Вэтой главе мы рассмотрим три более продвинутых этапа медитации; пятый этап непрерывного удержания внимания на «красивом» дыхании; шестой этап переживания красивой нимитты; седьмой этап - джхану.
Пятый этап: Непрерывное удержание внимания на красивом дыхании
Пятый этап называется «непрерывное удержание внимания на красивом дыхании». Этот этап часто вытекает равномерно и естественным образом из предыдущего этапа. Как уже вкратце отмечалось в прошлой главе, когда всё внимание легко и непрерывно утверждается на переживании дыхания, и ничто не мешает ровному течению осознанности, дыхание успокаивается. Оно меняется от грубого обычного дыхания к очень плавному и мирному «красивому дыханию». Ум распознаёт это красивое дыхание и восторгается им. Он переживает углубление удовлетворённости. Такое дыхание переживать приятно и нет нужды прикладывать усилия.
Ничего не делать
«Вы» ничего не делаете. Если вы попытаетесь что-то сделать на этом этапе, вы нарушите весь процесс. Красота будет утеряна. Это подобно тому, как если бы вы приземлились на голову змеи в конце игры «змеи и лесенки» - вы должны вернуться на много клеток назад. Начиная с этого этапа управляющий должен исчезнуть. Вы просто «знающий», который пассивно наблюдает за происходящим.
В качестве полезного приёма на этом этапе можно нарушить внутреннее безмолвие и мягко сказать самому себе: «успокойся». Вот и всё. На этом этапе медитации ум обычно настолько чувствителен, что даже лёгкое подталкивание заставляет его послушно исполнять указание. Дыхание успокаивается и появляется красивое дыхание.
Когда мы пассивно наблюдаем за красивым дыханием в настоящем моменте, можно позволить восприятию «вдоха» и «выдоха» или видению начала, середины, конца дыхания исчезнуть. Всё, что остаётся - это ощущение красивого дыхания, переживаемого сейчас. Ум не волнует, происходит ли сейчас вдох или выдох, или же где дыхание находится в теле. Здесь мы упрощаем объект медитации. Мы переживаем дыхание в настоящем моменте, лишённое всяких лишних детализаций. Мы продвигаемся за двойственность «вдоха» и «выдоха» и просто знаем красивое дыхание, представляющееся мягким, непрерывным и едва изменяющимся.
Ничего не делайте и смотрите, каким мягким, красивым и постоянным может быть дыхание. Посмотрите, насколько спокойным вы можете позволить ему быть. Ждите, чтобы почувствовать сладость красивого дыхания - всегда мягкого, всегда приятного.
Остаётся только «красивое»
Вскоре дыхание исчезнет, оставив только восприятие «красивого», не тогда когда вы этого захотите, а когда будет достаточно успокоения.
Известный отрывок из произведения английской литературы поможет обрисовать переживание исчезновения дыхания. В сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес»,4 Алиса пугается, увидев Чеширского кота, сидящего на ветке дерева с улыбкой до ушей. Как и все существа Страны Чудес, кот обладал даром красноречия. Кот не только превзошёл Алису в последующей беседе, но также внезапно исчез и появился снова.
Алиса сказала: «…было бы неплохо, если бы вы не стали исчезать и появляться столь внезапно; это вызывает головокружение!» «Хорошо», - ответил кот; и в этот раз он исчез очень медленно, начиная с кончика хвоста и заканчивая улыбкой, которая осталась на некоторое время после того, как всё остальное исчезло. «Ух ты! Я часто видела котов без улыбки», - подумала Алиса, - «но улыбку без кота! Это самое удивительное, что я когда-либо видела в своей жизни!»
Эта история с поразительной точностью иллюстрирует медитативное переживание. Подобно тому, как исчезает Чеширский кот, оставляя только одну улыбку, так и тело медитирующего и дыхание исчезают, оставляя только «красивое». Для Алисы это было самым удивительным из всего, что она когда-либо видела в своей жизни. Для медитирующего также очень необычно чёткое переживание «плавающей в воздухе» красоты без носителя, даже без дыхания.
