Наука выступает не только системой высоко организованного, эмпирически верифицируемого знания, обладающего высокой объяснительной и прогностической силой, но также социальным институтом. В широком значении институт приравнивается к социальной системе, социальной организации, легитимизированной практике, традиционному порядку отправления каких-либо дел и действий. Социальный институт — культурно санкционированный способ выполнения работы или совокупности работ. В узком смысле институт — это конкретное научно-исследовательское или учебное учреждение, выполняющее конкретную задачу, оказывающее потребителям, как правило, специализированным группам населения, например, студентам или фирмам-заказчикам, определенный тип интеллектуальных услуг. В любой крупной стране, в том числе России, существуют сотни, если не тысячи подобных учреждений, обслуживающих свою клиентуру на республиканском и местном уровнях.
Ниже приведены сведения о наиболее заметных, в том числе знаменитых, научных центрах как у нас в стране, так и за рубежом, которые внесли заметный вклад в развитие эмпирической и прикладной социологии.
6.1. Институт Гэллапа1
Официально международная исследовательская структура Gallup International была образована в мае 1947 г. Но еще в 1935 г. Дж. Гэллап вместе с предпринимателем Г. Андерсоном, рискнув-666
шим собственным капиталом, основали в Принстоне (штат Нью-Джерси) Американский институт общественного мнения (American Institute of Public Opinion). Тогда это была одна комната, один стол, телефон и пишущая машинка. Именно 1935 г. во всех справочниках считается годом образования Института Гэллапа. Через 12 лет его успехи были признаны мировым сообществом и частное учреждение было преобразовано в Международную Ассоциацию Гэллапа — Gallup International Association. На официальном сайте этой организации можно прочитать о том, что она создана в 1947 г. Дж. Гэллап являлся ее первым президентом. Таким образом, в истории этого учреждения, считающегося мировым лидером на рынке социологических, политических и маркетинговых исследо-ваний, можно выделить два периода: 1) национальный, 1935— 1947 и 2) интернациональный, 1947 г. и до настоящего времени. В первый период оно именовалось Американским институтом общественного мнения Гэллапа, во второй — Международной ассо циацией Гэллапа.
Джордж Гэллап рано увлекся опросами. Получив подготовку в области методов изучения рынка, он применил их к изучению общественного мнения и политических процессов. При этом он не терял связи с журналистикой, начав с редактирования студен ческой газеты в Университете штата Айова, а затем — в роли пре подавателя на факультете журналистики того же университета Докторская диссертация Гэллапа была посвящена новому методу изучения читательской аудитории газеты. В частности, он прово дил тестирование, чтобы узнать, какие разделы газеты читатели находят интересными2. Первый проведенный Гэллапом опрос 6ыл опубликован в 1935 г. во многих газетах и привлек заинтересоваан ное внимание прессы. Это внимание вполне объяснимо, так как газеты платили за получаемые материалы. К тому же предполага лось, что публикация результатов опросов повысит тиражи газет. В 1936 г. Дж. Гэллап, опросив в ходе президентской компании несколько тысяч человек, верно предсказал переизбрание Фран клина Рузвельта, в то время как журнал «Литерари Дайджест", имевший 20-летний опыт построения точных прогнозов, правда, на опросах 10 млн избирателей, неожиданно ошибся. Гэллап 6iыл единственным, кто предсказал ошибочность прогноза журналис тов за два месяца до начала опроса. Преимущество Гэллапа зак лючалось в том, что на небольшой выборке (3000 респондентов)
он смог дать точный прогноз о политических предпочтениях всего населения США. С этого момента начинаются триумфальные шествия выборочных методик в социальных исследованиях и царствование Института Гэллапа во всем мире.
За первую половину XX в. Дж. Гэллап сделал три успешных прогноза итогов президентских выборов (1936, 1940, 1944) и одно неудачное (1948), в котором он предсказал поражение Гарри Трумэну, но тот победил. Неудача подстегнула его внимательнее разобраться в сущности статистических процедур и совершенствовать методический инструментарий. После 1948 г. американцы 12 раз избирали президента страны, и 12 раз прогнозы Института Гэллапа были верными. На президентских выборах 1956—1988 гг. погрешность не превышала 1,8%. В целом по 16 президентским выборам среднее расхождение между официальными итогами голосований и прогнозами Института Гэллапа составляет 2,7%. Созданная им система организации опросов и анализа информации уже более 50 лет работает без серьезных сбоев.
Прогнозы Института Гэллапа распространяются всеми крупнейшими американскими и мировыми информационными каналами, комментируются ведущими журналистами и политологами. С самого начала данные социологических опросов были открыты СМИ, профессионалам, широкой публике. Понимая то, насколько важным для целей науки и образования является систематическое и грамотное накопление и сохранение материалов опросов, Гэллап и Роупер создали в 1946 г. Роуперовский центр, являющийся в наши дни крупнейшей в мире коллекцией опросов общественного мнения. Центр содержит полные файлы более чем 10 тыс. опросов, проведенных с середины 1930-х гг., и тысячи отчетов по другим обследованиям. В 1950 г., когда Институту исполнилось 15 лет, специалисты подчитали, что за все время его существования рядовым американцам было задано свыше 5 тыс. вопросов по самым разным темам — от наркотиков и абортов до мировых войн и терроризма.
В настоящее время Gallup International Association, зарегистрированная в Цюрихе, — огромная империя, объединяющая 55 исследовательских организаций, расположенных во всех частях мира. Годовой доход в 1995 г. превысил 350 млн долл. Дж. Гэллап полностью или частично владел исследовательскими институтами более чем в 20 странах, и в них работало свыше трех тысяч специалистов.
Выборочные данные исследований Института Гэллапа:
♦ В середине 1970-х гг. на американском телевидении сцены насилия показывались со средней интенсивностью 8 эпизодов в час. Но это именно в среднем, а самая высокая частота показа таких сцен обнаружена в детских мультфильмах. Опросы Института Гэллапа показали, что 2/3американцев выступали против «телевизионного насилия», но они были бессильны преодолеть интересы фирм, производящих телевизоры, и рекламодателей.
♦ Институт Гэллапа провел исследование, посвященное изучению отношения американцев к другим странам. Оно показало, что, хотя не все американцы выезжали за пределы страны и в более чем 10 странах побывало меньшинство, тем не менее, у всех есть мнение о других государствах. Только небольшое число опрошенных продемонстрировали сильное позитивное или негативное отношение к тем или иным странам. Самыми популярными странами среди американцев стали англоязычные — Канада, Австралия, Англия. Бывшие страны-противники — Япония, Германия, Россия и Китай — не вызывают негативного отношения, более того, по отношению к ним прослеживается позитивное мнение у большинства опрошенных.
♦ В 1999 г. Институт Гэллапа организовал и провел опрос тысячелетия, которым было охвачено 57 тыс. взрослых респондентов в 60 странах мира.
