В настоящее время существуют множество методов оценки качества товаров, разработанных и утвержденных соответствующими министерствами. Однако, при всем их многообразии выделяют несколько основных методов проверки качества товаров, таких как органолептический, химический, физический и др.
Органолептический метод – метод, который предполагает определение показателей качества с помощью органов чувств, например, зрения, осязания, обоняния, вкуса и слух. Этим методом определяют такие показатели, как внешний вид, цвет, прозрачность, форму, консистенцию, степень измельчения, запах и вкус. Метод прост, доступен, однако оценки показателей качества зависят от квалификации, навыков и способностей специалистов. Данный метод является основным при проведении товароведческого анализа.
Лабораторные (инструментальные) методы – предназначены для установления химических, физических и биологических и др. показателей качества продукции. Их применение позволяет решать споры, возникающие между предприятиями-изготовителями и торговыми организациями. Однако для проведения этих испытаний необходимо специальное оборудование.
Экспертный метод – оценка продукции, основанная на определении показателей качества группой экспертов. Данный метод широко применяется во внешней и внутренней торговле большинства стран мира, а также имеет юридическую силу при возникновении разногласий между поставщиком и покупателем.
Социологический метод – метод, который основан на сборе и анализе мнений фактических или возможных потребителей продукции. Для этого проводят устный опрос, выставки-продажи, конференции, анкетирования.
Зачастую, при проведении оценки качества товара, используются несколько методов, например, органолептический и лабораторный, при этом
контроль качества продукции может быть:
· по этапам процесса производства – входной, операционный, приемный;
· по полноте охвата продукции контролем – сплошной, выборочный, непрерывный, периодический;
· по влиянию на возможность дальнейшего использования изделий – разрушающий, неразрушающий.
Основные этапы товароведческого анализа
Этапы товароведческого анализа различны в зависимости от целей анализа. При проведении товароведческого анализа в учебных целях ограничиваются довольно простым планом, исходя из доступных источников информации. При этом планы проведения товароведческого анализа медикаментов и медицинской техники различны.
В разных институтах разработаны свои подходы к проведению товароведческого анализа.
При этом порядок выполнения товароведческого анализа следующий:
1. отбор товара для анализа;
2. выбор потребительных свойств и технических показателей, которые будут анализироваться;
3. анализ потребительных свойств и технических показателей.
Последний вид анализа в зависимости от целей проводится одним или несколькими методами:
а) органолептическим методом по показателям, указанным в НД;
б) методом экспертных оценок с помощью специалистов – экспертов;
в) методом анкетирования потребителей (пациентов, врачей, медицинских сестер);
г) инструментальными методами в лабораториях и испытательных центрах.
Примеры тестовых заданий итогового контроля знаний
1. Укажите, основной метод товароведческого анализа:
а) экспертный;
б) органолептический;
в) социологический;
г) химический;
д) физический.
2. Укажите, кем проводится товароведческий анализ на аптечном складе:
а) зав. складом;
б) уполномоченным лицом;
в) бухгалтером;
г) кладовщиком.
д) директором.
3. Укажите, какими документами необходимо руководствоваться при проведении экспертизы ЛС и ГЛС:
а) АНД;
б) СТУ;
в) ДФУ;
г) СТП;
д) ТУУ;
е) СОУ.
4. Укажите, каким приказом МЗ Украины утверждена «Инструкция о порядке контроля качества лекарственных средств во время оптовой и розничной торговли»:
5. Громовик В.П. Принципы товароведческого анализа аппаратов для измерения артериального давления и фармацевтической опеки при их реализации / В.П.Громовик, Н.Б.Ярко, Н.В.Галайко // Провизор.- № 15. - 2005. – С. 7-13.
6. Дем’яненко В.Г. Медичне та фармацевтичне товарознавство : [ практикум ]: / В. Г. Дем'яненко, В. А. Афанасьєва, А. В. Проскочило, С. В. Бреусова ; за ред. В. Г. Дем'яненка. – К. : Медицина, 2010. – 296 с. : табл., іл.
7. Демьяненко В.Г. Фармацевтическое и медицинское товароведение. / В.Г. Демьяненко, Л.А. Сичкарь и др – Ч.1,2. – Х.: Издательство НФаУ, 2007. -292с. -322с.
8. Дурнев В.Д. Экспертиза и управление качеством промышленных товаров / В.Д.Дурнев, С.В.Сапунов, В.К.Федюкин. - ЗАО «Питер», 2004.- 253 с.
9. Закон Украины № 51/95-ВР от 10.02.95 «О научной и научно-технической экспертизе».
10. Наказ МОЗ України №436 від 30.10.2001 „Про затвердження Інструкції про порядок контролю якості лікарських засобів під час оптової та роздрібної торгівлі”.
11. Николаева М.А. Товарная експертиза: [Учеб. для вузов.]- М.: Деловая литература, 1998.- 264 с.
12. Чечеткина Н.М. Экспертиза товаров. / Н.М.Чечеткина, Т.И.Путилина. - М.: Приор, 2000.- 272 с.
13. Якість продукції. Оцінювання якості. Терміни та визначення.:ДСТУ 2925-94. -К. : Держстандарт України, 1995. – 195 с. –(Національні стандарти України).