После принятия ГПК РФ Пленумом Верховного Суда РФ было принято постановление «О судебном решении», которое раскрывает важнейшие аспекты значения и содержания судебного решения как акта правосудия и процессуального документа, разрешающего гражданское дело по существу. Понятие и сущность судебного решения, признаки вступления его в законную силу нашли свое отражение и в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».
В ГПК РФ в ст. 321 и 338 указано, что судебное решение суда первой инстанции может быть обжаловано в апелляционную и кассационную инстанции в течение 10 дней после вынесения судьей суда общей юрисдикции или мировым судьей судебного решения в окончательной форме. Судья имеет право воспользоваться пятидневным сроком для вынесения окончательного судебного решения по делу. При этом судья должен огласить резолютивную часть в судебном заседании. А следовательно, срок апелляционного или кассационного обжалования начинает исчисляться с момента представления судьей судебного решения после пятидневного срока. При обращении в суд второй инстанции сначала подается заявление о восстановлении пропущенного срока, а только потом на основании имеющегося определения подается апелляционная или кассационная жалоба.
Судебное решение, вступившее в законную силу, обладает рядом свойств, таких как:
обязательность;
исполнимость;
преюдициальность;
исключительность;
неопровержимость.
Судебное решение, вступившее в законную силу, обладает свойством обязательности, которое означает, что судебное решение должно быть обязательно и в кратчайшие сроки исполнено.
Исполнительность – одно из важных свойств судебных решений. Оно означает, что судебное решение, вступившее в законную силу, обязательно должно быть исполнено, если не в добровольном порядке, то принудительно.
Преюдициальность можно рассматривать как предрешение, т. е. те обстоятельства, которые были установлены вступившим в законную силу судебным решением, не могут быть оспорены сторонами и третьими лицами в другом процессе.
Исключительность – такое свойство вступившего в законную силу решения, вследствие которого судебное решение исключает возможность вторичного рассмотрения того же спора между сторонами или того же заявления, жалобы или бесспорного требования заинтересованного лица».
Неопровержимость представляет собой невозможность кассационного обжалования, кассационной проверки судебного решения. Вступившее в законную силу судебное решение может быть обжаловано один раз в суды надзорной инстанции.
30. Оставление заявления без рассмотрения и прекращение производства по делу в гражданском и арбитражном процессе.
Гражданским процессуальным законодательством установлено правило, согласно которому судья, единолично производящий подготовку дела к судебному разбирательству, может в этой стадии процесса прекратить производство по делу иди оставить заявление без рассмотрения. Такое право у него возникает в силу указаний, содержащихся в ст. 143 ГПК. Так, он прекращает производство по делу, если в ходе его подготовки обнаружатся обстоятельства, перечисленные в ст. 219 ГПК (например, дело не подлежит рассмотрению в суде, имеется вступившее в законную силу. вынесенное по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или определение суда о принятии отказа истца от иска или об утверждении мирового соглашения сторон и др.). При наличии же обстоятельств, перечисленных в п. 1-4 ст. 221 ГПК (заинтересованным лицом, обратившимся в суд, не соблюден установленный для данной категории дел порядок предварительного внесудебного разрешения дела и возможность этого порядка не утрачена; заявление подано недееспособным лицом и др.), судья может оставить заявление без рассмотрения.
В зависимости от оснований прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения, эти действия могут быть совершены судьей с составлением протокола или без такового. Протокол подлежит составлению, если основанием прекращения производства по делу явились обстоятельства, вытекающие из распорядительных действий сторон (например, истец отказался от иска и др.), и при оставлении заявления без рассмотрения – если завершение процесса связано с волеизъявлением сторон (например, истец не просивший о разбирательстве дела в его отсутствие, не явился в суд по вторичному вызову, а ответчик не требует разбирательства дела по существу и др.). В остальных случаях, перечисленных в ст. 219 и 221 ГПК, составление такого протокола не требуется.
Оставление заявления без рассмотрения
Арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения только после его принятия к производству, если установит, что:
• в производстве арбитражного суда, суда общей юрисдикции, третейского суда имеется дело по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям;
• истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором;
• при рассмотрении заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, выясняется, что возник спор о праве;
• заявлено требование, которое в соответствии с федеральным законом должно быть рассмотрено в деле о банкротстве (порядок предъявления требований к должнику, в отношении которого возбуждена процедура о банкротстве, установлен Законом о несостоятельности (банкротстве);
• имеется соглашение сторон о рассмотрении данного спора третейским судом, если любая из сторон не позднее дня представления своего первого заявления по существу спора, в арбитражном суде первой инстанции заявит по этому основанию возражение в отношении рассмотрения дела в арбитражном суде, за исключением случаев, если арбитражный суд установит, что это соглашение недействительно, утратило силу или не может быть исполнено;
• стороны заключили соглашение о передаче спора на разрешение третейского суда во время судебного разбирательства до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу при наличии возражения любой из сторон по этому основанию в отношении рассмотрения дела в арбитражном суде, за исключением случаев, если арбитражный суд установит, что это соглашение недействительно, утратило силу или не может быть исполнено;
• исковое заявление не подписано или подписано лицом, не имеющим права подписывать его, либо лицом, должностное положение которого не указано. Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
При этом пятое и шестое условия оставления иска без рассмотрения не могут быть применены арбитражным судом по собственной инициативе, инициатива должна исходить от любой из сторон спора (истца либо ответчика). Оставление без рассмотрения искового заявления в связи с имеющимся в производстве арбитражного суда, суда общей юрисдикции, третейского суда делом по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям отличается от сходного основания прекращения производства по делу. Производство по делу прекращается, если уже состоялось решение одного из этих судов, тогда как для оставления иска без рассмотрения достаточно возбуждения дела одним из этих судов.
