Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Кандидат медицинских наук Б. БЕЛЫЙ



Об авторе теста.

Создатель теста Герман Роршах родился в 1884 году в Цюрихе (Швейцария). Еще студентом медицинского факультета он сблизился с русским землячеством в Цюрихе, изучил русский язык и познакомился со своей будущей женой – русским врачом. Получив врачебный диплом, стал психиатром и через три года защитил докторскую диссертацию. Трижды он приезжал в Россию: дважды проводил он там каникулы у друзей, в третий раз в течении семи месяцев работал в частном санатории в Крюкове под Москвой. Свои опыты по восприятию чернильных пятен Роршах начал в 1911 году и через 8 лет изложил их в рукописи «Психодиагностика». Поначалу книга получила отказ у шести или семи издателей, но в конце


Герман Роршах (1884—1922 гг.) - автор психологического теста, который уже более полувека вызывает споры среди специали­стов.


концов в 1921 году ее удалось напеча­тать, правда, приложенные к ней таблицы с изображением пятен по техническим при­чинам подверглись значительным изменени­ям. Размеры их были уменьшены, первона­чальные цвета искажены, вместо предло­женных пятнадцати таблиц были отпечата­ны только десять. И именно эти десять из­мененных таблиц стали каноническими и в тысячах копий разошлись по свету. Глав­ными оказались не конкретные характери­стики пятен, а сама идея теста: судить о личности по особенностям ее восприятия.

Судьба этой монографии сначала была печальной. Из 1200 экземпляров первого издания продали всего несколько книг. От­зывы были малочисленны и отрицательны. В 1922 году Роршах умер в возрасте 37 лет от поздно диагностированного аппендици­та, не подозревая о том необычайном успе­хе, который завоюет впоследствии его труд.

По отзывам современников, Г. Роршах был многосторонне одаренным человеком. Кроме родного немецкого, он свободно го­ворил на французском и русском языках, превосходно рисовал, интересовался искус­ством. В своих воспоминаниях жена описы­вает его как гармоничного, скромного, со­вершенно непритязательного в обычной жизни человека, «вечного студента». Он был очень работоспособен, работал с уди­вительной легкостью, как бы играючи. Всю свою жизнь Роршах испытывал глубокую симпатию к России. Любил Толстого и До­стоевского, хотел написать работу о по­следнем. Передал свои сбережения на от­крытие столовой для голодающих детей на Урале. Свою «Психодиагностику» считал ключом к познанию человека и его воз­можностей и рассматривал ее только как начало большой предстоящей работы. Пос­ле смерти Роршаха известный швейцарский психиатр Е. Блейлер написал его жене:

«Ваш муж был гениален».

«Рентгеновские лучи разума»?

Что же принципиально нового внес Рор­шах? Почему его тест получил всемирное признание? В отличие от всех существовавших преж­де психологических методик испытуемые в этом тесте дают свои ответы самостоятель­но, а не выбирают их среди заранее подго­товленных экспериментатором. В этих усло­виях ответы в значительно большей степе­ни зависят от врожденных особенностей восприятия и индивидуального прошлого опыта, чем от заданных в эксперименте внешних раздражителей. Такие методики получили название личностных, и тест Рор­шаха был первым среди них.

Толкование чернильных пятен изучалось и до Роршаха, но ограничивалось главным образом содержательной стороной ответов. Роршах впервые перешел от анализа содер­жания ответов к механизмам их возникно­вения. Главным он считал не то, что имен­но человек видит, а то, как он видит и ка­кие особенности пятен (цвет, форму и т. Д.) он при этом использует.

Роршах сумел формализовать ответы на пятна, ввел количественные критерии. Он заметил, что определенные категории отве­тов сочетаются с некоторыми личностными свойствами и что по характеру интерпрета­ций можно примерно оценить степень ин­теллекта испытуемых. Он показал, чем от­личаются ответы здоровых людей от интер­претаций психически больных, и описал синдромы, характерные для отдельных пси­хических заболеваний. Короче говоря, он создал тест от начала до конца. За шесть десятилетий, прошедших после его смерти, тест в своей основе не изменился, в него были внесены лишь небольшие добавления.

