Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Аффективные паттерны в ситуациях гнева, отвращения, презрения и враждебности



Исследования, подобные изучению эмоции печали и аффективной картины депрессии, были проведены и для базовых эмоций гнева, отвращения и презрения, а также феномена враждебности. Полученные с помощью стандартной ШДЭ профили эмоций для ситуаций враждебности, гнева, отвращения и презрения представлены в табл. 12-3. Эти результаты несколько отличаются от аффективных профилей ситуаций печали и депрессии. Если последние существенно отличаются друг от друга и от профилей всех других фундаментальных эмоций, то профили эмоций, полученные для воображаемых ситуаций враждебности и гнева, оказались фактически одинаковыми. Кроме того, за исключением ожидаемого различия показателей ключевой эмоции (той, которая названа в инструкции), профили ситуаций отвращения и презрения по своей форме оказались очень близки профилям враждебности и гнева.

0з четырех профилей самым специфичным является профиль ситуации презрения. Если принять сумму показателей гнева, отвращения и презрения за общий показатель враждебности, мы обнаружим, что он ниже всего в ситуации презрения. Это объясняется главным образом тем, что ситуация презрения вызывает значитель-

288 Глава 12

Таблица 12-3 Эмоциональные профили для воображаемых ситуаций враждебности, гнева,

отвращения и презрения*

             
  Ситуация  
  Эмоция Враждебность (N = 213) Гнев (N = 30) Отвращение (N = 33) Презрение (N = 37)  
  Гнев 12,46 12,53 10,39 9,86  
  Презрение 10,28 10,60 9,88 10,49  
  Отвращение 10,05 10,97 10,70 9,19  
  Печаль 8,99 9,33 8,97 7,78  
  Интерес 8,58 8,93 7,79 8,68  
  Удивление 7,66 7,87 7,09 6,62  
  Страх 5,62 5,97 5,27 4,89  
  Вина 5,42 • 6,33 5,33 5,00  
  Смущение 4,64 4,57 4,61 4,08  
  Радость 3,43 3,80 3,70 5,16  
             

*Показатели взяты из «Шкалы дифференциальных эмоций»; максимальный показатель 15, минимальный — 3.

но меньше гнева, чем ситуации враждебности и гнева, и несколько меньше по сравнению с ситуацией отвращения. Профиль презрения характеризуется и некоторыми другими особенностями. По сравнению с тремя другими профилями он имеет более низкие показатели страдания и страха. Показатели чувства вины и смущения в ситуации презрения также несколько ниже, чем в других ситуациях. Обратная закономерность обнаруживается для показателя радости, который имеет самое высокое значение в ситуации презрения. Если в ситуациях враждебности, гнева и отвращения радость почти не упоминается, то в ситуации презрения ее показатель значительно превосходит минимальное значение, равное 3,00.

Сам собой напрашивается вывод о том, что ситуация презрения с меньшей вероятностью толкает человека к агрессии, чем ситуации гнева и отвращения. Если это заключение верно, презрение — наименее опасная эмоция в триаде враждебности. Однако при внимательном анализе эмоционального профиля ситуации презрения обнаруживаются некоторые факторы, противоречащие такому заключению, а именно: в ситуации презрения по сравнению с тремя другими ситуациями активируется меньше печали, вины и страха, то есть тех эмоций, которые служат ингибиторами агрессии. Кроме того, ситуация презрения в каком-то смысле выгодна и даже приятна: человек, переживающий презрение и выражающий его в поведении, чувствует себя вполне удовлетворительно.

Говоря о гневе, мы часто используем такие метафоры, как «пламя гнева», «накал гнева» и т. п., и они не случайны. У разгневанного человека краснеет лицо; гнев в буквальном смысле «обжигает» человека. Агрессия, к которой часто приводит гнев, скорее всего объясняется высокой интенсивностью эмоционального переживания, высоким уровнем мобилизации энергетических ресурсов индивида. Презрение же, напротив, является самой «холодной» эмоцией в триаде враждебности, но именно потому, что оно сопровождается девальвацией объекта презрения, отчуждением от него, именно в ситуациях презрения велика вероятность совершения «хладнокровной» агрессии.