Порядок и последствия оставления искового заявления без рассмотрения
В случае оставления искового заявления без рассмотрения производство по делу заканчивается вынесением определения. В нем арбитражный суд указывает основания для оставления искового заявления без рассмотрения, а также решает вопрос о возврате государственной пошлины из федерального бюджета, если истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком. В иных случаях оставления искового заявления без рассмотрения пошлина не возвращается.
Копии определения направляются лицам, участвующим в Деле. Определение арбитражного суда об оставлении искового заявления без рассмотрения может быть обжаловано.
Вынесение подобного определения не лишает истца права вновь обратиться в арбитражный суд с заявлением в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения.
Прекращение производства по делу
Арбитражный суд обязан в любом случае принять исковое заявление, только на стадии судебного разбирательства может быть решен вопрос о прекращении производства по делу.
Основания для прекращения производства по делу
Арбитражный суд прекращает производство по делу в следующих случаях:
• дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде (отсутствует процессуальное право на обращение в арбитражный суд, спор не подведомствен арбитражному суду и др.);
• имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебный акт (решение, определение) арбитражного суда, суда общей юрисдикции или компетентного суда иностранного государства, за исключением случаев, если арбитражный суд отказал в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда;
• имеется принятое по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям решение третейского суда, за исключением случаев, когда арбитражный суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение данного решения;
• истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом;
• организация, являющаяся стороной в деле, ликвидирована;
С момента прекращения действия государственной регистрации граждан в качестве индивидуальных предпринимателей дела с участием указанных граждан (в том числе и связанные с осуществлявшейся ими ранее предпринимательской деятельностью) подведомственны судам общей юрисдикции. Поэтому если при рассмотрении дела арбитражным судом будет установлено, что гражданин – участник процесса утратил статус предпринимателя до принятия искового заявления, то производство по делу прекращается в связи с утратой стороной процессуального права на рассмотрение дела с ее участием в арбитражном суде. Если же статус предпринимателя утрачен после принятия дела арбитражным судом, производство по делу не прекращается.
• после смерти гражданина, являющегося стороной в деле, спорное правоотношение не допускает правопреемства (не передается по наследству статус предпринимателя и т.д.);
• имеется вступившее в законную силу решение суда по ранее рассмотренному делу, проверившего по тем же основаниям соответствие оспариваемого акта иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;
• арбитражным судом утверждено мировое соглашение. После утверждения мирового соглашения производство по делу прекращается на любой стадии арбитражного процесса. Заключение мирового соглашения возможно в любой судебной инстанции (первая, апелляционная, кассационная, надзорная инстанции).
Данный перечень оснований является исчерпывающим.
Порядок и последствия прекращения производства по делу
О прекращении производства по делу арбитражный суд выносит мотивированное определение, в котором указываются основания для прекращения производства по делу. Также в определении арбитражный суд разрешает вопросы о возврате государственной пошлины из федерального бюджета в случае, если дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде; об уменьшении государственной пошлины при утверждении мирового соглашения и о распределении между сторонами судебных расходов.
Копии определения направляются лицам, участвующим в деле.
Определение арбитражного суда о прекращении производства по делу может быть обжаловано и пересмотрено в апелляционном, кассационном и надзорном порядке.
В случае прекращения производства по делу повторное обращение в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
31. Временная остановка производства по делу в гражданском и арбитражном процессе.
Временная остановка судебного разбирательства может быть произведена в форме перерыва, отложения и приостановления.
1. Перерыв - это отсрочка продолжения судебного заседания, вызываемая главным образом необходимостью отдыха для судей или возникновением таких обстоятельств, которые препятствуют продолжению процесса, но могут быть устранены сравнительно быстро и просто.
Перерыв нельзя объявлять непосредственно перед удалением суда в совещательную комнату для постановления решения. После перерыва процесс не возобновляется, а продолжается. В целях обеспечения целостного восприятия судом собранных по делу доказательств во время перерыва не допускается рассмотрение других дел согласно ст. 157 ГПК РФ. Отступление от правила непрерывности создает основание к отмене решения.
2. Отложение разбирательства - это действие суда по переносу рассмотрения дела на более позднее число, когда одно заседание оканчивается в незавершенном состоянии и назначается время очередного полностью возобновляемого заседания (ст.169 ГПК РФ).
Отложение разбирательства становится необходимым, когда в ходе подготовки дела к рассмотрению остаются неучтенными какие-либо существенные для дела моменты либо в случае неявки в судебное заседание лиц, без участия которых невозможно рассмотрение дела.
В некоторых случаях отложение дела специально предусмотрено законом. Так, в соответствии со ст. 22 СК РФ при рассмотрении дел о разводе при отсутствии согласия одного из супругов обязательным является отложение дела сроком на три месяца для примирения супругов.
Отложение дела по усмотрению суда называется факультативным, а когда оно предписано законом — обязательным. Определение об отложении дела обжалованию, не подлежит.
3. Приостановление производства - это временное прекращение процессуальных действий по делу, вызванное наступлением указанных в законе обстоятельств, препятствующих дальнейшему судопроизводству.
В зависимости от оснований, которые устанавливаются законом, приостановление производства подразделяется на факультативное и обязательное.
Обязательное приостановление производится в случаях (ст.215 ГПК РФ): •
смерти гражданина, если спорное правоотношение допускает правопреемство; •
прекращения существования юридического лица - стороны в деле; •
признания стороны недееспособной - или отсутствия законного представителя у лица, признанного недееспособным; •
участия ответчика в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного или военного положения, а также в условиях военных конфликтов; или просьбы истца, участвующего в боевых действиях либо в выполнении задач в условиях чрезвычайного или военного положения, а также в условиях военных конфликтов; •
невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого в гражданском, административном или уголовном производстве; •
обращения суда в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии закона, подлежащего применению, Конституции Российской Федерации
Факультативное приостановление в соответствии со ст. 216 ГПК РФ разрешается в случаях: •
нахождения стороны в лечебном учреждении; •
розыска ответчика; •
назначения судом экспертизы; •
назначения органом опеки и попечительства обследования условий жизни усыновителей по делу об усыновлении (удочерением) и другим делам, затрагивающим права и законные интересы детей;
• направления судом судебного поручения в соответствии со ст. 62 ГПК РФ.
Действие статей 215 и 216 ГПК РФ распространяется как на истца и ответчика, так и на третьих лиц с самостоятельными требованиями, поскольку их положение аналогично процессуально-правовому статусу истца (ст. 42 ГПК РФ). Сроки приостановления производства, установленные ст. 217 ГПК РФ, связаны с обстоятельствами, наступление которых обязывает суд возобновить производство. Приостановление оформляется определением суда, которое может быть обжаловано. Производство по делу возобновляется после устранения обстоятельств, вызвавших приостановление, либо по инициативе самого суда, либо по просьбе лиц, участвующих в деле.
32. Понятие и процессуальные особенности производства по делам, возникающим из публичных правоотношений в гражданском и арбитражном процессе. Категории дел, подлежащие рассмотрению в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений в гражданском и арбитражном процессе.
Во многих государствах для осуществления судебного контроля над органами исполнительной власти существует система судебных органов, осуществляющихадминистративное судопроизводство (административная юстиция).
В настоящее время функции административного судопроизводства в РФ возложены на суды общей юрисдикции. Особенности производства по делам, возникающим из публично-правовых отношений.
1. Предметом судебного рассмотрения являются публично-правовые, властные отношения, возникающие между государством в лице его различных органов, должностных лиц, с одной стороны, и физическими лицами - с другой.
2. Субъектом может быть только дееспособное лицо.
3. Лицо, возбуждающее процесс путем подачи жалобы, заявления на действия административного органа, - должностного лица, именуется заявителем, противоположная сторона - заинтересованным лицом.
4. Отсутствует возможность заключения мирового соглашения, предъявления встречного иска, замены ненадлежащего истца.
Согласно ст. 245 Гражданского процессуального кодекса к делам, возникающим из административно-правовых отношений, относятся:
1. Об оспаривании нормативно-правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этого дела не отнесено законом к ведению иных судов;
2. Об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
3. О защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан РФ.
4. Иные дела, возникающие из публично-правовых отношений и отнесенные законом к ведению суда.
Процессуальный порядок рассмотрения перечисленных выше дел установлен в разделе III АПК РФ «Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений».
Особенности рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений определены в гл. 22 АПК РФ.
Согласно ст. 189 АПК РФ дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений:
·
· рассматриваются по общим правилам искового производства, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом;
· заявления подаются в арбитражный суд по общим правилам подсудности, если в разделе III АПК РФ не установлено иное;
· обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия), возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).
Ст. 190 АПК РФ устанавливает, что экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть урегулированы сторонами по правилам, установленным в главе 15 Кодекса, путем
· заключения соглашения или
· с использованием других примирительных процедур, если иное не установлено федеральным законом.
Заключение мирового соглашения невозможно по делам об оспаривании нормативного правового акта, по делам об административных правонарушениях.
Процессуальные особенности производства по делам из публичных правоотношений:
·
1. в отличие от искового производства — отсутствует спор о праве (при рассмотрении дел данной категории суд не разрешает спора о праве, а осуществляет судебный контроль за законностью действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, государственных и иных органов, должностных лиц);
2. возбуждение дел данной категории осуществляется подачей жалобы или заявления, а не путем подачи иска (искового заявления);
3. лица, участвующие в делах, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, именуются заявителями, лицами, подающими жалобу, лицами, отвечающими по жалобе, заинтересованными лицами, а не сторонами;
4. не могут применяться некоторые категории искового производства (увеличение или уменьшение исковых требований, отказ от иска, изменение предмета или основания иска, признание иска, встречный иск);
5. установлены сокращенные сроки для обращения в арбитражный суд: в течение 3 месяцев по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц (ч. 4 ст. 198); в течение 10 дней по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 208);
6. установлены сокращенные сроки рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений;
7. особые правила о подсудности дел о привлечении к административной ответственности (ст. 203 АПК) и об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (ст. 208 АПК);
8. обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений, действия (бездействия) органов государства, должностных лиц возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).
Таким образом, специфика процессуального регулирования рассмотрения и разрешения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, заключается в том, что эти дела рассматриваются по общим правилам искового производства, с использованием арбитражной процессуальной формы, с учетом ряда норм, содержащихся в общих положениях АПК РФ, процессуальных особенностей, которые установлены в разд. III АПК РФ, и особенностей административного судопроизводства, предусмотренных в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях
33. Особое производство в гражданском и арбитражном процессе: общие положения. Установление фактов, имеющих юридическое значение, в гражданском и арбитражном процессе.
Особое производство - порядок рассмотрения отнесенных к ведению суда дел, для которых характерны отсутствие спора о праве, применение специальных средств и способов охраны субъективных прав, некоторые особенности процедуры. Целью особого производства является не разрешение спора о праве гражданском, а подтверждение в бесспорном одностороннем судопроизводстве обстоятельств, имеющих юридическое значение, а также бесспорных прав и защита интересов заявителя, связанных с их реализацией.
