2. В.Н. Чубарев Фармацевтическая информация. Под редакцией акад. РАМН А.П. Арзамасцева.- М.: 2000г. – 442с.
3. Лобутева Л.А., Лопатин П.В., Чекова Л.П. Организация фармацевтической помощи: системный маркетинговый подход (цикл лекций). - М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999.-174 с.
4. Глембоцкая Г.Т. Теория и практика фармацевтического менеджмента. Цикл лекций. - М.: ММА, 1998.- 118с.
5. Лозовая Г.Ф., Лопатин П.В., Глембоцкая Г.Т. Менеджмент фармацевтической организации: Учебное пособие. - Москва МЦФЭР, 2000 г. - 192с.
6. Лоскутова Е.Е., Савельева З.А., Зайцева З.И. Финансово-экономический анализ деятельности аптечного предприятия. -М., МЦФЭР, 1999.-176 с.
7. Максимкина Е.А.. Лоскутова Е.Е., Дорофеева В.В. Конкурентоспособность фармацевтической организации в условиях рынка. - М., МЦФЭР, 1999. - 256 с.
8. Рыжкова М.В., Сбоева С.Г. Финансовый менеджмент аптечного предприятия. М.: МЦФЭР, 2000.- 264 с.
9. Дремова Н.Б. Маркетинговое планирование в фармации (практическое руководство по разработке плана маркетинга для фармацевтической организации). - М.: Профессионал центр 1999.-48с.
10. Мескон М.Х., Альберт М., Хелоури Ф. Основы менеджмента. -М.:Дело, 1992.-702с.
11. Сергеев Ю.Д., Мохов А.А., Милушин М.И. Правовые основы фармацевтической деятельности в Российской Федерации: Научно-практическое руководство.-М.:ООО «Медицинское информационное агентство», 2009.-480с.
12. Милушин М.И. Правовое регулирование аптечного бизнеса- 2011 (вопросы и ответы). М.: «Медфорум»,2011.-540с.
Литература для углубленного изучения, (подготовки рефератов, курсовых работ)
· Журнал «Новая аптека»
· Журнал «Ремедиум»
· Журнал «Фармация»
1. http://www.minzdravsoc.ru/ - Министерство здравоохранения и социального развития России;
2. http://www.roszdravnadzor.ru/ - Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор);
3. http://rospotrebnadzor.ru/ - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор);
4. http://www.mzso.ru/ - Министерство здравоохранения Правительства Свердловской области;
5. http://66reg.roszdravnadzor.ru/ - Управление Росздравнадзора по Свердловской области;
6. http://www.ocsen.ru/ - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области;
Контрольные вопросы по разделу «Введение в фармацевтическую экономику. Основные экономические законы на фармацевтическом рынке»:
1.Нормативно-правовое регулирование обращения лекарственных средств и фармацевтической деятельности в РФ.
2. Основные принципы государственного регулирования и процесса ценообразования на фармацевтические товары на всех этапах движения товара.
3. Методы и приемы маркетингового анализа в системе лекарственного обеспечения населения и медицинских организаций.
4. Методы стимулирования сбыта товаров аптечного ассортимента.
5.Разработка бизнес-плана.
Контрольные вопросы по разделу «Планирование основных экономических показателей аптечной организации»:
1. Основные нормативные и правовые документы, юридические, законодательные и административные процедуры в фармацевтической деятельности.
2. Составление внешней отчетности фармацевтических предприятий (бухгалтерской, статистической, налоговой).
3. Методы финансового анализа основных показателей деятельности фармацевтических предприятий.
4. Анализ финансово-хозяйственного состояния аптеки, мероприятия по повышению эффективности работы предприятия.
5. Прогноз экономических показателей деятельности аптеки;
6. Анализ товарных запасов, источники их финансирования.
Тестовые задания
1) К основным направлениям ассортиментной политики аптеки относится:
1. обновление ассортимента товаров
2.изучение технологий сбыта
3.изучение технологий реализации
4. повышение конкурентоспособности товара
2) Самая низкая цена на товар устанавливается на стадии цикла:
1. зрелости
2.роста
3. внедрения на рынок
4.упадка
3) Самая высокая цена на товар устанавливается на стадии цикла:
1. роста
2. внедрения на рынок
3.зрелости
4.упадка
4) Самые высокие затраты на маркетинг фирма несет, когда товар находится на стадии цикла:
1. зрелости
2.роста
3. внедрения на рынок
4.упадка
5) Максимальную прибыль аптечная организация может получить при реализации товара, находящегося на стадии цикла:
1.внедрения на рынок
2. упадка
3.зрелости
4. роста
6) Скорость движения (реализации) лекарственного препарата определяется как быстрая или устойчивая, если коэффициент:
1. равен 1
2.больше 0,5
3.равен 0,5
4. меньше 0,5
7) Если скорость движения лекарственного препарата определяется как замедленная, то целесообразно рассчитывать для него коэффициент:
1.ценовой эластичности спроса
2.подоходной эластичности спроса
3. риска списания
4.качества структуры ассортимента
8) Совокупность потребительских и стоимостных характеристик продукта, определяющих его сравнительные позиции на рынке сбыта, - это:
1. подоходная эластичность спроса
2. конкурентоспособность товара
3.объем сбыта нового товара
4.качество структуры ассортимента
9) В аптеках, имеющих лицензию на реализацию наркотических лекарственных препаратов, при определении потребности в них необходимо учитывать:
1. число жителей, обслуживаемых аптекой, и норматив потребления на 1000 жителей в год
2.количество ЛП, отпускаемых по рецептам и без рецептов
3. товарооборот и рецептуру
4.количество рецептов и норматив потребления на 1000 рецептов
10) При определении потребности аптеки в этиловом спирте необходимо учитывать:
1. количество экстемпоральных рецептов и норматив потребления на 1000 рецептов
2.только количество ЛП, отпускаемых по рецептам
3.число жителей, обслуживаемых аптекой, и норматив потребления на 1000 жителей в год
4. только товарооборот
11) Для определения количественного влияния различных факторов на величину спроса на лекарственные препараты можно рассчитать коэффициенты:
1. риска списания и качества ассортимента
2. корреляции и эластичности
3.скорости реализации и риска списания
4.скорости реализации и текущей ликвидности
12) Если коэффициент ранговой корреляции Спирмэна больше 0,6, то корреляционная зависимость между исследуемым фактором и величиной спроса на ЛП:
1.отсутствует
2.временная
3. тесная
4.средняя
13) Отношение темпа прироста (%) величины спроса на ЛП к темпу прироста (%) среднемесячного дохода семьи за определенный период времени определяется как коэффициент:
1.ценовой эластичности спроса
2. подоходной эластичности спроса
3.ценовой эластичности предложения
4.подоходной эластичности предложения
14) По степени удовлетворения спрос классифицируется на виды: