В ЗАО Агрофирма «Русь» фактическая себестоимость 1 ц корнеплодов сахарной свеклы определяется путем деления затрат по её выращиванию (без стоимости ботвы) на физическую массу свеклы. Ботва сахарной свеклы оценивается по нормативам затрат на уборку.Кроме того, на предприятии при исчислении себестоимости корнеплодов сахарной свеклы учитывают загрязнение (которое порой доходит до 20-30%) и сахаристость корнеплодов. Методическими указаниями это не предусмотрено, поэтому при исчислении себестоимости в ЗАО Агрофирма «Русь» используют не физическую массу продукции, а зачетную.Зачетную массу свеклы определяют путем умножения физической массы со скидкой на засоренность, на сахаристость в процентах.
Тема 6.2. Учет затрат и выхода продукции животноводства
Затраты и выход продукции отрасли животноводства в ЗАО «Агрофирма «Русь» учитывают на операционном калькуляционном счете 20 "Основное производство", субсчет 2 "Животноводство", по дебету которого отражают затраты, а по кредиту — выход продукции.
В качестве объектов учета затрат по данному субсчету выделяют отдельные виды и группы животных в пределах отраслей: крупный рогатый скот (молочное и мясное скотоводство), свиноводство, овцеводство, птицеводство и т. д.
Учет затрат на аналитических счетах по счету 20 "Основное производство", субсчет 2 "Животноводство", в ЗАО «Агрофирма «Русь» ведут по типовой номенклатуре статей затрат.
В ЗАО «Агрофирма «Русь» в первичном учете используется большое количество разнообразных документов, на основании которых производятся все последующие записи. Можно выделить следующие группы документов: по учету затрат труда, предметов труда (в том числе по расходу кормов и прочих материальных ценностей), по использованию средств труда, по учету выхода продукции, прироста живой массы и приплода.
Основным документом по учету затрат труда работников животноводства является расчет начисления оплаты труда работникам животноводства (ф. № 135-АПК). Начисление оплаты труда животноводам производится в основном за полученную продукцию (молоко, прирост живой массы, приплод.). Поэтому для начисления оплаты привлекаются и документы, в которых фиксируется выход продукции: журналы учета надоя молока, акты на оприходование приплода животных, ведомости взвешивания животных, акты на перевод животных из группы в группу (Приложения к теме 4). На основании зафиксированного в этих документах выхода продукции начисляют оплату труда животноводам в соответствии с действующими в ЗАО «Агрофирма «Русь» расценками.
Учет отработанного времени работниками животноводства ведут ежедневно по каждому работнику фермы в табеле учета рабочего времени (ф. № 140-АПК).
Основным видом расходов предметов труда в животноводстве является расход кормов, первичный учет которых на фермах ведут в ведомостях учета расхода кормов (ф. № 175-АПК). Ведомость является комбинированным накопительным документом, на основании которого производят и выдачу (отпуск) кормов, и списание их в расход. Сводный учет расхода кормов на ферме ведут в журнале учета расхода кормов (ф. № 303-АЛК). В нем на каждый вид и группу животных отводят отдельные страницы для записи расхода кормов по каждому их виду в физической массе, в переводе на кормовые единицы и при необходимости по содержанию переваримого протеина.
Расход прочих материальных ценностей в животноводстве (биопрепаратов, медикаментов, дезинфицирующих средств и т. п.) оформляют в установленном порядке лимитно-заборными ведомостями, накладными и другими расходными документами.
Затраты средств труда в животноводстве фиксируют в первую очередь в документах по начислению амортизации и отчислений в ремонтный фонд. Формы документов используются те же, что и при начислении амортизации и отчислений в ремонтный фонд по основным средствам в растениеводстве.
Для учета выхода продукции в животноводстве применяют журнал учета надоя молока - для оприходования молока, акт на оприходование приплода животных, ведомость взвешивания животных и расчет определения привеса (Приложения к теме 4).
Регистром, в котором обобщают данные первичных документов о затратах и выходе продукции в животноводстве по подразделениям, является производственный отчет подразделения по животноводству. Его составляют по итогам данных за месяц из соответствующих первичных и сводных документов.
Производственный отчет по животноводству состоит из двух разделов:
I. Затраты на производство продукции животноводства (дебет субсчета 20-2);
II. Выход продукции (кредит счета).
В первом разделе лицевого счета регистрируют все необходимые учетные данные по дебету субсчета 20-2. Во втором разделе производственного отчета "Выход продукции" отражают выход основной и побочной продукции отрасли животноводства, относимой с кредита счета 20, субсчет 2 "Животноводство", в дебет корреспондирующих счетов 43, 11 и др. с указанием количества и суммы.
Мной было принято непосредственное участие в составление производственного отчета по животноводству за декабрь 2012г.
Основная корреспонденция счетов по учету затрат и выходу продукции в ЗАО «Агрофирма «Русь»:
Дт Кт
20.2 02 — на сумму начисленной амортизации по основным средствам отрасли животноводства;
20.2 10 — на стоимость израсходованных кормов, медикаментов, биопрепаратов, подстилки, прочих материалов;
20.2 20.1, 20.3 — на суммы калькуляционных разниц по продукции, использованной в животноводстве (корма, продукция переработки и др.), а также затраты по культурным пастбищам, скормленным скоту на выпас, и медоносным культурам, отнесенным на пчеловодство;
20.2 23 — на стоимость услуг вспомогательных производств и машинно-тракторного парка;
20.2 25, 26 — на суммы общепроизводственных и общехозяйственных расходов, отнесенные на животноводство;
20.2 29 — на суммы услуг прочих производств и хозяйств для животноводства;
20.2 97 - на суммы расходов будущих периодов, отнесенные на животноводство;
20.2 94 — на балансовую стоимость павшего молодняка и животных на откорме, относимую на затраты животноводства, и т. д.