Как указывалось выше, в исковом производстве, где рассматриваются дела, возникающие из гражданских, семейных, трудовых и других отношений, суды разрешают споры о праве. В разрешении дел, возникших из административно-правовых отношений, также не разрешается спор о праве гражданском. Однако при рассмотрении этих дел решается вопрос о правах и обязанностях, составляющих существо административно-правового отношения.
Во всех делах особого производства вообще нет спора о праве, нет спорящих сторон, иска, мирового соглашения и всего остального, что рассчитано именно на случаи спора о праве. Здесь суд только устанавливает факты, имеющие юридическое значение; констатирует правомерность или неправомерность действий других органов, которые по закону вправе устанавливать или удостоверять факты, имеющие правовое значение, либо восстанавливает права на определенные документы для тех, кто их утратил. Интерес заявителя к делу заключается не в требовании немедленной защиты своего права (его никто не нарушает и не оспаривает), а либо в устранении препятствий к осуществлению своего права, либо в создании условий надлежащего осуществления и защиты своих прав, либо в установлении правового статуса.
Согласно ч. 3 ст. 246 ГПК, разрешение спора, возникшего в процессе рассмотрения дела особого производства, должно входить в компетенцию суда в исковом производстве. Поэтому, если при рассмотрении дела в порядке особого производства возникает спор о праве, подведомственный суду общей юрисдикции, суд оставляет заявление без рассмотрения и разъясняет заинтересованным лицам, что они вправе предъявить иск на общих основаниях.
Дела, подлежащие рассмотрению в порядке особого производства
Согласно ст. 245 ГПК в порядке особого производства подлежат рассмотрению дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение; о признании граждан безвестно отсутствующими и объявлении умершими; о признании граждан ограниченно дееспособными или недееспособными; об установлении усыновления (удочерения) ребенка; о признании имущества бесхозяйным; об установлении неправильностей записи в книгах актов гражданского состояния; по жалобам на неправильность нотариальных действий или на отказ в их совершении; о восстановлении прав по утраченным документам на предъявителя (вызывное производство).
Но этот перечень не носит исчерпывающего характера, и суд может рассматривать иные дела, например, о признании выздоровевшего гражданина дееспособным и об отмене ограничения дееспособности (ст. 263 ГПК), эмансипации (ст. 27 ГК РФ) и др.
Порядок рассмотрения дел особого производства
В соответствии с ч. 1 ст. 246 ГПК к делам особого производства применяются правила, регулирующие порядок рассмотрения и разрешения дел искового производства, при условии, что они не противоречат специальным нормам, установленным для того или иного вида особого производства. Они проходят все те же стадии, что и дела исковые. На них распространяются общие правила доказывания, ведения протоколов, нормы, регулирующие проверку законности и обоснованности решений и т.д.
Вместе с тем, отдельные положения искового процесса применяются с оговорками и ограничениями. Например, существенные особенности имеет порядок возбуждения дел особого производства. Некоторые из них могут быть начаты только при условии, если заявитель указывает цель обращения об установлении того или иного факта, события, действия и т.д.
Лица, участвующие в делах особого производства
В соответствии с ч. 2 ст. 246 ГПК лицами, участвующими в делах особого производства являются заявитель и заинтересованные лица. Они пользуются правами, перечисленными в ст. 30 ГПК, за исключением тех, которые касаются распоряжения спорным правом.
К заявителям относятся граждане, организации, например, муниципальный орган, профсоюзные организации, психиатрические лечебные учреждения. К заинтересованным могут быть отнесены лица, взаимоотношения которых с заявителем зависят от факта, подлежащего установлению, например, родственники заявителя при установлении факта для последующего оформления наследственных прав; организации и учреждения, в которых заявитель намерен использовать решение суда по делу особого производства (отдел социального обеспечения и т.п.); организации и учреждения, которые по закону могли удостоверить тот или иной факт, но почему-либо не сделали этого своевременно или не могут выдать дубликат документа.
Привлечение к делу заинтересованных лиц - обязанность суда. В случае их неявки в судебное заседание дело откладывается слушанием.
Факты, имеющие юридическое значение, подлежащие установлению в порядке особого производства
Факт, имеющий юридическое значение - событие и действие, влекущее в соответствии с законом определенные правовые последствия. Установление факта, не имеющего юридического значения, беспредметно, в связи с чем суд отказывает в просьбе установить такой факт или прекращает производство по ошибочно принятому делу.
Статья 247 ГПК приводит перечень фактов, имеющих юридическое значение: родственные отношения лиц; нахождение на иждивении; регистрация рождения, усыновления, брака, развода и смерти; фактические брачные отношения, если они возникли до 8 июля 1944 г. и не могли вследствие смерти одного из супругов быть зарегистрированы в органах загса; принадлежность правоустанавливающих документов лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией по паспорту или свидетельству о рождении (за исключением профсоюзных билетов, воинских документов, паспорта и свидетельств, выдаваемых органами загса); владение строением на праве собственности; несчастный случай; смерть лица в определенное время и при определенных обстоятельствах при отказе органов загса в регистрации события смерти; принятие наследства и место открытия наследства и другие факты, имеющие юридическое значение, если законодательством не предусмотрен иной порядок их установления
Как разъяснил Пленум Верховного Суда СССР в постановлении № 9 от 21 июня 1985 г. "О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение", к их числу относится также факт признания отцовства в отношении детей, родившихся до 1 октября 1968 г., факт отцовства, регистрации отцовства.
