Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ист. песни об Ив. Грозн



Песен о взятии Казани множество, обычно это переделки ранее существующих песен, восходящих к песням, которые пелись самому Ивану Грозному. Ведь он любил песни. Как передает Олеарий, царь, желая повеселиться за пирушкой, приказывает петь песни, сложенные о завоевании Казани и Астрахани. Для русских людей того времени Иван Грозный стал царем именно после завоевания Казанского царства; до этого для народа он привычно оставался Великим князем. В сборнике былин и исторических песен Кирши Данилова (XVIII в.) есть одна из наиболее старых редакций песни о взятии Казани. Там Иван Васильевич именуется князем вплоть до вынесения из Казани короны с порфирой. Та же последовательность повторяется в песне Иван Грозный и сын:

 

Казанское царство мимоходом взял,

Царя Семиона под мир склонил,

Снял с царя порфиру царскую,

Привез порфиру в каменну Москву,

Крестил я порфиру в каменной Москве,

Эту порфиру на себя наложил,

После этого стал Грозный царь.

 

Песни о Казани обычно кратки и не без грубоватого юмора. В них описаны насмешки татарок на стенах, вспыльчивость Грозного, и роль подкопов и пороховых взрывов при взятии Казани. Например, в такой версии:

 

...Еще как государь-царь Казань-город брал.

Он в овражке простоял - он и кашку расхлебал.

Он в другом постоял - он другую расхлебал,

Татарки-казанки, на стене они стояли,

На стене они стояли, попкы показали:

"Еще вот те, государь-царь, Казань-город взять!"

Эпизод с пушкарями, на которых разгневался Иван Васильевич, присутствует во многих песнях Казанского цикла. Он свидетельствует, что в народе знали сильные и слабые стороны характера своего царя. В этих песнях образ Ивана Васильевича отнюдь не идеальный, а близок к реальному образу, известному нам из описаний современников первой половины правления Грозного. Царь показан вспыльчивым, подозрительным, скорым на расправу, но и отходчивым, справедливым, готовым признать свою неправоту. В народе глубоко чтили ум Ивана Васильевича:

 

Старину я вам скажу стародавнюю

Про царя было про Ивана про Васильевича.

Уж он, наш белой царь, он хитер был, мудер,

Он хитер и мудер, мудрей в свете его нет.

 

Кроме песен о Казанском взятии, есть песни об отбитии крымских татар от Москвы. В них выступает татарский богатырь Кострюк, требующий дани. Он приезжает в Москву, царь ему устраивает пир, а Кострюк хочет поразвлечься и побороться, требует себе супротивников, иначе грозит спалить царство Московское. Царь находит ему двух борцов, один из них - Михалка или Михаил Иванович, в борьбе Кострюка убивает. Михаил Иванович, убивший Кострюка, заставляет вспомнить исторического Михаила Ивановича, князя Воротынского, нанесшего под Молодями страшное поражение крымскому хану (1572). Но сам Иван Васильевич не является главным героем в песнях этого цикла. После отбития крымцев, царь и страна живут под защитой воинов в мире и радости:

 

А живет-то наш Грозный царь Иван Васильевич,

А живет-то он, да звеселяется,

Звеселяется в своих да радостях,

Среди исторических песен распространена песня о спасения царевича. Известно 43 варианта. В них поется о сыновьях Ивана Грозного, Иване и Федоре. Царевич Иван, кровожадный, пытается погубить доброго брата Федора, но сам гибнет.

Тут стемнел царь, как темна ночь,

Зревел царь, как лев да зверь:

"Сказывай, собака, про измену великую!

Особое место занимает цикл казачьих песен о Ермаке, Иван Васильевич там присутствует, но песни эти лучше рассмотреть в мифотворчестве о покорении Ермаком Сибири. Есть песни о смерти Ивана Грозного. В одной из них царь лежит в гробу кипарисовом, в головах его крест и корона царская, в ногах - острый меч. Кресту молятся, мечу ужасаются, отпевают память царю православному, царю Грозному Ивану Васильевичу. О смерти Грозного существуют многочисленные плачи.

