Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Определение и область применения



За рубежом существуют сотни, если не тысячи, институтов, лабораторий, факультетов, кафедр, фондов, ассоциаций, журна­лов, ежегодников, учебных пособий, учебных курсов, центров консультации и тренинга, связанных с AR. К примеру, в 1996 г. появился онлайн-журнал Action Research International (главный редактор Bob Dick)4. Ассоциация Action Learning, Action Research & Process Management Association, Inc. (ALARPM)5, возникшая в 1991 г. в Австралии, через каждые два года проводит всемирные конгрес­сы по AR. Ассоциация объединяет учителей, социальных работ-608

ников, консультантов, академических ученых, менеджеров и сту­дентов, представляющих самые разные науки — как естественные, так социальные и гуманитарные. Она издает журнал (Action Research Case Studies Newsletter — ARCS), научные монографии, материалы семинаров, справочную литературу, тренинги и руко водства.

Что такое Action research

Action research — это спиральный процесс, включающий три этапа: плани­рование, принятие действий, сбор фактов о результатах действия.

Kurt Lewin (1947)

 

Action research — это процесс, в ходе которого практический работник пы тается решать стоящие перед ним проблемы научным методом для того, чтобы управлять, корректировать и оценивать свои решения и действия.

Stephen Corey (1953)

 

Action research способ, каким группа людей может организовать условия, при которых они могут обучаться на собственном опыте и делать этот опыт доступным для других.

Robin McTaggart(1989)

 

Action research в сфере образования — это изучение результатов педагоги ческого процесса, проводимое в школе учителями с целью улучшить его эффективность.

Carl Glickman (1992)

Источник: How is Action Research Defined? - http://www.fau.edu/divdept/cоe/ sfcel/define.htm; Wadsworth Y. (1998) What is Participatory Action Research? Action Research International. — http://www.scu.edu.au/schools/sawd/ari/aкш wadsworth.html

AR представляет собой исследование, главной целью которо го является не получение новых знаний, подтверждение гипо тез, сбор эмпирических фактов, а решение практической зада чи, связанной с улучшением ситуации в той или иной opганиза ции — школе, колледже, бизнес-организации, семье и т.п. Это очень напоминает те методы, которые обычно применяются в ан тропологии, этнографии, эвристике, эпистемологии, поскольку главным звеном выступает групповой процесс принятия реше ний. AR расширяет возможности науки, поскольку от участни

ков не требует высокой квалификации, владения математичес­кой статистикой, полевого опыта и т.п. В нем могут принимать участие не только университетские профессора, но и домохозяй­ки, студенты, чиновники, учителя, врачи, пациенты больниц, пенсионеры и др. AR является не только софт-методологией (soft systems methodology), но также очень демократичным, доступным для всех слоев населения способом участия в решении важных общественных проблем.

Широкая сфера приложения AR, использование этой техноло­гии в науке, образовании, здравоохранении и медицине, бизнесе и управлении позволяет говорить о ее универсальности, многоце­левом назначении и сложной структуре, в которой уживаются методы, одинаково применимые к столь разным сферам челове­ческой деятельности.

Нацеленность на познание и практику, т.е. две области, ко­торые далеко не всегда удается соединить в гармоничное целое, заставляет думать, что в AR мы обнаружим что-то от экспери­мента, который предполагает как раз познание и преобразова­ние, оценочного исследования, поскольку в AR речь идет об анализе результатов тех или иных практических шагов, а также черты диагностики, экспертизы и еще множества других мето­дов, весьма полезных как в фундаментальной, так и в приклад­ной сферах. В качестве примера можно привести сотрудниче­ство специалистов теоретической медицины и практикующих врачей, исследующих воздействие новой формы лечения в про­цессе клинического обследования больных людей. Другой при­мер — педагог, анализирующий собственную работу в попытках разработать улучшенные способы преподавания своего предме­та. Оба проекта оказывают практическую помощь (пациентам или школьникам) и одновременно вносят вклад в развитие си­стемы научных знаний.

Когда зарубежные специалисты пытаются очертить специфи­ку и функции AR, то говорят о том, что это использующаяся глав­ным образом практическими работниками программа (план, си­стема) сбора и анализа данных, позволяющих им улучшить соб­ственные действия, решения, нововведения, реформы. AR может использоваться в качестве предварительного, или пилотажного, исследования, когда контуры проблемной ситуации неясны. Сво­его рода фирменным знаком AR служит отрицание принципа на­учного нейтралитета исследователя, на котором базируется вся фундаментальная (академическая) социология. В AR ученый обя­зан вмешиваться в наблюдение, изменять и преобразовывать со­циальную реальность (отсюда родство AR с конструктивистской

социологией), участвовать в разработке и реализации практичес­ких решений.

