Компания ООО "Столетник" работает на рынке фармацевтического ритейла с 2005 года. В настоящее время сеть аптек "Столетник" насчитывает 18 торговых точек. Вместе с тем, динамика развития и планируемые объемы финансирования компании позволяют прогнозировать их поступательный рост уже в недалеком будущем, ведь компания имеет не только далеко идущие планы, но и что самое главное - четко сформулированную программу своего развития.
Аптеки «Столетник» сегодня – это аптеки эконом класса, можно сказать «народные» аптеки, со своим широким ассортиментом медикаментов и парафармацевтической продукции, профессиональным, оперативным и культурным обслуживанием, в соответствии с самыми высоким современным требованиям и весьма низкими ценами.
И за небольшое время своего существования фармацевтическое предприятие "Столетник" завоевало достаточную известность у жителей Казани.
Штат компании - составляют более 50 высокопрофессиональных специалистов - провизоры и фармацевты. Это дает возможность покупателям не только приобретать необходимые лекарства и препараты по доступной цене, но и получать своевременную и квалифицированную консультацию. В аптеках сети "Столетник" представлено более 5000 постоянно пополняющихся наименований лекарственных средств, предметов ухода и гигиены от ведущих российских и зарубежных производителей.
ООО «Аптека «Столетник»» по характеру своей деятельности относится к учреждениям здравоохранения, которые предназначены для оказания лекарственной помощи, а по содержанию является розничной торговой организацией.
Рис. 8. Модель организационной структуры управления ООО «Аптека «Столетник»»
Следовательно, ее хозяйственная деятельность, с одной стороны, должна строиться на нормативно-правовой базе, регулирующей вопросы фармацевтической деятельности и здравоохранения в целом, с другой стороны, отнесение аптек к предприятиям розничной торговли предполагает, что цель ее функционирования — это получение максимальной прибыли, самоокупаемость и самофинансирование.
В процессе SWOT - анализа были выявлены потенциальные внутренние сильные и слабые стороны ООО «Аптека «Столетник»», ее возможности и угрозы и составлена таблица (табл. 8)
Таким образом, результаты анализа внешней и внутренней среды ООО «Аптека «Столетник»» за период 2009 -2013 гг. показали, что среда никогда не бывает стабильна и аптечное предприятие должно знать не только свою среду обитания и природу ее изменений, но уметь реагировать на эти изменения, так как неудача в приспособлении к среде выльется в неудачный бизнес.
Таблица 8
SWOT – анализ ООО «Аптека «Столетник»»
S
Сильные стороны
- полная компетентность в ключевых вопросах по ЛО;
- хорошее впечатление, сложившееся об ООО «Аптека «Столетник»»;
- большой опыт работы на фармацевтическом рынке
О
Благоприятные возможности
- способность обеспечивать ЛС все группы населения и ЛПУ;
- широкий ассортимент ЛС;
- способность использовать большой опыт работы в лекарственном обеспечении;
W
Слабые стороны
- низкая прибыльность;
- недостаток оборотных средств на финансирование необходимых изменений в стратегии.
Т
Угрозы
- медленный рост фармацевтического рынка;
- дорогостоящие законодательные требования (к лицензированию фармацевтической деятельности);
- неблагоприятные демографические изменения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты анализа данных литературы показали, что все аптечные организации функционируют во внешней среде. Любое действие аптеки возможно только в том случае, если его осуществление допускает среда в которой она функционирует. Внутренняя среда аптеки представляет собой часть внешней среды, находящейся в пределах аптеки. Внешняя среда аптеки представляет собой основной источник поступления ресурсов, необходимых для функционирования организации. Внешняя, или окружающая среда включает огромное количество компонентов, оказывающих на организацию разное по характеру, степени и периодичности влияние.
Результаты анализа внешней и внутренней среды ООО «Аптека «Столетник»» за период 2009 -2013 гг. показали, что среда никогда не бывает стабильна и аптечное предприятие должно знать не только свою среду обитания и природу ее изменений, но уметь реагировать на эти изменения, так как неудача в приспособлении к среде выльется в неудачный бизнес.
1. Проведенный анализ внешней среды ООО «Аптека «Столетник»» показал, что к негативным факторам следует отнести: нестабильность экономической ситуации, которая вызывает увеличение цен на большинство ЛС, а также может привести к разорению ряда аптечных организаций; снижение покупательной способности; высокий уровень заболеваемости; отсутствие муниципальных розничных аптек, являющихся самостоятельными юридическими лицами; отсутствие крупных поставщиков ЛС. К позитивным факторам можно отнести: многочисленность участников рынка; постоянно увеличивающийся ассортимент товара, предлагаемый на рынке, в том числе местного производства.
