При управлении финансовыми результатами предприятия важно учитывать взаимосвязь выручки, расходов и прибыли от реализации продукции, которая описывается следующим уравнением
Прп = В – Срп пол = Ц × V – (Спост + Спер.ед × V) ,
где Прп – прибыль от реализации продукции, р.;
В – выручка от реализации продукции, р.;
Срп пол – себестоимость реализованной продукции, р.;
Ц – цена единицы продукции, р.;
V – объем выпуска продукции в натуральном выражении;
Спост – постоянные затраты в целом по предприятию, р.;
Спер.ед – переменные затраты на единицу продукции, р.
В связи с тем, что предприятие несет постоянные затраты, для безубыточной работы необходимо выпускать определенный объем продукции. Такой объем называют критическим объемом выпуска продукции (мертвой точкой, точкой безубыточности).
Для определения критического объема производства и реализации продукции (работ, услуг), при котором прибыль предприятия равна нулю, используют формулы расчета точки безубыточности и порога рентабельности.
Точка безубыточности характеризует критический объем производства и реализации в натуральном выражении, а порог рентабельности - в стоимостном.
Точка безубыточности– это такой объем производства и реализации продукции в натуральном выражении, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытка.
,
Т.к. точка безубыточности определяется в натуральных показателях, ее расчет затруднен для предприятий, выпускающих широкую номенклатуру продукции. В этом случае приходится рассчитывать критический объем в условных единицах или в стоимостных единицах.
Порог рентабельности – это такая выручка от продаж, при которой предприятие не имеет убытков, но еще не имеет и прибыли.
;
Врп – выручка от реализации продукции в базовом году, р.;
ВМ – валовая маржа в базовом году, р.;
Спост – общая сумма постоянных затрат предприятия, р.
Запас финансовой прочности (ЗФП) - это величина, на которую объем производства и реализации продукции предприятия отклоняется от критического объема.
Запас финансовой прочности может характеризоваться абсолютным и относительным показателями.
ЗФП = Врп – ПР
ЗФП, характеризуемый относительным показателем, показывает, на сколько процентов предприятие может позволить снижение объема реализации, чтобы не попасть в зону убытка.