Action research известна и под другими именами: participatory research, collaborative inquiry, emancipatory research, action learning,, contextural action research. Но все это вариации на одну тему.

Каким бы именем ни называлась AR, обучение (learning) наряду с практическим вмешательством (action), соучастием (participation) и исследованием (research) выступают ее наиважнейшими состав ными частями.

4.2. Философские основания

Теоретико-методологические истоки идеи AR, пусть и в дале ком от современной завершенности виде, специалисты видят в:

а) аристотелевском учении о праксисе как единстве познава тельной и преобразующей деятельности;

б) прагматической философии Джона Дьюи(1859—1952), про вогласившего, что наилучший способ познания открывается че рез практические действия с предметами;

в) постпозитивизме, заявившем, что научное познание не сводит ся исключительно к количественным и математическим методам..

У Аристотеляпраксис (от греч. praxis — действие) обозначал искусство социального действия, т.е. общественно-политичес кую и гражданскую активность греков (выступление на фору ме, обличение врагов, участие в общественных работах), бла годаря которой знания добывались не для личной, а для кол лективной пользы. В этом смысле праксису противостояло понятие «теория», которая также обозначала способ получения нового знания, но оно употреблялось ученым для своих личных нужд. Аристотель не разрывал два процесса — теорию и прак сие. Напротив, считал их двумя сторонами одного целого. От сюда, по всей видимости, происходит и единство двух сторон в современном AR: добывать новые знания из нового опыта преобразовывать объекты, чтобы получить такую информацию которой нельзя достичь пассивным созерцанием. У неоплато ников праксис означал учение о правильном поведении, мис тические действия, приближающие индивида путем особых упражнений к высшему знанию и мудрости, т.е. фактически равнялось понятию «йога».

Именно в рамках постпозитивизма возникли два подхода-идеографический и интерпретативистский, — которые сильно повлияли на современную методологию AR.

Важнейшей составной частью AR является принцип социальной интервенции (social intervention), который привнесен интерпретати-вистским подходом.Исследователю разрешается бесцеремонно вторгаться в процесс наблюдения, превращаться в его активного участника, менять русло событий, провоцировать события, ис­пользовать свои суждения, взгляды и оценки при интерпретации научных результатов, манипулировать поведением участников эксперимента и т.д.

Идеографический подходтребует рассмотрения каждого случая /У? как уникального и неповторимого социокультурного события, гуманистического взгляда на участников исследования-внедрения. Не только ученый, но и испытуемые становятся субъектами ис­следования, его равноправными участниками, мнение которых высоко ценится, к нему прислушиваются, его используют на прак­тике. Отсюда традиция считать, например, учащихся не объектом изучения, а субъектом исследования-внедрения, равноправными партнерами, соучастниками.

Теоретико-методологические предпосылки AR специалисты находят также в общей теории систем, кибернетике, а также ме­тодологии информационных систем, восходящей к работам К. Левина и Тавистокского института (Лондон).

4.3. Методология

В методологическом плане в AR выделяют две главные части:

♦ практическое действие,привносящее зримое изменение в жизнедеятельность сообщества (группы, общины, поселенческой общности), функционирование организации (школа и школьный класс, колледж или университет, поток или курс, предприятие, банк и др.) или реализацию программы (социальной, образова­тельной, административной и т.д.);

♦ научное исследование,при помощи которого заказчик и ис­полнитель могут проследить ход AR, его исходное, промежуточ­ное и конечное состояния, изменение ценностных ориентации, отношение к внедрению, мотивацию и установки участников6.

Учитывая две равноправные и разнонаправленные (на практику и на познание) части AR, будем именовать данную технологию исследованием-внедрением (трудно подобрать в русском языке бо­лее подходящую формулировку).

В зависимости от роли и значения той и другой части AR за рубежом выделяют две стратегии или формы Action research. У них разная методология и разный набор употребляемых методов и тех­ник, разная процедурная логика, цели и результаты.

