Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Гуманистические теории



Бихевиоризм

Если психоанализ активно распространен во всех частях Западного мира, где есть наука и терапия, то бихевиоризм – чисто американское явление. В России его крайне мало, хотя истоки и лежат в России (Павлов).

1913 год – дата возникновения бихевиоризма, дата, когда появилась работа Джона Уотсона (родоначальник бихевиоризма). В этой работе он писал, что внутренний мир мы не можем достоверно изучить, и этот метод недостоверен и не практичен. Если главное – точность и практическая польза, то нет смысла изучать сознание, нужно изучать поведение, которое легко наблюдать и измерять.

Б. Скиннер (1904-1990)

В начале 1920-х годов Уотсон ушел из науки и занялся рекламным бизнесом. В дальнейшем бихевиоризм развивали разные ученые, в том числе Б. Скиннер.

Скиннер не принимал ничего ментального, субъективного, считал это надуманным, и это увлекло его в изучение поведения. По результатам опроса 1984 года (преподавателей университета), Скиннер был признан самой крупной фигурой. Кроме Фрейда никто кроме Скиннера так не цитировался, не критиковался, и пр.

Сначала получил диплом по английской литературе, путешествовал по Европе и приехал изучать психологию в Гарвард. Из своего неудачного опыта писательства вынес неприязнь к интроспективному методу исследования и наблюдения.

В 1938 году опубликовал книгу «Поведение организмов», в которой говорилось об изменении поведения животных в лабораторных условиях. Все дальнейшие работы Скиннера были как бы продолжением идей, отображенных в этой книге.

Писал очень много книг, однако, его книги не переведены на русский.

Скиннер был очень любезен со СМИ.

Умер в 86 лет практически на работе, занимаясь редактированием своей статьи.

Своими предшественниками считал:

1) Бэкона (я изучаю природу, а не книги; чтобы управлять природой, ей нужно подчиняться, выяснять ее законы; лучший мир сам собой не возникает, если ты его тщательно не спланируешь, не продумаешь и не воплотишь);

2) Дарвина (изучение животных может пролить свет на человеческое поведение). Скиннер считал, что человек мало чем отличается от животных. Первые работы его по поведению животных были посвящены их мыслительным процессам;

3) И.П. Павлов (опыты о том, что реакции могут быть условными, выработанными в процессе жизнедеятельности). Скиннера привели в восторг открытия Павлова, ему это было очень интересно. Работы Павлова подвели Скиннера к контролируемым и фиксируемым лабораторным опытам над животными;

Поведение может быть исследовано так же, как и другие феномены. Для Скиннера это включало все то, что предшествовало поведению и то, что является следствием и результатом. Поведение – видимые действия. Научный анализ начинается с вычленения единиц из целого (строгий научный анализ). Плюс в том, что результаты его эксперимента могут быть подтверждены другими исследованиями (в отличие от психоанализа).

Внутренние процессы и состояния не применимы к научному обоснованию поведения. Поведение нельзя объяснить потребностями, и пр. Внутренние факторы законны, но только если их объективно и надежно измерить. То есть, нельзя…

Скиннер считал, что поведение можно проконтролировать, объяснить и описать внешним окружением (условиями внешней среды). Понять поведение равно для Скиннера его контролированию. Творческая деятельность, по Скиннеру, не отличается от любой другой. Поэт сочиняет стихотворение так же, как курица откладывает яйцо – ему после этого становится легче.

Наука о поведении человека принципиально не отличается от любой другой естественной науки. Поскольку наука идет от простого к сложному, логично было бы изучать сначала низших существ.

Принципы:

1) Изучение животных;

2) Изучение единичных организмов (все организмы изучают по одинаковым законам, поэтому нет смысла изучать множество единиц, нужно изучить поведение одной – все основные принципы будут одинаковы);

3) Две переменных в анализе поведения:

a) Открытое поведение (реакция);

b) Условия окружающей среды (стимулы).

S R (стимулы вызывают реакцию).

Устанавливаются причинно-следственные отношения между поведением и окружающей средой – это закон. Основная цель – как мы можем манипулировать стимулами, чтобы получить внешнюю реакцию.

Личность – сплав особенностей прошлого опыта, выраженных определенным набором поведенческих реакций. Различные ситуации вызывают у нас различную реакцию, которая целиком зависит от нашего прошлого опыта и генетической истории. Изучение личности – наличие определенных взаимоотношений между поведением и тем, что его подкрепляет.

Скиннер описывал два вида поведения:

1) Респондентное (организм реагирует на какие-либо возбудители). Уотсон провел коэффициент по классическому обуславливанию: вырабатывал у маленького мальчика страх на белую крысу. Сначала он просто показывал крыску, а потом показывал ее и одновременно ударял в гонг. После этого мальчик боялся не только крысу, но и всего белого и пушистого – бороды Санты, и пр. Бихевиористы считают, что именно так и возникают наши страхи;

2) Оперантное поведение – поведение, которое возникает как-бы спонтанно. Усиливается или ослабляется теми событиями, которые следуют за ним. Респондентное же определяется предыдущими событиями. Обусловливание событий происходит за счет тех событий, которые следуют за действием. Любое естественно возникающее поведение человека или животного можно вызвать искусственно, им можно управлять.

Примеры оперантного научения: обучение ребенка плавать с головой под водой. Обучение за счет последующего события.

Факторы, влияющие на оперантное поведение:

· Оно связано с тем, что происходит всегда. То, что мы осознаем, в большой степени зависит от наших предыдущих ощущений. То есть если мы начнем искать истоки, то мы ни к чему не придём. Обусловливание мы не осознаём, оно происходит всегда, даже тогда, когда мы о нем не подозреваем.