43, 10, 11 20.2 — на стоимость оприходованной основной и побочной продукции, прироста живой массы;
20.1 20.2 — на стоимость навоза при содержании животных путем выпаса, относимого на содержание культурных пастбищ.
Кроме того, по кредиту субсчета 20-2 отражают списание в конце года калькуляционных разниц по продукции животноводства на счета 43, 20-3, 29, 90 в зависимости от направления использования продукции.
На счет 20, субсчет 2 "Животноводство" в ЗАО «Агрофирма «Русь» относится падеж животных, учитываемый на счете 11 (кроме падежа по вине материально ответственных лиц и вследствие стихийных бедствий).
Падеж животных на выращивании и откорме списывают по кредиту счета 11 на дебет счета 94, а затем с кредита счета 94 на дебет субсчета 20.2.
В итоге по субсчету 20.2 происходит увеличение суммы затрат, т. е. себестоимость выращиваемого и откармливаемого поголовья соответственно возрастает).
В ЗАО «Агрофирма «Русь» учет затрат и выхода продукции ведется раздельно по молочному и мясному скотоводству.
В животноводстве, в молочном скотоводстве объектами исчисления себестоимости является основная продукция — молоко. При этом в одновременно получают несколько видов сопряженной продукции — в молочном скотоводстве - приплод. Поэтому объекты учета затрат и объекты исчисления себестоимости не совпадают, и важное значение имеет их рациональное распределение между сопряженными видами продукции.
Кроме того в животноводстве получают и побочную продукцию, к которой относятся, например навоз. Затраты на навоз определяют исходя из нормативных (расчетных) затрат на его уборку в конкретных условиях (амортизация и отчисления в ремонтный фонд на технические средства по удалению навоза из навозохранилища, затраты по его выемке из навозонакопителей и хранению) и стоимости подстилки. Жидкий навоз учитывается в зависимости от его влажности в пересчете на условный подстилочный материал по специальным коэффициентам. Затраты на погрузку и вывозку навоза из животноводческих помещений и приготовление для внесения в почву под культуры независимо от расстояния перевозки в ЗАО «Агрофирма «Русь» относят на расходы растениеводства. Жидкий навоз влажностью более 98 % относится к сточным водам животноводческих ферм. Себестоимость I т навоза определяют делением общей суммы затрат, отнесенных на него по нормативу, на его физическую массу.
Рассмотрим порядок расчета себестоимости продукции по основным отраслям животноводства в ЗАО «Агрофирма «Русь».
В молочном скотоводстве в ЗАО «Агрофирма «Русь» объектами исчисления себестоимости являются: по основному стаду — молоко и приплод, по выращиванию молодняка и откорму взрослого скота — прирост живой массы и общая живая масса скота.
По основному молочному стаду себестоимость продукции определяют следующим образом. Из общей суммы затрат, учтенных на аналитическом счете, исключают стоимость побочной продукции в установленной оценке. Оставшиеся затраты относят на валовой выход основной продукции — молоко и приплод. Затраты между этими сопряженными видами продукции распределяют в соответствии с расходом обменной энергии кормов: на молоке 90 %, на приплод — 10 %. Себестоимость 1 ц молока исчисляют делением суммы затрат, приходящейся на его производство, на физическую массу полученного молока, а себестоимость приплода — делением затрат, отнесенных на него, на полученное количество голов приплода.
К закрытию счетов в животноводстве в ЗАО «Агрофирма «Русь» приступают после распределения калькуляционных разниц по растениеводству и переработке продукции растениеводства. Счета переработки продукции животноводства закрывают после соответствующих счетов затрат на данную продукцию.
Первыми закрывают аналитические счета на которых учитывается переработка продукции растениеводства, чтобы калькуляционные разницы по этой продукции были отражены на соответствующих счетах животноводства. Следующими закрывают аналитический счет затрат по той группе животных, продукция которой подвергалась переработке для других групп животных. После этого приступают к закрытию счетов, на которых учитывалась переработка продуктов животноводства (по счету 20.3), использованных для других групп животных. Затем приступают к закрытию очередного счета затрат по животноводству.
Закрытие счетов в животноводстве производится в отличие от растениеводства строго на основании калькуляции фактической себестоимости. В животноводстве калькулируется как полученная продукция (молоко), так и привес и живой вес животных. Все это не может не отражаться на закрытии счетов. Вначале делается расчет по калькуляции фактической себестоимости продукции животноводства, после этого выявляются калькуляционные разницы и на основании бухгалтерской справки на корректировку себестоимости продукции животноводства списываются в строгом соответствии с каналами использования продукции.