Красивое, или если более точно - образ «красивого» - это следующий этап в медитации. На пали слово «образ» звучит как «нимитта» (nimitta). Поэтому следующий этап называется «переживание красивой нимитты».
Шестой этап: Переживание красивой нимитты
Шестой этап достигается, когда практикующий настолько отпускает тело, мысли и пять чувств (включая осознанность к дыханию), что в уме остается только красивый образ, нимитта.
Этот чисто умственный объект представляется реальным объектом в рассмотрении ума(citta), и когда он появляется в первый раз, он представляется поразительно странным. Вы никогда прежде не переживали ничего подобного. Тем не менее, активность ума, которую мы называем восприятием, начинает подыскивать в банке данных памяти нашего жизненного опыта хотя бы что-нибудь подобное этому. Для большинства медитирующих эта бестелесная «красота», эта радость ума воспринимается как красивый свет. Некоторые видят белый свет, некоторые золотую звезду, некоторые голубую жемчужину и так далее. Но это не свет. Глаза закрыты, и сознание глаза давным-давно отключилось. Это сознание ума, освобожденное в первый раз от мира пяти чувств. Это похоже на полную луну, представляющую в этом примере сам ум, вышедшую из облаков, которые означают мир пяти чувств. Так предстаёт сам ум, а не свет, хотя многим это кажется светом. Это воспринимается как свет, потому что такое неточное описание лучше всего подходит в данном случае из всего того, что может подобрать ум в качестве иллюстрации восприятия.
У других медитирующих восприятие подбирает в качестве описания этого первого постижения самого ума физическое ощущение, такое как безграничное спокойствие или экстаз. Опять же, сознание тела (переживающее боль и удовольствие, жар и холод и т.д.) давным-давно исчезло и это не есть физическое ощущение. Оно просто переживается подобно физическому удовольствию. Несмотря на то, что одни описывают это как ощущение, а другие - как свет, важно то, что они говорят об одном и том же феномене. Все они пережили чистый умственный объект, а различающиеся детали порождены их различающимся восприятием.
Качества нимитты
Распознать нимитту можно за счёт этих шести особенностей: (1) она появляется только после пятой ступени в медитации, после того, как медитирующий длительное время переживал «красивое» дыхание; (2) она появляется тогда, когда исчезает дыхание; (3) она приходит только в случае полного угасания пяти внешних чувств - зрения, слуха, запаха, вкуса, прикосновения; (4) она всплывает только в безмолвном уме, когда описательные мысли (внутренняя речь) полностью отсутствуют; (5) она кажется странной, но крайне привлекательной; (6) это простой и красивый объект. Я упомянул эти особенности, чтобы вы смогли отличить подлинную нимитту от вымышленной.
Иногда, когда нимитта появляется в первый раз, она кажется тусклой. В этом случае нужно немедленно вернуться к предыдущему этапу непрерывного осознания красивого дыхания. Вы перешли к нимитте слишком рано. Иногда нимитта яркая, но неустойчивая, то вспыхивает, то гаснет, подобно сигнальному огню маяка. Это также говорит о том, что вы оставили красивое дыхание слишком рано. Нужно уметь легко удерживать осознанность на красивом дыхании долгое-долгое время, прежде чем ум станет способен удерживать ясное внимание на куда более утончённой нимитте. Поэтому развивайте свой ум на красивом дыхании. Тренируйте его с усердием и терпением. После, когда придёт время для нимитты, она предстанет яркой, стабильной и её будет легко удержать.
Отпустить
Основной причиной блеклой нимитты может быть недостаточно полная удовлетворённость. Вы всё ещё хотите чего-то. Как правило, вы хотите яркой нимитты или джханы. Запомните - и это очень важно - джхана - это состояние отпускания и глубочайшей удовлетворённости. Отбросьте жаждущий ум. Развивайте довольствование тем, что есть на этапе красивого дыхания, и тогда нимитты и джханы появятся сами собой.
