Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

НАВИГАЦИОННОЕ ОПИСАНИЕ



Начальника Главного управления навигации и океанографии Министерства обороны РФ

№ 1

Сентября 1995 г.

Г. Санкт-Петербург

О порядке пользования лоциями на российские воды, издаваемыми Главным управлением навигации и океанографии Министерства обороны РФ

 

Лоции, издаваемые Главным управлением навигации и океанографии Министерства обороны РФ, являются официальными руководствами для плавания. При составлении лоций используются самые современные из имеющихся материалов, проверенных на практическом опыте плавания. Вместе с тем в лоциях на районы, недостаточно обследованные или под­верженные непредвиденным физико-географическим изменениям, могут содержаться отдельные неточности или устаревшие сведения. Поэтому при наличии в тексте лоций указаний о том, что какой-либо район недостаточно обследован или подвержен непредвиденным физико-геогра­фическим изменениям, мореплаватели обязаны принимать необходимые и соответствующие обстановке меры для обеспечения безопасности судна, не пренебрегая возможностью получить свежую навигационную информацию от местных компетентных организаций.

Главное управление навигации и океанографии рекомендует мореплавателям пользоваться лоциями только последнего издания. Сведения для корректуры лоций регулярно публикуются в извещениях мореплавателям и дополнениях к лоциям, а наиболее срочная навигационная информация объявляется по радио. Мореплаватели обязаны указанные сведения своевременно вносить в соответствующие лоции.

Пользование неоткорректированными лоциями недопустимо.

Действующие в водах Российской Федерации законы, правила, инструкции и другие документы публикуются в сборнике «Морское законодательство Российской Федерации» (книги № 9055.1 и 9055.2) и в выпуске № 1 извещений мореплавателям Главного управления навигации и океанографии Министерства обороны РФ. Ссылка на незнание этих документов не может служить основанием для уклонения от ответственности за их нарушение.

Начальник Главного управления навигации и океанографа Министерства обороны Российской Федерации


Обращение к мореплавателям

Для поддержания на уровне современности карт, лоций и других руководств для плавания Главное управление навигации и океанографии Министерства обороны РФ просит мореплавателей сообщать сведения:

1) о вновь обнаруженных опасностях для мореплавания: банках, отмелях, камнях, скалах, вулканических образованиях и т. п.;

2) о случаях расхождения сведений, помещенных на картах,в лоциях и других руководствах для плавания, с местностью;

3) о желательности нанесения на карты приметных пунктов, объектов и других сведений, которые могут облегчить определение места корабля и обеспечить безопасность мореплавания.

При сообщении данных об опасностях надлежитпо возможности точноуказыватьих местоположение.

При ссылках на книжные издания необходимо указывать годихиздания и страницу. При ссылках на карты и сообщении географических координат обязательно следует указывать номер карты, к которой относятся сообщаемые данные, и год ее печати.

Сведения надлежит высылать в Главное управление навигации и океанографии Министерства обороны РФ по адресу: 199034, г. Санкт-Петербург, В-34 (телекс 121531 NAVIO RU, факс +7 812 277 59 00, теле­тайп 122 368 IARD RU), или в Государственное гидрографическое пред­приятие Министерства транспорта России по адресу: 1990031, г. Санкт-Петербург, Ф-31, Московский проспект, д. № 12 (телекс 121345 PTB 395/98 SU, факс +7 812 310 37 68), либо передавать представителям Государ­ственного гидрографического предприятия Министерства транспорта России в портах Архангельск, Диксон, Игарка, Хатанга, Тикси, Зеленомысский, Певек и Провидения.


Общие замечания

Расстояния выражены в морских милях (1 миля = 1852 м), кабель­товых (1 кбт = 0,1 мили) или метрах.

Высоты естественных объектов (гор, холмов, островов, скал и пр.) даны от уровня моря, принятого на картах данного района для отсчета высот.

Высоты сооружений указаны от основания; если высота сооружения дается от уровня моря, то это оговаривается.

Глубины, даны от уровня, который на картах соответствующего района принят за нуль глубин.

Направления даны истинные в градусах или румбах.

Секторы освещения. Направления границ секторов освещения в граду­сах даны от источника света и отсчитываются по часовой стрелке.

Направления створов даны двойные: первое — с берега (от заднего знака к переднему), второе—с моря.

