Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Раздел I. ИНТЕЛЛЕКТ-ИНТЕГРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫСШИХ МОЗГОВЫХ ФУНКЦИЙ



ББК 88.4

А61

Амасьянц Р.А., Амасьянц Э.А.

А61 Интеллектуальные нарушения. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 448 с: ил.

 

ISBN 5-93134-202-8

 

В пособии дается клиническая характеристика более 120 различных видов поражений нервной системы и расстройств психической сферы (в соответствии с Международной классификацией болезней № 10 (МКБ-10), приводящих к нарушению интеллектуальной деятельности. Всесторонне анализируется теория интеллекта, обосновывается собственная интерпретация понятий «интеллект» и «интеллектуальные нарушения» с учетом интегральной деятельности высших мозговых функций. Описываются виды их нарушений и основные методы диагностики.

Рассматриваются психологические особенности лиц с нарушением интеллекта; педагогические подходы к обучению и воспитанию таких детей, как в условиях специальных (коррекционных) учреждений, так и в общеобразовательных школах при интегрированной форме обучения. Отдельная глава посвящена юридическим аспектам защиты несовершеннолетних с интеллектуальными нарушениями.

Пособие предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений по специальностям логопедия, специальная психология, олигофренопедагогика, клиническая психология и др., а также для широкого круга специалистов в области педагогики, психологии, медицины и юриспруденции.

ББК 88.4

ISBN 5-93134-202-8

© Амасьянц Р.А., Амасьянц Э. А., 2004

© Педагогическое общество России. 2004

Памяти родителей — Акопа Захаровича и Марии Аркадьевны — людей с добрым сердцем и гибким умом, посвящаем,

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Интеллектуальные нарушения являются одним из ведущих факторов риска в развитии стойкой инвалидизации человека.

Клиника интеллектуальных нарушений — учебная дисциплина, изучающая клинические особенности ряда заболеваний, основу которых составляют нарушения интеллекта.

Знания, полученные при изучении данной дисциплины, с учетом психолого-педагогических и социальных аспектов, несомненно помогут будущим специалистам в их повседневной профессиональной деятельности.

Учебное пособие разделено на четыре раздела.

Первый раздел «Интеллект-интегральная деятельность высших мозговых функций» посвящен характеристике интеллекта и интеллектуальной деятельности. В нем приводятся данные об анатомо-физиологических особенностях головного мозга, даются описания высших мозговых функций и их нарушений с точки зрения неврологии, психиатрии, психологии и комплексной коррекционно-восстановительной терапии, рассматриваются методы их диагностики, факторы риска развития этих нарушений.

Опыт работы в клинике неврологии и психиатрии позволил авторам помимо энциклопедических данных о высших мозговых функциях и их нарушениях, привести собственные клинические наблюдения из своей практической деятельности.

Без глубокого знания о высших мозговых (психических) функциях и их нарушениях практически не возможна деятельность врача, психолога, педагога, дефектолога и любого специалиста, занимающегося проблемами межотраслевых медико-психолого-педагогических дисциплин (юриспруденция, политология, социология, управление и др.).

Действительно, высшие мозговые функции — это повседневная интегральная деятельность высшего создания природы - головного мозга.

Все функции жизнедеятельности человека, различные физиологические и психические процессы регулируются и находятся под строгим контролем головного мозга.

В отдельной главе данного раздела приводится описание функциональной асимметрии мозга с учетом ее клинических особенностей, а также нейро- и патопсихологических синдромов при поражении отдельно правого и левого полушарий.

Во втором разделе — «Клиника интеллектуальных нарушений» авторами дается глубокая и подробная классификация интеллектуальных нарушений, основанная на современной Международной классификации болезней (МКБ-10), с использованием сопоставительного анализа отечественного и международного подходов; рассматриваются основные виды расстройств интеллекта и приводится характеристика отдельных нозологических форм (та или иная конкретная болезнь с типичным для нее сочетанием симптомов) врожденного и приобретенного слабоумия с учетом факторов риска и клиники патологического синдрома.

Ряд научных исследований по вопросам медико-психолого-социальных проблем факторов риска (алкоголизация, табакокурение, наркомания, СПИД, токсикомания, стресс и др.), проведенных и внедренных авторами в практику здравоохранения и образования, позволили, наряду с описанием когнитивных расстройств, более широко представить личностно-поведенческие особенности больных с органической недостаточностью мозга под воздействием этих факторов, а также изучить основные пути их коррекции и профилактики, что, несомненно, имеет важное значение в практической деятельности любого специалиста в области изучения мозга.

Помимо медицинских и психолого-педагогических аспектов, будущим специалистам в своей повседневной практической деятельности постоянно придется сталкиваться с юридической стороной данной проблемы. В связи с чем, в третьем разделе пособия — «Организация специального образования для детей и подростков с интеллектуальными нарушениями» приводятся основные данные по решению вопроса организации специального образования для детей и подростков с ограниченными возможностями, в том числе и с расстройствами интеллекта.

Четвертый раздел пособия — «Правовые и психологические особенности защиты несовершеннолетних с нарушениями интеллекта». Особый интерес этот раздел представляет для юристов, юридических психологов, а также врачей и педагогов при использовании данных знаний в своей практической деятельности.

Широкий спектр рассмотренных вопросов по клинике интеллектуальных нарушений с описанием более 120 нозологических форм врожденного и приобретенного слабоумия дает авторам основание рекомендовать представленные материалы как учебное пособие для студентов, аспирантов и педагогов медицинских и гуманитарных вузов, а также это пособие может быть использовано в практической деятельности врачей, психологов, педагогов и юристов.

Авторы выражают искреннюю благодарность профессорам А.С. Артюхову, И.Н. Возовикову, Г.Х. Шингарову, Л.Б. Филонову в рецензировании данной работы.

 

Раздел I. ИНТЕЛЛЕКТ-ИНТЕГРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫСШИХ МОЗГОВЫХ ФУНКЦИЙ

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.