В первой стратегии ведущим началом выступает практическое действие, а научное исследование выполняет роль бахромы или оправы (fringe). Исследование здесь не направлено, как обычно, на получение новых знаний, имеющих ценность для науки или научного познания. Напротив, оно выполняет служебную функ­цию, поскольку сбор и анализ данных помогают участникам (уче­ным, клиентам, испытуемым) глубже осознать свои поступки, принимаемые решения и их последствия, узнать друг друга, ос­мыслить себя и свои действия, возможно, даже измениться в луч­шую сторону, стать иным.

Во второй стратегии главным выступает исследование, а практи­ческое действие — всего лишь побочный продукт. Изучая поведение и установки забастовщиков методом групповой дискуссии, ученые ничего не внедряют и не реформируют. Они могут лишь спровоци- ровать людей на то или иное действие для того, чтобы лучше его изучить. Но само событие, а именно забастовку, они организовать не могут. Подобная стратегия используется преимущественно в со­циологии и имеет множество вариаций — от достаточно серьезного вмешательства до почти незаметного присутствия ученого.

Специалисты классифицируют формы AR и по другим кри-териям. Так, Г. Хузер7 предлагает различать манипулятивную и партисипативную формы AR. Знаменитые Хоторнские экспе рименты, провозгласившие эру «человеческих отношений» в промышленности, а также многочисленные внедрения новых форм организации труда в Европе он относит к манипулятивых ным AR. Рабочие, над которыми проводились эксперименты, оставались объектом вмешательства ученых и администрации, которые все заранее распланировали и лишь в незначительной степени, и то через посредничество профсоюзов, приглашали их к участию. Напротив, исследования местных общин в странах третьего мира надо считать партисипативными AR, поскольку ученые, ничего не зная о жизни и ценностях аборигенов, ак­тивно и на равноправной основе привлекали жителей к учас тию. Методология партисипативного AR оказалась столь эффек-тивной, что ООН и Международная социологическая ассоциа-

ция организовали по этой теме серию семинаров и симпозиу­мов в Колумбии (1977), Перу (1979), Югославии (1980), Мек­сике (1982), Никарагуа (1989)8. В ряде африканских и азиатс­ких стран партисипативное AR успешно использовалось при ре­шении проблемы раздела земли между сельской знатью и аграрным пролетариатом9.

AR можно подразделить на исследовательские, которые были рассмотрены выше, и обучающие (learning), которые широко ис­пользуются в системе среднего образования. Новое знание здесь служит не обогащению науки, а преумножению знаний учителя. Вмешательство действием, к примеру опробование нового учебно­го расписания, служит здесь способом извлечения новых идей и знаний о том, как будут вести себя при этом учащиеся и как улуч­шатся их знания. Без практической интервенции необходимых школьной администрации новых знаний получить не удалось бы.

От других типов научного исследования AR отличается рядом важных черт:

♦ активным вмешательством ученого в ход исследования, кор­ректированием, управлением, возвращением к началу, отменой отдельных этапов, влиянием на сознание, поведением и мотива­цией респондентов;

♦ максимально полным и активным участием респондентов (испытуемых, участников) в исследовании, в котором они часто видят средство достижения своих собственных целей;

♦ респонденты, занимая активную позицию, превращаются в субъектов исследования, равных ученым и заказчикам;

♦ в процессе исследования происходит обучение, приращение знаний и квалификации, которые респонденты немедленно ин­вестируют опять в исследование, добиваясь еще более высоких результатов;

♦ социальным контекстом: AR происходит в реальной жизнен­ной ситуации и нацелено на решение не экспериментальных, а реальных проблем.

4.4. Процедура проведения

AR проводится в индивидуальном и командном режимах. Груп повой или командный подход к организации AR получил назва­ние совместного исследования (collaborative inquiry).

Процесс AR по своему характеру является, скорее, итератив иьш10, т.е. возобновляемым, повторяющимся. Основные звенья AR, а именно: а) сбор данных, б) анализ данных, в) оценка дей ствий и результатов, повторяются постоянно. Сбором данных, отслеживанием какого-то внедрения или изменения, скажем, пе­рехода школы на двухсменное обучение без приостановки педа­гогического процесса, команда исследователей занимается непре-. рывно. Также непрерывно она анализирует их, оценивает свои действия или действия школьной администрации, проводит «круг лые столы», совместные совещания, брейн-ринги.

Неповторяющимся выступает само нововведение, практичес-кое вмешательство, изменение объекта. Его нельзя начинать и| бросать, браться за одно дело, а затем за другое, эксперименти ровать на школьниках или студентах по многу раз.