Дальность обнаружения радиолокационных ориентиров указывается для условий нормальной радиолокационной наблюдаемости.

Координаты пунктов даны приближенные; долгота пунктов указана от Гринвича. Координаты, приведенные в скобках, всегда относятся к объекту, после которого они помещены.

Время дано по Международной системе поясного времени.

На территории Российской Федерации принято время, которое на 1 ч впереди поясного. На период с 02 ч 00 мин последнего воскресенья марта по 03 ч 00 мин последнего воскресенья октября ежегодно вводится летнее время, которое на 2 ч впереди поясного.

Названия географических объектов даны в транскрипции Главного управления навигации и океанографии Министерства обороны. В алфа­витном указателе курсивом набраны названия, которые помещены в других руководствах для плавания или на морских картах и существенно отличаются от названий, принятых в лоции.

Если какой-либо объект имеет два названия, то при основном описании этого объекта в тексте лоции приводятся оба названия; второе название присоединяется к первому союзом «или». В алфавитном указателе второе название помещается в порядке алфавита с указанием той страницы, накоторой оно упомянуто.

В извещениях мореплавателям корректура алфавитных указателей не публикуется. Указанную корректуру пользователям следует выполнять самостоятельно по основному тексту извещения мореплавателям в соответствии с требованиями ст.69 кн. №9039, ст.101-103 кн. №9038 и ст.71 кн. №9147 (ИМ 4597/99).


О Г Л А В Л Е Н И Е Стр.

Схема района…………………………………………………………………………………….…… 10  

ОБЩИЙ ОБЗОР

Навигационно-географический очерк……….……………………………………….……….…… 11

Гидрометеорологический очерк……………………….……………………………………….…… 19

 

НАВИГАЦИОННОЕ ОПИСАНИЕ

Г л а в а 1. Восточное побережье островов Северная Земля ...……………………………....... 71  
Г л а в а 2. От пролива Вилькицкого до Хатангского залива.………………………………... 89  
Г л а в а 3. Хатангский залив ..………………………………………………………................... 119  
Г л а в а 4. От Хатангского залива до бухты Тикси .………………………………….............. 173  
Г л а в а 5. От бухты Тикси до пролива Дмитрия Лаптева…………………………………... 204  
Г л а в а 6. Западное побережье Новосибирских островов………………………………….... 240  
Наставлениедля плавания по основным рекомендованным путям…………………….... 256  
Справочный отдел ..............……………………………………………………………………….. 265  
Алфавитный указатель ………………………………………………………………………...…. 267  
Заметки по корректуре………………………………………………………………………………………. 279  

 



Общий обзор

НАВИГАЦИОННО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Общие сведения. Море Лаптевых — одно из морей Северного Ледови­того океана — расположено между Карским и Восточно-Сибирским морями.

Западной границей моря Лаптевых являются восточные берега островов Северная Земля: берег острова Комсомолец от мыса Арктический до мыса Обрывистый, берег острова Октябрьской Революции от мыса Гвардейцев до мыса Анучина и берег острова Большевик от мыса Песчаный до мыса Евгенова. С юга море ограничено берегом материка от мыса Прончищева до мыса Святой Нос. Восточной границей являются западные берега Новосибирских островов: берег острова Большой Ляховский от мыса Кигилях до мыса Большой Ванькин, берег острова Малый Ляхов­ский от избы Толля до знака Ляховский и берег острова Котельныйот мыса Медвежий до мыса Анисий.

Лоция моря Лаптевых была составлена на основе материалов экспедиций Гидрографического управления Главсевморпути и впервые издана в 1938 г. В да-льнейшем эта лоция неоднократно пополнялась новыми сведениями по матери-алам экспедиций и переиздавалась в 1941, 1949, 1955, 1963, 1969, 1977 и 1987 гг.

Настоящее издание лоции — девятое.

Навигационные условия в море Лаптевых сложные. Южный берег моря отмелый, поэтому морские суда здесь следуют в основном вне видимости берега. Суда с малой осадкой, а также речные суда при переходах морем между устьями рек обычно используют отмелую прибрежную полосу, свободную от тяжелых льдов. Ледовые условия, особенно в западной части моря (Таймырский ледяной массив), создают трудности для следования судов по рекомендованным путям и часто вынуждают уходить далеко в море или, наоборот, идти вблизи берега, где малые глубины ограничивают возможность маневрирования морских судов.