— Повсюду люди поставили выше всего хорошее здоровье и счастливую семейную жизнь.
— Ответы респондентов выявили глубокую неудовлетворенность тем, как соблюдаются права человека.
—Две трети респондентов заявили, что их правительство предпринимает слишком мало усилий для решения экологических проблем в их стране.
—Две трети респондентов высказали мнение о том, что их страны не управляются волей народа.
♦ Насколько человек становится зависим от зрелища, говорит большая серия скандалов в США, связанных с разоблачением махинаций в популярных телевизионных шоу-викторинах. Институт Гэллапа провел опрос телезрителей и выяснилось, что 92% зрителей знало об этих махинациях, но при этом 40% «хотели смотреть телевикторины, даже зная, что они фальсифицированы».
♦ Институт Гэллапа провел опрос общественного мнения на тему, кого бы вы выбрали для подражания среди трагически по- гибших личностей? На первом месте оказался Авраам Линкольн, на втором — Джон Кеннеди. Третье место занял Иисус Христос.
♦ По данным Института Гэллапа, курящий мужчина считается более сексуальным у 46% процентов европеек.
6.2. Институт Демоскопии5
Институт демоскопии (ИДА, Германия) был основан в 1947 г. Элизабет Ноэль-Нойман и ее супругом, известным журналистом Эрихом Петером Нойманом, в маленькой рыбацкой деревушке Ал-ленсбах на германо-швейцарской границе. Институт создавался с целью проведения маркетинговых, медиа- и социальных исследований и изучения общественного мнения. Свою деятельность центр основывает, базируясь на двух генеральных принципах: «Не существует благородных и неблагородных предметов для исследования», а также принцип «двойного участия» — выполнения обязательств не только перед конкретными заказчиками, но и перед фундаментальной наукой.
ИДА возглавляют его основательница проф. Ноэль-Нойман и проф. Ренате Кёхер. В Институте работают около 100 постоянных сотрудников, из них 25 — дипломированные социологи, экономисты, юристы, психологи, статистики. Центр имеет сеть интервьюеров, насчитывающую более 18 000 человек в различных городах и селах Германии. Институт носит статус общества с ограниченной ответственностью {GmbH), уставной капитал которого составляет порядка 2,5 млн нем. марок. С мая 1996 г. 99% долей в капитале ИДА принадлежат Публичному фонду демоскопии Алленсбах. Институт не получает бюджетных субвенций, а свою деятельность финансирует исключительно за счет доходов от выполняемых исследований и сопутствующих проектов. ИДА заслуженно считается одним из крупнейших и известнейших среди 252 действующих в Германии институтов изучения общественного мнения.
Исследовательские проекты. ИДА в среднем в год проводит до 100 опросов, в которых участвуют примерно 80 тыс. респондентов. 80% всех исследований проводятся с применением устного интервью. Однако спектр применяемых институтом методов крайне широк. Это и блиц-опросы с 500-1000 участниками, и крупномасштабные лонгитюдные исследования продолжительностью до 3 лет, интенсивные интервью (в особенности при изучении мотивации), полностью формализованные опросы: от опросов по меняющейся выборке до панельных исследований.
Интститут демоскопии имеет несколько постоянно действующих проектов, среди которых можно выделитьЛИЯ (AllensbacherMarkt- und Werbetrager-Analyse) — Алленсбахский анализ рынков и рекламодателей. В рамках этого проекта проводится ежегодно 20 тыс. интервью, которые финансируются приблизительно 100 издательствами.
Начиная с 1987 г., три раза в год проводятся CAPITAL-Elite-Panel — панель «Элита для КАПИТАЛА». Это телефонные интер- вью с более чем 600 ведущими представителями делового мира, политики и государственного управления. Исследование прово-дится по заказу журнала «Капитал».
С 1949 г. ИДА регулярно ведет анализ предвыборных настроений избирателей и прогнозирует итоги выборов, погрешность которых не превышает 1%. С конца 1960-х гг. Институт применяет здесь метод панели на основе личных интервью: опросы проводятся за несколь- ко месяцев до и через несколько месяцев после выборов.
С 1949 г. ежемесячно проводится как минимум один опрос по многим темам («омнибус») на базе 2000 интервью по репрезента-тивной выборке населения старше 16 лет. В «омнибус» входят вопросы, касающиеся самых разных тем и сюжетов.
С 1959 г. на регулярной основе по репрезентативной выборке ИДА проводит опрос из примерно 20 тыс. респондентов (AWA), в ходе которого задаются вопросы о потребительских предпочтениях, планах в отношении покупки различных товаров, просмотре; телепередач, прослушивании радиоканалов, чтении газет и журналов и т.п. Благодаря этому удается избежать организации специальных опросов, оперируя данными AWA, создать исходную статистическую базу данных для расчета выборок специальных исследований. Итогом проведения каждого опроса является семи-томник, включающий около 2000 страниц текста и 1500 таблиц, который может купить каждый желающий.
С 1997 г. реализуется проект АСТА, в котором участвуют 10 тыс. человек в возрасте от 14 до 54 лет. Их опрашивают на предмет выяснения отношения к таким темам, как использование kom-пьютеров, навыки обращения с ними, интерес к компьютерам, услуги в режиме он-лайн, мобильная связь и т.п. Кроме того, уче-ные выясняют самую разную информацию о 100 газетах и журна-лах, 14 телеканалах. По результатам публикуется двухтомник, со-держащий более 1200 страниц текста и 300 таблиц.
В Институте демоскопии большое значение уделяется между-народному сотрудничеству и совместным исследовательским проектам с зарубежными партнерами. К примеру, в 1981 г. впервые, было осуществлено исследование ценностей в 10 странах ЕЭС, К сегодняшнему дню имеются результаты по данной теме из 37 стран всех пяти континентов.
Методика опросов. ИДА широко практикует «вилочные опросы»; при которых на стадии тестирования выборочная совокупность де-
лится на несколько подвыборок и каждой из них задаются одни и те же по смыслу вопросы в различных формулировках, с целью проверить, насколько формальная сторона влияет на качество ответов и какая формулировка вопроса (высказывание, рисунок) в наименьшей степени оказывает воздействие на респондента.
С 1958 г. широко применяется метод включенного наблюдения при опросах потребителей, когда опрашивающий сам выступает в роли покупателя, задавая наизусть выученные вопросы продавцу и сразу же по завершении интервью фиксируя ответы в анкете.
