Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Пятна рассматривают дети



Значит, тест не оправдал возлагавшихся на него надежд и его следует сдать в ар­хив? Да ничего подобного! Оказалось, что его с успехом можно применять как в на­учных, так и в практических целях для исследования самых разных групп испытуе­мых. Видимо, в нем изначально было зало­жено нечто такое, что позволило выдер­жать испытание временем и многолетней практикой. Это «нечто» — чрезвычайно тон­кий и многосторонний инструмент, направ­ленный на выявление особенностей зри­тельного восприятия каждой личности. По­лучаемые результаты интересны сами по себе, вне зависимости от их связи с теми или иными личностными характеристиками. А вот приписываемые им интерпретацион­ные значения остаются спорными и нужда­ются в существенном пересмотре. Покажем это на примере обследованных нами трех групп испытуемых: здоровых детей и взрос­лых больных с опухолями мозга и больных шизофренией.

При изучении интерпретации пятен Роршаха детьми (обследовано 500 здоровых де­тей от 3 до 12 лет) можно было отчетливо проследить, как по мере взросления увели­чиваются возможности ребенка видеть пят­на по-разному, как дифференцируется и обогащается его восприятие. Двух-трехлетний ребенок не может выделить в пятне каких-либо деталей. Он способен восприни­мать только все. пятно целиком и, дав од­нажды какой-либо ответ, он часто стерео­типно повторяет его при предъявлении раз­ных таблиц.

Постепенно картина меняется, появляется способность к выделению в пятнах отдель­ных деталей. Вначале структура этих дета­лей крайне элементарна. «Бабочка» узнает­ся в любом пятне с центральным узким «телом» и симметричными «крыльями», «рыба» — в любом узком продолговатом пятне. Большинство таких ответов относит­ся к категории популярных, то есть самых частых среди ответов здоровых взрослых людей. Не говорит ли это о том, что раз­вивающийся мозг в первую очередь начина­ет настраиваться на выделение чаще всего встречающихся зрительных комплексов?

С взрослением способы восприятия пятен детьми становятся более разнообразными. Количество ответов на все пятно в целом уменьшается, возрастает удельный вес от­ветов на обычные детали, появляются ука­зания на мелкие детали и белый фон. Удельный вес ответов с четкой формой при этом неуклонно возрастает. С шести-семи лет появляются кинестетические отве­ты, а в содержании увеличивается удель­ный вес человеческих образов.

Образы, воспринимаемые школьниками 8—12 лет, становятся все более сложными и структурированными. В этом периоде развитие зрительного восприятия продол­жается, но темпы его несколько замедля­ются. Ряд показателей теста остается на прежнем уровне, другие продолжают по­степенно улучшаться. Некоторые из них дают отчетливую корреляцию с успешно­стью обучения в школе.

Сравнивая индивидуальные показатели, полученные при тестировании ребенка, с возрастной нормой, мы можем выделить детей, опережающих в развитии свой воз­раст. Еще более ценными представляются возможности теста в определении задержек психического развития. Большинство ис­пользуемых для этой цели психологических методик оценивают способности ребенка в зависимости от его знаний и навыков. Но они могут быть недостаточно развиты не только вследствие какого-то дефекта мозга, но и в результате педагогической запущен­ности. В отличие от общепринятых методик тест Роршаха позволяет непосредственно оценить степень зрелости корковых струк­тур независимо от количества приобретен­ных знаний.

Поясним это на примере. Все без исклю­чения дети в возрасте 4—5 лет дают в те­сте Роршаха конфабуляторные ответы — со­держание, основанное на восприятии не­большой части пятна, неадекватно припи­сывают всему пятну. Выделяют в пятне «усики» и называют все пятно «жуком» или «киской», указывают небольшую деталь, видят в ней удлиненную «морду» и опреде­ляют все пятно как «крокодил»; очертания пятна целиком при этом игнорируются. В 6—7 лет конфабуляторные ответы исче­зают. Наличие таких ответов у детей стар­ше 7 лет свидетельствует о задержке психи­ческого развития, которое обусловливает трудности обучения в массовой школе.

Болезни и тест.

У больных с односторонними доброкачест­венными опухолями левого полушария (70 наблюдений) способность к четкому вос­приятию формы пятен заметно не страда­ла. Но они давали мало ответов, часто по­вторялись, редко усматривали в пятнах лю­дей в движении и обычно видели животных (признак стереотипности мышления); сред­нее время, затрачиваемое на каждый ответ, увеличивалось. Эти признаки свидетельст­вовали о нарушении активности и динами­ки психических процессов.