Обстоятельства, служащие основанием для принятия судами заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значение
Суды могут принимать заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и рассматривать их в порядке особого производства, при соблюдении определенных условий, если: а) согласно закону такие факты порождают юридические последствия (возникновение, изменение или прекращение личных либо имущественных прав граждан или организаций); б) установление факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного суду; в) заявитель не имеет другой возможности получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие факт, имеющий юридическое значение; действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок их установления.
Чтобы определить, имеет ли юридическое значение в конкретном случае тот или иной факт, нужно выяснить цель, для которой он устанавливается. Например, юридически безразлично наличие родственных отношений между наследодателем и лицами, не входящими в круг наследников по закону, например дядя и племянник и т.п.
Обращение к суду с просьбой установить факт возможно лишь при отсутствии иного порядка его удостоверения. В настоящее время административный порядок установлен для подтверждения трудового стажа, службы в Вооруженных Силах РФ, возраста граждан и др.
Подсудность дел особого производства
Заявление по делу об установлении факта, имеющего юридическое значение, подается в суд по месту жительства, за исключением дела об установлении факта владения строением на праве собственности, рассматривающегося по месту нахождения строения. Оно должно отвечать требованиям, перечисленным в ст. 126 ГПК. Однако, кроме обычных реквизитов, в заявлении должны быть указаны: а) цель установления этого факта; б) доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов либо невозможность восстановления утраченных документов.
Установление фактов, имеющих юридическое значение, в гражданском и арбитражном процессе.
Значение юридических фактов состоит в том, что на их основании различные органы и должностные лица делают выводы о возникновении, изменении или прекращении субъективных прав граждан и организаций. Обычно наличие юридических фактов подтверждается соответствующими документами или другими письменными актами (свидетельствами органов записи актов гражданского состояния, договорами, односторонними сделками, справками и т.д.). Но не всегда юридический факт может быть удостоверен. Например, юридический факт не может быть надлежаще зарегистрирован вследствие смерти лица, которого касается данный факт, либо вследствие утери документа и невозможности его восстановления. Кроме того, регистрация отдельных фактов не требуется в силу закона (например, нахождение одного лица на иждивении другого).
Для таких случаев предусмотрен судебный порядок установления юридических фактов.
В соответствии со ст. 247 ГПК в порядке особого производства суд устанавливает: 1) родственные отношения лиц; 2) факт нахождения лица на иждивении; 3) факт регистрации рождения, усыновления, брака, развода и смерти; 4) факт состояния в фактических брачных отношениях в установленных законом случаях, если регистрация брака в органах записи актов гражданского состояния не может быть произведена вследствие смерти одного из супругов; 5) факт принадлежности правоустанавливающих документов лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица по паспорту или свидетельству о рождении; 6) факт владения строением на праве собственности; 7) факт несчастного случая; 8) факт смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах при отказе органов записи актов гражданского состояния в регистрации события смерти; 9) факт принятия наследства и открытия наследства; 10) другие факты, имеющие юридическое значение, если законодательством не предусмотрен иной порядок их установления.
Таким образом, перечень фактов, устанавливаемых судом в порядке особого производства, не исчерпывающий, и потому законом предусмотрены следующие условия принятия к производству заявлений об установлении фактов:
1. Суды могут принимать к производству заявления об установлении фактов, если они согласно закону порождают юридические последствия (возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан либо организаций). При этом устанавливаемый факт должен вызвать для заявителя правовые последствия.
2. Установление факта не должно быть связано с разрешением спора о праве, подведомственного суду.
3. Заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, суд может принять лишь в случае, если заявитель не имеет возможности получить в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих факт, либо при невозможности восстановить утраченный документ.
4. Заявление об установлении факта суд принимает при условии, что действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок его установления.
В судебном порядке не могут устанавливаться, в частности, факты наличия трудового стажа для назначения пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, начисления процентных надбавок к заработной плате, выплаты единовременного вознаграждения за выслугу лет, причин и степени утраты трудоспособности, группы инвалидности и времени ее наступления, нахождения на фронте, возраста граждан, окончания учебного заведения (и т.п.).
Заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к заявлениям, подаваемым в суд (ст. 126 ГПК), и содержать указание на цель, для которой заявителю необходимо установить данный факт. Кроме того, в заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие невозможность получения или восстановления утраченных документов. Заявление подается по месту жительства заявителя. Исключение составляет заявление об установлении факта владения строением на праве собственности, которое подается по месту нахождения строения.
Если судья придет к выводу о том, что заявитель юридически не заинтересован в установлении факта (т.е. установление данного факта для заявителя не влечет правовых последствий), он отказывает в принятии заявления, а если дело уже возбуждено, то производство по делу прекращается определением.
При подготовке дела к судебному разбирательству должен быть определен круг заинтересованных лиц. В зависимости от того, для какой цели устанавливается факт, заинтересованными могут быть граждане и те или иные органы (органы социальной защиты населения, налоговые органы, финансовые органы и др.).
В судебном заседании суд выясняет, имел ли место в действительности факт, об установлении которого просит заявитель, имеет ли он юридическое значение для заявителя и имеются ли условия, при которых допустимо установление факта.
Решение об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно удовлетворять требованиям ст. 197 ГПК. В решении указываются установленный факт, цель его установления и приводятся доказательства, подтверждающие факт.
Если заявителем поданы в суд заявления об установлении нескольких фактов, имеющих юридическое значение, все эти заявления могут быть объединены и рассмотрены в одном процессе (ст. 128 ГПК). Другие требования в этом производстве рассматриваться не могут.
Решения суда выносятся на основании тщательно проверенных обстоятельств.
Судебное решение, подлежащее регистрации в органах записи актов гражданского состояния или в других органах, не заменяет собой документов, выдаваемых этими органами, а служит основанием для их получения.