ИДА в рамках изучения общественного мнения, рынка рекламы и масс-медиа дал жизнь определенному набору методических нововведений. Институт проводил исследование на основе широкой (1000—2000 респондентов) панели. Разработанные в 1967 г. методики и технологии успешно применяются не только при исследовании товарных рынков, но и при изучении избирательных кампаний. При этом, во-первых, можно выяснить, какие категории опрошенных изменили свое мнение о продукте, рекламе, политической партии или деятеле; во-вторых, способность опрашиваемых удерживать в памяти те или иные события подвергается меньшему испытанию, поскольку опросы проводятся через сравнительно короткие промежутки времени; в-третьих, при помощи метода: «опрос до того как — опрос после того как» удается, не прибегая к прямым вопросам, оценить эффективность проведенной рекламной кампании на восприятие продукта (услуги, политической партии, деятеля). Для этого ответы контрольной группы опрошенных сравниваются с ответами участников панели.
С 1973 г. проводится хорошо зарекомендовавший себя домашний тест рекламы. Для его осуществления сотни интервьюеров договариваются с избранными по определенным квотам респондентами о возможности участвовать у них дома в просмотре определенной телепрограммы. Социолог перед началом передачи и по ее завершении задает опрашиваемым свои вопросы. Таким образом, помимо ответов, интервьюеру удается фиксировать эмоциональную реакцию на тестируемые рекламные ролики и сравнивать ее с реакцией на другие рекламные ролики, демонстрируемые в ходе той же телепрограммы.
Организация исследовательского процесса. Львиную долю внимания ИДА уделяет организации исследовательского процесса. Можно предположить, что это является одним из залогов успеха работы центра. Особенностью этого процесса является то, что каждый проект последовательно проходит несколько стадий, где с ним работают специалисты соответствующего подразделения. То есть разработка проекта проводиться по принципу конвейера. Этот конвей-672
ер включает планирование (определение задач и методики исследования); предварительное исследование на основе вторичных материалов: психологические предварительные тестирования (интенсивные интервью, фокус-группы, установочная аналитическая записка); репрезентативный опрос: анкета и выборка (расчет выборки, «перевод» исследуемых проблем на язык вопросника для опрашиваемых, пробные интервью на основе различных вариантов анкеты, окончательная формулировка вопросов итоговой анкеты); репрезентативный опрос: полевая стадия (выбор и инструктирование интервьюеров, проведение интервью, контроль за ходом опроса); обработку анкет; оценки результатов; анализ и итоговый отчет (составление таблиц и оформление дополняющих их статистических данных, изложение, интерпретация и комментарий полученных результатов).
Одной из отличительных особенностей ИДА является наличие отдельного подразделения под названием анкетная конференция. Здесь на вариативной основе разрабатываются формулировки воп- росов для предстоящих опросов. В такой работе обычно участвуют психолог, лингвист и журналист. В качестве отдельного подразделе ния существует также графическое ателье, включающее двух худож- ников-графиков, поскольку методика ИДА предполагает представ-ление многих вопросов не в вербальной, а в графической форме.
Важной частью информационной структуры ИДА является библиотека, хранящая свыше 9 тыс. томов специальной литера-туры по теории и практике изучения общественных мнений, и существующая при ней база данных (архив исследований). Здесь выписывается около 80 специальных журналов.
Институт демоскопии выпускает большое количество монографий, книг, изданий. Наиболее важными из них являются «Алленсбахские ежегодники». Каждый вышедший том содержит материалы ИДА за ряд лет, в английской версии вышли уже два тома — за 1947—1966 и 1967—1980 гг. — под общим названием «The Germans». ИДА имеет дочернее Издательство демоскопии, выпускает труды классиков cо циологии, а также ежеквартальники «Allensbacher Berichte» (Алленсбах-ские сообщения), где публикуются результаты некоторых общедоступ-ных исследований ИДА за соответствующий период времени.
6.3. ВЦИОМ
Всероссийский (до 1992 г. — Всесоюзный) центр изучения обще| ственного мнения создавался на волне перестройки и в эпоху гласно ста. По существу он стал символом и рупором новой демократичес-
кой эры, ее информационным выражением, интеллектуальным лицом. У истоков ВЦИОМа стояли три выдающихся социолога: Б А Грушин, Т.И. Заславская и Ю А Левада. Но даже тогда, когда наше общество, как многим казалось, невозвратно повернулась лицом к прогрессу, пробить какое-либо исследовательское учреждение сквозь плотные ряды бюрократических препон было почти невозможно. Как позже вспоминал Ю. Левада, только благодаря огромному общественному авторитету акад. Т.И. Заславской и организаторскому таланту проф. Б А Грушина удалось осуществить то, что казалось практически неосуществимым. Мощная бюрократическая машина, окутавшая нитями все общество, вовсе не нуждалась в объективной информации о том, что думает народ. Тем более в условиях, когда общественные настроения тут же распространялись советскими журналами, в те годы имевшими многомиллионные, самые большие в мире, тиражи.
В 1988 г. было опубликовано постановление ЦК КПСС «О повышении роли марксистско-ленинской социологии в решении узловых социальных проблем советского общества», согласно которому социология приобрела права самостоятельной науки. Несколько ранее в декабре 1987 г. было подписано Постановление Президиума ВЦСПС и Госкомтруда СССР «О создании Всесоюзного центра изучения общественного мнения по социально-экономическим вопросам», во главе которого стала академик Т.И. Заславская.
«во ВЦИОМе собрались первоначально разные люди, не находившие должного приложения своим силам в старых академических рамках, и многие надеялись просто продолжать свою работу по социальным проблемам труда, занятости, потребления и др. (до 1992 года название центра содержало оговорку «...по социально-экономическим вопросам»). Мы же (группа старых моих сотрудников, составивших отдел теории) хотели заниматься теоретической социологией с некоторой оглядкой на общественное мнение; возможность заниматься другими, например, социально-политическими проблемами поначалу не казалась реальной. Помнится, все же именно отдел теории вызывал наибольшую подозрительность у тогдашних профсоюзных чиновников. Мало кто, кроме Б. Грушина и немногих его старых сотрудников (Я. Капелюша, В. Нейгольдберга, В. Сазонова) владели тогда искусством и технологией опросов. Понадобилось несколько лет, чтобы люди научились работать вместе и отошли в сторону те, кто этого не желал, чтобы стало ясно — только еще в принципе — как должны связываться разные направления и фазы нашей деятельности и как подойти к самому сложному — к пониманию смысла тех данных, которые мы получаем сейчас регулярно и в огромном количестве»7.
ВЦИОМ сразу же занял одно из ведущих мест в отечественной социологии. «От мнений — к пониманию» — такой лозунг взят коллективом на вооружение, постоянно напоминая о необходимости следовать лучшим традициям социологической мысли. В 1998 г. Центр был перерегистрирован как государственное унитарное предприятие, в 1999 г. Центру был присвоен статус научного учреждения. С 1992 г. директором ВЦИОМа является проф. Ю.А. Левада. Президент центра — чл.-кор. РАН Т.И. Заславская.