Условия для определения места с помощью радиолокационной станции (РЛС) благоприятны у восточного берега моря, менее благоприятны у западного и неблагоприятны у южного берега, особенно в районе дельты реки Лена.

В восточной части моря наиболее удобны для определения места с помощью РЛС высокие обрывистые берега островов Столбовой и Бельковский, мысы Кигилях и Святой Нос, часть западного берега острова Котельный. Эти берега дают на экране РЛС четкое отображение, совпадающее с отображением на карте.

В северо-западной части моря дальними радиолокационными ориенти­рами служат крутые склоны гор на восточном побережье островов Северная Земля. В районе восточного берега полуострова Таймыр от мыса Челюскин до входа в Хатангский залив, а также прилегающих к этому берегу островов, удобно определять место с помощью РЛС, но здесь имеются отдельные участки низкого берега, подход к которым с помощью РЛС затруднителен. Характерной особенностью использования навигаци­онных РЛС у берегов полуострова Таймыр является возможность обнаружения внутриматериковых горных склонов с расстояний, на которых береговая линия еще не определяется. Поэтому если отображения вершин и склонов в глубине побережья не могут быть уверенно опознаны, то необходимо соблюдать осторожность, чтобы ошибочно не принятьих за отображение берега.

При плавании в условиях ограниченной видимости необходимо даже в открытом море идти с включенной РЛС из-за возможной встречи со льдом. С приближением к берегам надо быть особенно внимательным, чтобы отличить отображение берега от отображения морского льда.

Необходимо помнить, что айсберги и их обломки встречаются в море не только вблизи мощных ледников у островов Северная Земля. Дрейфуя с Восточно-Таймырским течением, они проникают в пролив Вилькицкого, а иногда значительно южнее, к островам Комсомольской Правды и острову Андрея.

На южном берегу моря имеется сравнительно немного обрывистых участков и рельефно выдающихся мысов, позволяющих достаточно уверенно ориентировать-ся с помощью РЛС. Такие участки имеются на берегах Хатангского залива и ведущих в него проливов и на подходах к бухте Тикси. У низких берегов юго-вос-точной части моря при определении места с помощью РЛС нужно соблюдать осо-бую осторожность. Здесь иногда могут быть издали обнаружены не показанные на картах вершины и крутые склоны гор, расположенных в глубине местности.

На некоторых навигационных знаках имеются радиолокационные пассивные отражатели, которые в зависимости от рельефа окружающей местности и других условий (конструкции отражателя, высоты установки) обнаруживаются с 8—14 миль.

Определение места с помощью РЛС рекомендуется производить одновременно с измерением радиопеленгов на радиомаяки.

Руководство морскими операциями в море Лаптевых осуществляется Штабами морских арктических операций западного (к W от меридиана 125° вост. долг.) и восточного (к Е от меридиана 125° вост. долг.) районов Арктики. Штабы расположены соответственно в портах Мурманск и Владивосток.

Непосредственное руководство плаванием судов Арктического морского пароходства (АркМП) во всей прибрежной зоне от реки Хатанга до реки Колыма осуществляется начальником этого объединения (или его заместителем по мореплаванию) на правах заместителя начальника Штаба морских арктических операций восточного района Арктики.

Все морские суда, плавающие в море Лаптевых, независимо от их ведомственной принадлежности, оперативно подчинены Штабу морских операций западного или восточного района Арктики в соответствии с районом плавания и пунктом назначения. Выбор того или иного маршрута, варианта пути в зависимости от ледовых условий, определение возможности самостоятельного плавания, организация ледокольной проводки (в одиночку или в группе) и авиационной ледовой разведки, контроль за предоставлением судам необходимой ледовой, гидрометеоро­логической и навигационной информации осуществляются начальником штаба морских арктических операций. Подробное изложение организации и всех видов обеспечения морских арктических операций, равно как и особенностей плавания во льдах, приведены в Руководстве для сквоз­ного плавания судов по Северному морскому пути (№ 4151).