34. Рассмотрение арбитражными судами дел об административных правонарушениях. Рассмотрение дел о взыскании обязательных платежей и санкций.
Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях..
Подача заявления о привлечении к административной ответственности
Заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В случае, если лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, привлекается за административное правонарушение, совершенное вне места его нахождения или места его жительства, указанное заявление может быть подано в арбитражный суд по месту совершения административного правонарушения.
Требования к заявлению о привлечении к административной ответственности
1. Заявление о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 настоящего Кодекса.
В заявлении должны быть также указаны:
1) дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении;
2) должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол об административном правонарушении;
3) сведения о лице, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении;
4) нормы закона, предусматривающего административную ответственность за действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении;
5) требование заявителя о привлечении к административной ответственности.
2. К заявлению прилагаются протокол об административном правонарушении и прилагаемые к протоколу документы, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении
1. Дела о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются в судебном заседании судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок рассмотрения не установлен федеральным законом об административных правонарушениях.
2. Арбитражный суд может продлить срок рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности не более чем на месяц по ходатайству лиц, участвующих в деле, или в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела. О продлении срока рассмотрения дела арбитражный суд выносит определение.
3. Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.
4. Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя административного органа, а также лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений. Неявка указанных лиц, вызванных в судебное заседание, является основанием для наложения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены в главе 11 настоящего Кодекса.
5. По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В случае непредставления административным органом, составившим протокол, доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать доказательства от указанного органа по своей инициативе.
5. При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
1. Дела о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.
2. Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле.
Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.
3. Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание лиц, участвующих в деле, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений.
Неявка указанных лиц, вызванных в судебное заседание, является основанием для наложения штрафа в порядке и в размере, которые установлены в главе 11 настоящего Кодекса.
4. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
5. В случае непредставления заявителем доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе.
6. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
35. Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве).
Дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом РФ, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
Рассмотрение дел о несостоятельности по общему правилу о подсудности производится по месту нахождения должника - юридического лица или по месту жительства должника - гражданина. Основанием для принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом служит наличие двух признаков несостоятельности: требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее пятисот, а к должнику - гражданину - не менее ста минимальных размеров оплаты труда и указанные требования не погашены в течение трех месяцев. Однако в принятом Государственной Думой (в третьем чтении) законопроекте "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" критерии признания должника банкротом изменены: минимальная сумма задолженности, достаточная для возбуждения судом дела о банкротстве, увеличена до 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда, а срок просрочки платежа увеличен до шести месяцев. При этом будут учитываться соотношения суммы долгов, то есть краткосрочных пассивов и величины оборотных активов. Только тогда, когда стоимость оборотных активов, включая дебиторскую задолженность, станет меньше суммы долгов, банкротство становится неизбежным.
При отсутствии одного из признаков арбитражный суд отказывает в принятии заявления, кроме установленных Законом случаев, когда заявление о признании несостоятельности должно приниматься и рассматриваться при наличии одного признака (например, если речь идет о банкротстве отсутствующего должника, то сумма задолженности значения не имеет). В качестве признаков несостоятельности в ряде случаев могут выступать и другие критерии. Так, например, признаком несостоятельности ликвидируемого юридического лица является недостаточность его средств для расчетов со всеми кредиторами.
В арбитражном процессе по делу о банкротстве участвуют представитель работников должника, представитель собственника имущества должника (если решается вопрос о признании несостоятельным унитарного предприятия) и иные лица. К иным лицам Арбитражный процессуальный кодекс РФ относит свидетелей (любое лицо, которому известны сведения и обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора), экспертов (лицо, обладающее специальными познаниями, необходимыми для дачи заключения), переводчиков и представителей (любой гражданин, имеющий надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела в арбитражном суде).
Основаниями возбуждения производства по делу о банкротстве являются подача заявления лицом, имеющим право на обращение по этому поводу в арбитражный суд, и наличие в заявлении указания на признаки несостоятельности должника. Кредиторы вправе объединять свои требования к должнику и обращаться в суд с одним заявлением кредитора. При соответствии заявления о признании должника банкротом требованиям Арбитражного процессуального кодекса РФ и Закона "О несостоятельности (банкротстве)" судья арбитражного суда в трехдневный срок обязан вынести определение о принятии заявления к рассмотрению.
Арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле о банкротстве, вправе принять меры по обеспечению требований кредиторов - меры, направленные на сохранение имущества должника, находящегося в процессе производства дела о его несостоятельности. Арбитражный процессуальный кодекс РФ в качестве таких мер предусматривает:
наложение ареста на имущество или денежные средства, принадлежащие ответчику;
запрещение другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора;
приостановление взыскания по оспариваемому истцом исполнительному или иному документу, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке;
приостановление реализации имущества в случае предъявления иска об освобождении его от ареста.
Меры по обеспечению требований кредиторов предусматриваются также и Законом "О несостоятельности (банкротстве)":
запрет на совершение без согласия временного управляющего сделок, связанных (п. 2 ст. 58 Закона):
с передачей недвижимого имущества в аренду, залог, с внесением указанного имущества в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или с распоряжением таким имуществом иным образом;
с распоряжением любым имуществом должника (движимым и недвижимым), балансовая стоимость которого составляет более 10% балансовой стоимости активов;
с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требований, переводом долга;
с учреждением доверительного управления имуществом должника;
запрет на совершение без согласия арбитражного управляющего сделок, не предусмотренных п. 2 ст. 58 данного Закона;
установление обязанностей должнику передать ценные бумаги, валютные ценности и иное его имущество на хранение третьим лицам;
отстранение по ходатайству временного управляющего или лиц, участвующих в деле, руководителя должника от исполнения его обязанностей, если руководитель препятствует осуществлению временным управляющим его функций либо своими действиями нарушает права и интересы должника или кредиторов.
