Понятие биосфера используется для обозначения оболочки, состоящей из живых организмов.Русский ученый В.И.Вернадский ввел в науку один из принципов выделения оболочек земной поверхности. Так, биосфера, по Вернадскому, является оболочкой планеты и состоит из совокупности трех геосфер — тропосферы (нижней воздушной геосферы), гидросферы и части стратисферы. Жизнь существует только в биосфере и пронизывает все ее содержание.
Новой и последней стадией развития биосферы является, по Вернадскому, ноосфера. Понятие «ноосфера» было введено в литературу французскими учеными математиком и философом Э. Леруа и геологом и палеонтологом Тейяром де Шарденом в 1927 г. Они слушали лекции Вернадского о биосфере в 1922/23 г. в Сорбонне.
Над биосферой возникает новая земная оболочка — ноосфера. Тейяр де Шарден пишет о ноосфере: «Столь же обширная, но, как мы увидим, значительно более цельная, чем все предшествующие покровы, она действительно новый покров, "мыслящий пласт", который, зародившись в конце третичного периода, разворачивается с тех пор над миром растений и животных — вне биосферы и над ней». Леруа также понимает ноосферу как новую оболочку, которая возникает после биосферы и над ней. В развитии Земли эти авторы выделяют три основных этапа: преджизнь — формирование литосферы, жизнь — образование биосферы, ноосфера — возникновение мыслящего человека, общества.
Вернадский в понятие «ноосфера» вкладывает иной, геохимический смысл, что соответствует его геохимическому принципу выделения биосферы. Во-первых, ноосфера возникает не над биосферой, а внутри биосферы. И, во-вторых, ноосфера — это высшая стадия развития биосферы, так как последняя полностью переходит в ноосферу.
Таким образом, нельзя отождествлять два совершенно разных подхода к выделению оболочек планеты: «естественно-научный» по Зюссу, и «биогеохимический» по Вернадскому.
«Ноосфера, — пишет Вернадский, — есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше»1. Человек, по оценке Вернадского, является таким мощным геологическим фактором, что по возможным последствиям превосходит некоторые тектонические перемещения. Человек в широких масштабах переделывает биосферу с помощью науки и техники. В этой связи Вернадский высказывает некоторые мысли, которые перекликаются с острыми экологическими проблемами современности. Он советует действовать так, чтобы сохранить богатства природы для последующих поколений.
К основным понятиям экологической науки относятся такие, которые характеризуют системно организованные взаимодействия особей и их совокупностей на основе обмена веществом, энергией и информацией. Таково прежде всего понятие «экосистема», введенное в научное обращение для характеристики устойчивой системной целостности любых организмов со средой их обитания Для характеристики системной взаимосвязанности разнообразных видов организмов в рамках определенного единства с целью жизнеподдержания было предложено в 1877 г. понятие «биоценоз».
До недавнего времени развитие общества происходило при полном неведении о таких законах как обязательных для него, и это оказалось возможно только потому, что воздействие людей на биосферу было не столь значительно, чтобы сказываться на ее состоянии в целом. Локальные разрушения довольно больших участков биосферы происходили давно.
Положение резко изменилось со времени перехода людей от использования древесного топлива для получения энергии к использованию минерального топлива, т.е. со времени такого события в истории общества, которое получило название промышленной революции XVII—XVIII вв. Этим феноменом были вызваны сразу два следствия, существенно повлиявшие на состояние биосферы:
• во-первых, на смену ручному пришло машинное производство, началось стремительное развитие предприятий,
• во-вторых, энергетика, основанная на минеральном топливе, вызвала заметный дисбаланс в химическом и тепловом состоянии биосферы,
• Пришло время воссоединения логики мышления и нравственности чувств как условия самосохранения человека путем сохранения среды жизни. Само собой такое преобразование человека не произойдет. Для этого требуется новая система образования и воспитания человека экологической эпохи.
Специфика хозяйственной деятельности человека в процессе природопользования, ее основные этапы. Пути преодоления конечности материальных ресурсов при одновременном поступательном развитии общества.
С тех пор как человек существует на Земле, он непрерывно взаимодействует с окружающей его природой. Ограниченные естественные возможности биосферы, в которой существуют человек и вся порожденная им техническая инфраструктура – одна из основных проблем современности.
Только в противостоянии природе, в постоянной борьбе с ней и преобразовании соответственно своим потребностям и целям могло формироваться существо, прошедшее путь от животного к человеку. Начало человеку могла дать только такая не совсем природная форма деятельности, как труд, главной особенностью которого является изготовление субъектом труда одних предметов (продуктов) с помощью других предметов (орудий). Именно труд стал основой человеческой эволюции. Вернадский считал, что с возникновением человека и развитием его производственной деятельности к человечеству начинает переходить поле основного геологического фактора всех происходящих на поверхности планеты изменений. Качественно обособившись от природы, люди всей своей жизнью, а главное материальным производством, все же теснейшим образом связаны с биосферой. Исторические судьбы цивилизации самым непосредственным образом зависели от того, как развивалось взаимодействие людей с природой. Существует предположение, что упадок культуры целых народов был в значительной степени определен нарушением природных условий существования в результате неумеренной и неправильной эксплуатации природных ресурсов. Пути преодоления конечности материальных ресурсов при одновременном поступательном развитии общества:
Экологические знания и навыки во многом не только отличаются от традиционных, но даже противостоят им, и поэтому предполагают формирование существенно иной системы ценностей и приоритетов, которые составляют духовный стержень личности:
1.Приобщение к новым психологическим и ментальным установкам: преодолеть в сознании покорительскую установку в отношении природы, сформировать новую мировоззренческую парадигму личности на сотрудничество с природой, уважительное и внимательное отношение к ее нуждам и потребностям. 2.Переход от стихийного природопользования к сознательно организованному и нормативному.
3.Именно в процессе экологически направленного воспитания и образования должно сформироваться то свойство экологического самообеспечения.
4.От государства должен идти заказ учреждениям на формирование личности экологически ориентированной на задачу сохранения биосферы и самих себя.
5.На межгосударственном уровне разработать и принять глобальную программу экологически ориентированного гражданского воспитания и образования людей планеты и согласованно придерживаться тех установок, которые будут в ней прописаны.