Побережье. Характер побережья моря Лаптевых весьма разнообразен. Север-ная часть восточного берега острова Комсомолец низкая, а южная его часть повышается к вершине ледника Академии Наук. Восточные берега островов Октябрьской Революции и Большевик гористы. Горы местами подходят близко к береговой линии, образуя крутые скалистые обрывы высотой до 400 м, а кое-где отступают вглубь местности; на таких участках берег спускается к воде широки-ми террасами, постепенно понижаясь. Эти берега отмелые, изрезаны заливами.

Северный и восточный берега полуострова Таймыр сильно изрезанные, местами обрывистые. Высота обрывистых участков 15—22 м. В глубь местности высота постепенно увеличивается и в 7 милях от береговой линии составляет 100—250 м.

Восточное побережье полуострова Таймыр между заливом Фаддея на севере и мысом Сибирский на юге называется Берегом Прончищева.

Южное побережье моря Лаптевых представляет собой чередование ряда невысоких горных отрогов с равнинами, типичными для северо­сибирской тундры. Высота отрогов не более 300 м; только на немногих участках склоны их подходят к самому берегу. Характерны пологие, сглаженные склоны, образующие местами у береговой линии невысокие земляные обрывы. Небольшие скалистые участки на этом побережье имеются между Хатангским заливом и устьем реки Анабар, в устье реки Оленек, заливе Неелова, бухте Тикси, на западном берегу губы Буор-Хая и у мыса Святой Нос.

Характерной особенностью южного берега моря Лаптевых являются обширные дельты рек Лена и Яна, где на значительных участках высота берега едва достигает 1—2 м.

Восточный берег моря образован преимущественно пологими склонами прибрежных холмов, лишь местами имеются невысокие скалистые обрывы.

Берега моря Лаптевых значительно изрезаны почти на всем протяже­нии, одна-ко большинство бухт мелководны; число укрытых якорных мест ограниченно.

Наиболее крупными заливами в море Лаптевых являются (перечислены с северо-запада на юго-восток): фьорд Матусевича (остров Октябрьской Революции), залив Ахматова (остров Большевик), бухта ЛВИМУ (остров Большой, острова Комсомольской Правды), мелководные заливы Терезы Клавенес, Симса, Фаддея, бухта Прончищевой, Хатангский залив, бухта Нордвик, заливы Анабарский, Оленёкский, бухта Тикси, губа Буор-Хая, Янский залив и губы Селляхская, Ванькина и Эбеляхская у берега материка. У западного берега острова Котельный расположены губа Нерпичья и залив Стахановцев Арктики. Перечисленные заливы и бухты доступны для судов, однако вершины их мелководны. Большинство этих заливов открыто ветрам с моря, а подходы к фьорду Матусевича и заливу Ахматова почти круглый год преграждены льдом.

Наибольшее навигационное значение имеют: бухта ЛВИМУ, бухты Кожев-никова и Нордвик в Хатангском заливе, бухта Тикси, лагуна Нерпалах в губе Нерпичья и бухта Темп в заливе Стахановцев Арктики, куда заходят морские суда.

Южный берег моря Лаптевых образует ряд довольно крупных полуостровов: Хара-Тумус, Урюнг-Тумус и Нордвик в Хатангском заливе, полуостров Буор-Хая между губой Буор-Хая и Янским заливом, полуостров Широкостан между губами Ванькина и Эбеляхская и полуостров Кигилях на острове Большой Ляховский.

Приметных мысов в море Лаптевых немного; на некоторых низких мысах установлены навигационные знаки и радиолокационные отра­жатели.

На островах Северная Земля ориентирами при плавании служат входные мысы пролива Красной Армии, мысы Морозова и Евгенова на острове Большевик и мыс Мурманец на острове Малый Таймыр.

На берегу материка в качестве ориентиров могут быть использованы: мыс Прончищева в проливе Вилькицкого; мысы Сибирский, Астрономиче­ский, Опасный, Приглубый, Кульча, Косистый, Медвежий и Пакса в Хатангском заливе; мысы Маяк, Хорго и Мус-Хая в Анабарском заливе; мысы Лыгый и Терпяй-Тумса на юго-западном побережье моря; мысы Муостах и Косистый в бухте Тикси; мысы Буор-Хая и Святой Нос на юго-восточном побережье моря; мысы Кигилях, Медвежий, Вальтера и Анисий на Новосибирских островах.