В другом случае, если нимитта неустойчива, вы, управляющий, не можете прекратить вмешиваться в процесс медитации. Управляющий - это тот, кто контролирует действия, водитель на заднем сидении, который суёт нос не в своё дело и вечно всё портит. Медитация - это естественный процесс успокоения, и он требует, чтобы вы полностью перестали вмешиваться. Глубокая медитация имеет место, только когда вы смогли полностью всё отпустить. Это означает отпустить полностью на самом деле - вплоть до того, что сам процесс становится вам недоступен.
Хорошим способом достичь такого глубокого состояния отпускания является намеренное доверие себя нимитте. Очень осторожно прервите внутреннюю тишину и мысленно скажите, что полностью доверяетесь нимитте, так, чтобы управляющий оставил всяческий контроль и просто исчез. Далее просто смотрите, как ум, предстающий здесь перед вами в облике нимитты, возьмёт всё под своё управление.
От вас не требуется ничего делать, потому что насыщенная красота нимитты более чем способна удержать ваше внимание без вашего содействия. Будьте осторожны, не задавайте себе вопросов вроде «Что это? Это джхана? Что мне дальше делать?», которые исходят от управляющего, стремящегося опять всё взять под свой контроль. Задавание вопросов нарушает весь процесс. Вы можете всё оценить, как только путешествие закончится. Хороший учёный делает выводы только в конце эксперимента, когда собраны все данные.
Не нужно разглядывать форму или края нимитты: «Она круглая или овальная?», «Края чёткие или расплывчатые?». Это бесполезные вопросы, ведущие к бoльшим различиям, большему дуализму наблюдающего и наблюдаемого, к большему беспокойству. Пусть ум утвердится там, где он хочет, как правило, в центре нимитты. Центр - самая прекрасная часть, в которой больше всего сияния и чистоты. Расслабьтесь и наслаждайтесь тем, как осознанность втягивается прямо в центр или как свет расширяется и охватывает вас полностью. Ум сливается с блаженством. Тогда наступает седьмой этап пути в медитации - джхана.
Седьмой этап: Джхана
Встречается два основных препятствия на пороге в джхану - возбуждение и страх. В первом случае ум восклицает: «Ах! вот оно!». Если ум начнёт так думать, джхана вряд ли случится. Это самое «Ах!» следует отбросить, чтобы не нарушить абсолютное невмешательство. Вы должны отложить все «ахи» до выхода из медитации, где им и место.
Более частым препятствием, однако, является страх. Страх возникает из-за осознания абсолютной мощи и блаженства джханы, или же из-за понимания, что для вхождения в джхану требуется кое-что оставить - вас! Управляющий молчит перед входом в джхану, но он всё ещё на месте. В джхане, однако, он целиком исчезает. Остаётся только знающий. Вы полностью осознаны, но вмешательство в процесс вне вашей досягаемости. Вы не можете вызвать даже малейшей мысли, не говоря уже о принятии решений. Воля замораживается и это пугает новичков, никогда прежде не имевших подобного опыта абсолютной осознанности и в то же время полного отсутствия всякого контроля. Страх происходит из-за боязни оставить важнейшую часть своей личности.
Этот страх можно преодолеть за счёт приверженности Учению Будды, и через признание и позволение слиться в притягательном блаженстве. Будда часто говорил, что блаженства джханы нужно не бояться, а принимать, развивать и часто практиковать (см. например Латукикопама сутту, МН 66, 21). Прежде чем появится страх, целиком доверьтесь этому блаженству, укрепите приверженность к Учению Будды и к примерам Благородных учеников. Доверьтесь Дхамме, Учению Будды, и пусть джхана охватит вас лёгким, бестелесным, неэгоистичным и блаженным переживанием, которое станет самым мощным впечатлением за всю вашу жизнь. Проявите отвагу полностью отбросить контроль на какое-то время и пережить всё это самим.
Качества джхан
Джхана продлится долгое время. Если это продлится пару минут, то это не заслуживает того, чтобы называться джханой. Высшие джханы обычно длятся долгие часы. Оказавшись внутри, нет возможности выбирать. Вы выйдите из джханы только когда ум станет готов к этому, когда накопленный запас «горючего отпускания» иссякнет. Каждая джхана - это настолько спокойное и удовлетворительное состояние сознания, что сама её суть - это сохранность в течение долгого времени.
