Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Неспецифические барьеры мозга



 

Основными образованиями гематоэнцефалического барьераявляются:

· эндотелий (внутренняя оболочка) сосудов;

· капилляры;

· мягкая мозговая оболочка;

· базальная мембрана между нейроном и эндотелием капилляров.

Имеется ряд особенностей капиллярной сети мозга, благодаря которым капилляры выполняют барьерную функцию. Это прежде всего:

· отсутствие щелей и пор между эндотелиальными клетками, сплошь выстилающими капилляры;

· наличие плотных контактов между эндотелием, нейронами и глией.

Ликвороэнцефалический барьервключает в себя мягкую мозговую оболочку, эпендиму желудочков, базальную мембрану, клеточные и неклеточные структуры коллагеновых волокон.

Известно, что мягкая мозговая оболочка (Lentomeninx) состоит из двух листков: паутинного (arachnoidea) и сосудистого (pia mater), соединенных между собой коллагеновыми волокнами. Пространство между этими листками представляет собой субарахноидальное пространство головного и спинного мозга.

Местами это пространство увеличивается, образуя цистерны:

· мозжечково-мозговую цистерну (между мозжечком и продолговатым мозгом);

· базальную цистерну (на основании артериального круга большого мозга). Самая большая цистерна находится в нижней части позвоночного канала, так как спинной мозг заканчивается на уровне второго поясничного позвонка (L II).

Морфологическим субстратом паутинного листка являются соединительнотканые волокна. Из-за отсутствия в нем сосудов паутинный листок не может воспаляться, поэтому термин «арахноидит», бытующий еще в практической неврологии, не имеет под собой никакой основы. Сосудистый листок плотно прилежит к веществу мозга, проникает в его глубину и тем самым представляет собой единое целое с капиллярной сетью мозга.

Защитная роль мягкой мозговой оболочки заключается в том, что она поглощает различные вещества, проникающие из крови в ликвор.

Специфический барьер

 

Специфический барьер мозга — иммунный — автономная группа клеток, образующая иммунную защиту центральной нервной системы и относительно изолированная от общей иммунной системы.

К клеткам иммунного барьера относятся:

· лимфоидные клетки спинномозговой жидкости (Т и В лимфоциты);

· мононуклеарные фагоциты спинномозговой жидкости (клетки микроглии для усиления защитной функции, превращающиеся в фагоцитирующие клетки - макрофаги);

· мезодермальные клетки (астроциты и олигодендроглиоциты).

Таким образом, центральная нервная система является самостоятельным образованием с двумя видами барьеров, готовых при малейшей опасности для мозга включиться в его защиту.

Под воздействием различных патогенных факторов может наблюдаться прорыв мозговых барьеров. К таким факторам относятся:

· новообразования,

· радиация,

· гипертонический криз,

· эпилептиформный припадок,

· отек мозга,

· травмы, инфекции, аллергии,

· химические вещества.

Прорыв мозговых барьеров приводит к развитию ряда неврологических заболеваний и патологических состояний психической сферы.

Особую опасность вышеперечисленные факторы риска представляют для еще несформированной системы защиты мозга в пренатальном периоде, что несомненно может отразиться на интеллектуальном развитии ребенка.

Таким образом, знания анатомо-физиологических особенностей коры головного мозга, стрио-паллидарной системы, лимбико-ретикулярного комплекса и барьеров мозга являются основой изучения высших мозговых функций и их нарушений.

Глава 3. ВЫСШИЕ МОЗГОВЫЕ ФУНКЦИИ

 

Речь и ее нарушения

 

Речь — важнейшая специфическая функция человека, обеспечивающая общение между людьми. Она характеризуется процессами приема, переработки, хранения и передачи информации с помощью языка. Воспроизведение речи осуществляется с помощью аппаратов дыхания, жевания, глотания, голосообразования и артикуляции. Большое значение при этом имеют сохранность иннервации мышц языка, гортани, мягкого нёба, состояния придаточных пазух и полости рта, играющих роль резонаторных полостей. В реализации речевой функции, а также письма и чтения принимают участие зрительный, слуховой, двигательный и кинестетический анализаторы. Для нормальной речевой деятельности необходимо согласованное функционирование всего головного мозга и других отделов нервной системы (схема 6). Однако центральным звеном аппарата речи является кора головного мозга - преимущественно доминантного полушария (рис. 13). Таким образом, всю совокупность физиологических механизмов, участвующих в формировании речи, можно разделить на две группы — механизмы восприятия и механизмы воспроизведения речи.

 

 

 

Выделяют два основных вида речи: импрессивную и экспрессивную.

Импрессивная речь - понимание устной и письменной речи (чтение). В психологическую структуру импрессивной речи входят процессы восприятия и анализа звукового и буквенного состава речи.

Экспрессивная речь - воспроизведение устной речи или самостоятельного письма. Экспрессивная речь начинается с мотива и замысла высказывания, затем следует стадия внутренней речи (выполнение мыслительных операций и действий в уме), которая завершается развернутым речевым высказыванием.

Речь неразрывно связана с мышлением, хотя в филогенезе речи и мышления выделяется доречевая фаза в развитии интеллекта и доинтеллектуальная — в развитии речи.

В возрасте около 2 лет у ребенка между мышлением и речью наступает переломный момент, и речь постепенно становится механизмом, «орудием» мышления (Л.С. Выготский). Но до становления «внутренней речи» у ребенка как бы появляется речь, обращенная к самому себе — «эгоцентрическая внешняя речь». Появление такой речи связано с какой-либо деятельностью ребенка (интеллектуальная, игровая), когда во время игры либо при решении интеллектуальных задач он начинает рассуждать вслух.

Элементы эгоцентрической речи часто встречаются и у взрослого, когда он, решая какую-либо интеллектуальную задачу, начинает непроизвольно размышлять вслух и произносить какие-то слова, фразы, понятные только ему.

Сложность, многоступенчатость речевых механизмов обусловливает разнообразие речевых расстройств. В зависимости от причин их возникновения речевые расстройства разделяются на следующие группы.

1. Речевые нарушения, связанные с органическим поражением центральной нервной системы:

· афазии— распад всех компонентов уже сформировавшейся речи в результате поражения корковых речевых зон; т.е. расстройство речи, при котором частично или полностью утрачивается возможность пользоваться словами для выражения мыслей и общения с окружающими при сохранности функции артикуляционного аппарата и слуха, достаточной для восприятия элементарных речевых звуков;

· алалии— системное недоразвитие речи вследствие поражений корковых речевых зон в доречевом периоде;

· дизартрии— нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры.

2. Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями центральной нервной системы:

· мутизм (немота)- отсутствие речи при сохранности центров речи и речевого аппарата;

· сурдомутизм (глухонемота)— функциональное нарушение слуха и речи;

· заикание— нарушение ритма и плавности экспрессивной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

3. Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата:

· механические дислалии— расстройство речи, проявляющееся в нарушении звукопроизношения вследствие аномалий артикуляционного аппарата, недоразвития фонематических процессов;

· ринолалия- патологическое изменение тембра голоса и звукопроизношения вследствие механических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твердого нёба.

4. Задержки речевого развития различного генеза, в частности при:

· недоношенности;

· соматической ослабленности;

· педагогической запущенности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.