Растительный покров на побережье моря Лаптевых однообразен. Тундра подходит вплотную к береговой линии там, где на поверхность суши не выступают песок и твердые коренные породы и где отступают ледники. В низких местах тундра обычно заболочена.

На южном берегу моря в защищенных от ветра районах, например вблизи устья реки Оленек и на берегах вершин губ Буор-Хая и Селляхская, встречаются отдельные участки с довольно густым травяным покровом.

Проливы и острова. Морские суда следуют в Хатангекий залив по проливам Северный и Восточный, отделяющим остров Большой Бегичев от берега материка. По проливу Северный и далее на SW по Хатангскому заливу суда с большой осадкой могут пройти до параллели мыса Кульча. По проливу Восточный идут главным образом суда, направляющиеся в Хатангекий залив с востока из порта Тикси, а также суда, следующие вдоль берега между реками Хатанга и Анабар. Западная часть пролива Восточный наиболее мелководна.

Острова в море Лаптевых сгруппированы на его границах и в непо­средственной близости от берега материка. Все острова делятся на три типа. Острова в северо-западной части моря преимущественно высокие, сложены из каменистых пород и сравнительно мало подвергаются разрушению. К этому типу относятся большая часть островов Северная Земля, островов Комсомольской Правды и Вилькицкого, а также остров Большой Бегичев, лежащий вблизи входа в Хатангекий залив.

Ко второму типу относятся небольшие низкие острова, сложенные из рыхлых пород и подвергающиеся довольно интенсивному разрушению. Эти острова расположены главным образом у северо-восточного побережья полуострова Таймыр. Переходной группой между этими двумя типами островов являются Новосибирские острова.

К третьему типу островов относятся низкие, сложенные из песка, ила и ископаемого льда многочисленные острова дельт рек Оленек, Лена и Яна и отдельные острова, расположенные в некотором удалении от южного берега моря, например острова Песчаный и Лейкина, лежащие на подходе с севера к Анабарскому и Оленёкскому заливам. Характерной особенно­стью таких островов является их интенсивное разрушение под влиянием прибоя, течений и таяния ископаемого льда. В результате разрушения этих островов (подобно островам Васильевский и Семеновский, существо­вавшим до 1930—50-х гг.) появляются опасные для плавания банки; такие банки можно встретить в восточной части моря Лаптевых и вблизи дельты реки Лена.

Глубины, рельеф дна и грунт. Глубины в большей части моря Лаптевых незначительные и лишь на материковом склоне у северных границ моря они резко возрастают до океанических глубин Центрального Арктического бассейна.

В южной части моря дно до изобаты 100 м представляет собой подводную равнину с невысокими увалами. Уклоны дна здесь очень малы. Равнина пересечена несколькими неглубокими желобами, тянущимися в меридиональном направлении и являющимися подводным продолжением долин рек Хатанга, Анабар, Оленек, Лена и Яна. Подводные долины в море Лаптевых хорошо прослеживаются лишь на глубинах, превышающих 20 м, так как широкая полоса морского дна между берегом и изобатой 20 м подвергается интенсивному сглаживанию наносами рек, а также льдом и волнением.

Особенностью юго-восточной части моря является обширное Семеновское мелководье, расположенное к западу от острова Столбовой.

Граница материковой отмели, где глубины в сторону океана резко возрастают от 100 до 1000 м и более, проходит вдоль берегов островов Северная Земля до параллели острова Малый Таймыр, затем на восток до пересечения параллели 77,5° сев. шир. и меридиана 125° вост. долг. и далее на северо-восток до пересечения параллели 79° сев. шир. с меридианом 139° вост. долг.

Грунт в море Лаптевых в основном состоит из илистых и песчанистых отложений. В чистом виде ил и песок встречаются здесь сравнительно редко, чаще отмечаются их смеси с преобладанием того или другого компонента (песчанистый ил или илистый песок).

Крупнозернистые отложения (песок и илистый песок) в море Лаптевых располагаются на глубинах до 10—20, реже 30 м. Далее до глубин 45—50 м распространяется песчанистый ил, который иногда встречается и на глубинах 20—30 м. На глубинах более 50 м залегают мелкозернистые отложения — ил и глинистый ил.