 

Песни о Грозном часто не связаны с историческими событиями. К их числу относится знаменитая - Не шуми мати зеленая дубравушка. Пушкин обессмертил ее в Капитанской дочке как любимую песню Пугачева. В этой песне добрый молодец, думу думает как в допрос идти к грозному судье, самому царю. Спросит царь, с кем воровал, с кем разбой держал. Молодец скажет всю правду, всю истину. Царь за то пожалует по заслугам.

 

23. Ист. песни о соб. 17 в.

 

Из песен «Смутного времени» наибольшее распространение получила песня о Гришке Отрепьеве, которая выразила резко отрицательное отношение народа к Лжедмитрию, который изображен как явный самозванец, предавший национальные интересы, вступивший в сговор с врагами Руси:

 

…Сослал нам, боже, прелестника,

Злого Расстригу Гришку Отрепьева,

Ужели он, Расстрига, на царство сел?

Называется Расстрига прямым царем

Образы Григория Отрепьева и его жены-иноземки Марины Мнишек в песнях всегда пародийные, карикатурные. В песне Тришка Расстрига» оба они осуждаются за надругательство над русскими обычаями. Марина Мнишек называется злой еретницей-безбожницей.

В свою очередь народная историческая песня так отозвалась на облик Годунова:

 

Ох, было у нас, братцы, в старые годы…

<…>Как преставился-то наш православный царь

Фёдор Иванович,

Так досталась-то Россеюшка злодейским рукам,

Злодейским рукам, боярам-господам.

Появилась-то из бояр одна буйна голова,

Одна буйна голова, Борис Годунов сын,

Уж и этот Годунов всех бояр-народ надул.

***

Во второй половине 17 в. (восстание под руководством Степана Разина), тема социального протеста, которая была лишь сопутствующей в песнях начала 17 в., в песнях разинского цикла стала основной и получила самостоятельное худ. решение.

 

24. Анекдот как ж.

Одномотивн(соб) истор с утрир запечатл комич несообразн-й, раскр в самом конце через неожид сюж ход или внезапн поворот сюж сит-и.Тенд-я объед ист-и вокруг отд. персонажей. Преувел нелеп. сит-и (образн гипербола) Литота (он сильный)Пародийн ф. (репка). Гротескн (страусу). Многозначн-ть слов -> остроумие. Жаргон, речев ошибки.

25. Духовные стихи, Дух. песни:

· их творцы не проф-лы

· ж. слож в рез соед христ рел-и с ф-ром

· раб. певцов – на почву сод-я, усв из письм источ разн типа (в т.ч. и апокриф.)

· !иконопись; ф. былин.эпич.стиха. Прир. рел.чуда – в духе легенд и пред-й; за образцы песен перелож – молитв гимны, все ост – в трад велич-я и плачи.

· Класс-я по темам и пробл-ке: «Мирозд: его нач. и судьбы», «Перс и сюж из ВЗ», «Ев. сюж», «Змееборцы», «Мученики», «Подв-ки», «Чуд-цы», «Мать сыра земля», «Стихи назидат», «Прав-и и грешники», «Кончина мира», «Сюж из др-рус ист», «Песни сект-в-мист-в»

· Героико-эпич. ист-и: о Егории Храбром (мученик за веру), Елисавете Прекрасной, Федоре Тирянине (бог-рь-малолеткас с пом. веры побив. бесчисл силу царя иудейск), Дмитрии Солунском (Мамай-царь, ковер), Анике-воине (брос вызов Смерти, но вынужден покориться)

ЧУДО!Чудеса былин. истор – от Бога.

Победа Св. Георгия над змием «О спас Елисавии Архлинской царевны» (перевод повести «Чудо георгия о змие»)

Героико-эпич истор тягот к пеелож житийно-легендарн истор в ключе былин эпики, но с очевид стремл выраз высок идеал служ Богу.