2. Проведенный анализ внутренней среды ООО «Аптека «Столетник»» показал, что сильными сторонами являются: полная компетентность в ключевых вопросах по ЛО; хорошее впечатление, сложившееся об ООО «Аптека «Столетник»»; большой опыт работы на фармацевтическом рынке. Слабыми сторонами являются: низкая прибыльность; недостаток оборотных средств на финансирование необходимых изменений в стратегии. Угрозами являются: медленный рост фармацевтического рынка; дорогостоящие законодательные требования (к лицензированию фармацевтической деятельности); неблагоприятные демографические изменения.
На основании проведенных исследований в дальнейшем может быть составлена схема последовательности разработки стратегии управления аптекой ООО «Столетник» в системе современного менеджмента.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Багирова В.Л. Управление и экономика фармации. М.:Медицина, 2008.
2. Батуров А. В., Мошкова Л. В. Влияние факторов размещения на дислокацию предприятий фармацевтической промышленности // Ремедиум. Журнал о рынке лекарств и медицинской техники, 2006, №9
3. Белоусов Д.Р. Сценарии развития мировой и российской экономики как основа для научно- технологического прогнозирования // Форсайт. 2009. № 3
4. Блинова Е.Ю. Повышение конкурентоспособности российской фармацевтической промышленности в современных условиях // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2009, № 2.
5. Вялков А. И., Райзберг Б. А., Шиленко Ю. В. Управление и экономика здравоохранения. Учебное пособие для вузов. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002.
6. Гетьман М. А. Большая фарма. М.: АБС, 2008 г
7. Голант З.М. Фармацевтические кластеры в поддержку развития отечественной фармацевтической отрасли. Петербургские инициативы // «Ремедиум» №7 (2010).
8. Демографический ежегодник России. 2010: Стат. сб./ Росстат. М., 2010.-528 е.,-с. 102
9. Денисова Мария, д.ф.н., Паутова Екатерина. Отечественные производители на российском фармацевтическом рынке // Журнал «Ремедиум» №10 (2009)
10. Зайченко Екатерина. Основные игроки на российском фармрынке. И Фармэксперт Аналитика и Консалтинг1.PHARMACIA 9/2010
11. Катичев Ф.В. Экономический анализ процессов развития в фармацевтической промышленности // Экономический анализ: теория и практика, 2004, № 15
12. Корзинов О.В., Балакин К.В., Иващенко A.A., «Фармацевтический скрининг в России: прямой или обратный?»// «Ремедиум» №12, декабрь 2007 г.
13. Косова И.В. Управление и экономика фармации. Организация и регулирование. -М.: Академия, 2008
14. Косова И.В., Лоскутова Е.Е., Лагуткина Т.П. Управление и экономика фармации. В 4 т. Т. 1: Фармацевтическая деятельность: Организация и регулирование. М.: Академия, 2008
15. Лоскутова Е.Е. Управление и экономика фармации. Москва: Академия, 2008.
16. Максимкина Е.А. Направления мониторинга финансово-экономической деятельности аптечной организации //Ремедиум. - 1999. - № 6. - С. 54-62.
17. Максимкина Е.А. Формирование ценовой политики аптечной организации // Тез. докл. VI Российского национального конгресса «Человек и лекарство». - М., 1999. - С 517.
18. Мильнер Б. 3. Теория организации. Инфра-М, 2008 г.
19. Мошкова Л.В., Выровщикова А.В. Комплексный подход к анализу ассортиментной политики производственных фармацевтических предприятий // Экономический вестник фармации. Законодательство, учет, налоги и менеджмент. - 2002.-№11.-С. 13.
20. Мошкова Л.В., Выровщикова А.В. Оценка российской фармацевтической отрасли для привлечения иностранных инвестиций // Новая аптека. - 2002. - №4. - С. 38-41.
21. Мошкова Л.В., Выровщикова А.В. Совершенствование лекарственного обеспечения населения на базе иностранных инвестиций // Фармация. - 2002. -№5. - С. 15-20.
22. Сергеев Ю.Д. Правовые основы фармацевтической деятельности в Российской Федерации. Научно-практическое руководство. М.: МИА, 2009.
23. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации».
24. Федеральный закон Российской Федерации от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».