В южной, мелководной части на поднятиях дна и вдоль почти всего побережья моря преобладают песок и илистый песок. Так, на 60 миль к северу от Анабарского залива простирается район песчаного грунта шириной 40—50 миль. Такой же грунт отмечается вдоль почти всего восточного побережья полуострова Таймыр, в пределах 5—20 миль от берега. Район песчаного грунта шириной 40—55 миль расположен к северо-западу от дельты реки Лена между островом Лейкина и банкой Опасная. Значительные площади дна покрыты песком и илистым песком в районе банок Семеновская и Васильевская, а также к северу от острова Котельный.

Мелкозернистые отложения (ил и глинистый ил) в южной части открытого моря до параллели 78° сев. шир. расположены преимущественно в желобах, являющихся подводным продолжением долин рек Хатанга, Оленек, Лена и Яна. На поднятиях дна между подводными долинами залегает песчанистый ил. Севернее параллели 78° сев. шир. грунт на дне мо­ря Лаптевых повсеместно коричневатый глинистый ил. Илисто-глинистые отложения расположены также в углублениях Хатангского залива, в губе Буор-Хая;небольшой участок глинистого ила обнаружен в Оленёкском заливе.

Предупреждение. При плавании в районах,не обследованных подробным систематическим промером, или там, где на картах показаны недостоверные глубины, разомкнутые или недостаточно обеспеченные промером изобаты, можно встретить глубины менее показанных на картах, поэтому здесь необходимо соблюдать осторожность.

Земной магнетизм. Магнитная изученность описываемого района удовлетворительная.

Магнитное склонение на эпоху 1995 г. изменяется от 37° Е на северо-западе района (81°30', 97°00'Е) до 16,2° W на юго-востоке (73°00', 141°00'Е).

Направление изогон северо-восточное.

Среднегодовое изменение магнитного склонения уменьшаетсяот 0,1° Е на северо-западе района до 0,2° W на юго-востоке.

В описываемом районе отмечается много аномальных областей и аномальных пунктов, которые показаны на картах.

Магнитное наклонение уменьшается от 87,4° N на северо-западе района до 82,3° N на юго-востоке. Направление изоклин северо-восточное.

Горизонтальная составляющая напряженности магнитного поля на эпоху 1995 г. увеличивается от 2,07 А/м (26 мЭ) на северо-западе района до 6,29 А/м (79 мЭ) на юго-востоке. Направление изодинам северо-­западное на западе района и северо-восточное на востоке района.

Особые физико-географические явления. К особым физико-географиче­ским явлениям моря Лаптевых относятся полярные дни и ночи, которые связаны с его географическим положением севернее полярного круга. Продолжительность полярного дня и ночи соответственно 53 и 25 сут на широте 68° сев. шир. и 150 и 133 сут на широте 82° сев. шир.

Следует иметь в виду, что часто наблюдаемая в море Лаптевых повышенная рефракция несколько увеличивает продолжительность дня, а медленное измене-ние снижения Солнца над горизонтом в высоких широтах удлиняет сумерки.

Средства навигационного оборудования в море Лаптевых распределены неравномерно. Светящие знаки имеются не на всех участках берега.

На южном берегу моря установлено значительное количество зритель­ных средств навигационного оборудования, обеспечивающих определение места судна как в прибрежной зоне моря, так и в реках Хатанга и Анабар.

Плавучее ограждение вследствие почти постоянного наличия дрейфую­щего льда в продолжение всего навигационного периода в открытой части моря Лаптевых не выставляется. В бухте Тикси выставляется несколько буев и вех. Плавучее ограждение выставляется в вершине Хатангского залива, на реке Хатанга и на Быковском фарватере (дельта реки Лена), а для речных судов — в устьях рек Оленек, Яна и др. Для обеспечения плавания в реках Хатанга и Анабар оборудованы створы светящих и несветящих знаков.

Отмелость берегов моря Лаптевых, частые неблагоприятные условия види-мости, а также тяжелая ледовая обстановка нередко вынуждают даже каботажные суда следовать вне видимости средств навигационного оборудования. Поэтому основное значение приобретает использование радионавигационных средств определения места судна. Для обеспечения обсерваций служат установленные на побережье радиомаяки, объеди­ненные в группы с дальностью действия 80—200 миль, и автоматические радиомаяки с дальностью действия 35—100 миль.