При закрытии счета 20.2.«Основное производство. Животноводство» в ЗАО «Агрофирма «Русь» соблюдают такую последовательность закрытия аналитических счетов:
1. по кормоцехам и кормокухням. Затраты по ним распределяются и включаются в затраты по содержанию разных групп животных пропорционально количеству приготовленных кормов для этих групп;
2. по молочному стаду и молодняку на откорме;
3. по переработке молока (счет 20.3);
4. по молодняку всех возрастов и взрослым животным на откорме;
5. по забою скота (20.3).
После закрытия аналитического счета «Кормоцех» приступают к закрытию счета учета затрат основного молочного стада КРС, так как продукция этой группы животных (молоко) используется для выпойки молодняка, других групп и видов животных, а также для переработки.
По дебету аналитического счета «Основное молочное стало КРС» к моменту его закрытия уже отражены все затраты с учетом корректировки стоимости работ вспомогательных производств, продукции растениеводства, услуги кормоцеха по уже закрытым счетам, использованным для данной группы скота. По кредиту этого счета к концу года отражена вся основная продукция в оценке плановой себестоимости, а также на уменьшение затрат списана стоимость побочной продукции и сумма выручки от использования быков- производителей. Сопоставляя данные дебетового и кредитового оборота получаем разницу между фактическими затратами и плановой себестоимостью продукции, т.е. получаем отклонения по аналитическому счету «Основное молочное стадо КРС».
При закрытии этого счета затраты распределяются между двумя видами сопряженной продукции (молоко и приплод) в соответствии с порядком, принятым при исчислении себестоимости этих видов продукции. Затем распределяют суммы отклонений. Для этого полученную фактическую себестоимость сопоставляют с плановой оценкой. Отклонения определяют на весь объем продукции и на 1 ц (после исключения продукции, относящейся к уже закрытым счетам), а по приплоду – на 1 голову.
Затем списывают выявленные отклонения по себестоимости.
Отклонения по себестоимости приплода полностью переносят на счет 11 «Животные на выращивании и откорме». Отклонения по себестоимости молока распределяют по направлениям использования продукции, которые определяют по данным соответствующих аналитических счетов. Суммы экономии или перерасхода устанавливают умножением количества продукции на разницу себестоимости центнера продукции или путем сопоставления по каждому каналу движения приходящихся фактических затрат с суммой плановых, отнесенных в течение года.
На основании специального расчета общую сумму выявленных отклонений списывают с кредита счета 20.2«Основное производство. Животноводство» в дебет счетов в зависимости от направления использования продукции. Сумму отклонений по молоку, израсходованному на выпойку молодняка, относят на субсчета 20.2. «Основное производство. Животноводство», аналитические счета затрат на содержание молодняка. После списания отклонений аналитический счет «Основное молочное стадо КРС» закрывается.
Тема 6.3. Учет затрат и выхода продукции промышленных и вспомогательных производств
Промышленные производства в ЗАО «Агрофирма «Русь» предназначены для переработки продукции и изготовления материалов. К таким производствам относятся:
- производство по переработке продукции растениеводства (мельница);
- производство по переработке продукции животноводства (цех по забою скота);
Учет затрат промышленных производств в ЗАО «Агрофирма «Русь» ведут на счете 20 «Основное производство» по субсчету 3 «Промышленное производство» по видам производств и статьям затрат. На каждое производство открывают отдельный аналитический счет.
Аналитические счета открываются на каждый вид промышленных производств, затраты учитывают по типовой номенклатуре.
Учет затрат в промышленных производствах ЗАО «Агрофирма «Русь» оформляют первичными документами установленной формы: нарядами на сдельную работу, накладными, лимитно-заборными ведомости и др. Данные первичных документов в установленном порядке систематизируют в накопительной ведомости учета затрат, отчетах о движении материальных ценностей и др.
Для контроля за расходованием сырья и выходом готовой продукции в подсобных промышленных производствах применяют отчет о переработке продукции. В нем отражают данные о затратах сырья и материалов и выходе готовой продукции.
Ежемесячно данные из первичных документов, журналов учета работ и затрат, отчетов о переработке продукции и других документов переносят в производственные отчеты подразделений (промышленных производств).
Затраты по дебету счета 20 «Основное производство», субсчет 3 «Промышленное производство», учитывают в зависимости от видов расходов в корреспонденции с кредитом следующих счетов:
02 «Амортизация основных средств» - на суммы начисленной амортизации основных средств;
43 «Готовая продукция» - на сумму сельскохозяйственной продукции, отпущенной в переработку;
10 «Материалы» - на стоимость израсходованных материалов.
По кредиту субсчета 20-3 учитывают выход продукции промышленных производств в корреспонденции с дебетом счетов:
43 «Готовая продукция», субсчет 3 « Продукция промышленности» - на стоимость оприходованной продукции, если она предназначена для продажи, а также частично и для собственных нужд;
10 «Материалы» - на стоимость продукции, оприходованной в качестве сырья и материалов только для собственного производства.
Кроме того, по кредиту субсчета 20.3 в конце года отражают корректирование плановой себестоимости продукции до фактической с отнесением разницы (экономия, перерасход) на счета 43,90 и др. в зависимости гот направления использования продукции.
Исчисление себестоимости продукции подсобных промышленных производств по переработке сельскохозяйственной продукции в ЗАО «Агрофирма «Русь» производится в конце года, исходя из суммы затрат на ее производство, за вычетом стоимости возвратных и безвозвратных отходов по цене возможной продажи (реализации) или использования, и объемов производства продукции.