Сегодня ВЦИОМ — крупнейшая в России исследовательская организация, занимающаяся социально-экономическими, социально-политическими, а также маркетинговыми исследованиями на базе массовых опросов населения, опросов экспертов и элит, углубленных интервью, фокус-групп и других методов. Центр обеспечивает полный технологический цикл проведения исследовательских работ — от разработки программы исследования до презентации аналитических отчетов.
Во ВЦИОМе работают более 100 специалистов в области социологии, политологии, экономики, психологии, организации массовых опросов и обработки данных, в том числе 6 докторов и 30 кандидатов наук. Все ведущие сотрудники центра прошли стажировку в исследовательских институтах AGB Intomart, Gallup Denmark, Market Behavior Limited, Puls Train Technology. Среди специалистов — члены Всемирной ассоциации исследователей общественного мнения (WAPOR), а также Европейской ассоциации исследований общественного мнения и рынка (ESOMAR).
В полевой работе ВЦИОМ участвует более трех тысяч подготовленных интервьюеров. ВЦИОМ опирается на региональную сеть из 10 собственных региональных офисов (Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Ставрополь, Нижний Новгород, Саратов, Пермь, Новосибирск, Красноярск, Хабаровск). Помимо них еще 17 региональных социологических центров, являясь независимыми, работают по методике ВЦИОМ и принимают участие в его программах (Архангельск, Калининград, Владимир, Смоленск, Ростов-на-Дону, Краснодар, Казань, Самара, Волгоград, Екатеринбург, Уфа, Ижевск, Оренбург, Барнаул, Кемерово, Владивосток, Петропавловск-Камчатский). Кроме того, зарубежные связи ВЦИОМ позволяют ему вести исследования практически во всех странах СНГ и Восточной Европы. Центр является учредителем нескольких региональных исследовательских центров (на базе бывших отделений ВЦИОМ).
В Центре действует одиннадцать научных отделов, соответственно числу основных направлений исследований: социально-политических проблем и исследований образа жизни; социально-экономических и демографических проблем; проблем уровня жизни населения
Глава 6. Исследовательские центры
и потребления; маркетинговых исследований; качественных методов; исследований в сфере бизнеса; измерения аудитории средств массовой информации; организации полевых работ; проектирования выборок; ввода и обработки данных; архив данных ВЦИОМ.
В своей работе ВЦИОМ использует широкий спектр исследовательских техник, представленных в социологической практике. Это личные интервью, телефонные интервью, фокус-группы, углубленные интервью, опросы экспертов, тесты продукции, упаковки и рекламы, дневниковые исследования, аудит розничной торговли и др.
ВЦИОМ обладает специализированной программой построения выборок, которые охватывают всю Россию. В ее основе — данные государственной статистики за текущий год и обширные базы проведенных ранее исследований. Для минимизации эффекта смещения выборки, неизбежно возникающего в ходе полевых работ, используется специально разработанная программа взвешивания данных.
Регулярно ВЦИОМ проводит такие виды исследований:
«Мониторинг» — до 100 вопросов по общероссийской репрезентативной выборке среди 4 тыс. респондентов в 88 точках в срок за 35 дней; в рамках программы «Мониторинг» производится ежемесячный опрос 4 тыс. человек по общероссийской выборке, ежеквартальные опросы населения, работников, экспертов, предпринимателей;
«Факт» — до 100 вопросов по общероссийской репрезентативной выборке среди 1650 респондентов в 42 точках за 25 дней;
«Экспресс» — до 10 вопросов по репрезентативной выборке городского населения России среди 1600 респондентов в 24 точках за 7 дней.
Разовые (специальные) исследования включают от 10 до 100 вопросов по общероссийской, региональной репрезентативной или направленной выборке и проводятся в срок от 10 до 45 дней. Наиболее оперативными являются «Блиц-опросы» одной-двух тысяч жителей Москвы, до 12 вопросов, по случайной выборке, со сроком проведения 1—3 дня. Допустимая погрешность для выборки 2 тыс. человек составляет при 50 точках опроса около 2,5% при 100 точках опроса — около 1,8%.
Систематически ведутся исследования по программам «Экономическая реформа», «Уровень жизни», «Русские в республиках» и др. Данные массовых опросов населения, проводимых по репрезентативным для России выборкам, дополняются и углубляются результатами анкетирования квалифицированных экспертов, представителей новой элиты, предпринимателей, фермеров, безработных и многих других групп населения.
С 1989 г. действует исследовательская программа «Советский человек», в рамках которой исследуются ценностные ориентации и об-676
раз жизни людей постсоветского общества, а также программа «Институты власти», направленная на изучение политических пристрастий населения. Совместно с Интерцентром осуществляется программа «Экономические и социальные перемены». Собственная исследовательская программа ВЦИОМ — «Итоги года» («Новый год») — направлена на изучение отношения людей к важнейшим событиям общественной жизни за год. С 1994 г. ВЦИОМ ведет проект «Российский потребитель: стиль жизни». Исследуется рынок потребления определенных видов продуктов и товаров различными слоями населения, изучаются региональные рынки тех или иных товаров. С 1993 г. ВЦИОМ занимается проектами, направленными на исследование рынков — товаров, рекламы, финансовых услуг и пр.
Одним из важных направлений работы является ведение собственного архива данных. В настоящее время архив содержит материалы более 2000 исследований, проведенных специалистами Центра с момента его создания.
На основе исследований ВЦИОМ издается информационный бюллетень «Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения» — выходит ежемесячно с июня 1993 г., объем — 10 печ. л., тираж — 1 тыс. экз. Первая половина каждого выпуска содержит аналитические и теоретические статьи, вторая — материалы исследований по программе «Мониторинг». Издание распространяется по подписке в России и зарубежных странах. Каждый номер информационного бюллетеня Мониторинга приносит читателям свежую информацию о мнениях, настроениях и взглядах 2—3 тыс. человек.
«Вестник ВЦИОМ» («VCIOM Report») — также ежемесячное издание — содержит краткие сообщения, таблицы, графики по данным текущих исследований, тираж определяется заказами и подпиской. Экспресс-выпуски содержат оперативную информацию по результатам последних исследований; ежемесячно выходит от пяти до десяти выпусков, которые распространяются подписчикам по факсу.
С начала 2000 г. ВЦИОМ издает электронный бюллетень «ВЦИОМетр», основанный на материалах ежемесячного исследования «Экспресс». «Экспресс» — ежемесячное исследование омни-бусного типа, которое обеспечивает наиболее быстрое получение результатов. «Экспресс» проводится по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения. В исследовании опрашивается 1600 человек в возрасте 18 лет и старше. «ВЦИОМетр» содержит подборку табличных распределений, динамику основных показателей, а также аналитические материалы.
