Методика взята из книги: Ильина М. Н. Подготовка к школе: Развивающие упражнения и тесты. - СПб., 1998.
Проведение исследования. Предложите ребенку поиграть в такую игру: «Сейчас я буду называть пары слов, например "хороший-плохой", а ты должен сказать, кому в большей степени подходит каждое из них - школьнику или дошкольнику?»
Или - второй вариант игры. Попросите разложить заранее заготовленные карточки с написанными на них словами: одну карточку ребенок, по желанию, может положить в ранец (портфель, сумку), другую - в коробку с игрушками. Список используемых прилагательных-антонимов:
большой - маленький взрослый - детский веселый - грустный
быстрый - медленный чистый - грязный сладкий - горький
бодрый - усталый сильный - слабый светлый - темный
Выводы. Общее положительное отношение к процессу обучения в школе оценивается по преобладающему количеству карточек с прилагательными, имеющими положительную эмоциональную окраску, которые ребенок относит к школьной жизни, т. е. положил в ранец.
Методика «Веселый - грустный» для оценки эмоционального отношения к предстоящему процессу обучения в школе
Методика взята из книги: Ильина М. Н. Подготовка к школе: Развивающие упражнения и тесты. - СПб., 1998.
Проведение исследования. На рис. 1 и 2 изображены дети в различных ситуациях, связанных со школой и учением.
Содержание рисунков
1. Дети идут в школу, а один ребенок смотрит на них в окно.
2. Ученик у доски отвечает урок; рядом стоит учительница.
3. Дети в классе во время урока.
4. Ученик в школьном коридоре, разговаривает с учительницей.
5. Ребенок дома, готовит уроки.
6. Ученик в школьном вестибюле вблизи раздевалки. На всех картинках нет лиц.
Попросите ребенка описать, какое, по его мнению, должно быть выражение лица у детей на картинках - веселое или грусное, и объяснить, почему.
Обычно дети охотно отвечают на вопросы, но если ребенок говорит «Не знаю», то в этом случае ему нужно задать дополнительные вопросы: «Как ты думаешь, что здесь происходит? Кто это нарисован?» и т. п.
DtiA -4
Рис.2
Приложение
Выводы. Эмоционально неблагополучными, тревожными считаются ответы примерно такого содержания:
• у мальчика, который смотрит в окно, очень грустное лицо, так как он плохо учился и его наказали;
• мальчика вызвали к доске отвечать урок, а он не подготовился, не знает, что говорить, поэтому у него грустное лицо;
• у этого мальчика грустное лицо, так как учительница поставила ему двойку;
• мальчика ругают за плохое поведение, поэтому он такой грустный;
• мальчик выполняет домашнее задание, но задано очень много и он боится, что не успеет все сделать; поэтому он грустный;
• мальчик грустный, он опоздал в школу, теперь его будут ругать.
Ответы, в которых описывается веселый или серьезный ребенок, отражают позитивную настроенность и оцениваются как эмоциональное благополучие.
Если ребенок дает 5-6 «тревожных» ответов, то это свидетельствует о том, что он «болезненно» относится к предстоящему поступлению в школу, для него этот этап жизни связан с сильными эмоциональными переживаниями.