Сельскохозяйственная продукция собственного производства и животные, отправленные в переработку, списываются в затраты промышленных производств по фактической себестоимости их производства и выращивания.
На убойном пункте учет затрат по забою животных ведут отдельно по каждому виду (КРС, свиньи).
Объектом калькуляции при забое скота является основная продукция – мясо, калькуляционной единицей – 1ц. Побочная продукция – субпродукты, шкуры – оцениваются по ценам реализации. Метод калькуляции - метод прямого отнесения затрат, но предварительно из общей суммы затрат исключают стоимость побочной продукции.
Себестоимость продукции забоя скота (говядины, свинины) определяется по каждому ее виду.
Стоимость забитых животных прямо относится на себестоимость полученного от забоя мяса (говядины и свинины). Все другие затраты на содержание скотоубойных площадок или цехов учитывают вместе и распределяют между видами полученной продукции пропорционально их стоимости по ценам продажи (реализации). Себестоимость одной тонны (центнера) мяса по его видам определяют делением общей суммы затрат, включающей стоимость забитых животных и приходящейся части распределяемых расходов по содержанию скотоубойных площадок за исключением стоимости субпродуктов, шкур и другой побочной продукции по ценам их продажи на массу полученной продукции. Для этого из общей суммы затрат по содержанию скотоубойных площадок или цехов (включая стоимость забитого поголовья) исключается стоимость субпродуктов, шкур, пуха, пера и другой побочной продукции по цене продажи. Оставшаяся сумма затрат распределяется по видам полученного мяса исходя из его стоимости по ценам реализации. Себестоимость одной тонны (центнера) мяса определяют делением суммы затрат на его массу.
В ходе прохождения практики я выявила, что в ЗАО «Агрофирма «Русь» регистром аналитического учета в программе «1С: Бухгалтерия» является Оборотно – сальдовая ведомость по счету 23 (в разрезе субсчетов) и Карточка счета 23.
Мною было сформировано Оборотно – сальдовая ведомость по счету 23.1, в которой отражаются затраты по каждому объекту ремонта.
Затраты ремонтной мастерской в корреспонденции:
Дт Кт
23 02 - на суммы амортизации основных средств ремонтной мастерской;
23 10 - на суммы израсходованных для ремонта различных материалов, нефтепродуктов, запасных частей, инструментов, мелкого инвентаря и т. п.;
23 23 - на стоимость произведенных услуг других вспомогательных производств;
23 60 - на стоимость услуг сторонних организаций для ремонтной мастерской;
23 70, 69 , 96 - на суммы начисленной оплаты труда, отчислений органам социального страхования и в резерв на оплату отпусков;
23 71 - на суммы оплаченных через подотчетных лиц мелких расходов ремонтной мастерской;
23 96, субсчет 1 "Резерв расходов на ремонт" (ремонтный фонд) — на сумму отчислений в ремонтный фонд по основным средствам ремонтной мастерской при отнесении в затраты ремонта не фактических расходов, а сумм резерва.
По кредиту счета 23 "Вспомогательные производства", субсчет 1 "Ремонтные мастерские" списывают затраты на законченный ремонт либо непосредственно на счет 20 "Основное производство", т.к. там учитывают фактические затраты по ремонту.
Ремонтно-механические мастерские в ЗАО «Агрофирма «Русь» выполняют самые различные работы. Поэтому по данному производству не может быть единой учетной единицы. Себестоимость выполненных работ или изготовленных изделий в ремонтных мастерских определяется по каждому заказу или группе однородных заказов, по которым ведут аналитические счета в журнале учета затрат в ремонтной мастерской.
Все затраты по законченному ремонту списывают в сумме- фактической себестоимости ремонта соответствующих объектов. При этом цеховые расходы включаются в затраты в нормативном размере с корректированием до фактических сумм в конце года. На конец года по ремонтным мастерским может оставаться незавершенное производство. Оставшиеся затраты показывают в заключительном балансе хозяйства в составе незавершенного производства.
Помимо ремонтных работ в ремонтной мастерской могут изготовляться и различные изделия, инвентарь, запасные части и т. п. В целях упрощения учета эта продукция ремонтной мастерской приходуется не по фактической себестоимости, а по прейскурантным ценам или по ценам возможного приобретения.
Тема 7. Учет накладных расходов и затрат прочих производств
Значительную группу затрат в ЗАО «Агрофирма «Русь» составляют расходы по организации производства и управлению.
Общепроизводственные расходы включают в себя расходы на организацию производства и управление отдельными отраслями производства или подразделениями, а также различные производственные расходы, которые нельзя непосредственно отнести на ту или иную культуру либо на тот или иной вид продукции, так как она относятся к отраслям или производственному подразделению в целом.
Учет общепроизводственных расходов ведут на собирательно-распределительном счете 25 «Общепроизводственные расходы». По дебету его учитывают затраты в течение года, а по кредиту списывают эти затраты на счета основного производства. Списание делается в плановом или нормативном размере в течение года с корректировкой в конце года. В результате счет 25 «Общепроизводственные расходы» закрывается и сальдо не имеет.
Счет 25 «Общепроизводственные расходы» имеет субсчета:
Учет общепроизводственных расходов ведется по установленной номенклатуре статей затрат.