Попросту говоря, AR — это «обучение действием»: группа людей определяет исходную проблему, предпринимает некото рые действия, чтобы ее разрешить, оценивает успешность сво их усилий и, если она этим не удовлетворена, пытается все сде лать сначала".

В партисипативной форме AR ученый, собрав исходную ин-формацию у местной администрации, организует затем серию групповых дискуссий с жителями конкретной деревни, решая при их активном участии какую-то важную практическую про блему (например, борьбу интересов). Только таким способом удавалось раскрыть невидимую глазу социальную стратификацию и вектор социальной напряженности в локальных сообществах. Источниками информации здесь выступают: а) официальные статистические документы; б) данные групповых интервью. Ре-зультатом такого AR может стать создание очень эффективного механизма разрешения конфликта, который местные власти бу дут использовать в дальнейшей своей деятельности. Пытаясь найти точки пересечения противоположно направленных груп-повых интересов членов местных общин, ученые в совместном

 

исследовании не только изучали новые проблемы, но и обучали население тактике мирных переговоров. В 1990-х гг. в России подобную тактику использовала группа ученых под руководством Л. Гордона и Э. Клопова в серии партисипативных AR с участ­никами шахтерских забастовок.

В AR ученый выступает в роли стороннего эксперта (консуль­танта), цель которого — заинтересовать практиков исследователь­ским проектом, добиться их помощи и собрать нужную инфор­мацию. Сотрудничество между ними носит технический характер в том смысле, что оно инструментально по отношению к иссле­довательским целям. Результатом такого рода проектов становится накопление знаний прогнозного характера; при этом основное внимание уделяется подтверждению и совершенствованию суще­ствующих теорий, особенно тех, что касаются итогов вмешательств или воздействий. Проблема определяется в процессе диалога меж­ду исследователем и практиком по достижении ими взаимопони­мания. Эксперт включается в диалог, способствуя активному со­трудничеству участников и их саморефлексии.

Большинство проектов AR являются коллективными по своему характеру. Это означает, что на всех стадиях, включая выдвиже­ние первоначальной идеи, планирование, внедрение и написание отчета, участвуют люди., потенциально заинтересованные или на­ходящиеся под влиянием предполагаемых результатов исследова­ния и предпринимаемых в ходе него действий. Коллективные AR опираются на знаменитую работу П. Фрейре «Педагогика угнетен­ных», вышедшую в США в 1972 г. Ядро предлагаемого автором подхода заключается в осознании освободительной силы позна­ния, объединенного с действием и ведущего к развитию крити­ческого сознания, улучшению жизни и трансформации соци­альных структур и отношений.

4.5. Цикличность и итерация

Итеративную технологию использования AR называют цикли­чески спиральной. Развиваясь по спирали, поднимаясь с каждым шагом на все более высокую ступень познания, AR доставляет участникам не только новые знания, практические навыки, реше­ние проблемы, но и эмоциональное удовлетворение. Об этом со­общают все или большинство людей. Но сколько ступеней в этой пирамиде познания?

Их может быть как угодно много и никто еще не указал точ­ного числа. Но на каждой из них вы обязаны совершить несколь-

ко четко установленных процедур. И лишь после этого поднять ся этажом выше. Причем число операций у авторов различается. Так, «отец» AR К. Левин утверждал, что их три: планирование, действие, оценка (анализ данных и критика результатов). Иными словами, на каждой ступени вы обязаны проделать весь круг дей­ствия-познания и лишь затем продвинуться дальше. На следую­щем витке все повторяется снова. Повторяемость операций наве­яла специалистам название цикла, а чередование циклов по мере восхождения наверх придало сходство со спиралью. Итак, все ис следование имеет вид спирали, а отдельные ее витки называют-ся, если строго следовать принятой терминологии, циклами.

Современные последователи К. Левина, в частности профес­сор Стефан Кеммис (Австралия), называют два цикла по четыре операции в каждом из них: план, действие, наблюдение, рефлек-сия (рис. 4.1).