При односторонних доброкачественных опухолях правого полушария (70 наблюде­ний) нарушалось восприятие формы пятен. Чаще определялись указания на цвет, уве­личивалось количество целостных ответов с плохими формами. Нередко отмечались конфабуляторные ответы. Например, на таблице III небольшие участки пятна оцени­вались как «копыта» и на основании этого вся таблица определялась как «драка ка­банов» (хотя форма пятен ничем их не на­поминала) .

Оказалось, что подобные закономерности прослеживаются при любом органическом поражении мозга (например, при эпилеп­сии, атеросклерозе). Благодаря своей высо­кой чувствительности тест Роршаха позво­ляет определить такие заболевания на ран­них стадиях. Особенно важно это тогда, когда болезненный процесс локализуется преимущественно в правом полушарии. Де­ло в том, что психические расстройства, возникающие при левополушарных очагах, даже если они не отражаются на речи, быстро обращают на себя внимание окру­жающих. Они выражаются в вязкости, об­стоятельности, замедлении мышления и речи, нарушениях способности к обобщению и трудностях переключения с одной темы на другую. Типичным примером таких больных может служить персонаж М. Жванецкого, застрявший на рассуждениях о по­купке раков: «больших, но вчера, малень­ких, но сегодня».

Психические расстройства при правополушарных очагах проявляются в многословии, повышенном настроении, некритичности, легкой отвлекаемости и далеко не сразу расцениваются окружающими как призна­ки интеллектуального снижения. Именно в этих случаях тест Роршаха может выявить органическое поражение мозга еще до появления выраженных психических изме­нений.

При обследовании тестом Роршаха более 200 больных шизофренией отмечена отчет­ливая зависимость между формой заболева­ния и способами интерпретации пятен. Са­мым необычным оказалось их восприятие при острых состояниях, характерных для особой формы шизофрении. У этих боль­ных на фоне депрессии или повышенного настроения появляется тревога, страх, бред. Им кажется, что вокруг разыгрывается какой-то спектакль, их окружают переоде­тые люди, с которыми они встречались прежде. В речах и жестах этих людей больные усматривают особый смысл. Иног­да они ощущают себя в центре борьбы двух противостоящих группировок, олице­творяющих добрые и злые силы.

Так вот, у всех обследованных нами та­ких больных отмечались в период присту­па болезни необычность и странность вос­приятия пятен. Их представления отлича­лись неустойчивостью, текучестью, часто в одном и том же пятне одновременно ви­делось несколько объектов. Очертания об­разов искажались, вытягивались в про­дольном или поперечном направлениях. По­рою один образ накладывался на другой и заслонял его. Произвольно выделенные не­большие участки пятен достраивались до законченных образов, неадекватных указы­ваемым пятнам. «Сапоги» превращались в «засаду девушек за бугром» (кадр из кино­фильма «А зори здесь тихие»), «усы» — в «лицо Серёги». Часто смешивались фигу­ра и фон, то есть не выделялась граница между белыми и окрашенными участками, и они сливались в единый образ.

Эти больные часто игнорировали форму пятен, соотношение между ними, их отве­ты сочетали элементы, несовместимые в то­пическом, логическом или временном ас­пектах. Они могли соединять отдельные части разных существ в единое химериче­ское создание («баран с крыльями», «мор­ской конек с человеческим лицом»), припи­сывать животным несвойственную им ак­тивность («заяц волочит за головы двух женщин»), могли «видеть» внутренние орга­ны сквозь тело и одежду.

В содержательной стороне их ответов не­редко проявлялись тревога, переживание внешней угрозы и агрессия («Садисты рас­плющили чьи-то мозги под прессом», «Че­ловек проваливается в бездну, это символ беды», «Толстяку заливают глотку горячей смолой», «Смерть, череп с кровавыми гла­зами»).

Ничего подобного не наблюдалось при непрерывно текущей параноидной шизофре­нии, при которой систематизированный бред сочетается с явлениями психического автоматизма (переживанием, что собствен­ные мысли, ощущения и движения — ре­зультат воздействия посторонней силы). Особенности интерпретации пятен Роршаха этой группой больных часто ничем не отли­чались от интерпретации психически здоро­вых людей.

Грубые изменения в способах восприятия пятен отмечены у больных шизофренией со снижением активности, бедностью по­буждений, пассивной подчиняемостью, рав­нодушием к близким и к собственной судь­бе. Такие больные давали мало ответов, среди которых преобладали целостные ин­терпретации с плохой формой и было мно­го стереотипных повторений одного и того же ответа. Отмечалось преобладание гру­бых, недифференцированных способов вос­приятия, ориентация на самые стандартные образы, бедность содержательной стороны ответов.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.