Порядок записи общепроизводственных расходов в бухгалтерские регистры в ЗАО «Агрофирма «Русь» установлен следующий. Ежемесячно на основании данных накопительных ведомостей затрат форма, отчетов о движении материальных ценностей и других документов подразделений составляет производственные отчеты по общепроизводственным расходам. В них отражаются данные о суммах соответствующих расходов за отчетный месяц и нарастающим итогом с начала года по установленным статьям затрат. Записи в производственном отчете по соответствующим статьям ведут в разрезе корреспондирующих счетов.
В течение отчетного периода общепроизводственные расходы отражаются по дебету одноименного счета 25. При этом учет расходов на счете 25 ведется в разрезе каждого производственного подразделения.
В учете ЗАО «Агрофирма «Русь» общепроизводственные расходы отражаются проводками:
Дт Кт
25 10 – списана стоимость материалов, запасных частей, использованных для обслуживания и ремонта оборудования;
25 70 – начислена зарплата сотрудников общепроизводственного персонала;
25 69 – начислены взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний с зарплаты общепроизводственного персонала;
25 23 (60, 76) – списаны расходы на содержание помещений (ремонт, плата за аренду помещений, оборудования, оплата коммунальных услуг и т.д.);
25 02 (05) – начислена амортизация по основным средствам (нематериальным активам), используемым в основном (вспомогательном) производстве.
Аналитический учет общепроизводственных расходов ведут по статьям затрат в ведомостях аналитического учета, которые заполняются на основе первичных документов и разработочных таблиц распределения материалов, зарплаты, услуг вспомогательных производств и т.д.
Мной был изучен порядок формирования оборотно – сальдовой ведомости по счету 25 за ноябрь 2012г (Приложение № 39) и Карточки счета 25 (Приложение № 40).
Общехозяйственные расходы включают расходы на управление и обслуживание хозяйства в целом. Для их синтетического учета выделен собирательно-распределительный счет 26 «Общехозяйственные расходы», по дебету которого учитывают затраты в течение года, а по кредиту списывают их в установленные сроки по назначению.
В течение отчетного периода общехозяйственные расходы отражаются по дебету одноименного счета 26:
Дт Кт
26 10 (21) – списаны материалы (полуфабрикаты собственного производства), израсходованные на общехозяйственные нужды;
26 70 – начислена зарплата административно-управленческого и общехозяйственного персонала;
26 69 – начислены взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний с зарплаты административно-управленческого и общехозяйственного персонала;
26 60, 76 – учтена в составе общехозяйственных расходов стоимость работ (услуг), выполненных сторонними организациями (например, аудиторские, консультационные услуги);
26 02 (05) – начислена амортизация по основным средствам (нематериальным активам) общехозяйственного и управленческого назначения.
20 (23, 29) 26 – списаны общехозяйственные расходы, связанные с деятельностью основного (вспомогательного, обслуживающего) производства, либо Дт 90 Кт 26 (Приложение № 3 «Учетная политика ЗАО «Агрофирма «Русь»)
Аналитический учет общехозяйственных расходов ведется в ведомостях учета общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов и непроизводственных расходов по статьям затрат, которые составляют на основании первичных документов и разработочных таблиц.
Тема 8. Учет продажи продукции, работ, услуг, прочих доходов и расходов
Отгрузкой и отпуском продукции в ЗАО «Агрофирма «Русь» занимаются специалисты по сбыту, которые заключают договоры с покупателями, оформляют документы на отгружаемую продукцию, осуществляют оперативный учет движения продукции на складе, контролируют выполнение договорных обязательств, своевременность поступления средств от покупателей.
Отгрузка продукции осуществляется в соответствии с договором купли-продажи, заключаемым между продавцом и покупателем. По договору купли-продажи продавец обязуется передать продукцию в собственность покупателю, а покупатель — принять и оплатить ее.
В договоре (Приложение № 41) указываются наименование, количество, ассортимент, качество, комплектность поставляемой продукции, цена, порядок расчетов, почтовые и платежные реквизиты поставщика и покупателя, отгрузочные документы, последствия нарушения условий договора и т. д. Согласно договору оплата продукции может производиться предварительно до отгрузки или после ее передачи получателю. При предварительной оплате в договоре указывается размер перечисляемого аванса.
Отпуск со склада продукции в ЗАО «Агрофирма «Русь» оформляется первичными документами. Специалисты по сбыту на основании договора поставки и графика отгрузки выписывают товарную накладную (Приложения № 42, 43), где указываются покупатель, наименование изделий, количество продукции, подлежащей отпуску и фактически отпущенной, договорная цена, сумма, стоимость упаковки, оплачиваемой сверх цены на продукцию. После оформления накладная передается на склад.
Выполненные работы и оказанные услуги оформляются приемо-сдаточным актом, где указываются виды работ и услуг, их объем и стоимость. Такой акт подписывается представителями заказчика и подрядчика.
При предварительной оплате продавец выписывает счет, на основе которого покупатель перечисляет деньги за предстоящую отгрузку.
Кроме перечисленных первичных документов на отгружаемую продукцию в ЗАО «Агрофирма «Русь» выписывает счет-фактуру, используемую продавцом и покупателем для исчисления налога на добавленную стоимость.
