Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития



Блинова Л.Н.

Б 69Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. -М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.-136 с.

Х

Рассмотрена психолого-педагогическая характеристика детей с задерж­кой психического развития; особенности их мышления, памяти и внимания, поведения, речи, моторики, а также учебная мотивация, эмоциональная сфе­ра. Дан комплекс приложений, содержащих ценный практический материал прикладного характера.

Для студентов педагогических вузов, педагогов общеобразовательных школ, специалистов, связанных с коррекционно-развивающим обучением детей.

УДК 376 (07) ББК 74.3


I8ВN 5-93196-066-Х


© Л.Н. Блинова, 2001

© ЗАО «Издательство НЦ ЭНАС», 2001


Предисловие

Детская популяция в настоящее время состоит из трех больших групп: нормально развивающиеся дети; одаренные дети; дети с нарушениями в развитии различной степени, в том числе дети-инвалиды.

Группа детей с нарушениями в развитии по статистическим дан­ным ряда стран составляет от 4,5 до 11 % в зависимости от того, какие нарушения учитываются. Число таких детей из года в год воз­растает, ибо возрастают факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагопри­ятные экологические ситуации, профессиональные вредности у ро­дителей до рождения ребенка, курение матери во время беременнос­ти, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психо­логический микроклимат в семье и в школе.

По данным НИИ детства, ежегодно рождается 5-8 % детей с на­следственной патологией, 8-10 % имеют выраженную врожденную или приобретенную патологию, 4-5 % составляют дети-инвалиды, значительное число детей имеют стертые нарушения развития.

По данным МО РФ, 85 % детей - воспитанников детских садов и учащихся школ нуждаются в помощи медицинского, психологи­ческого или коррекционно-педагогического характера. Около 25 % детей нуждаются в специализированной (коррекционной) помощи.

Особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с задержкой психического развития (ЗПР). Для них нужны специ­альные условия обучения, которые могут быть обеспечены в специальных школах, где наряду с общими задачами решаются и задачи коррекции недостатков психического развития («Инструк­ция по приему детей в специальные школы-интернаты, школы с продленным днем для детей с задержкой психического развития» // Приказ Министерства просвещения СССР от 03.07.81 № 103.) Коррекционная направленность учебно-воспитательной работы вы­ражена в структуре школы (наличие подготовительного класса, щадящий режим, увеличение сроков обучения), в учебном плане (увеличение времени на изучение наиболее сложных разделов программы, на труд, на занятие по развитию речи), в содержании обучения (изучение основ наук сочетается с практической подго­товкой учащихся к усвоению трудных разделов программы). Кор­рекционная направленность обеспечивается также системой и ме­тодами изучения учебного материала, учитывающими особенно­сти развития детей.

Модификация общеобразовательных программ и специализиро­ванные методы обучения позволяют большинству этих детей в течение

 

четырех лет обучения в начальной школе догнать своих свер­стников и перейти в общеобразовательную школу; дети с более выраженной задержкой продолжают обучение в такой школе и по­лучают образование в объеме 8 классов общеобразовательной

ШКОЛЫ.

В последние годы создаются различные классы, ориентирован­ные на работу с детьми по их психическому развитию - в них осу­ществляются коррекция, психологическая поддержка, психореаби­литация.

Так, в 1988 г. в школах были созданы классы выравнивания для устранения недостатков психического развития учащихся начальных классов, ликвидации пробелов в знаниях, развития сфер психической деятельности, моторики, пространственной ориентации («О специ­альных классах выравнивания для детей с ЗПР» // Письмо Мини­стра образования РСФСР от 06.07.88 №10/ 13/ 66).

В 90-е годы появляются классы коррекционно-развивающего обучения. Цель их организации - создание в общеобразователь­ном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптималь­ные педагогические условия для детей с ЗПР в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностя­ми, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Система работы в классах коррекционно-развивающего обучения направлена на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нор­мализацию и совершенствование учебной деятельности учащих­ся, повышение их работоспособности, активизацию познаватель­ной деятельности [50].

Главная роль в процессе воспитания и обучения детей принадле­жит учителю. Деятельность учителя может быть успешной только в том случае, если он способен понимать внутренний мир другого человека, отождествлять себя с учеником, эмоционально сопережи­вать ему, владея системой знаний об этиологии, о механизмах и пу­тях коррекции нарушений при отклонениях интеллектуального разви­тия, а также методами психолого-педагогической коррекции в учеб­но-воспитательном процессе.

Решением УМО вузов РФ по педагогическому образованию дан­ное издание рекомендовано в качестве учебного пособия для сту­дентов педагогических вузов по специальностям: 031500 -тифлопе­дагогика; 031600 - сурдопедагогика; 031700 - олигофренопедагоги­ка; 031800 - логопедия; 031900 - специальная психология; 032000 -специальная дошкольная педагогика и психология.

 


Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития

Одной из основных причин труднообучаемости и трудновоспиту­емое™ учащихся является особое по сравнению с нормой состоя­ние психического развития личности, которое в дефектологии полу­чило название «задержка психического развития» (ЗПР). Каждый второй хронически неуспевающий ребенок имеет ЗПР.

В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: раз­витие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоциональ­но-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможнос­тей не позволяют ребенку успешно справиться с задачами и требо­ваниями, которые предъявляет ему общество. Как правило, эти ог­раничения впервые отчетливо проявляются и замечаются взрослы­ми, когда ребенок приходите школу.

У такого ребенка гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остается ведущей игровая моти­вация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредото­чиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет младшему школьнику полноценно осуществить напряженную учебную деятельность: он очень быстро устает, истощается. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, класси­фицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специ­альной педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы и быстро попадает в ряды хронически неус­певающих. Часто трудности в учении усугубляются слабой спо­собностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребенок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваи­вает письменную речь.

Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются от­клонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражите­лен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, затор­можен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со сторо­ны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребенок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может.

 

 

Учитель в работе с такими детьми должен не только видеть ука­чанные ограничения, но и правильно оценивать потенциальные воз­можности учащихся с ЗПР: при индивидуальной помощи (дополни­тельном объяснении) они правильно понимают учебную информа­цию, адекватно используют предлагаемую помощь. Школьники с ЗПР при условии систематической коррекционной поддержки, интеллек­туальной стимуляции, общеукрепляющего оздоровления имеют бла­гоприятный прогноз развития.

В результате многолетних клинико-психолого-педагогических ис­следований были определены сущность и структура данного дефек­та, его симптоматика, этиология. Состояние ЗПР дифференцирует­ся и по степени, и по характеру отклонений.

Клинические и психологические исследования, проведенные Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской и др., позволили выделить четыре генезисных типа задержки психического развития: конституциональный, соматогенный, психогенный, церебрально-орга­нического происхождения.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.