· житийно-легенд разн-ть гер-эпич песен: об Алексее чел-е Божьем (отвергнул роскошь), Иосифе Прекрасном

· проповеднич дух песни и стихи, утвержд христ миропон-е: песня о Голубин книге, «Повесть о Волоте Волотовиче, или Беседе Иерусалимск» (Давид предсказ торж-во христ веры др. царям). Голуб книга: устр-во мирозд-я осн на воплощ во всем христ Бога. Страш суд. Пропов. песноп-я о благоприст повед. Песня о братьях Лазарях.

· плачи, покаянн стихи: Плач Адама, Плач души грешной, Прощание души с телом, Плач земли, Стих о 3х дарах. Нет повеств начала, прям выраж. чувств, проистек из осозн бренности земн сущ-я.

 

26. Балладные песни

Баллады – исполненные психологического драматизма сюжетные песни, которые воспро-изводят трагические бытовые коллизии и происшествия эпохи русского средневековья, т.е. это лироэпическая песня о трагических событиях (но ее изо ср-ва ! эпич. свойства). Собственно балладой в западноев-ропейской средневековой поэзии именуются народные плясовые песни любовного содер-жания с особым повторением нескольких стихотворных стихов в конце песенной строфы. Баллада ( ballar – лат.) плясать. Народным балладам присущи достаточно устойчивые жанровые признаки. Ограничив себя местом и временем, б. – на изо чувств и переживаний людей в момент наивысшего напряжения духовных сил. В сочетании с воспроизведением драматических коллизий эта особенность изобразительных свойств баллады производит впечатление предельной насыщенности песенного повествования психологическим содержанием. Гуманистич. мораль!

1. Мать, кот. встреч. в плену дочь, уже ставшую женой татарина. Стар. женщ уход на Русь. Балл. песни о полонянках. «Маленьк люди в траг сит».

2. «Кн. Р-н жену тер» - мучи. казнь. Не убийство, а последств (дети ищ. мать).

3. Гибель жены кН. Михайлы (от свекр).

4. Право чел на инд чувство: «Дмитрий и Домна»

5. Любов тема + отравл

6. Оклевет. жена

7. Василий и Софья

 

Жанр близок поэзии обыд-го, но рассказ – о неорд-ти происх-го. Баллада о постриге.

Разбойнич. тема: «Разбойника жена», «Братья-раз-ки и сестра».

В пред. образн изо - ! кульм и развязка. Сюж. динамизм.

 

27. В «Морфологии волшебной сказки» В. Я. Пропп использовал метод структурного анализа.В этой книге В. Я. Пропп временно отказался от исторического подхода к материалу, избирав объектом анализа структуру волшебной сказки.

Однако В. Я. Пропп не был принципиальным противником эволюционного исторического подхода. Он подчеркивал только, что описательное структурное изучение должно предшествовать изучению истории, т.е. эволюции сказок. До него в российской фольклористике господствовало изучение генезиса сказки, опирающееся на элементы мифологической и исторической теории

Есть, таким образом, пределы, за которыми сказки уже теряют свои качества как сказки. Пропп называет эти границы закономерностью в композиции сказок. Именно эта закономерность в композиции является главным признаком, по которому выделяется волшебная сказка.

Функции — это как бы аспекты и свойства волшебной сказки. Это, например, поступок действующего лица, определенный с точки зрения его значимости для хода действия.

Пропп утверждает, что сказку надо изучать именно по функциям.

всего 31. Они образуют основные составные части волшебных сказок и не меняются от того, кем и как сделан определенный поступок в ходе повествования.

Исходя из этого факта, можно сказать, что все волшебные сказки в известном смысле однотипны по строению. Эта однотипность в композиции является существенным признаком, по которому волшебная сказка выделяется из других сказочных жанров.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.