В ЗАО «Агрофирма «Русь» ведут Книгу продаж, которая предназначена для регистрации счетов-фактур. Целью ведения книги продаж является определение суммы налога на добавленную стоимость по отгруженным товарам, выполненным работам и оказанным услугам.
Для учета выручки от продажи продукции, ее себестоимости, получаемых налогов от покупателей и выявления финансовых результатов от обычной деятельности в ЗАО «Агрофирма «Русь» используется синтетический счет 90 «Продажи».
По дебету счета показывается фактическая себестоимость проданной продукции, а по кредиту — выручка от продажи или поступивший от покупателей платеж.
Фактическая себестоимость продукции, работ и услуг включает производственную себестоимость и расходы по продаже. Фактическая производственная себестоимость продукции может исчисляться по прямым издержкам производства. При этом общехозяйственные (управленческие) расходы списываются непосредственно на продажу продукции и показываются обособленно на дебете счета Продаж.
По дебету счета Продаж находят отражение также причитающиеся бюджету налоги (акциз, НДС и налог с продаж).
Выручка, поступивший от покупателя платеж отражаются по кредиту счета Продаж общей суммой, включающей стоимость продукции по продажным ценам и причитающиеся к получению с покупателей налоги (акциз, НДС, налог с продаж).
По окончании отчетного периода на счете Продаж подсчитываются итоги по дебету и кредиту, затем они сопоставляются между собой, в результате чего выявляется конечный финансовый результат. Если итог по кредиту больше итога по дебету, это означает, что организация получила прибыль, превышение дебетового итога над кредитовым показывает убыток. Прибыль отражается по дебету, а убыток — по кредиту счета Продаж, подсчитываются дебетовый и кредитовый обороты, которые должны быть равны между собой, остатка на этом счете быть не должно.
К счету 90 «Продажи» в ЗАО «Агрофирма «Русь» открываются субсчета "Выручка", "Себестоимость продаж", "Налог на добавленную стоимость", "Акцизы", "Прибыль/убыток от продаж"; сведения по каждому субсчету отражаются за каждый отчетный период в накопительном порядке, и, следовательно, в течение года они не закрываются.
По окончании квартала, полугодия и девяти месяцев сопоставлением суммы дебетового оборота по субсчетам "Себестоимость продаж", "Налог на добавленную стоимость", "Акцизы" и кредитового оборота по субсчету "Выручка" определяется "финансовый результат (прибыль, убыток) от продаж за отчетный период и с начала года. Выявленный финансовый результат списывается с субсчета "Прибыль/убыток от продаж" на счет 99 «Прибылей и убытков». В результате этой бухгалтерской записи синтетический счет Продаж закрывается, а субсчета остаются открытыми. Закрытие субсчетов осуществляется по окончании отчетного года оборотами за декабрь внутренними бухгалтерскими записями на субсчете "Прибыль/убыток от продаж" счета 90 «Продаж».
При отражении операций по продаже, поступлению выручки, списанию проданной продукции, выявлению прибыли или убытка счет Продажи корреспондирует по дебету и кредиту с соответствующими счетами.
Изучив организацию учета продаж в ЗАО «Агрофирма «Русь» мною было принято участие в оформлении товарно – транспортных накладных (молсырье). И кроме того, в программе «1С: Бухгалтерия» мной сформирована Карточка счета 90, которая является регистром аналитического учета по счету 90 (Приложение № 44).
Тема 9. Учет денежных средств и расчетных операций
Для осуществления производственной деятельности организация ЗАО «Агрофирма «Русь» имеет в необходимых размерах оборотные средства. Значительную роль здесь играют денежные средства.
Все денежные средства учитываются на счетах 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках».
Для осуществления текущей деятельности имеются наличные деньги, которые находятся в кассе. Все операции по приему и выдаче денег из кассы осуществляет материальное лицо кассир, с которым заключают трудовой договор (Приложение № 45) и договор о полной материальной ответственности.
Основными документами по кассе являются приходные и расходные кассовые ордера, которые оформляются на все случаи поступления и выбытия денег из кассы. Эти документы выписывает бухгалтер и регистрирует их в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров. При поступлении этих документов кассир выдает деньги либо приходует, исправления в этих документах запрещается. Кассир ведет записи в кассовой книге только на основе приходных и расходных кассовых ордеров. Кассир составляет описи ветхих купюр, а также соответствующие документы для их передачи в учреждения банка с целью замены на новые.
Из банка деньги получают по чековой книжке, на основании корешка чека бухгалтер составляет приходный кассовый ордер. Если обнаружен остаток сверх лимита, то он сдается в банк по документу «Объявление на взнос наличными» и одновременно составляется расходный кассовый ордер. По окончании месяца кассир составляет отчетность. Отчетом кассира служит кассовая книга, которая ведется под копировку, второй экземпляр отрывается, и к нему прикладываются приходные и расходные кассовые ордера. Этот отчет сдается и проверяется бухгалтером, и если все верно, то в отчете бухгалтер проставляет шифр и корреспондирующие счета, а в кассовой книге ставит роспись.
Порядок ведения кассовых операций установлен специальным положением «О правилах наличного денежного обращения в РФ» утвержденный Советом директоров банка России.
Изучая данную тему, мной выяснено, что в ЗАО «Агрофирма «Русь» лимит остатка кассы составляет 40 000 рублей (Приложение № 46).