Однако Роршах не смог создать теории, объясняющей связь особенностей восприя­тия пятен с теми или иными личностными характеристиками. Все его трактовки носят эмпирический характер и нередко строятся по принципу аналогий и «здравого смысла».

Каждый ответ на пятно Роршах оценива­ет по трем основным категориям: локализа­ции, детерминантам и содержанию. По ло­кализации ответы могут относиться либо ко всему пятну, либо к отдельным его де­талям. Роршах считал, что целостные отве­ты, когда в концепции образа участвует все пятно, отражают способность к теоре­тическому интеллекту. Логика его рассуж­дении достаточно проста: если человек опе­рирует всем пятном целиком, значит, он способен воспринимать основные взаимо­связи и склонен к систематизированному мышлению. К обычным деталям Роршах от­нес те участки пятен, которые чаще всего выделялись взрослыми психически здоро­выми людьми; ответы на такие детали он связал с практическим интеллектом и со способностью к контакту. Преувеличенное внимание к мелким деталям Роршах считал признаком придирчивости и мелочности. Ответы на белый фон, по его мнению, всегда свидетельствовали о наличии оппози­ционной установки: у здоровых людей — о склонности к дискуссиям, упрямстве, свое волии, а у психически больных — о негати­визме и странностях в поведении. Во всех этих трактовках прослеживаются тенденции к прямым аналогиям и мысль об однознач­ности способа видения и характера мышле­ния. Видишь всякую мелочь — значит пе­дант, видишь не сами пятна, как большинст­во людей, а прилежащий белый фон — зна­чит и мыслишь нетрадиционно.

Вторая основная категория оценок отве­тов — это детерминанты, показывающие, какие свойства пятен определяют ответ. К ним относят форму, движение, цвет и светотень.

Ответами по форме считаются такие, ко­торые обусловлены только контурами пят­на без учета других его свойств. Те интер­претации, где форма соответствует очерта­ниям указываемых пятен, называются отве­тами с хорошей или четкой формой, когда такого соответствия нет, говорят об отве­тах с плохой формой. Способность к даче большого количества ответов с четкой фор­мой Роршах считал индикатором устойчиво­сти внимания и одним из важнейших при­знаков интеллекта,

Ответы, учитывающие цвет пятен, Рор­шах связал с особенностями эмоционально­го реагирования испытуемых.

Важнейшим вкладом Роршаха в изучение личности считается описание кинестетиче­ских ответов, то есть, когда в пятнах видят движение или позу человека. Он заметил, что замкнутые люди, сосредоточенные на собственных переживаниях, дают кинесте­тических интерпретаций больше, чем цве­товых. Обратные соотношения наблюдаются у людей с живыми эмоциональными реак­циями и широким кругом общения, чья психика более зависит от внешних впечат­лений, чем от внутренних переживаний.

Уделив основное внимание особенностям восприятия пятен, Роршах сравнительно ма­ло останавливался на том, какие именно объекты в них усматривались. Он полагал, что содержательная сторона ответов только случайно отражает переживания испытуе­мых.

В 1939 году психолог Л. Франк выдвинул понятие проективных методов исследования личности, к которым он отнес и методику Роршаха. Согласно его положениям, при встрече с малоструктурированным объек­том восприятия личность проецирует на не­го свой способ видения жизни, свои стрем­ления, комплексы, чувства. Необходимость организовать и интерпретировать восприни­маемый материал создает проекцию частно­го мира индивидуальной личности. По Франку, цель проективной методики — до­биться от субъекта того, «что он не может или не хочет сказать, часто потому, что не знает сам и не осознает, что он скры­вает в себе за своими проекциями».

Точка зрения Франка была подхвачена психоаналитиками и получила широкое распространение в литературе. Тест Рорша­ха приобрел репутацию «рентгеновских лу­чей разума». Ему стали приписывать маги­ческую способность преодолевать созна­тельную защиту и раскрывать исследовате­лю «всю личность» с ее стремлениями, комплексами и тайными мотивами. В самих таб­лицах, в ряде категорий содержания стали усматривать определенную символику. Од­ни таблицы определяли как отцовские, дру­гие — как материнские или сексуальные. Указания на ягодицы и глаза связывались с бредом преследования, на скелеты и че­репа — с мазохистскими тенденциями, на взрывы — с чувством беспомощности, на эмблемы — с подавленным устремлением к власти, на раздавленные насекомые — с напряженными взаимоотношениями с брать­ями и сестрами, на архитектурные ответы— с внутренней неуверенностью и так далее.

