Лагерь – это детское оздоровительно-образовательное учреждение.
Основными задачами лагеря являются создание условий для укрепления здоровья детей, усвоения и применения ими навыков гигиенической и физической культуры; реализация медико-профилактических, спортивных, образовательных, культурно-досуговых программ и услуг, обеспечивающих восстановление сил, профессиональное самоопределение, творческую самореализацию, нравственное, гражданское, экологическое воспитание и развитие детей и подростков.
Деятельность лагеря основывается на следующих принципах:
- безопасность жизни и здоровья детей, защита их прав и личного достоинства;
- приоритет индивидуальных интересов, личностного развития и самореализации ребёнка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил учреждения;
- гуманный характер отношений и оздоровительно-образовательных программ;
- конфиденциальность в разрешении личных проблем и конфликтов детей;
- единоначалие в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением;
- вариативность программ работы и путей их реализации.
Летняя практика проводится в целях расширения профессионально-педагогических знаний студентов и вооружения их методикой воспитательной работы с детьми в условиях летних каникул.
Задачи практики:
- овладение умениями организовывать жизнедеятельность детей и подростков в лагерях в соответствии с принципами их деятельности;
- развитие ответственного и творческого отношения к работе с детьми в условиях лагеря;
- приобретение умений и навыков самостоятельной работы с детским коллективом в условиях каникул;
- овладение содержанием и различными формами и методами оздоровительной и воспитательной работы в летний период, охраны жизни и здоровья детей;
- освоение специфики работы с трудновоспитуемыми детьми в лагере.
Летняя практика
Студент, направляемый в лагерь, часто предвкушает хорошо проводимое время, развлечения и т.д. Практически 99% этих студентов ещё не были вожатыми. Практика в лагере выявляет степень их выносливости, их эмоциональную устойчивость, глубину терпения, понимания детей, а также позволяет определить, правильно ли студент выбрал сферу своей профессиональной деятельности, предусматривающей работу с детьми. Студенты сами убеждаются, могут ли они долго и в сложной ситуации общаться с детьми, не испытывая раздражения, неприятия детей;
Могут ли быть ответственными и честными в общении с детьми. И конечно – насколько студент владеет методикой педагогического общения в своеобразных условиях лагеря.
Летняя практика – самостоятельная педагогическая работа с полной ответственностью за жизнь, физическое, психическое и нравственное здоровье детей, их полноценный отдых и развитие.
Студент должен понимать: родители отдают в лагерь самое ценное, что у них есть, самое близкое их сердцу, и соответственно действовать. Родители могут переживать, не обижают ли их сокровище, какие условия в лагере, чем занимаются дети, чистый ли их ребёнок, причёсанный, не болеет ли?
Вожатый в лагере должен быть полностью в распоряжении детей и днём, и ночью.
Задачи студента:
- научиться самостоятельно работать с детским коллективом;
- овладеть содержанием и различными формами и методами работы в летний период;
- развивать ответственное и творческое отношение к проведению оздоровительной и воспитательной работе с детьми.
Вожатый-студент должен обдумать чередование видов деятельности в своём отряде. Даже самые интересные конкурсы теряют свою привлекательность при чрезмерном их повторении. Старайтесь чередовать игровую деятельность с творческой, интеллектуальной, спортивной, трудовой и др., чтоб дети не уставали от однообразия.
Что взять с собой в лагерь?
Студент отчитывается о своей практике перед заместителем директора по воспитательной работе. Он хочет получить хорошую оценку и характеристику в конце практики. Для этого он должен увлечься работой в лагере и не пожалеть немного потратиться на это.
1) Кроме комплекта своей личной одежды и купального костюма вожатый должен взять с собой запасные кроссовки и шлёпанцы, т.к. летом они часто приходят в негодность. Взять предметы личной гигиены, средства для душа, бритья и т.д.
2) Необходимо продумать план действий в течении смены. Даже если это не требует руководство лагеря, вожатый должен распланировать мероприятия в течении дня: взять с собой методические подсказки, разработку игр и др. Во время отрядных мероприятий хорошо бы пригласить администрацию лагеря. Тогда и дети будут рады, что не сидят без дела в ожидании вечерних конкурсов, и администрация лагеря отметит инициативу вожатого. Только не переусердствуйте. Мероприятия отряда не должны идти в разрез с общелагерными.
3) Хорошо бы вожатому взять в лагерь какие-то детали маскарадных костюмов. Часто есть конкурсы (сказки), миниатюры, выступления, где всё это понадобится и украсит выступление. Может быть дорого купить костюм для ребёнка, но купить шляпку волшебника – не дорого. Дома вожатый может изготовить нос Буратино на резинке по размеру детей, носики-пятачки для Хрюш (3 поросёнка), какую-то накидку волшебника из материала, сделать волшебную палочку, шапку ковбоя, рога коровы и др. на что потребуются минимальные затраты. Очень редко дети берут с собой в лагерь подобное, а конкурсы с костюмами часты;
4) Также хорошо бы взять аптечку. Хотя в лагере есть врач, но бывает, что его нет ночью, либо вы ушли в поход и лагерь далеко. Аптечка должна включать бинт, йод, пластырь, ножницы, таблетки от тошноты, от расстройства желудка, от головной боли, успокоительное (валерьяна в таблетках). Подобная предусмотрительность покажет ваше ответственное отношение к доверенному вам здоровью ребёнка.