Джеральд Сасмен приводит еще более длинный перечень (рис. 4.2): в каждом исследовательском цикле у него пять опе­раций (фаз). Первая операция — это диагностика: идентифика­ция проблемы и сбор необходимых данных. Познакомившись с ситуацией, команда исследователей разрабатывает план дей­ствий. Поскольку мнения участников самые разные, высока вероятность, что появится несколько альтернативных способов решения проблемы. Но именно их разработка составляет суть второй фазы. Сразу выбрать одно-единственное решение и при­ступить к практическим шагам невозможно, если вы не собра­ли дополнительную информацию. Это нужно обязательно про­делать для того, чтобы на третьем этапе выбрать самое подхо­дящее решение, распланировать его реализацию и даже приступить к ней. На четвертой стадии все того же первого цикла происходит всесторонняя (по возможности) или прики-дочная (это уже совершенно необходимо сделать) оценка реа­лизации намеченного плана: что-то вышло не так, как ожида­ли, а что-то и вообще не получилось. Оценив последствия, ко­манда собирается за «круглый стол» и подводит общие итоги первого цикла. В этом суть пятого шага (фазы). Данные о про­веденной интервенции собраны, результаты проанализированы, последствия оценены, выводы сделаны.

Если ученые совместно с заказчиком пришли к неутешитель­ному итогу, тогда все повторяется снова, но уже на втором цик­ле. А это, как известно из гегелевской диалектики, более высокий виток спирали, означающий, что теперь количество накопленной информации непременно перешло в новое качество. Действитель­но, горький опыт многому научил, и в следующий раз исследова­тели, возможно, пойдут совсем иным путем. Но, правда, соблкь дая все тот же алгоритм: диагностика, план, действие, оценка, выводы. Любой опыт важен, даже негативный. Он учит исследо­вателей, а обучение заложено в самой природе AR.

Разумеется, неудачный опыт вселяет неуверенность в своих силах, вызывает чувство страха и увеличивает степень риска все- го мероприятия. Ведь никто не даст гарантий, что на втором цикле команда добьется успеха. Так что роль предшествующего опыта двояка. С одной стороны, он многому научил исследователей, с другой — придал неуверенности. В подобных ситуациях рекомен­дуется откровенная беседа всех участников, на которой происхо­дит всесторонний разбор недостатков, как после спектакля у ак теров, откровенный разговор, на котором могли бы вылиться на­копившиеся эмоции и раздражение. Возможны самые разные видения причин неудачи, причем напротив каждой версии остав­ляются комментарии других участников. После основательной «разборки» и разговора по душам иногда приходится менять либо саму теорию, либо исходные гипотезы и начинать на втором цикле практически с нуля.

4.6. Методы AR

Методология AR требует применения не одного, а нескольких методов — в зависимости от целей и задач исследования-внедре- ния, сложившейся ситуации, эффективности самих методов (от некоторых приходится по ходу дела отказываться и прибегать к другим процедурам). Такую методологию называют мультивари-ативной.

В процессе проведения AR одинаково эффективно могут ис- пользоваться количественные и качественные методы:

♦ стандартизированные тесты интеллекта, профессиональных навыков, способностей учащихся (к письму, решению задач, уме­нию говорить);

♦ интервью и анкетирование, позволяющие установить пер­воначальные ценности, установки и мотивацию учащихся, а так­же конечные, пореформенные результаты;

♦ эксперимент, предполагающий создание экспериментальной группы, подвергшейся вмешательству, и контрольной группы, служащей эталоном сравнения;

♦ глубинное интервью, биографический метод и жизненные истории, семейные хроники, кейс-стади, фокус-группы;

♦ наблюдение, позволяющее отследить динамику процесса, например улучшение деятельности учителя после нововведения, изменение самочувствия учащихся и т.д.;

♦ анализ документов, например дневников учащихся, класс­ного журнала, видео- и аудиоматериалов, школьных сочинений или специально (по заданию ученых) написанных эссе.

Результаты исследования-внедрения могут обрабатываться как вручную, так и с помощью компьютера (чаще всего используют­ся такие программы, как NUDIST, Ethnograph, HyperRESEARCH). При анализе данных сырой материал, например записи интервью, подвергается кодированию, а затем по отношению к нему исполь­зуются логический анализ, контент-анализ, концептуальное кар­тирование, шкалирование, статистические процедуры, включая таблицы и графики. Количественный анализ данных, как прави­ло, используется параллельно и наряду с качественными метода­ми, например оценочной интепретацией, теоретической выбор­кой, деконструкцией, герменевтикой.