Следует иметь в виду, что такая обеспечительная мера, как арест имущества должника, блокирует работу предприятия и поэтому является крайне нежелательной.
Рассмотренный перечень мер по обеспечению требований кредиторов не является исчерпывающим: по усмотрению арбитражного суда могут быть приняты и другие меры.
Закон предусматривает следующие основания прекращения действия обеспечительных мер:
введение внешнего управления;
открытие конкурсного производства;
утверждение мирового соглашения;
принятие арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом;
собственное усмотрение арбитражного суда.
Арбитражный суд может принять решение об отказе в признании должника банкротом. Такое решение принимается в случаях:
если не наступил предельный срок неисполнения обязательств и обязанностей юридического лица перед кредиторами (3 месяца с момента наступления даты их исполнения), то есть отсутствует признак банкротства;
заявленные требования кредиторов полностью удовлетворены до принятия арбитражным судом решения по делу о банкротстве;
установлено фиктивное банкротство.
При наличии доказательств, очевидно свидетельствующих о достаточности у должника ликвидного имущества, арбитражный суд вправе по ходатайству должника отложить рассмотрение дела о банкротстве, предоставив тем самым должнику шанс предотвратить объявление его несостоятельности (если позволяют сроки, поскольку суд обязан вынести решение не позднее чем через пять месяцев после подачи должником заявления).
Основаниями прекращения производства по делу о банкротстве являются: восстановление платежеспособности должника в ходе внешнего управления или заключение мирового соглашения.
36. Рассмотрение арбитражным судом дел по корпоративным спорам.
Арбитражные суды рассматривают дела по спорам, связанным с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, являющемся коммерческой организацией, а также в некоммерческом партнерстве, ассоциации (союзе) коммерческих организаций, иной некоммерческой организации, объединяющей коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей, некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации в соответствии с федеральным законом, в том числе по следующим корпоративным спорам:
1) споры, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией юридического лица;
2) споры, связанные с принадлежностью акций, долей в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ, паев членов кооперативов, установлением их обременений и реализацией вытекающих из них прав, за исключением споров, вытекающих из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги, споров, возникающих в связи с разделом наследственного имущества или разделом общего имущества супругов, включающего в себя акции, доли в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ, паи членов кооперативов;
3) споры по искам учредителей, участников, членов юридического лица о возмещении убытков, причиненных юридическому лицу, признании недействительными сделок, совершенных юридическим лицом, и (или) применении последствий недействительности таких сделок;
4) споры, связанные с назначением или избранием, прекращением, приостановлением полномочий и ответственностью лиц, входящих или входивших в состав органов управления и органов контроля юридического лица, а также споры, возникающие из гражданских правоотношений, между указанными лицами и юридическим лицом в связи с осуществлением, прекращением, приостановлением полномочий указанных лиц;
5) споры, связанные с эмиссией ценных бумаг, в том числе с оспариванием ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, решений органов управления эмитента, с оспариванием сделок, совершенных в процессе размещения эмиссионных ценных бумаг, отчетов (уведомлений) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;
6) споры, вытекающие из деятельности держателей реестра владельцев ценных бумаг, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги, с осуществлением держателем реестра владельцев ценных бумаг иных прав и обязанностей, предусмотренных федеральным законом в связи с размещением и (или) обращением ценных бумаг;
7) споры о созыве общего собрания участников юридического лица;
8) споры об обжаловании решений органов управления юридического лица;
9) споры, вытекающие из деятельности нотариусов по удостоверению сделок с долями в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью
Дела по корпоративным спорам рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ.
При рассмотрении дел, связанныч с эмиссией ценных бумаг, в том числе с оспариванием ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, решений органов управления эмитента, с оспариванием сделок, совершенных в процессе размещения эмиссионных ценных бумаг, отчетов (уведомлений) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и связанных с оспариванием ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, применяются также особенности, установленные главой 24 АПК РФ.
Исковое заявление, заявление по корпоративному спору должны соответствовать требованиям, которые предусмотрены ст. 125 АПК РФ. В исковом заявлении, заявлении должны быть также указаны:
1) государственный регистрационный номер юридического лица;
2) содержащийся в едином государственном реестре юридических лиц адрес (место нахождения) юридического лица.
К исковому заявлению, заявлению прилагаются документы, предусмотренные ст. 126 АПК РФ, а также выписка из единого государственного реестра юридических лиц или иной документ, подтверждающий государственную регистрацию юридического лица и содержащий сведения о его адресе (месте нахождения) и государственном регистрационном номере.
Арбитражный суд, рассматривающий дело по корпоративному спору, размещает на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о принятии искового заявления, заявления к производству, а также о движении дела по спору и соответствующие судебные акты, в том числе о вступлении в дело новых лиц, об изменении основания или предмета ранее заявленного иска, о принятии обеспечительных мер, об отказе от иска, о признании иска, о заключении мирового соглашения, о принятии судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в арбитражном суде.
Лица, участвующие в деле, извещаются арбитражным судом, рассматривающим дело, по правилам, установленным ст. 121 АПК РФ. Арбитражный суд извещает также юридическое лицо, указанное в ст. 225.1 АПК РФ, о принятии искового заявления, заявления по корпоративному спору к производству, об изменении основания или предмета иска путем направления этому юридическому лицу копий соответствующих судебных актов по адресу, содержащемуся в едином государственном реестре юридических лиц, не позднее следующего дня после дня вынесения соответствующих судебных актов.