Пресс-выпуски для СМИ готовятся на основе всех текущих исследований, а также блиц-опросов. Они публикуются раз в не-
делю и представляют собой результаты опросов в сжатом виде по 4—5 темам (15—30 вопросов). Предназначенные в основном для иностранных клиентов «Экспресс-выпуски» ВЦИОМ выходят еженедельно на русском и английском языках. Каждый выпуск содержит информацию (краткие заключения по результатам исследований) по 3—4 наиболее актуальным вопросам недели. Доклады, аналитические отчеты, тематические сборники и подборки материалов по результатам исследований готовятся по заказам заинтересованных фирм и частных лиц. Изданы книги: «Есть мнение» (1990), «Советский простой человек» (1993), Ю.А. Левада «Статьи по социологии» (1993).
Выполнение многих исследовательских программ ВЦИОМ финансировалось различными общественными фондами и организациями, в частности: ООН (1989), Мировым банком (1993-1996), Фондом Сороса (1993-1994), Фондом Эберта (1992-1996), Обществом Красного Креста (1990,1996), Московской патриархией (1992). Постоянные клиенты ВЦИОМ — аппарат Президента России, законодательные и исполнительные органы власти, профсоюзы, крупнейшие исследовательские центры, телевизионные компании и радиостанции, крупнейшие газеты и журналы, информационные агентства. ВЦИОМ поддерживает деловые контакты с научными организациями многих стран, принимает участие в международных исследованиях. ВЦИОМ активно участвует в международном научном сотрудничестве. Среди потребителей информации Центра числятся Университет Беркли (США), Вашингтонский университет (США), Университет Калифорнии (США), Иллинойский университет (США), Мичиганский университет (США), Университет Кента (Великобритания), Исследовательский отдел USIA, Roper Starch Worldwide, Gallup DK, Российская государственная библиотека им. В. И. Ленина и др. Данные исследований ВЦИОМ, проводящихся в рамках международного проекта ISSP, передаются в Кельнский архив социологических данных; данные инициативных исследований ВЦИОМ — в архив Роуперовского центра (США)8.
В 2003 г. произошли организационные изменения — он распался на два подразделения: на ВЦИОМ под руководством Валерия Федорова и ВЦИОМ-А под руководством Юрия Левады. Последний в дальнейшим был преобразован в Аналитический центр, как и прежде руководимый Ю. Левадой.
6.4. ESOMAR
ESOMAR: European Society for Opinion and Marketing Research (Европейская ассоциация исследований общественного мнения и рынка)9. ESOMAR является одной из ведущих всемирных ассоциаций, объединяющих специалистов в области исследований общественного мнения и маркетинговых исследований. Она была основана в сентябре 1948 г., когда 29 ведущих европейских исследователей встретились в Амстердаме для того, чтобы создать международную профессиональную организацию. Целью создания ассоциации явилось стремление содействовать развитию и популяризации маркетинговых исследований в Европе и других странах мира. Сегодня ESOMAR насчитывает более 4000 индивидуальных членов в 100 государствах. Штаб-квартира организации размещается в Амстердаме (Голландия).
Среди его членов рекламные и медиа-агентства, исследовательские центры по изучению рынка, пользователи данных — коммерческие и профессиональные, а также органы власти и общественные организации. Общество по праву гордится членством в нем таких ведущих европейских маркетинговых и аналитических центров, как Gallup, AGBh GfK. Главным органом ассоциации является Совет, в который входят: президент, вице-президент, члены совета, предыдущий президент и генеральный директор.
Главной задачей членства в ассоциации является обмен между исследователями из разных стран мира профессиональным опытом, новейшими достижениями в области методики исследований, а также полученными результатами. Оно позволяет быть в курсе всех последних тенденций в исследованиях и обеспечивает регулярный профессиональный контакт между исследователями. Членство в ассоциации строго персональное и обеспечивает международное признание специалиста в области исследований. Членами ESOMAR являются социологи и специалисты в области исследования общественного мнения, профессионалы, занятые в различных отраслях производства, менеджеры рекламных и УЛ-агентств, представители университетов и школ, а также государственных и общественных институтов.
ESOMAR является первой организацией, которая поставила вопрос о защите прав респондентов вне зависимости от методик и характера осуществляемых исследований. Разработанный в 1977 г. ESOMAR «Международный кодекс практики маркетинговых и социальных исследований» применяется в 69 профессио-
нальных организациях в 41 стране мира. Кодекс гарантирует соблюдение самых высоких профессиональных стандартов качества.
Ежегодно ESOMAR организует Конгресс, на который съезжаются члены ассоциации и гости из 60 стран мира. Кроме этого, в различных странах осуществляются регулярные научные и практические семинары ассоциации. Так, 10—12 ноября 2002 г. в Бостоне (США) проходила исследовательская конференция и выставка по состоянию качественных исследований в мировой практике. Целью семинаров является в первую очередь просветительская деятельность, а также предоставление членам ассоциации возможности обмена опытом и повышения образовательного уровня. 22—24 сентября 2002 г. в Барселоне (Испания) проходил 54-й конгресс ESOMAR.
При ESOMAR существуют два регулярных печатных СМИ: Marketing & Research Today (публикует в основном научные статьи и данные последних исследований) и NewsBrief (содержит сжатую информацию о деятельности исследователей, компаний и тенденциях на рынке исследований).
6.5. NORC
Национальный центр опроса общественного мнения США {National Opinion Research Center— NORQ10 — старейшее в стране учреждение по организации выборочных опросов, созданное в 1941 г. при Чикагском университете. Оно является некоммерческим заведением, аффилированным в университетскую социологию. Существующая при Центре группа выборочных операций (Survey Operations Group) оказывает консультативную помощь и разрабатывает эмпирические проекты (разработка программы и методических документов, проведение поля, анализ и интерпретация данных, научный отчет) для профессиональных социологов и научных центров. В Центре накоплен богатый архив данных и существует адресная база для репрезентативных общенациональных исследований.
В рамках основного проекта GSS (General Social Survey) проводится многолетний мониторинг по комплексному вопроснику (омнибус), построенный на личных интервью домохозяйств США. С тех пор более 38 тыс. респондентов ответили на 3200 различных вопросов. Основные тематические модули: семейная мобильность, религия и война, стратификация, трудовые организации, социополитическое 680
участие, культура, эмоции, социальные сети, расы, гендер, рынок и обмен, умственное здоровье, медицинское страхование.
Разработчиками и руководителями проекта являются ведущие социологи США, известные своими книгами и исследованиями в области количественных методов, а именно: Джеймс Дэвис — директор NORCb 1971—1975 гг., преподававший в ведущих вузах США, возглавлявший ряд крупных исследовательских проектов, имеющий специальные награды АСА, Том Смит — общепризнанный эксперт по методологии выборочных опросов и исследований в области социальной динамики, возглавлявший ряд крупномасштабных проектов, финансируемых правительством США и Национальным научным фондом, руководит GSS Methodological Report, опубликовал более 300 научных трудов по методике и методологии, и Питер Марсден — профессор, декан факультета социологии Гарвардского университета, специалист по социальной стратификации и методологии социальных наук, участник крупнейших исследовательских проектов, преподаватель ведущих вузов США, член многочисленных научных, издательских и правительственных комитетов, главный редактор известной серии Sociological Methodology, издававшейся АСА в 1991—1995 гг. Всего в научно-консультационный совет Центра входит более 50 ведущих социологов страны, профессоров различных университетов.