Самостоятельным методом AR считаются исследовательские конференции (search conference). Начало им положили Эрик Трист и Фред Эмери, трудившиеся в 1959 г. в Тавистокском институте. Сегодня известны такие модификации исходной методики, как Dannemiller-Tyson's Interactive Strategic Planning, Marvin Weisbord's Future Search Conference, Dick Axelrod's Conference Model Redesign, Harrison Owen's Open Space, ICA 's Strategic Planning. К организации конференций сегодня активно подключают Интернет. В 1991 г. ученые из университета Торонто по заказу Canadian International Development Agency провели серию исследовательских конферен­ций в Гренаде, результатом которых стали практические рекомен­дации и план действий по улучшению туризма14.

4.7. История вопроса

За рубежом AR начали широко применяться начиная с середи­ны 1920-х гг. и достигли пика своего влияния в конце 1990-х гг.

Перед Второй мировой войной новый метод прочно утвердился в социальной психологии как форма социального исследования, в ходе которого ученый познает групповые процессы, изменяя их, манипулируя процедурой и поведением, активно участвуя в самом исследовании15. Родоначальником16 нового метода высту­пает американский психолог Курт Левин(1890—1947), который сказал: «Если вы хотите знать, каковы вещи на самом деле, по­пытайтесь изменить их»17. Он исследовал национальные мень­шинства в США (евреев и чернокожих) и создал методологию ис­следования, которая с успехом применяется при изучении тра­диционного общества в странах третьего мира. Кроме того, Левин изучал проблемы лидерского стиля (авторитарного и демократи- ческого) в малых группах. Позже и эту методологию ученые по­заимствовали у него для изучения процесса формирования ма-лых групп и местных общин в южной Италии и Латинской Аме­рике.

Впервые термин «Action research», характеризовавший «сравни­тельное изучение условий и последствий различных форм соцй-ального действия и исследований, ведущих к социальному дей-ствию», появился в его статье «Action Research and Minority Problems» (1946). Механизмом AR автор считал «спираль шагов, каждый из которых составлен из циклической последовательное- ти планирования, действия и сбора фактов о результатах дей-ствия». Таким образом, у К. Левина AR обозначал особый иссле­довательский подход, посредством которого ученый не только создает новое знание о социальной системе, но и пытается одно­временно изменить ее. Именно поэтому, как рассчитывал ученый, основной сферой использования новой методологии должны стать социальное управление и социальная инженерия. К. Левин утвер- ждал, что осознание и изменение социальных условий возможно лишь в том случае, если на всех этапах своего проекта общество- веды будут привлекать к работе практиков, хорошо знающих ре- альную жизнь.

Правда, в последнее время «отцовские права» К. Левина на AR серьезно оспариваются18. Выясняется, что до него идеи ис-

следования через вмешательство высказывал Дж. Морено.Для него исследовательский процесс выступал составной частью со­циального движения. Левин познакомился с ними, будучи в Америке.

В педагогическую практику термин «Action research» внедрил Стефан Корив 1949 г. Хотя он не связывал AR с фундаменталь­ной наукой, считая этот метод эффективным способом решения практических проблем, с его легкой руки в обиход вошло поня­тие «учитель-как-исследователь» (teacher-as-researcher)19. Оно как нельзя лучше описывало специфику новаторского труда учите­ля, постоянно экспериментирующего с новым материалом, на­ходящегося в активном поиске. Из всех научных методов учите­лю ближе всего включенное наблюдение, методология кейс-стади и качественные методы20. Используя научные методы, школьные учителя получают широкие возможности апробировать свой идеи и инновационные проекты, усовершенствовать мастерство.

После Второй мировой войны большой вклад в эту область внес социальный психиатр Эрик Трист,чья группа в Тавистокс-ком институте человеческих отношений в Лондоне занималась прикладными социальными исследованиями, изучая, в частно­сти, гражданских репатриантов, которые во время мировой вой­ны находились в немецких концлагерях. Он и его коллеги иссле­довали не малые группы, а крупномасштабные социальные про­блемы, связанные с институциональным и организационным

контекстом

 

В 1960—70-е гг. A R успешно применяли социологи и антропо­логи, особенно в Латинской Америке, изучая социальную напря­женность, конфликты и их политические последствия.

4.8. Парадигмы AR

В I960—70-е гг., по мнению Р. О'Брайна22, оформились четы­ре основные парадигмы AR: традиционная, контекстуральная, ра­дикальная и образовательная.