Мной было проверено правильность оформления приходных и расходных кассовых ордеров, обоснованность принятия их к учету, а затем я приняла участие в составлении отчета кассира на основании вышеуказанных документов (приходных и расходных кассовых ордеров) (Приложения № 47 - 52).
На основе кассовой книги в программе «1С:Бухгалтерия» формируется карточка счета 50 с содержанием которой я ознакомилась (Приложение № 53).
Выходным учетным регистром в условиях автоматизации учета является Журнал – ордер и Ведомость по счету 50.
В ЗАО «Агрофирма «Русь» инвентаризация денежных средств в кассе производится не реже одного раза в месяц. По приказу директора создается инвентаризационная комиссия, которая будет осуществлять проверку кассовых операций. До начала инвентаризации проверяется наличие денежных средств и опечатывается касса, а также кассир получает все приходные и расходные документы. Проверка кассы обычно начинается с проведения инвентаризации кассовой наличности в присутствии бухгалтера и кассира. Кассир вынимает деньги из сейфа и производит полистный пересчет. После этого проверяется документальное оформление кассовых операций: правильность составления и оформления приходных и расходных документов, наличие и правильность ведения кассовой книги, отчетов кассира. Только после этого, кассир составляет последний кассовый отчет, в который включает все приходные и расходные кассовые ордера, на лицевой стороне отчета, кассир ставит номер последнего приходного и расходного кассового ордера и ставит подпись. Составленный кассиром отчет проверяется главным бухгалтером и если верно, ставится подпись. Но если были выявлены излишки, то их приходуют по дебету 50 и кредиту 91 счетов, а недостачу удерживают с кассира по дебету 94 и кредиту 50 для этого составляется сличительная ведомость результатов инвентаризации. По окончании инвентаризации составляется акт о результатах инвентаризации.
В ЗАО «Агрофирма «Русь» открыт расчетный счет в Лебедянском ОСБ № 3850.
Движение денег на счете 51 «Расчетные счета» оформляется документами: объявление на взнос наличными, чек из чековой книжки, платежное требование, платежное поручение. С расчетного счета осуществляют платежи: за основные и оборотные средства, полученные от поставщиков, платежи по налогам и сборам и погашение кредитов, займов и процентов по ним в кассу и т. д. Но если средств на счете не достаточно, то наблюдается очередность платежей (согласно дате возникновения задолженностей). В бесспорном порядке: платежи по исполнительным листам судов, аналогичные и другие аналогичные платежи. С целью контроля за движением денег на счетах банк предоставляет выписку с расчетных счетов, а к ним прилагаются подтверждающие документы. В случае ошибки следует в трех дневной срок сообщить в банк. Бухгалтер расшифровывает выписку банка по первичным документам (на каждую сумму) и оформляет листок расшифровку по дебету счета 51 и кредиту счета 51.
Во время прохождения практики я обрабатывала выписку банка (Приложение № 54). При этом сверила сумму, проходившую по выписку с платежными поручениями. Так же мной были проверены входящий остаток и исходящий остаток. Затем эти данные я ввела в программу «1С:Бухгалтерия 7.7», после чего, я ознакомилась с содержанием выходного регистра по счету 51 - Карточка счета 51 (Приложение № 55) и Журнал – ордером и Ведомостью по счету 51.
Основная корреспонденция счетов:
Дт Кт
51 62 – получены на расчетный счет деньги от покупателей;
51 50 – на расчетный счет перечислены деньги из кассы;
51 66, 67 – на расчетный счет перечислен кредит;
60 51 – с расчетного счета перечислен долг поставщикам;
50 51 – с расчетного счета получены деньги в кассу;
66, 67 51 – с расчетного счета погашен кредит;
68 51 – с расчетного счета перечислены налоги в бюджет;
69 51 – с расчетного счета перечислен долг на социальные нужды.
Валютный и специальные счета в ЗАО «Агрофирма «Русь» не ведутся.
Основной канал выбытия денег с расчетного счета – это оплата поставщикам и подрядчикам за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги.
Учет расчетов с поставщиками ведется на счете 60. Это активно пассивный счет, но чаще всего пассивный.
На поступивший товар поставщик оформляет документ счет- фактура. Аналитический учет ведется по каждому поставщику и подрядчику.
В программе «1С:Бухгалтерия 7.7» формируется Журнал – ордер и Ведомость по счету 60.
Основная корреспонденция счетов:
Дт Кт
23/1 60 – предъявлен счет к оплате подрядной организации за
выполненные ремонт техники;
19 60 – начислен НДС;
60 51 – оплачен долг подрядчику с расчетного счета;
60 66,67 – погашен долг подрядчику за счет краткосрочных и
долгосрочных кредитов банка;
Значительную часть произведенной продукции организация реализует по каналам реализации.
Покупателями продукции ЗАО «Агрофирма «Русь» являются молочные заводы (Молочный комбинат «Липецкий» ОАО «Компания ЮНИМИЛК»), мясокомбинаты (Данковский мясокомбинат), хлебоприемные пункты (ОАО «Лебедянский элеватор») и др. С этими организациями заключаются договора. На отгруженную продукцию оформляют товарно-транспортную накладную (Приложения тема 4, тема 8). Покупатель на принятую продукцию оформляет приемную квитанцию. Аналитический учет ведется по каждому покупателю и заказчику по видам продукции в программе «1С: Бухгалтерия 7.7», синтетический в Журнале – ордере и Ведомость по счету 62.
