6. Требования, предъявляемые к материалам медицинского назначения
7. НД, регламентирующая требования к товарам медицинского назначения
8. Показатели качества, характеризующие потребительные свойства товаров медицинского назначения, их характеристика и основные методы определения.
Информационный материал
Товароведческий анализ –метод научного исследования товаров, состоящий в мысленном разделении их на составные элементы с целью всестороннего изучения качества товара и оценки его безопасности.
Часто в литературе вместо термина «товароведческий анализ» можно встретить термин «товарная экспертиза». Однако эти понятия не равнозначны. Отличительной особенностью экспертизы от товароведческого анализа является то, что она проводится ведущими специалистами в этой области, и ее проводят только в процессе обращения.
Товароведческий анализ необходимо начинать при оформлении заказа (выбор вида товара из ассортимента, предлагаемого поставщиком) и проводить на всех этапах товародвижения, даже в том случае, когда товар после осуществления акта купли-продажи перемещается внутри аптечного учреждения и ЛПУ.
Товароведческим анализом приходится заниматься провизору при выборе оптимального ассортимента товара для аптечных учреждений, ЛПУ, а также при приемке товара по количеству и качеству. При этом чаще всего пользуются органолептическими методами, поскольку на приемку товара по количеству и качеству отпускается немного времени.
Функция, цели и задачи товароведческого анализа в здравоохранении
Основная функция товароведческого анализа– обеспечить защиту прав потребителя на получение своевременной и качественной фармацевтической и медицинской помощи.
Цели товароведческого анализа:
· установить соответствие поступившего товара заказанному количеству;
· установить соответствие потребительных свойств данного товара комплексу требований и показателей, которые в совокупности определяют его качество – соответствие нормативной документации по ряду определяющих показателей.
Основными задачами товароведческого анализаявляются:
· установить ассортиментную принадлежность товара;
· установить соответствие товара классу, группе, виду или разновидности товара, указанным в сопроводительных документах;
· установить соответствие оформления сопроводительной документации требованиям к ней;
· выявить соответствие количества заказанного товара, указанному количеству в сопроводительной документации;
· выявить соответствие действительных значений показателей качества товара требованиям, установленным стандартом качества (оценка внешнего вида, функциональных свойств и др. показателей качества органолептическими методами);
· идентифицировать фальсифицированные товары по таким показателям, как «Описание», «Маркировка», «Упаковка»;
· оценить безопасность товаров медицинского назначения;
· оформить соответствующую документацию в случае несоответствия количества и качества товара;
· направить фальсифицированный или некачественный товар на товарную экспертизу.
Таким образом, товароведческий анализ является предварительным для выявления фальсифицированных или некачественных товаров.
Провизор в процессе выполнения товароведческого анализа должен уметь:
· работать с официальными источниками информации, регламентирующими качество товара;
· выбирать методы оценки потребительных и других свойств фармацевтических и медицинских товаров;
· обеспечивать сохранность и целостность отобранных проб (образцов) при направлении их на испытания;
· осуществлять компетентную оценку объектов товароведческого анализа;
· взаимодействовать с различными организациями, проводящими те виды контроля, которые необходимы для более глубокой оценки потребительских свойств и других показателей качества товаров с целью их идентификации.
При этом необходимо:
· соблюдать действующие законы, нормативные документы в области качества, природоохранных мероприятий, стандартизации, метрологии, сертификации, защиты прав потребителей;
· проявлять объективность и независимость при проведении товароведческого анализа;