Методика взята из книги: Борисова А. А. Восприятие эмоционального состояния человека по интонационному рисунку речи // Вопросы психологии. - 1989. - № 1. Методика семантического дифференциала - это методика количественного и качественного индексирования значения с помощью двухполюсных шкал, задаваемых парой антонимичных прилагательных. Между антонимичными прилагательными заданы семь делений, служащие для оценки степени выраженности данного признака. Например, в шкале
грустный -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 веселый
число -3 свидетельствует о том, что признак «грустный» присутствует в оцениваемом речевом сообщении в максимальной степени.
Оснащение опыта. Необходимы магнитофонные записи высказываний нейтрального по содержанию характера, но произносимых с интонациями, имитирующими разные эмоциональные состояния: радость, печаль, страх, тревогу. Для оценки каждого из этих четырех эмоциональных состояний говорящего необходимо подготовить для каждого испытуемого по четыре набора бланков с вербальными шкалами в соответствии с четырьмя факторами оценки речи: 1-й речедвигательное возбуждение, 2-й -общая оценка качества голоса, 3-й - страх, тревога в голосе, 4-й - гнев в голосе.
В опыте используются два протокола: первичный и итоговый. В качестве первичного протокола служит бланк со шкалами, а итоговый протокол оформляют по форме 1.
Форма 1
Протоколанализа голоса
Оценка эмоционального состояния говорящего
Имитируемое состояние
Факторы
Речедвигательное возбуждение
Качество голоса
Страх, тревога
Гнев
М
О
М
Го
М
О
М
О
Радость
Печаль
Страх
Тревога
Приложение
Порядок работы. Опыт групповой: бланки со шкалами заполняют все обучающиеся одновременно. После обработки бланков каждый обучающийся должен заполнить также итоговый протокол. Преподаватель объясняет порядок работы со шкалами, а именно: при прослушивании магнитофонной записи высказывания наличие или отсутствие в нем какого-либо признака следует оценить баллами.
Инструкция испытуемому. На бланке вам следует отметить знаком плюс ту цифру, которая точнее всего, с вашей точки зрения, характеризует голос говорящего по данной шкале. Будьте внимательны и не пропустите ни одной шкалы на бланке!»
Обработка результатов
1. На бланке подсчитать сумму баллов для каждого фактора.
2. Раздельно для каждого фактора рассчитать среднюю арифметическую величину (М) и среднеквадратичное отклонение (сигму). Для того чтобы можно было вычислить среднюю арифметическую величину и стандартное отклонение оценок для каждого фактора, предварительно необходимо преобразовать шкалу оценок таким образом, чтобы избавиться от отрицательных величин. Для этого оценкам -3 присваивается 1 балл, а оценкам +3-7 баллов. Всем промежуточным оценкам присваивается соответственно от 2 до 6 баллов.
3. Вышеуказанные расчеты произвести для каждого имитируемого состояния говорящего, а именно: имитации радости, печали, страха и тревоги.
На основании табличных величин итогового протокола проанализировать результаты, сравнивая показатели имитируемых состояний на основе средних и сигмаль-ных оценок.
Примерный список антонимов для 4 факторов
Речедвигателъное возбуждение Общая оценка качества голоса