И, все-таки, дорогие мои коллеги, судя по тому, как выглядит российская школа сегодня, мы кое-что сделали. Десятка два-три основательных инновационных проектов были реализованы в металле[12], гимназии и лицеи, правда, не в том виде, который задумывался, наличествуют в каждом городе, курсы по выбору в федеральном учебном плане присутствуют. И школы ступеней в России есть, и международный бакалавриат не редкость, и погружения не пугают. То тут, то там (в том числе и в начальственных кабинетах) слышны разговоры о том, что научить – это не просто вооружить ученика суммой знаний, как любили говорить во времена моей педагогической юности, а надобно учить школьника думать, самостоятельно добывать знания. В стандартах появились пока непонятные никому компетентности, Единый государственный экзамен, в конце концов, введен….
Словом, работали мы, кажется не зря. Но… почему все-таки так быстро прошел период революционно-педагогического романтизма, почему столь прогрессивные идеи, давно прижившиеся в школах развитых стран, были если не отторгнуты, то не приняты отечественной школой? Свой вариант ответа на этот вопрос я попробовал изложить, основываясь на рефлексии пройденного в профессии. Но… Каспржак-то – быть может, смещенная и явно нерепрезентативная выборка. Нужны исследования, хотя бы дискуссии. Не сделаем этого и…. Второй «подход к снаряду» может стать не столь удачным, как хотелось бы.
Каспржак Анатолий Георгиевич, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель России, директор Центра развития лидерства в образовании Института образования НИУ Высшая школа экономики, Москва
[1] А.Н. Островский. «На всякого мудреца довольно простоты», диалог Глумова и Крутицкого.
[2]Речь идет об объявленной в 1984 г. так называемой «Черненковской» реформе образования. Была принята постановлением Верховного Совета СССР «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы». Реформа предполагала фактическое слияние общего среднего с всеобщим профессиональным образованием, что должно было сориентировать молодежь на выбор рабочих профессий, что принципиально расходилось с намерениями подавляющего большинства семей школьников.
[3] С. Морозов. Была ли советская школа действительно лучшей?, 2012, http://www.dal.by/news/109/27-10-12-22/
[4] Ильин Евгений Николаевич, педагог-новатор, учитель литературы из г. Санкт-Петербург, автор оригинальной концепции преподавания изящной словесности. http://shkola3000.ru/NEW_Ilin-Evgeniy-Nikolaevich.html
[5] Шаталов Виктор Федорович, педагог-новатор. Народный учитель СССР (1990), разработал систему обучения с использованием опорных сигналов – взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом.
[6] Волков, Игорь Павлович (р. 1927) — педагог-новатор, заслуженный учитель школы РСФСР (1982). Один из инициаторов педагогики сотрудничества. Разработал и проверил на практике систему выявления и развития творческих способностей детей. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 345)
[7]В 1988 году приказом тогдашнего председателя Госкомитета СССР по народному образованию Г.А. Ягодина при Госкомитете был создан Временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) «Школа» во главе с известным педагогом Э.Д.Днепровым, который должен был разработать новую концепцию развития образования. В него вошли прогрессивно думающие педагоги и психологи. Эти документы были одобрены Всесоюзным съездом работников образования (декабрь 1988), провозгласили курс на: гуманизацию, гуманитаризацию, демократизацию; плюрализм образования, его многоукладность, вариативность, открытость и т.д. Команда, собранная во ВНИК «Школа», во главе с Э.Д. Днепровым, 1990 году возглавило Министерство образования РСФСР (с 1991-ого года – РФ).
[8]Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 42, с. 278
[9]Лацис О.Р. «Век России, урок России», Фонд «Либеральная миссия», 01.10.2002, http://www.liberal.ru/articles/cat/887