Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Феноменологическая теория Карла Роджерса (1902-1987 гг.)



Основа его теории – внутренняя система координат – определяющий момент. Интерпретация действительности – это и есть единственная реальность, феноменальное поле. Оно не тождественно полю сознания, оно образуется и сознательным, и бессознательным.

Роджерс - создатель клиент-центрированного подхода в психотерапии.

Метод как у Маслоу, так и у Роджерса – клинический.

Сущность природы человека ориентирована на движение вперед, к каким-то целям. Человек – активное существо, оно способно вести себя к целям.

Руководящий мотив единственен и это актуализация. Максимальное развитие заложенного от природы потенциала. А все остальные мотивы Роджерс трактовал как тенденции к актуализации, как инструментальные.

Роджерс, как и Маслоу считал, что для человека важно не только снизить напряжение, иногда и стремление к напряжению. Он говорил, что побудительный мотив сильнее, чем стремление к безопасности. Роджерс говорил, что мы активны.

Организмический оценочный процесс: люди ищут и позитивно оценивают те переживания, которые способствуют развитию их личности и негативно оценивают те, которые противодействуют их актуализации.

Для человека реально только то, что существует в пределах внутренней системы координат, и именно личная субъективная реальность составляет основу действий.

Что касается прошлого опыта, то Роджерс считал, что для человека важно то, как он интерпретирует свой прошлый опыт сейчас, а не то, что было в прошлом.

Я-концепция – то, что человек собой представляет, в каких ролях себя представляет. Есть Я-реальное и Я-идеальное. Это конструкт цельный, то есть актуальное поведение и актуальные представления о себе могут сильно не совпадать с Я-концепцией. Если наше поведение не соответствует Я-концепции, то мы не будем менять её, а изменим поведение.

Защитные механизмы:

· Искажение или рационализация.

· Отрицание (не осознаем, этого нет).

Метод Q-сортировки:

Испытуемым было дано множество качеств на карточках, которые им предлагалось рассортировать сначала согласно их реальным представлениям о себе, а затем, согласно их идеальным представлениям о том, каким они должны быть.

Я-концепция возникает через взаимодействие с окружением, близкими людьми.

Для развития Я-концепции важно позитивное внимание, которое подразделяется на:

· Условное позитивное внимание – я буду любить тебя, если ты будешь делать так, а если не будешь делать так, то я тебя любить не буду.

· Безусловное позитивное внимание – когда родители принимают ребенка таким, какой он есть. Его нельзя убеждать в том, что мы его не любим, если он делает что-то не так. Такое внимание раскрывает естественную тенденцию к самоактуализации.

Полноценно-функционирующий человек:

· Открытость переживаний (человек способен ощущать все свои переживания, не испытывая угрозы);

· Экзистенциальный образ жизни. Личность проистекает из переживания.

· Доверие к своему организму. Человек способен принимать во внимание свои собственные ощущения, свою интуицию. И делать из этого основу своего поведения. Неспособность доверять своей интуиции – не доставляет удовольствия и не обеспечивает идеальных последствий.

· Эмпирическая свобода. Человек ощущает возможность выбора, ощущает свободу действий.

· Креативность. Человек удовлетворяет свои потребности, стремится к выполнению своих желаний. Человек - член общества, своей культуры, но не раб их. Он живет в соответствии со своими потребностями и желаниями и со своей культурой.

Критика в адрес Роджерса: наивный тип методологии, то есть изучение человека по своим самоотчетам. Самоотчеты ненадежны. Говорили, что Роджерс игнорировал бессознательное. Роджерс же считал, что человек открывается в том, что он говорит о себе.

В центре этой гуманистической теории стоит человек, возможность его роста, нескончаемое разнообразие опыта и интерпретация внутренней реальности.

Гуманистическое направление активно используется психологами в практике, но использование в теории достаточно затруднено из-за клинического подхода.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.