Казалось, что тест может все. Отдельные критические замечания тонули в море по­бедных реляций. И тест стал завоевывать мир. Его начали использовать в вооружен­ных силах США, Канады и ФРГ для выяв­ления людей, непригодных к военной служ­бе, и при выдвижении на руководящие должности в армии и в промышленности. Резко возросло количество научных работ. В 1954 году ссылки на публикации, посвя­щенные тесту Роршаха, составили 36,4% ссылок на всю психологическую литерату­ру. В США был создан институт Роршаха, стал выходить специальный журнал, посвя­щенный этой методике. Появился ряд на­правлений и школ, которые отличались друг от друга и от первоначальной «класси­ческой» трактовки пятен. Были созданы специальные трехлетние курсы обучения тесту, где диплом выдавался только после определенной практики (не менее 25 собст­венных наблюдений) и экзамена. В I960 го­ду тест Роршаха по степени распространен­ности занял первое место среди всех пси­хологических методик.

Не все так гладко.

Однако со временем стали накапливать­ся работы, результаты которых не под­тверждали отдельных теоретических поло­жений теста либо в корне им противоречи­ли. Не обнаружилось отчетливой связи между целостными ответами и теоретиче­ским мышлением. Выявилось, что целостные ответы могут служить значимой характери­стикой интеллекта только в том случае, когда они соответствуют очертаниям пятна и не являются общераспространенными. Наоборот, большое количество целостных ответов с плохой формой встречается при ряде психических заболеваний и у здоро­вых детей в возрасте до 5 лет. У послед­них они никак не могут быть проявлением «сложной ассоциативной деятельности». Та­кие ответы отражают свойственный этому возрасту грубый способ целостного восприя­тия окружающего без выделения отдельных деталей, сходный с расплывчатым видением близоруких.

Было замечено, что мелкие детали в пят­нах нередко выделяют люди, которых нель­зя отнести ни к педантам, ни к мелочным. Выяснилось, что ответы на фрагменты бело­го фона не имеют никакой связи с «оппо­зиционными тенденциями».

Подтвердилось, что цветовые ответы не­которым образом отражают состояние об­щего эмоционального фона испытуемых, но между ними не было найдено четких за­кономерностей. Дали противоречивые ре­зультаты попытки проверки положений Роршаха о том, что соотношение ответов по движению и цвету зависит от опреде­ленного типа личности.

Со временем обнаружили, что только в редких случаях содержание ответов дейст­вительно отражает проблемы, волнующие испытуемого. Не получили никакого под­тверждения гипотезы, приписывающие от­дельным таблицам и некоторым категориям содержания определенные символические значения. Подверглась критике и сама кон­цепция психоаналитиков о том, что созна­тельный отчет нельзя считать достоверным и что надо не спрашивать испытуемого о его интересах и желаниях, а вскрывать их при помощи теста.

Все это в значительной степени подорва­ло доверие к творению Роршаха. Самый суровый приговор вынес ему английский психолог Г. Айзенк. Он пришел к выводу, что большинство постулированных взаимо­связей между показателями теста и лично­стными чертами и интеллектуальными свойствами остаются недоказанными, что методика Роршаха создает лишь «иллюзию клинической полезности» и не может счи­таться приемлемой в научном плане.

В ответ на подобные обвинения защитники теста стали сравнивать его с многоголо­вой гидрой: потеря одной головы-гипотезы не может погубить всего организма. Они заявляли, что каждый отдельный показа­тель в каждом отдельном наблюдении име­ет свое симптоматическое значение, кото­рое меняется от случая к случаю в связи с общей картиной. Но при таких условиях работа с тестом все более теряла научный характер и превращалась в своего рода искусство, требующее большого практиче­ского опыта и особой «специфической» ода­ренности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.