5) Каждый отряд имеет своё название, речевку, отрядную песню, отрядный уголок. Хотя администрация лагеря выдаёт краски и бумагу (желательно рулоны ненужных обоев – очень удобно рисовать на них с обратной стороны!), часто этого не хватает для творческой деятельности. Вожатому хорошо бы взять с собой альбомные листы, карандаши, фломастеры, краски и др., обдумать отрядный уголок в общих чертах, но предоставить возможность детям проявить инициативу. Также взять с собой тетрадь, для ведения ежедневного дневника жизни лагеря и для заявлений родителей, когда те захотят взять своё чадо на несколько часов. Взять все документы, медицинские справки, и разные мелочи: фонарик, и прочее...
Что такое оргпериод
Для первых трех-четырех дней смены придумано такое название: "организационный период", или "оргпериод". По отношению к нему существует педагогическое поверье: "Как пройдет оргпериод, так пройдет и вся смена".
Как ко всякой народной мудрости, к этой вожатской примете нужно отнестись с серьезностью и вниманием - понапрасну люди говорить не будут. По крайней мере, если в первые дни ребята не привыкнут вовремя выбегать на зарядку, аккуратно заправлять постели и культурно принимать пищу в столовой, не ждите, что они исправятся и начнут все это делать к середине смены. Это проверено многократно, и не стоит проверять еще раз на своем отряде.
Оргпериод - это время привыкания детей к новым условиям, к новым требованиям, к новому режиму дня и даже к новому рациону питания. Оргпериод - это переход из одной жизни в другую. Конечно, для некоторых детей этот переход происходит легко, почти незаметно. Но для отдельных ребят этот процесс настолько мучителен, настолько тревожен, что они не выдерживают и при первом же появлении в лагере родителей устраивают "концерт" со слезами, заявлениями "здесь все плохо" и требованием сейчас же уехать домой. Постарайтесь в своей работе ориентироваться именно на таких ребят. Если для них за три дня лагерь станет привычным и приятным, то для тех, кто не испытывает проблем с адаптацией, он тем более превратится в "дом родной".
Из всего сказанного можно сделать вывод: ваша главная задача в оргпериод - помочь детям в привыкании к лагерю. Но такая формулировка главной задачи дает мало для понимания, что же нужно делать. Поэтому займемся расшифровкой.
Чтобы процесс вхождения детей в новую (внедомашнюю) жизнь прошел плавно и безболезненно, вам необходимо:
- как можно скорее познакомить детей друг с другом, для, чего провести игры и отрядные дела, способствующие интенсивному знакомству;
- приучить детей к выполнению распорядка дня и соблюдению санитарных норм, для чего предъявить детям "единые педагогические требования";
- создать у детей ощущение уюта и комфорта, для чего красиво оформить комнаты и весь корпус;
- сделать детей "управляемыми", для чего поделить отряд на маленькие группы, которые можно назвать "звенья", "звездочки" ,"экипажи", "команды"
- дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться, для чего предложить набор отрядных дел разнообразной направленности: спортивной, интеллектуальной, художественно-прикладной, трудовой, творческой;
- сформировать у детей представление о том, что ждет их в ближайшем будущем, для чего познакомить их с планом смены, а по возможности и привлечь детей к его составлению...
Чтобы все это осуществить, вам нужно спланировать первые три дня смены буквально по минутам. Если не будет плана - будет суматоха и неразбериха, раздражение и разочарование. Причем спланировать оргпериод желательно в спокойной обстановке накануне заезда. Потом, конечно, вы вынуждены будете отказаться от многого из задуманного и экспромтом делать незапланированное. Но, как вы знаете, удается лишь та импровизация, которая была заранее подготовлена. Попробуйте начать планирование оргпериода прямо сейчас. Предположим, вы работаете с отрядом малышей. Вот дела, которые вы можете с ними провести в начале смены. Каждое дело должно быть коротким по времени - не более тридцати минут, а все вместе они должны превратиться в калейдоскоп, в котором каждый новый узор не похож на предыдущий, но все яркие, необычные.
- Конкурс на самого быстрого "шнуровалыцика" ботинок.
- Чтение вслух жутко интересной сказки.
- Выпуск газеты-аппликации "Это мы!".
- Показательные выступления лучших чистильщиков зубов.
- Веселая спортивная эстафета "Мишки Гамми" с бегом и прыжками.
- Конкурс на придумывание нового окончания к сказке "Курочка Ряба".
- Загадочный вечер, т. е. вечер по отгадыванию загадок.
- Организация телестудии "Спокойной ночи, малыши".
- Конкурс на самый чистый носовой платок с предшествующей или последующей стиркой.
- Оборудование отрядного места с выкладыванием из шишек и камешков эмблемы и названия отряда.
А кроме этого, каждую свободную минуту, когда вы ожидаете приглашения в столовую и пока не начинается программа мультфильмов по телевизору, во время движения на стадион и в промежутках медосмотра можно организовывать самые разнообразные игры и просто разговаривать. А вот из этих кусочков можно сложить мозаику оргпериода в отряде, где ребятам по 10-12 лет.
- "Песенная перестрелка" на тему: "Вода, вода, кругом вода...".
- Соревнование - пари на скорейшую заправку кроватей.
- "Путешествие по ближнему зарубежью" - исследование достопримечательностей ближайшего леса.
- Изготовление рекламного стенда "Эй, приятель, взгляни на нас".
- Сюжетно-ролевая игра "Предвыборная кампания", итог которой - выборы командира (спикера, предводителя, верховного координатора)отряда.
- Торжественное заполнение первой странички "Летописи отряда".
- "Конституционное собрание" - сбор отряда по утверждению плана смены и основных законов отрядной жизни.
Если вы мужественно выдержите эти три дня, не надорвете голос, не упадете от недосыпания в обморок - дальше у вас все пойдет "как по маслу".