В определении о принятии искового заявления, заявления к производству арбитражный суд может указать на обязанность юридического лица, уведомить о возбуждении производства по делу, предмете и об основании заявленного в арбитражный суд требования, об иных обстоятельствах спора участников этого юридического лица, лиц, входящих в его органы управления и органы контроля, а также держателя реестра владельцев ценных бумаг этого юридического лица и (или) депозитария, осуществляющих учет прав на эмиссионные ценные бумаги этого юридического лица.
В случае не уведомления вышеназванных лиц, на лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа или возглавляющее коллегиальный исполнительный орган юридического лица, арбитражным судом может быть наложен судебный штраф в порядке и в размерах, которые установлены главой 11 АПК РФ.
Корпоративные споры могут быть урегулированы сторонами по правилам, установленным главой 15 АПК РФ, путем заключения мирового соглашения или использования других примирительных процедур, в том числе при содействии посредника, если иное не установлено федеральным законом.
Арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком, не утверждает мировое соглашение сторон в случаях, если это противоречит закону либо нарушает права и (или) законные интересы других лиц, в том числе юридического лица, указанного в ст. 225.1 АПК РФ.
Обеспечительные меры по корпоративным спорам принимаются арбитражным судом в порядке, предусмотренном главой 8 АПК РФ.
Обеспечительными мерами по корпоративным спорам могут быть, в частности:
1) наложение ареста на акции, доли в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ, паи членов кооперативов;
2) запрещение ответчику и другим лицам совершать сделки и другие действия в отношении акций, долей в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ, паев членов кооперативов;
3) запрещение органам юридического лица принимать решения либо совершать иные действия по вопросам, относящимся к предмету спора или непосредственно с ним связанным;
4) запрещение юридическому лицу, его органам или участникам, а также иным лицам исполнять решения, принятые органами этого юридического лица;
5) запрещение держателю реестра владельцев ценных бумаг и (или) депозитарию осуществлять записи по учету или переходу прав на акции и иные ценные бумаги, а также совершать другие действия в связи с размещением и (или) обращением ценных бумаг.
Арбитражным судом могут быть приняты иные обеспечительные меры по корпоративным спорам, в том числе одновременно несколько обеспечительных мер.
В случае если требование истца носит неимущественный характер, размер встречного обеспечения определяется арбитражным судом исходя из размера возможных убытков ответчика, причиненных обеспечительными мерами, но для физических лиц не может быть менее чем пятьдесят тысяч рублей, для юридических лиц — сто тысяч рублей.
В случае если при рассмотрении заявления о принятии обеспечительных мер у арбитражного суда возникла необходимость заслушать объяснения лиц, участвующих в деле, и лицо, обратившееся с заявлением об обеспечении иска, не предоставило встречное обеспечение, судья может назначить рассмотрение заявления об обеспечении иска в судебном заседании, которое должно быть проведено в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня поступления такого заявления в арбитражный суд.
Арбитражный суд не позднее следующего дня после дня поступления заявления об обеспечении иска в арбитражный суд выносит определение о принятии заявления к производству арбитражного суда, в котором указывает время и место судебного заседания. Такое определение не позднее следующего дня после дня его вынесения направляется лицам, участвующим в деле, в порядке, установленном ч. 3 ст. 121 АПК РФ.
В определении о принятии заявления об обеспечении иска к производству арбитражный суд также может указать на обязанность лица, обратившегося с заявлением об обеспечении иска, уведомить лиц, участвующих в деле, и юридическое лицо, о времени и месте рассмотрения заявления об обеспечении иска.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, органы юридического лица или его участники вправе обратиться в арбитражный суд с иском о понуждении юридического лица созвать общее собрание участников.
Дела о понуждении юридического лица созвать общее собрание участников рассматриваются в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления искового заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.
Решение арбитражного суда о понуждении юридического лица созвать общее собрание участников подлежит немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.
Решение арбитражного суда о понуждении юридического лица созвать общее собрание участников может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня принятия данного решения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы на решение о понуждении юридического лица созвать общее собрание участников может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение десяти дней со дня принятия данного решения.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, участники юридического лица вправе обратиться в арбитражный суд с иском о возмещении убытков, причиненных этому юридическому лицу. Такие участники пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности истца, а также обладают правом требовать принудительное исполнение решения арбитражного суда в пользу этого юридического лица.
Решение об удовлетворении требования по иску о возмещении убытков принимается в пользу юридического лица, в интересах которого был предъявлен иск. По ходатайству лица, обратившегося с иском о возмещении убытков, исполнительный лист направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела по иску участников юридического лица о возмещении убытков, причиненных юридическому лицу, несут такие участники в равных долях.
Возмещение судебных расходов производится по правилам, установленным ст. 110 АПК РФ.
Определения арбитражного суда, выносимые при рассмотрении дел по корпоративным спорам, обжалуются по правилам, установленным ст. 188 АПК РФ. Жалобы на такие определения, за исключением определений о прекращении производства по делу и об оставлении заявления без рассмотрения, подаются в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня их вынесения.
Подача жалобы не препятствует рассмотрению дела арбитражным судом и совершению отдельных процессуальных действий по делу.
37. Рассмотрение арбитражным судом дел о защите прав и законных интересов группы лиц.
1. Юридическое или физическое лицо, являющееся участником правоотношения, из которого возникли спор или требование, вправе обратиться в арбитражный суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов других лиц, являющихся участниками этого же правоотношения (далее - группа лиц). В защиту прав и законных интересов группы лиц также могут обратиться органы, организации и граждане в случаях, предусмотренных федеральным законом.
2. Дела о защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц рассматриваются арбитражным судом по правилам, установленным настоящей главой, в случае, если ко дню обращения в