Для радиопеленгования могут быть использованы также непериодиче­ски работающие аэрорадиомаяки (дальность действия до 200 миль), из которых лишь аэрорадиомаяк Темп передает сигнал не только для самолетов, но и по требованию судов. Наконец, в практике судоходства в море Лаптевых используются для радиопеленгования на дальних дистанциях сигналы мощной радиостанции Тикси (радиус действия до 500 миль), осуществляющей регулярные факсимильные передачи ледовых карт.

Кроме того, на всей акватории моря Лаптевых действует радионавига­ционная система РСДН-20 и возможно использование космических навигационных систем.

Порты и якорные места. В море Лаптевых расположен порт Тикси, в котором производится перевалка грузов с морских судов на речные для их дальнейшей транспортировки по рекам Лена, Анабар, Оленек, Яна, Индигирка и Колыма, а также осуществляются необходимые операции, связанные с каботажными грузоперевозками между рекой Лена и другими перечисленными реками.

Порт Хатанга, расположенный на реке Хатанга, доступен для судов в зависимости от уровня воды на баре реки Хатанга и на речных перекатах.

Большинство якорных мест у западного побережья моря Лаптевых открыто ветрам с моря и стоянка на них бывает неспокойна из-за дрейфа льда. Более благоприятны условия якорной стоянки в бухтах Зимовочная и Соревнования, расположенных в заливе Фаддея, но обе они находятся в стороне от основных морских путей, и поэтому суда в них заходят редко. Бухта Прончищевой надежно укрыта от ветров и волнения, но стоянка здесь неспокойна из-за сильных приливных течений и дрейфа льда.

В Хатангском заливе якорная стоянка морских судов возможна перед входами в бухты Нордвик, Кожевникова и Сындасско, однако эти якорные места также плохо защищены от ветров и волнения, и, кроме того, здесь действуют сильные приливные течения. Более надежно укрыты якорные места в бухте Кожевникова и бухте Неупокоева, расположенной у западного берега острова Преображения. Наиболее удобными для перевалки грузов с морских судов на суда с малой осадкой, которые могут войти в реку Хатанга, являются якорные места у мысов Косистый, Илья и Портовый в бухте Кожевникова.

Восточнее Хатангского залива на подходах к устьям рек Анабар и Оленек имеются два якорных места, открытые ветрам и волнению с моря. Якорные места в вершине губы Буор-Хая хорошо укрыты от южных ветров, но расположены далеко от морских путей. Якорное место в Янеком заливе у дельты реки Яна, где производится перевалка грузов с морских судов на речные, неудобно, так как открыто ветрам всех направлений и волнению с моря. К востоку от Янского залива расположены довольно хорошо укрытые от ветров и волнения мелководные губы Селляхская, Ванькина и Эбеляхская; здесь нередко укрываются каботажные суда, совершающие переход между портом Тикси и устьями рек Индигирка и Колыма. В районе Новосибирских островов якорные места не защищены от ветров и волнения с моря. Хорошо укрыты лишь лагуна Нерпалах и бухта Темп, располо­женные у западного берега острова Котельный.

Ремонтные возможности и снабжение. Мелкий и средний ремонт Судов возможен в порту Тикси.

Морские карты, лоции и другие руководства и пособия для плавания на весь район могут быть в случае необходимости получены в навигационной камере Арктического морского пароходства в порту Тикси, а на юго-западную частьморя — в Хатангской гидрографической базе в порту Хатанга.

Лоцманская служба. В пределах моря Лаптевых лоцманская проводка морских судов обязательна в Хатангском заливе через бар реки Хатанга и далее по реке до порта Хатанга либо до устья реки Котуй, а также в Анабарском заливе и по реке Анабар до устья реки Суолама или до селения Урюнг-Хая. Проводка судов осуществляется лоцманами Хатанг­ской гидрографической базы, располо-женной в порту Хатанга.

Навигационная информация. В течение всего навигационного периода изменения в навигационной обстановке на море передаются в виде прибрежных предупреждений (ПРИП). Прибрежные предупреждения на трассе Северного морского пути территориально делятся на ПРИП-Запада (сообщения на районы западнее меридиана 125° вост. долг.) и ПРИП-Востока (сообщения на районы восточнее меридиана 125° вост. долг.). ПРИП по району моря Лаптевых передаются радиостанциями Диксон и Певек и дублируются радиостанциями Челюскин и Тикси.