6.6. NatCen
Национальный центр социальных исследований National Centre for Social Research, NatCen является крупнейшим независимым (некоммерческим) исследовательским институтом в Великобритании11. Это признанный международным сообществом исследовательский центр. Он основан в 1969 г. Роджером Джовеллом (Roger Jowell), который по сию пору является его президентом (international director). Институт, основанный двумя социологами и первоначально размещавшийся в одной квартире, сегодня имеет в своем штате 170 постоянных сотрудников, а годовой доход от исследований превышает 12 млн фунтов стерлингов. Его деятельность, отвечающая самым высоким научным критериям, спонсируется благодаря правительственным заказам и научным фондам. Центр осуществляет широкое и плодотворное сотрудничество с британскими и зарубежными университетами, участвует во множестве крупномасштабных международных проектах.
В течение 30 лет он проводит выборочные обследования социальной политики в стране, предоставляя информацию профессиональ-
ным социологам, правительству, общественным фондам и движениям. Хотя специалисты Центра с равным успехом пользуются качественными и количественными методами, предпочтение они отдают последним. Высокопрофессиональная команда специалистов, в состав которой входит группа компьютерного анализа данных, пользуется разветвленной сетью из 1000 подготовленных интервьюеров (которыми руководят 100 бригадиров). Центр выборочных методов разрабатывает программы и оргпланы полевых исследований, готовит методический инструментарий, разрабатывает новые подходы в области методики выборочных исследований, готовит к публикации научные монографии и учебники по своей тематике, занимается обучением интрвьюеров. Основными методами являются: личный опрос (face-to-face), телефонное интервью, почтовый опрос. Отдел качественных исследований использует главным образом методы глубинного интервью и групповой беседы (group discussion). Центром опубликовано несколько десятков монографий о методике и методологии эмпирических исследований.
6.7. ИНИОН РАН
Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН, созданный в 1969 г., — единственный в России научный центр, занимающийся подготовкой научно-информационных и аналитических материалов по всему спектру социальных и гуманитарных наук. Его база — крупнейший в мире специализированный научных фонд, включающий около 13 млн единиц хранения (более половины — зарубежных). Институт обладает автоматизированными базами данных, которые содержат свыше 1,5 млн библиографических описаний и, кроме того, — телекоммуникационным доступом к зарубежным базам данных.
Институт Широко известен отечественной и мировой научной общественности своими реферативными, библиографическими и аналитическими изданиями, автоматизированной информационной системой по общественным наукам и Фундаментальной библиотекой. В нем выпускается свыше 30 сериальных реферативных и специализированных изданий, посвященных ключевым проблемам общественных наук.
В задачи ИНИОН входят:
♦ подготовка, издание и распространение работ научно-аналитического, реферативного, библиографического и справочного характера;
♦ создание и развитие автоматизированных баз данных;
♦ библиотечное обслуживание российских и зарубежных пользователей;
♦ депонирование научных рукописей (информация о них затем помещается в соответствующих библиографических указателях, базах данных, в том числе в сети Интернет);
♦ выполнение заказов на изготовление копий документов, имеющихся в фондах библиотеки (ксерокопии, микрофиши, микрофильмы, машиночитаемые носители);
♦ координация информационной деятельности в области социальных и гуманитарных наук в целях формирования в России единого информационного пространства.
Он включает следующие структурные подразделения: Центр социальных научно-информационных исследований, Центр гуманитарных научно-информационных исследований, Центр научно-информационных исследований глобальных и региональных проблем, Центр научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям, Центр по изучению проблем европейской безопасности, Центр по информационному обеспечению банковской и предпринимательской деятельности, Центр информатизации, Фундаментальную библиотеку, Издательский центр.
Центр социальных научно-информационных исследований осуществляет информационно-аналитическую работу по проблемам становления рыночной экономики, социально-экономических аспектов коррупции, особенностей развития рынка занятости в переходный период, функционирования банковской системы в России, теории и практики федерализма, регионального управления и местного самоуправления, проблем предупреждения преступности, теории и методологии политической науки, политической культуры, политических элит, типов власти в сравнительно-исторической перспективе, всеобщей и российской истории, истории мысли, актуальных проблем современной западной и российской социологии и социальной психологии.
Непосредственно социологическими проблемами занимается лаборатория социологии. Здесь изучаются отечественная и зарубежная социология, теория и методология, история социальной мысли, конкретные области и сферы социальных исследований. Анализ многих актуальных тем часто требует информации, находящейся на стыке философии, этнографии, социологии, истории, антропологии и т.п. Сюда можно отнести динамику социокультурных процессов, социальную психологию, проблемы межнациональных отношений и национализма, процессы глобализации и модернизации, цивилизаци-онные аспекты современного развития, широкий спектр социально-политических и социально-экономических вопросов.
Деятельность Института связана с отражением всего потока современной научной литературы (книг, монографий, сборников, периодических изданий, статистических материалов). С этой целью издаются справочно-библиографичсские периодические указатели и реферативные журналы, представляющие достаточно полную информацию о состоянии социальных и гуманитарных исследований в отечественной и мировой науке, библиографические указатели (12 выпусков в год) включают проблемную рубрикацию, аннотацию и термины, раскрывающие основное содержание документа. Библиография и проблемно-тематическая рубрикация указателей, призванных отражать всю поступающую в фонды Института литературу, — ценный инструмент для любого рода исследовательской работы, позволяющий следить за состоянием того или иного научного направления. Приоритетным направлением деятельности научных подразделений института, как и прежде, остается издание реферативных журналов (РЖ): «Социология», «Философия», «Государство и право», «Экономика», «Исторические науки», «Востоковедение и африканистика», «Китаеведение»* и др., дайджесты «Науковедение», «Идеи в культурологии». Помимо обзоров, в РЖ активно используется такая форма подачи информации, как сводные рефераты. Они охватывают более широкий объем информации при сохранении ее качества и оперативности. В РЖ существует раздел «Ретроспектива: переводы, обзоры, рефераты», который регулярно знакомит читателя как с работами классиков, так и с малоизвестными исследованиями. Помимо РЖ важной традиционной сферой деятельности института является подготовка тематических реферативных сборников и крупномасштабных научно-аналитических обзоров. Как правило, это результат серьезных авторских исследований. Осуществляются и серийные выпуски специализированной информации, посвященные конкретным социальным проблемам или программам.