Основная корреспонденция счетов:
Дт Кт
90 43 – реализована продукция;
90 44 – списаны расходы на продажу;
90 68 – начислен НДС;
62 90 – начислен долг за проданную продукцию;
51 62 – получена выручка от покупателей на расчетный счет.
Учет расчетов с подотчетными лицами ведут на счете 71.
В ЗАО «Агрофирма «Русь» определен круг лиц, которым выдают аванс подотчет. Подотчетными лицами называют тех работников в организации, которые направляются в служебные командировки и уполномочены приобретать МПЗ.
Срок командировки определяет работодатель с учетом объема и сложности поручения, днем выезда считается дата отправки транспорта. При направлении в командировку руководитель издает приказ на основании, которого выписывают командировочное удостоверение. На основании удостоверения бухгалтер выписывает расходный кассовый ордер, по которому лицо получает деньги в кассе. Во время командировки средняя заработная плата работника сохраняется. Порядок возмещения расходов по командировке определяется коллективным договором. Размер суточных определяется на предприятии. Проезд оплачивают только, согласно предъявленных билетов, расходы по найму жилья оплачивают по квитанциям гостиницы. Если в период командировки лицо приобретало за наличный расчет канцтовары, материальные ценности и другое, ему следует предъявить товарный чек и чек кассового аппарата. По возвращению из командировки лицо составляет авансовый отчет, к нему прилагаются командировочное удостоверение, проездные квитанции, чеки и другое. Остаток неиспользованной суммы лицо обязано сдать в кассу. Авансовый отчет следует сделать не позднее трех дней в письменном виде. Если подотчетное лицо не отчиталось во время, то с его заработной платы бухгалтер удерживает сумму аванса.
Мной была проведена проверка авансовых отчетов за ноябрь 2012г на предмет законности операции, проверка по существу и арифметическая проверка. По ним модно сформулировать недочет в работе бухгалтерии- не выдержан срок составления авансовых отчетов.
Аналитический учет ведется по каждому подотчетному лицу в программе «1С: Бухгалтерия 7.7» и формируется выходная информация (синтетический учет) - Журнал – ордер и Ведомость по счету 71.
10 71 – израсходованы подотчетные суммы на приобретение
материальных ценностей;
20 71 – списаны подотчетные суммы на затраты основного
производства;
50 71 – возвращен остаток подотчетных сумм в кассу.
Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», активно – пассивный счет, но чаще всего пассивный. По дебету отражается погашение платежей в бюджет, перечисление аванса в бюджет, начисление на сумму разницы к возмещению из бюджета, а по кредиту начисление налогов, возврат излишне перечисленных сумм.
Основная корреспонденция счетов:
Дт Кт
70 68 – удержан из заработной платы налог на доходы физических
лиц;
99 68 – начислен налог на прибыль;
91 68 – начислен НДС на сумму выручки за проданную продукцию;
68 19 – причитается к возмещению из бюджета сумма разницы
между НДС полученным и уплаченным;
68 51,52 – перечислены налоги в бюджет с расчетного, валютного
счетов;
20, 26 68 – начислен земельный налог.
Я ознакомилась с информацией, содержащейся в налоговых декларациях.
Счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами
Аналитический учет в ЗАО «Агрофирма «Русь» ведется по каждой организации, по каждому депоненту, по каждому плательщику и т. д. в ведомостях аналитического учета, синтетический учет в программе «1С: Бухгалтерия 7.7» - Журнал – ордер и Ведомость по счету 76.
В ЗАО «Агрофирма «Русь» в производственной деятельности предприятия возникают ситуации, когда собственных денежных средств недостает, в этом случае организация обращается в банк для оформления кредитов. Банк с организацией заключает кредитный договор. Кредиты выдают на условиях: обеспеченности, возвратности, платности, строго целевого назначения. Различают краткосрочные кредиты, которые учитываются на счете 66 (Приложения № 56,57) и долгосрочные кредиты, учитывающиеся на счете 67 (Приложения № 58,59).
Краткосрочные кредиты (займы) выдают для приобретения производственных запасов на срок не более года. Долгосрочные кредиты оформляют под строительство объектов, на приобретение техники, оборудования, т. е. на нужды капитальных вложений на срок более года. Кредиты могут зачислять на расчетный счет, а могут направляться на погашение долга поставщикам.
В установленные сроки банк проводит проверку обеспеченности и регулирования задолженности по кредитам. Для этого организация предоставляет в банк сведения по каждому объекту кредитования. Все записи в хозяйстве оформляют согласно выписке банка с приложенными документами.
Аналитический учет ведется по видам кредитов, по банкам, по ссудам.
На счете 67 также ведут учет натуральных ссуд, если они получены на срок более года, а при меньшем сроке на счете 66.
Дт Кт
51 66 – получен краткосрочный кредит на расчетный счет;
55 67 – получен долгосрочный кредит на специальный счет;
55/1 66 – выставлен аккредитив за счет краткосрочных кредитов
банка;
55/2 66 – выдана чековая книжка за счет краткосрочных кредитов
банка;
60 66 – погашен долг поставщикам за счет краткосрочного кредита;
66 67 – переоформлен долгосрочный кредит на долгосрочный;