Гидрометеорологическая (прогноз погоды) и ледовая информация, а для судов, имеющих приемную фототелеграфную аппаратуру ФТАК, карты ледовых условий на море Лаптевых передаются радиостанциями Диксон и Тикси. Подробные сведения об этих радиостанциях и о порядке связи с ними приводятся в издаваемых Департаментом морского транспорта Минтранса Российской Федерации Указаниях по связи на период арктической навигации на трассе Северного морского пути, кото­рые необходимо получить в порту отправления.

Сообщение и связь. Основные водные пути проходят по морю Лаптевых и ре-кам Хатанга, Анабар, Оленек, Лена и Яна лишь в навигационный период. На реке Лена функционирует регулярная грузо-пассажирская линия Якутск—Тикси. Дос-тавка грузов в отдельные пункты, располо­женные на побережье, осуществляется либо непосредственно из Архан­гельска, Мурманска и Владивостока на морских судах, либо из порта Тикси на малых судах. С прекращением навигации сообще-ние между отдельными пунктами поддерживается с помощью автотранспорта, а также на собаках или оленях. Авиасообщение между портом Тикси и другими городами России осуществляется регулярно круглый год. Местные авиалинии соединяют порт Тикси с районами бассейнов рек Анабар, Оленек, Яна, а также с островами Котельный и Большой Ляховский; рейсы нерегулярны. Телеграфная связь поддерживается круглый год многочисленными радиостанциями, принимающими как служебную, так и частную коррес­понденцию.

Сведения о всех видах связи помещены в Указаниях по связи на период арктической навигации на трассе Северного морского пути.

Население и населенные пункты. Население на побережье моря Лаптевых малочисленно. На южном побережье моря, начиная от Хатангского залива до пролива Дмитрия Лаптева, живут долганы, якуты, ненцы и эвенки. На зимний период подавляющее большинство населения откочевывает в глубь тундры. Постоянное население сконцентрировано в основном на полярных станциях, в портах, районах рыбных промыслов и промыслово-охотничьих станций. Охотников-промысловиков можно встретить главным образом в районе бухты Тикси, Хатангского и Янского заливов и на Новосибирских островах. Постоянные населенные пункты, включая полярные станции, имеются на мысе Песчаный (остров Большевик), острове Малый Таймыр, на берегах бухты Зимовочная и лагуны Зимовье, Хатангского и Анабарского заливов, на мысе Терпяй-Тумса, на берегах устья реки Оленек, дельты реки Лена, бухты Тикси, вершины губы Буор-Хая, устья реки Яна, на мысах Святой Нос, Кигилях и острове Котельный.

В административном отношении западная часть описываемого в лоции района находится в пределах Таймырского (Долгано-Ненецкого) национального округа Красноярского края, а восточная часть — в пределах Республики Саха (Якутия).

Государственный природный заказник “Североземельский”.Во фьорде Матусевича и на прилегающей к нему территории острова Октябрьской Револю-ции, а также в заливе Ахматова и на прилегающей к нему территории острова Большевик находится государственный природный заказник “Североземельский”. Заказник предназначен для сохранения и восстановления арктических природных комплексов, а также численности редких видов животных (белая чайка, кайра, краснозобая казарка, гага, белый медведь, островной дикий северный олень) и растений. На территории заказника запрещается любая деятельность, причиняю-щая вред природным комплексам, в том числе:

¾ заготовка, сбор ягод, грибов, растений;

¾ промысловая, спортивная, любительская охота, рыболовство, добывание животных, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства;

¾ сбор зоологических, ботанических, минералогических коллекций, а также палеонтологических объектов;

¾ проведение гидромелиоративных работ, геологоразведочных изысканий, разработка полезных ископаемых;

¾ использование гусеничного транспорта в летний период;

¾ строительство зданий и сооружений, дорог и трубопроводов, линий электропередач и других коммуникаций;

¾ хранение, складирование нефтепродуктов, организация баз, складов;

¾ проезд и стоянка автотранспорта, проход и стоянка судов и иных плавучих транспортных средств, устройство привалов, туристических стоянок, лагерей и иных форм отдыха населения;

¾ следование воздушных судов на высоте менее 1000 метров;

¾ любые виды хозяйственной деятельности, природопользования, препятст-вующее сохранению, восстановлению и воспроизводству этих комплексов.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.