Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тест роршаха — в практику



Полученные нами результаты еще раз показали, что тест Роршаха вовсе не обяза­тельно должен рассматриваться только как личностная методика. В наших исследова­ниях обнаружилась связь между отдельны­ми показателями теста и функционирова­нием ряда мозговых структур, появилась возможность оценить связь между спосо­бом зрительного восприятия и психикой не с психоаналитических, а с анатомо-физиологических позиций. Мы и расцениваем эту методику главным образом как тест, спо­собный в сжатой форме давать такие инди­видуальные характеристики восприятия и мышления, которые в настоящее время не может дать никакая другая психологиче­ская методика. Разумеется, с его помощью нельзя определить «всю личность». Он, как правило, не раскрывает ее движущих моти­вов, это прерогатива других психологиче­ских методик. Но тест Роршаха с большим успехом можно использовать в психиатриче­ской практике, в профотборе, в выделении детей, опережающих своих сверстников или отстающих от них в своем развитии.

К сожалению, в настоящее время в нашей стране этой удивительной методикой хоро­шо владеют только отдельные энтузиасты, которых можно пересчитать по пальцам. Правда, вышли первые отечественные мо­нографии, посвященные тесту, защищены три кандидатские диссертации, растет чис­ло публикаций. Нельзя не радоваться этому. Но в то же время советские авторы поль­зуются различными способами шифровки ответов. Необходимо издание расширенного учебного пособия, подробно излагающего все аспекты использования теста. Остро не­достает таблиц Роршаха, которые издаются только в Швейцарии и США. Эти таблицы за небольшую плату можно купить во мно­гих европейских странах (в том числе и со­циалистических), предъявив диплом психо­лога, но они никогда не продавались в СССР. Для решения многих научных проб­лем крайне необходима параллельная серия таблиц, давно созданная в Швейцарии и со­вершенно не известная в нашей стране. Хо­чется верить, что после публикации этой статьи ситуация изменится в лучшую сто­рону.


Таблицы роршаха.

 

Таблица V теста Роршаха. Чаще всего в ней видят «летучую мышь» или «бабочку».

Испытуемый выделяет из всего пятна только нижний участок с ногами «летучей мыши» и прилежащей частью пятна (на ри­сунке заштрихованы) и достраивает их до «медвежьей морды» в белом пространстве под таблицей. В этом толковании необычно следующее: вычленение редко выделяемой части пятна; произвольное достраивание ее до осмысленного образа, не представ­ленного в пятне; в окончательном ответе смешиваются фигура и фон. Такая необыч­ность толкования встречается у чудаков и у больных шизофренией.

А вот еще одно оригинальное толкование этой же таблицы. Испытуемый (больной шизофренией) узрел в пятне «зайца, воло­чащего за головы двух женщин». Зайцу приписывается отнюдь не свойственная ему активность. В ответе прослеживается скры­тая агрессия против женщин.


Таблица VII теста Роршаха, перевернутая на 180'. Больной шизофренией с острым чув­ственным бредом увидел три предмета: ра­нету, кресло, кушетку. Он сам изобразил их в той последовательности, в какой, с его точки зрения, они располагаются друг за другом. Что в этом толковании странного? Объемность восприятия плоского изображе­ния, несопоставимость предметов. И, нако­нец, если «ракету» и «кресло» можно уви­деть в пятне, то от «кушетки» видны только «ножки» (все остальное заслонено другими «предметами»). Больной достраивает их до «целой кушетки» — типичный пример так называемого конфабуляторного ответа.

Каждая таблица теста Роршвха не простая клякса, а серьезная научная разра­ботка, потребовавшая от ав­тора многих лет упорного труда. Эти кляксы к тесту Роршаха никакого отноше­ния не имеют, наш худож­ник просто разлил тушь. Многие, наверное, любят следить за облаками, раз­глядывать морозный узор на стекле, выискивая фи­гуры, образы, сотворенные природой. И мы предлага­ем вам посоревноваться в фантазии. Что вы видите в этих кляксах? Можно что-то дорисовать, соединить линиями элементы. Главное условие; лякса должна участвовать в изображении. Ждем ваших ответов.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.