Традиционная парадигма (TraditionalAction Research) основыва­лась на идеях К. Левина в области теории поля, групповой дина-мики, Т-групп и клинической социологии. Она широко приме-нялась в области социологии и психологии организаций, изуче- ния качества рабочей жизни (Quality of Working Life — QWL), социотехнических систем (информационных систем), структуры власти в организации и промышленной демократии.

Контекстуральная парадигма (ContexturalAction Research), из-вестная также как Action Learning, берет свое начало из исследо- ваний межорганизационного взаимодействия Тавистокского ин- статута. Ее название происходит от слияния двух слов: context (ок­ружающая среда) и structure (структура). В центре внимания ученых находилась перестройка (reconstituting) структуры отноше- ний, складывающих между социальными акторами в конкретной социальной (прежде всего организационной) среде, в частности, доминирования между такими социальными группами, как акци­онеры и администрация. Именно в рамках этой парадигмы воз­никло широко распространенное в современной социологии орга­низаций понятие «социальная экология», обозначающее не при­родную среду предприятия, а его социальное, в том числе общинное, окружение. Специалисты применяли метод конферен­ций, на которых договаривающиеся стороны (акционеры, потре бители, граждане, наемные работники, администрация, государ-ственные чиновники), опираясь на принципы либеральной фи­лософии, пытались найти компромиссное решение социальной проблемы.

Радикальная парадигма (Radical Action Research) берет свои ис- токи из марксистского учения, известного как диалектический материализм. В числе базовых категорий здесь использовалось понятие «праксис» (praxis), введенное в современный интеллек- туальный оборот Антонио Грамши, но использовавшееся еще Аристотелем. В марксизме, считавшем, что идеи становятся ма- териальной силой, когда они овладевают массами, праксис трак­товался как активность человека для того, чтобы осуществлять свои мысленные конструкции. Солидаризируясь с Фейербахом, марксисты утверждают, что философ должен не только и не столько понимать мир, сколько изменять его. Однако в марксиз­ме изменение приняло революционные формы. Только револю­ционный праксис является источником истины. Праксис боль­шевизма заключается в тотальном разрушении основ старого мира. В идеологии леворадикального марксизма праксис до сих пор означает социальный и политический активизм, в том чис­ле борьбу за независимость, классовую борьбу и политический

терроризм. Помимо марксизма радикальная парадигма AR нахо­дит свое выражение в освободительных, феминистских, протест-ных и других движениях, выступающих за социальную трансфор­мацию общества.

Образовательная парадигма (Educational Action Research), в от­личие от предыдущей, очень спокойная и неагрессивная. Ее тео­ретические истоки восходят к идеям выдающегося американско­го философа образования Джона Дьюи. Его последователи исполь­зуют технологию AR для совершенствования учебного процесса и реструктуризации системы школьного образования.

В школе AR помогает учителю осмыслить свою педагогическую деятельность, выявить ее плюсы и минусы, устранить недостат­ки, апробировать новые идеи и проекты, методы и материалы, а администрации — оценить правильность выбранной стратегии, эффективность используемых инструкций, методических реко­мендаций, учебных планов и др., наконец, общий ход обучения в школе.

Помимо парадигм в теории и практике AR различают две на­циональные школы: 1) английская традиция ориентирована на сферу образования и предполагает улучшение, обогащение, совер­шенствование педагогической практики с незначительной ролью научных методов23; 2) американская традиция обращена к сфере социального обслуживания и социальной защиты населения, a AR понимает как «систематический сбор информации для подготов­ки плана, при помощи которого можно произвести социальные

изменения»

4.9. Интервенционистская социология

Как говорилось выше, методология AR может быть двух типов: а) с преобладающей ролью практического действия над исследо­вательской компонентой; б) с ведущей ролью научного исследо­вания и малозаметным практическим действием. Именно эта, вторая, стратегия преобладает в социологии. Объяснение находит­ся в самом характере и объекте нашей науки. В отличие от антро­пологов, социальных психологов, медиков или педагогов мы не можем изолировать малую группу, подвергнуть ее испытанию и 624

наблюдать за ее поведением. Социологи работают с большими социальными группами, которыми манипулировать почти никак не удается. Мы можем не изменять, а активно воздействовать на событие (и то до определенного уровня).