Фундаментальная библиотека ИНИОН, созданная в 1918 г., имеет статус библиотеки федерального значения, с 1920 г. получает обязательный бесплатный экземпляр документов. Штат библиотеки — 342 человека, количество читателей — 31 399. Фонды библиотеки насчитывают 13,5 млн экз. документов на древних, современных восточных, европейских и русском языках. В фонде хранятся редкие издания XVI — начала XX вв. Информация о фондах отражается в системе карточных (алфавитном и предметном) каталогов, электронных базах данных (2,5 млн библиографических записей), печатных текущих и ретроспективных библиографических указателях по социальным и гуманитарным наукам. Фундаментальная библиотека ИНИОН обеспечивает библиотеч-684
но-информационное и справочно-библиографическое обслуживание пользователей в специализированных читальных залах, научно-информационных центрах, через сеть библиотек в институтах РАН, межбиблиотечный абонемент, а также предоставляет доступ к электронным ресурсам в сети Интернет. Библиотека ведет международный книгообмен с 874 партнерами в 69 странах мира.
Библиографические базы данных ИНИОН по социальным и гуманитарным наукам ведутся с 1980 г. Общий объем массивов составляет более 3 млн записей. Ежегодный прирост — 80—100 тыс. записей. В 2002 г. в Интернет и на компакт-дисках было доступно около 2,5 млн записей12.
GfK Group
GfK Group13 (Gesellschaft fiir Konsumforschung14 — Общество по изучению потребителя) — крупнейшая в Европе и в мире исследовательская компания, предлагающая услуги в области маркетинговых исследований15. Основана в 1925 г. В числе ее создателей был Людвиг Эрхард, в последующем канцлер Германии и один из «отцов» немецкого экономического чуда. Центральный офис расположен в Нюрнберге (Германия). Более 100 дочерних и партнерских компаний представлены в 43 странах мира. Все компании GfK Group отличает использование продвинутых технологий исследований рынков. Специальный отдел GfK, в тесном сотрудничестве с университетом г. Эрлянген, постоянно работает над созданием новых инструментов для исследования товаров и услуг на протяжении их жизненного цикла. Широко известные бренды GfK: Navigator, Target Positioning, ATS, Price Challenger, Ad*Vantage, LoyaltyPlus, более 20 других.
В 1967 г. GfK Group становится интернациональной компанией, открывая свои отделения сначала в странах Европы, а потом — в странах всего мира. Сегодня годовой оборот GfK Group превышает 500 млн евро. В 140 компаниях в 50 странах мира трудится почти 5 тыс. специалистов. Объединяя 16 компаний из двенадцати стран Центральной и Восточной Европы, GfK Group является
бесспорным лидером в этом регионе. Во всех компаниях, входящих в GfK Group, работа ведется в четырех основных направлениях, координация которыми осуществляется централизованно: Ad-Hoc, Consumer Tracking, Non-Food Tracking и Media&Internet Research.
Ad-Hoc Worldwide представлен в 88 странах и занимает седьмое место в мире. В рамках этого направления клиентам предлагаются эксклюзивные исследования, соединяющие количественные и качественные методы, а также использующие брендовые разработки компании. Единая координация позволяет проводить во всех странах исследования, опирающиеся на одинаковые подходы и унифицированный инструментарий (например, Eurobus регулярно проводится в 36 странах).
Consumer Tracking — панель домашних хозяйств, ежедневно предоставляющих сведения о своих покупках. Это позволяет делать выводы об объемах потребления и динамике потребительского поведения, которую невозможно отследить в панелях другого типа. Данное исследование в рамках всей Восточной Европы предлагает только GfK Group.
Non-food Tracking представляет собой панель розничных торговых точек, информация из которых собирается и обрабатывается в специальном пакете программ. Данный подход является комплексным, и патент на него принадлежит GfK. Это исследование охватывает большинство стран мира и является мировым лидером в своем направлении.
Media Research компании (#ЖГ занимает первое место в Европе, располагая оборудованием для измерения телевизионной аудитории в Швейцарии, Германии, Австрии, Нидерландах и Бельгии.
В России существует дочернее предприятие компании GfK Group— Институт маркетинговых исследований ГфК-Русь (www.gfk.ru), расположенный в Москве. Генеральный директор ГфК-Русь — к.с.н. А.М. Демидов. Она была одной из первых организаций по проведению маркетинговых исследований в России, созданных в начале 1990-х гг. Цель ГфК-Русь— использование богатого международного опыта компании GfK Group для обслуживания клиентов, в том числе зарубежных, и развития рынка маркетинговых исследований в стране. В середине 1990-х гг. доля российских предприятий в числе заказчиков ГфК-Русь не превышала 5%, сегодня она достигает 30%.
В 1991 г. компания состояла всего из трех человек, сейчас в ней трудится около 80 специалистов, которые в 2001 г. завершили около 400 исследовательских проектов более чем для 200 клиентов. Полевые работы для этих проектов проходили в 69 субъектах РФ, 686
и основывались на постоянной занятости почти тысячи интервьюеров. Коллектив компании обладает многолетним опытом работы. Все ключевые сотрудники имеют стаж от 6 до 12 лет и регулярно повышают свою квалификацию в зарубежных компаниях GfK Group; ежегодно в ГфК Русь проходит несколько корпоративных тренингов.
ГфК Русь проводит исследования на следующих рынках: FMCG, В2В, Durable Goods, IT, Retail, Pharma, Finance, Tourism, Automotive. Во всех направлениях применяются стандартные международные технологии исследований, адаптированные к российским условиям. Процедура производственного процесса, включающая сбор, обработку и анализ данных, — многократно отработана и прозрачна для клиентов. Помимо стандартных видов полевых работ, ГфК Русь предлагает исследования с применением CAPI(Computer Assisted Personal Interviewing). Обработка данных ведется в SPSS, Quantime, Oracle, PC+TV. Многоуровневый контроль сбора и последующей работы с данными — неотъемлемая черта всех проектов, позволяющая гарантировать клиентам выев-кую надежность проведенных исследований. ГфК Русь сотрудничает с 2531 домашними хозяйствами в 25 крупнейших городах России, отобранных по специальным квотам на основе данных официальной статистики.
Структура компании ГфК Русь, как и структура всего концерна GfK, состоит из четырех основных направлений и сервисных подразделений (они перечислены выше). Среди чисто социологических технологий можно назвать «Социостили» — это многомерная сегментация на основе мотиваций, эмоций, отношений, ценностных ориентиров, особенностей поведения и условий жизни. В исследовании Socio Styles используется качественный подход к пониманию потребителя, это инструмент классификации различия и сходства в отношениях потребителей к окружающему миру. На диаграмме, получаемой в результате анализа соответствия (напоминающей географическую карту), различные стили жизни группируются в семейства или вступают в противоречие друг с другом в зависимости от того, что их объединяет и что их разделяет.