· Обусловливание происходит даже тогда, когда мы знаем об этом, когда мы сопротивляемся этому обсуловливанию.

· Обусловливание более эффективно, когда человек не сопротивляется ему, а подстраивается под него, сотрудничает. Когда сотрудничество отсутствует, оно становится нестабильным, не эффективным.

Контроль за поведением – ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ МОМЕНТ.

В основном поведение контролируется оверсивными стимулами, которые неприятны, связаны с болевыми ощущениями.

Виды контроля за поведением:

· Подкрепление – позитивное и негативное. Позитивное подкрепление – человеку предъявляют положительный стимул. Негативное подкрепление – человека ругают, пока он делает что-то неправильно, как только правильно – удаляют неприятный стимул. Позитивное подкрепление увеличивает вероятность правильного действия. Негативное подкрепление усиливает поведение, которое уменьшает вероятность неправильного поведения. Негативное подкрепление нежелательно для человека, так как и человек и животное стремятся избавиться от этого подкрепления. Скиннер говорил, что есть первичные подкрепления – стимулы, которые заложены в нас от рождения, и вторичные подкрепления – нейтральные стимулы (деньги, так как не обладают внутренней ценностью, но мы ассоциируем их с первичными подкреплениями).

· Наказание – позитивное и негативное. Позитивное наказание – предъявление негативного стимула. Негативное наказание – удаление чего-то нужного для человека, того, в чем он нуждается. Наказание само по себе – ненужный вид контроля, оно не даёт информацию о том, что нужно что-то делать правильно. Оно препятствует развитию человека. Сделав ошибку, люди хотят знать, как её исправить. Наказание не даёт ответа на этот вопрос. Скиннер советует выбирать (если всё-таки выбирать) позитивное наказание. Пресеченное наказанием поведение вряд ли исчезнет, оно, скорее всего, возвращается. Поведение может быть направлено на такое поведение неправильное, которое поможет избежать наказания. Заключенные, которые не научились новому поведению, будут с большой вероятностью повторять свое поведение. Наказания подкрепляют модель поведения наказывающего. Хотя есть смысл изредка использовать наказание для подавления сильно нежелательного поведения, тем не менее, гораздо более предпочтительным является подход позитивного подкрепления.

Бихевиоральная Терапия.

Цель терапии с точки зрения бихевиористов – изменять старые шаблоны поведения и формировать новые. Искоренение нежелательно и создавать условия, чтобы желательное и нужное проявлялось чаще. Успешной терапией подвергались пациенты с различными дисфункциями, привычками курения, ожирения, наркоманией. Имеется несколько подходов.

Терапевт бихевиорист интересуется реальным поведением. Он лечит симптом, так как считает, что симптом – это сама болезнь. То есть, если есть боязнь пауков, то он и будет лечить боязнь пауков, а не то, что за ней стоит. (Нужно расслабиться, представить образ, например то, что Вы читаете книгу о веселых паучках). Пошаговая терапия. Главное правило – нельзя пропускать эти шаги.

Итоги:

Скиннер считал что поведение, а не сознание. Поведение можно наблюдать, измерять, анализировать. Личность – набор поведенческих реакций. Предлагал различные способы поведения, в основном за животными. Скиннер не рассматривал людей как творческих, деятельных натур. Человек – сложная, но всё-таки машина. События будущего можно предсказать из событий прошлого. Когда люди не знают, от чего такое поведение, они начинают создавать вымышленное. Считал, что человека можно научить проявлять практически любой тип поведения. Контролировать поведение можно с помощью подкрепления и наказания. Свобода – контроль поведения. Личностный рост – способность усиливать выгодный нам контроль окружающих, и сводить к минимуму неблагоприятный контроль. Его подход – описательный, не объяснительный. Если есть симптом – нужно с ним и бороться, а не искать, что за ним стоит. Скиннер стал развивать программируемое обучение, то есть получение быстрой обратной связи в ходе обучения. Поведение человека регулируется взаимодействиями между внутренними явлениями и факторами окружения.

 

Социально-когнитивный подход.

Родоначальник – Скиннер . Представители: Бандура, Келли.

Бандура считает, что поведение, личностные аспекты, стимулы окружающей среды – взаимосвязанная детерминанта. Окружение, поведение и человек взаимозависимы в модели триаде. Личностные факторы: ожидания, цели, намерения. Бандура говорил, что научиться можно не только на своем опыте, можно и наблюдать. Наблюдение с помощью внимания, наблюдаемый опыт других.

Гуманистические теории

Человек – не продукт взаимодействия генетики и социума. Он сам выбирает, каким ему быть, он сам определяет свой путь.

Виктор Франкл – мыслитель середины 20го века, пережил заключение в концлагере. И не знал, выпустят его или нет. Он считал, что любая такая ситуация помогает нам понять смысл нашей жизни и определить свои главные ценности. Он писал о психологии узников этого концлагеря. Большинство из узников изменились, все их интересы сводились к поискам еды и желанию поспать. Они ничего не понимали, впадали в состояние апатии. Даже в такой ситуации человек имел возможность выбора: поддаться или не поддаться. Каждый из тех, кто не изменился – находил какие-то важные для себя духовные ценности, значимые именно для этих людей (пример: один из них был преподавателем и продолжал преподавать даже в концлагере). Такие люди, как правило, оставались живы.

Быть личностью = реализовывать важные для себя ценности.

Единственная реальность, которая нам известна – реальность субъективная, личная реальность. Всё вторично в отношении к непосредственному человеческому опыту.

Люди делают свой выбор, согласно своим внутренним убеждениям. Это модель в постоянном развитии.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.