре со скоростью 16 м/с. В губе Буор-Хая и Янеком заливе наиболее сильные течения направлены на юг; скорость их 1—1,4 уз.
Приведенные выше максимальные скорости суммарных течений нельзя считать максимально возможными по всей акватории моря Лаптевых. В открытом море и его проливах в навигационный период (август, сентябрь) при определенных гидрометеорологических условиях могут встретиться течения, скорость которых в 1,5—2 раза больше, чем указанная выше.
Волнение в описываемом районе определяется не только ветровым режимом, но и ледовыми условиями, от которых зависит величина разгона волн. Длина разгона волн изменяется в среднем от 55 миль в июле до 325 миль в сентябре; максимальная длина разгона может достигать 485—540 миль. Наиболее сильное волнение развивается в центральной части моря и у берегов полуострова Таймыр.
В июле, когда площадь дрейфующего льда еще значительна, волнение развивается слабо; средняя высота волн не превышает 1 м, а максимальная высота при штормовых ветрах достигает 5 м.
В сентябре и октябре волнение в море Лаптевых достигает своего максимума: средняя высота волн в этот период около 0,6—1 м, а максимальная 6—7 м.
Юго-восточная часть моря (район Янского залива) является самой спокойной. Благодаря мелководности и небольшим разгонам (для моря Лаптевых наиболее опасными являются ветры восточной половины) максимальная высота волн здесь даже в сентябре не превышает 2—3 м.
В июле и августе в центральной части моря при штормовых восточных ветрах максимальная высота волн может достигать 5 м. В юго-восточной части моря при ветрах других направлений со скоростью 18—20 м/с максимальная высота волн не более 4 м.
Так как судоходная трасса проходитв основном по прибрежным мелководным районам, высота волн здесь обычно невелика. В сентябре при наибольшем очищении моря ото льда и скорости ветра 18—20 м/с высота волн на трассе не превышает 3 м. Исключение составляет участок, проходящий вдоль берегов полуострова Таймыр, где при восточных ветрах высота волн может достигать 5 м. Для крупнотоннажных судов волнение на судоходной трассе опасности не представляет, но для небольших судов водоизмещением 300—600 т максимальная высота волн будет опасна. Для речных судов, платформ, доков и при перегоне леса в плотах волнение 3—4 балла уже является опасным.
Сильное волнение наблюдалось осенью 1958 г. в районе мыса Святой Нос, когда скорость ветра достигала 40 м/с.
Максимальная наблюденная высота волн 6 м, а максимальная расчетная высота волн, возможная один раз в 50 лет, в северной, глубоководной части моря достигает 10—12 м.