Термин «Action research», который в данном случае нужно ско- ' рее переводить как «активное исследование», ввел в научный , оборот в конце 1960-х гг. французский социолога. Турен, изу­чавший при его помощи так называемые студенческие револю­ции. А. Турен разработал метод конкретных социологических ис­следований, который он назвал методом «социологической ин­тервенции»25. Свою роль академического социолога он видел в том, чтобы помочь участникам социального движения более чет­ко сформулировать свои цели и задачи, правильно определить­ся с выбором стратегии, но не в том, чтобы инициировать илиj контролировать его.

Первым шагом в реализации его метода был созыв форума и обращение к участникам движения двух академических ученых («агитатора», «секретаря»). На этой стадии, названной А. Туре-ном «имидж группы» {image group), в коллективном обсуждении происходит осмысление стоящих проблем и осознание себя как единой группы. Приглашенный социолог фиксирует все эмоци­ональные образы, связанные с предстоящей борьбой. На второй стадии происходит переход от «образов» к «анализу»: структуры обыденного сознания участников движения сопоставляются с те­оретическими конструкциями научной концепции. В процессе перевода выражений повседневного языка на научный социолог дистанцируется от группы, стараясь выразить коллективное же­лание «немедленно действовать и оказать решительное давление» в категориях коллективной солидарности. Ученый приводит ис­торические примеры, описывает широкий социальный контекст, в свете которого только и следует видеть данную акцию. Однако участникам чужд такой подход. Их эмоции накалены, и они при­водят множество конкретных примеров унижения, несправедли­вого обхождения, невзгод и т.п. На пересечении двух дорог — на­учных знаний и повседневного опыта — формируются взаимопо­нимание участников, общая позиция, торжество «доброй воли», благодаря чему протестное движение из агрессивной схватки переводится на рельсы мирного митинга. В таком сближении обучаются обе стороны — участники и ученые. Они приобрета­ют новые знания и сближают свои позиции. Третью заключитель-

ную фазу А. Турен назвал оценочной. В роли оценивающей сто­роны выступают «боевики» — самые активные участники проте-стного движения. На первых двух стадиях они не участвовали, наблюдая процесс со стороны. Их изоляция необходима для того, чтобы своей непримиримостью они не давили на рядовых участ­ников. Теперь итоги второй фазы, письменно зафиксированные в отчете, обсуждают активисты, сравнивают с собственной по­зицией, спорят, но в конечном итоге между тремя сторонами — учеными, массой рядовых участников и «боевиками» — достига­ется взаимопонимание и вырабатываются некое коммюнике и новая программа действий26.

Позже метод активного воздействия на наблюдаемые процес­сы А. Турена стали использовать социологи латиноамериканских стран. Согласно точке зрения В.А. Ядова «активное исследование {Action research) предполагает изучение объекта, активное вмеша­тельство путем организованных действий, провоцируемых иссле­дователем, дальнейшее изучение и далее повторные воздействия. Такой тип исследований применяется также в системах реконст­рукции организаций управления»27.

Другой видный социолог, В. Шляпентох28, эмигрировавший из СССР еще в 1970-е гг. и прекрасно знакомый с западной социо­логией, относит AR к конструктивистской социологии, которая не занимается пассивным наблюдением происходящих событий, но активно их изменяет, вмешивается, перекомпоновывает. Между конструктивизмом и социальной практикой (от которой академи­ческая социология, высоко ценящая принцип невмешательства ученого в ход наблюдения, сильно дистанцировалась), таким об­разом, существуют самые тесные, почти кровнородственные свя­зи. Хотя конструктивистская социология и придерживается целей социального познания, она предлагает их достигать через актив­ное вмешательство в социальную практику.

В конструктивистской социологии, по мнению В. Шляпенто-ха, имеет смысл выделять две научные школы, сформировавших­ся в области исследования социальных, в том числе протестных, движений, — французскую и американскую. Та и другая настаи­вают на том, что социологи — это не эксперты по общественным связям и даже не историки социальных движений, тем более они 626

не хранители или открыватели их секретов. Они находятся в от-ношении диалога с участниками социальных движений.

При этом французская школа, созданная А. Туреном (в русском языке получила название «интервенционистской социологии», социологии вмешательства), видит цель диалога с социальным движением в том, чтобы вытащить его из повседневности, помочь движению выявить свои истинные устремления.

В американской школе взгляд иной: главная роль социологов по отношению к социальным движениям — критический анализ с целью разрушения окостеневших лозунгов, сложившихся форм социальных действий, постоянная реконституализация и реструк­туризация события, т.е. содействие наиболее эффективному реше­нию задач в данном месте и в данное время.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.