Другой особенностью джханы является то, что она случается только после удержания нимитты, о чем уже было рассказано. Более того, следует знать, что во время джханы вы не можете ощущать тело (например, чувствовать боль), слышать звуки, мыслить - даже если это «хорошая» мысль. Есть только единственность восприятия, переживание недвойственного блаженства, неизменно продолжающегося долгие часы. Это не транс, а состояние повышенной осознанности. Я всё это рассказываю, чтобы вы сами смогли понять, является ли состояние настоящей джханой или же вымышленной.
Я более детально рассмотрю джхану в главах 9-11.
Великий спор о випассане против саматхи
Некоторые традиции говорят о двух типах практики - медитации прозрения (vipassana) и медитации успокоения (samatha). На самом деле это неотъемлемые части одного процесса. Успокоение - это внутреннее счастье, рождённое медитацией; прозрение, в свою очередь, является ясным пониманием, проистекающим из этой же самой медитации. Успокоение ведёт к прозрению, прозрение ведёт к успокоению.
Тот, кто ошибочно воспринимает все изложенные в этой книге указания как «просто практику «саматхи» (успокоения)», не имеющую отношения к прозрению, должен понять, что это ни випассана, ни саматха. Это называется «bhavana», развитие ума. Этому методу учил Будда (АН IV, 125-27; МН 151, 13-19), как и мастера лесной традиции Таиланда, к которой относился и мой учитель, Досточтимый Аджан Чаа. Он часто говорил, что саматха и випассана неразделимы, нельзя их и развивать в отрыве от Правильных Взглядов, Правильной Решимости, Правильного образа жизни и т.д. Аджан говорил, что саматха и випассана подобны двум сторонам одной ладони. В традиционном буддизме они неразделимы. В самом деле, чтобы пройти все семь объяснённых мной этапов медитации, практикующему потребуется и понимание и принятие учений Будды, а его нравственное поведение должно быть безупречно.
Медитация прозрения - неотъемлемая часть описанного метода практики. В частности, эта медитация может дать понимание или прозрение в трёх важных аспектах: выяснение проблем, оказывающих влияние на наше счастье в повседневной жизни, понимание того, как правильно медитировать, осознание принципов работы своего «я».
Понимание проблем, оказывающих влияние на наше счастье повседневной жизни
Когда возникает проблема - смерть, болезнь, утрата или другое несчастье - это не только болезненно, но и сбивает с толку. Как будто вы заблудились глубоко в опасных джунглях. Когда вы заблудились, вам нужно забраться на верхушку высокого дерева или на башню и осмотреть окружающую местность на предмет заметного ориентира, например, реки или дороги, ведущей к спасению. С пониманием ситуации, и знанием о том, куда следует двигаться, смятение уходит.
В этом примере джунгли означают запутанные проблемы нашей жизни. Влезание на верхушку дерева или на башню, что позволяет вздохнуть свежего воздуха и рассмотреть окружающий ландшафт, означает практику медитации, ведущую к успокоению и нахождению выхода из проблем. Так, если у вас серьёзная проблема, не думайте о ней постоянно. В противном случае вы будете ходить вокруг да около и потеряетесь в джунглях своего ума. Вместо этого четко следуйте указаниям по медитации, изложенным в этой и предыдущей главе и проблема останется позади. Вы вознесётесь над джунглями своего ума и в этой выгодной точке вы осознаете выход из ситуации. Ответ придёт сам из успокоения.
Понимание пути медитации
В конце каждой медитации потратьте две или три минуты на пересмотр того, что происходило в течение занятия. Не нужно «делать заметки» (то есть стремиться всё запомнить) в процессе медитации, поскольку самое важное вы легко вспомните в конце. Была ли практика спокойной или неудовлетворительной? Спросите себя почему. Что вы сделали, чтобы переживать покой, что стало источником неудовлетворённости? Если ум блуждал в фантазиях, принесло ли это спокойствие и пользу? Только в конце медитации такой пересмотр и исследование дадут понимание того, что есть медитация и как правильно медитировать. Никто не начинает в качестве мастера медитации.