В 1998 г. совместно с ВЦИОМ создана новая компания GfK-ВЦИОМ Институт Исследований СМИ. Еще ранее, в 1995 г., был создан медиа отдел компании ВЦИОМ. В том же году в 19 крупнейших городах России прошла первая волна исследования аудитории средств массовой информации «Российская Медиа Карта». С этого времени компания ВЦИОМ/МедиаМар прочно вошла в число основных медиа-исследовательских компаний России.
В 1998 г. компания GfK Group заинтересовалась направлением исследований СМИ и предложила свое сотрудничество ВЦИОМ/ МедиаМар. Объединение с немецким исследовательским концерном GfK Group, входящим по обороту в пятерку крупнейших исследовательских компаний мира, сделало возможным использование методик GfK для проведения медиа- и интернет-исследований в России.
В настоящее время ГфК Русь предоставляет возможность проведения медиа- и маркетинговых исследований в любом уголке мира по единым стандартам GfK Group и является крупнейшей в России исследовательской компанией, предоставляющей полный цикл исследований рынка.
6.9. QUANTUM
Первая крупная ассоциация по квантификации в историко-социальных исследованиях в Западной Европе возникла в 1975 г. в Германии (Кельн). Она получила название QUANTUM (Association for quantification and Methods in Historical and Social Research — Arbeitsgemeneinschaftfur Quan-tifizierung und Methoden in der historisch — sozialwissenschaftlichen Forschun-ge. V.). Штаб-квартира QUANTUM находится в Центре историко-социальных исследований при Центральном архиве эмпирических социальных исследований Кельнского университета. Целью ассоциации, как было объявлено ее учредителями, является «внедрение формальных методов, особенно количественных, в историко-социальные исследования». Ежегодные школы-конференции ассоциации {QUANTUM— WORKSHOP) посвящаются новым направлениям использования компьютеров и математических методов в историко-социальных исследованиях и привлекают специалистов ряда стран. QUANTUM выпускает международный ежеквартальный журнал «Historical Social Research»—«Historische Sozialforschung» (HSR), в котором публикуются как научные статьи, так и различные информационные материалы.
Это крупное научное сообщество насчитывает в своих рядах несколько сот членов. С 1987 г. в рамках общества QUANTUM^un образован Центр по историко-социальным исследованиям «Zentrum fur Historische Sozialforschung» (ZHSF). Задачи этого Центра следующие: обеспечение машиночитаемыми банками данных историко-социальных исследований в ФРГ, технико-методические консультации специалистов в области использования массовых источников по историко-социальным исследованиям и др.
688
В первые годы своего существования QUANTUM, издавал информационный сборник «Quantum Information». Затем совместно с ZHSF начал выпускать периодический научный журнал «Historical Social Research» (HSR). Этот журнал содержит научные статьи на английском и немецком языках, а также информацию о конференциях и школах-семинарах, проводимых QUANTUM. За 15 лет своего существований общество QUANTUM провело более 20 конгрессов, конференций и школ-семинаров, в том числе и международного характера16.
Ниже приводятся сводные данные о наиболее значимых зарубежных исследовательских центрах (табл. 6.1).
ных консультантов, а консалтинговые фирмы. Индивидуальные консультанты создали специальные формы объединений, кото- | рые называются «Институты менеджмент-консалтинга». Наци- ] ональные консалтинговые институты объединены в Международный совет консалтинговых институтов со штаб-квартирой в Торонто (Канада). Существует много различных определений управленческого консалтинга. В частности, Европейская Федерация ассоциаций консультантов по экономике и управлению (ФЕАКО) дает следующее определение: менеджмент-консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации17. Такого же определения придерживается Американская Ассоциация консультантов по экономике и управлению (ACME) и Институт менеджмент-консультантов (IMC).
Помимо профессиональных консалтинговых ассоциаций, существуют также организации, в которые консультанты включаются наряду с другими специалистами в области менеджмента. Выделяют два международных профессиональных объединения консалтинговых фирм:
1. Европейская федерация ассоциаций по экономике и управлению (ФЕАКО). Она была основана в 1960 г. в Париже, а в 1991 г. ее штаб-квартира была перенесена в Брюссель. В настоящее время членами ФЕАКО являются 25 национальных ассоциаций стран Европы (по одной от каждой страны, в том числе 17 — из стран Западной Европы и 8 — из стран Центральной и Восточной Европы). Ассоциации — члены ФЕАКО включают 1200 консалтинговых фирм, насчитывающих более 12 тыс.
консультантов.
2. Ассоциация менеджмент-консалтинговых фирм (АМКФ). Она основана в 1929 г. и является старейшей в мире консалтинговой ассоциацией. Будучи изначально национальной ассоциацией консалтинговых фирм США в середине 1990-х гг. она де-факто обозначила себя как международную ассоциацию, введя; в свое название подзаголовок «Всемирная ассоциация консалтинговых фирм». В отличие от ФЕАКО АМКФ пока не межнациональное, а транснациональное объединение, так как ее меж- \ дународный статус основывается на том, что членами этой организации являются крупнейшие американские консалтинговые
i
фирмы, имеющие филиалы практически во всех регионах мира18.
Главными уставными задачами профессиональных ассоциаций и институтов консультантов выступают обеспечение и гарантирование высокого качества консалтинговых услуг и профессионального поведения своих членов.
Анализ структуры услуг 40 крупнейших управленческих консалтинговых фирм показал, что большинство (31%) составляют консалтинговые услуги по вопросам управления операциями и процессами, включая вопросы реорганизации бизнеса и всеобщего управления качеством (TQM).
На российском рынке консалтинговых услуг ведущие позиции занимают следующие компании (табл. 6.2).
10 крупнейших консалтинговых компаний России19
Таблица 6.2
Место
Название компании
Город
«Информационные бизнес-системы»
Москва
ЗАО «Юникон/МС Консультационная группа»
Москва
ОАО «Объединенные консультанты ФДП»
Москва
БКГ
Москва
ЗАО «Группа "Центринвест"»
Москва
Аудиторская консультационная группа «Топ-Аудит/Порт-Аудит»
Москва
ООО ФБК
Москва
000 «Росэкспертиза»
Москва
Группа компаний «БалЭН» («Баланс Лтд.»/»ЭНПИ Консалт»)
Москва
ЗАО «Горислаацев и Ко. Аудит»
Москва
БКГ — одна из ведущих консультационных компаний России, специализирующаяся на снижении издержек организаций. На рынке более 8 лет. Качество работы подтверждено международным сертификатом качества по стандартам ISO 9001-94. Экономический еженедельник «Деньги» ИД «Коммерсант» опубликовал в №12 (367) от 3 апреля 2002 г. рейтинг ведущих консультационных компаний России, согласно которому компания БКГ вошла в «пятерку» лучших консультационных компаний России, заняв 4-е место в рейтинге. Она предлагает клиентам управленческие технологии, ориентированные на бизнес-процессы и оргструктуру.