Знания, полученные за счёт пересмотра практики в конце каждого занятия, повысят ваш медитативный опыт и преодолеют помехи. Развитие такого вида прозрения в медитацию является значимым, и я ещё вернусь к этому вопросу во второй части книги.
На данном этапе достаточно сказать, что вам требуется прозрение, чтобы достичь каждого из этапов, описанных мной. К примеру, чтобы смочь отпустить свои мысли, вам требуется понимание того, что такое «отпускание». Чем глубже вы разовьёте эти этапы, тем более глубоким будет ваше понимание. А если вы дойдёте до джханы, это создаст переворот во всём вашем понимании.
Кстати, эти прозрения в путь медитации также актуальны и для проблем повседневной жизни. Причина в том, что тенденции ума, создающие препятствия в медитации, аналогичны неумелым отношениям, что создают трудности в жизни. Медитация похожа на тренировочный зал, где вы развиваете мускулы успокоения и прозрения, которые в дальнейшем используются как в медитации, так и в жизни ради достижения счастья и успеха.
Понимание принципов работы своего «я»
Самое глубокое и труднодостижимое прозрение - это понимание того, чем на самом деле является собственное «я». Это прозрение не приходит за счёт веры или рассуждений, а достигается только посредством медитации, когда вы абсолютно спокойны, отпускаете ум и затем его постигаете. Будда сравнивал ум с полной луной, скрытой в облаках. Облака означают деятельность пяти чувств и мыслей. В глубокой медитации пять чувств исчезают и раскрывают чистый сияющий ум. В джхане, фактически, вы наблюдаете сам чистый ум.
Чтобы познать внутренние секреты ума, вы должны продолжительно наблюдать его в спокойствии джханы, без единой мысли, очень длительное время. В одном из примеров говорится о лотосе из тысячи лепестков, который закрывает их на закате и распускает на рассвете. Когда первые лучи утреннего солнца согревают внешний ряд лепестков, они раскрываются, и солнце попадает на следующий ряд, и так далее. Но если появляется облако и затмевает солнце, лотос закрывает лепестки. Нужно чтобы солнце светило непрерывно, долгое время, чтобы согреть лотос до того состояния, когда он откроет самый внутренний ряд лепестков, явив свою тайну.
Лотос в этом примере означает ум; тёплые лучи солнца - непрерывное внимание; облако означает мысль или умственное беспокойство, которое нарушает покой. Я расскажу подробнее об этом примере позже. А сейчас, позвольте мне остановиться на том, что эти внутренние секреты лежат за пределами вашего воображения. Некоторые практикующие останавливаются у внутреннего ряда лепестков и ошибочно думают - «Вот оно». Тогда тишина разрушается, и лотос за мгновение закрывается. Это ложное просветление. Когда ваша медитация настолько глубока, что вы можете пребывать в безмолвии несколько часов, наблюдая ум, освобождённый от помех и увидеть, как полностью раскроется внутренний ряд лепестков, открыв сокровище в сердце лотоса, тогда вы получите абсолютное прозрение, истину о том, кто вы есть. Узнайте это сами!
В прошлой главе я объяснял, что терпение - это самый быстрый путь к успеху. Это также справедливо и для трёх этапов медитации, рассмотренных в этой главе. Это всё этапы отпускания, каждый из которых опирается на предыдущий. В самом конце, чтобы с легкостью войти в джхану, нужно полностью всё отпустить. Это абсолютное отпускание, возможное только за счёт аккуратной и терпеливой практики.
О медитации можно рассказать намного больше, чем я объяснял до сих пор. В этих двух главах описана только основная канва медитации: семь этапов с кульминацией в джхане. Нужно многое ещё рассказать о помехах, качествах осознанности, других объектах медитации и о другом. Начнём наше подробное изучение с рассмотрения пяти помех и способов их преодоления.