Отвращение и презрение

289

*

f.,

t

В табл. 12-4 показано, что драйвы и аффективно-когнитивная ориентация являются частью паттерна враждебности. Как мы и предполагали, в ситуации враждебности значительно повышенными оказались показатели энергии (силы), эготизма и скептицизма, а показатели спокойствия (уравновешенности) и сексуальности были заметно понижены. (В профилях нескольких испытуемых наблюдалось повышение показателя сексуальности; эти испытуемые описывали ситуации, когда они испытывали враждебность к человеку противоположного пола.) Данные, приведенные в табл. 12-4, ясно показывают, что враждебность представляет собой комплекс эмоций, драйвов и аффективно-когнитивной ориентации.

Таблица 12-4 Аффективный профиль для воображаемой ситуации враждебности*

       
  Шкала Значение  
  Гнев 13,34  
  Презрение 12,73  
  Отвращение 11,48  
  Печаль 8,57  
  Сила 9,48  
  Скептицизм 8,27  
  Эготизм 7,16  
  Страх 6,04  
  Общительность 5,14  
  Вина 5,09  
  Сексуальность 3,64  
  Спокойствие 3,66  
       

*По данным модифицированной ШДЭ (дополнительные шкалы: сила, скептицизм, эготизм, общительность, сексуальность, спокойствие): максимальный показатель — 15, минимальный — 3.

Результаты данного исследования подтвердили наше предположение о том, что враждебные эмоции, повышающие вероятность агрессии, присутствуют в профилях самых разных эмоционально значимых ситуаций. Дальнейший анализ сходства и различий, существующих между эмоциональными профилями различных ситуаций, поможет нам глубже понять те мотивы, которые лежат в основе агрессивного поведения.

Ранговый порядок эмоций в ситуации враждебности одинаков для мужчин и женщин. По сравнению с мужчинами у женщин отмечаются несколько более высокие'показатели эмоций гнева, отвращения и презрения, кроме того, они значительно превосходят мужчин по показателям печали и удивления. Высокий показатель печали позволяет предположить, что в ситуации враждебности у женщин активируется одна из тех эмоций, которые служат ингибиторами агрессии.

РЕЗЮМЕ

Изучение эмоции отвращения дает нам много ценной информации о некоторых существенных характеристиках человеческих эмоций вообще. Исходная и наиболее очевидная функция отвращения состоит в том, что оно мотивирует отвержение κε-

ι о Зак.364

290 Глава 12

приятных на вкус или потенциально опасных веществ. Само мимическое выражение отвращения в своей прототипической форме выступает как инструментальная реакция отказа, так как проявляется в выведении неприятных на вкус объектов из полости рта.

Выражение отвращения опосредуется самой древней в филогенетическом плане частью центральной нервной системы — стволом мозга. Оно наблюдается даже у людей, страдающих дисфункцией больших полушарий мозга. Экспериментальные данные о нейрофизиологических механизмах, лежащих в основе мимического выражения отвращения, подтверждают нашу гипотезу о врожденном и универсальном характере базовой эмоциональной экспрессии. Они также подтверждают наше предположение о том, что эмоции являются результатом нейрохимических процессов и не зависят от степени развития когнитивных структур. Разумеется, по мере взросления мы научаемся испытывать отвращение к самым разнообразным объектам, включая идеи и даже собственное «Я».

В одной из теорий отвращение рассматривается исключительно как «пищевая» эмоция, которая может быть активирована только представлением о зараженности или ядовитости пищи. Такой подход жестко связывает переживание отвращения с когнитивными способностями (способностью понять саму идею «зараженности»), которые развиваются у индивида не раньше семилетнего возраста. Несмотря на свою ограниченность, этот подход дает нам фундамент для понимания эмоционально-когнитивных взаимоотношений и усвоенных эмоциональных реакций.

Эмоция презрения связана с чувством превосходства. Трудно говорить о достоинствах или о позитивном значении данной эмоции. Мы можем лишь предполагать, что в эволюционной перспективе презрение выступало своеобразным средством подготовки индивида или группы к встрече с опасным противником. Даже в наше время солдатам в армии внушают презрение к потенциальному врагу, сознательно дегуманизируя его образ, — вероятно, для того чтобы солдаты, преисполнившись чувства собственного превосходства, проявляли больше храбрости в бою и с легкостью уничтожали врага. Возможно, презрение является адекватным чувством тогда, когда оно направлено против таких уродливых социальных явлений, как опустошение природных запасов, загрязнение окружающей среды, угнетение, дискриминация, преступность.

Негативные аспекты эмоции презрения достаточно очевидны. Все предрассудки и так называемые «хладнокровные» убийства вызваны презрением.

Ситуации, активирующие гнев, зачастую одновременно активируют эмоции отвращения и презрения. Комбинацию этих трех эмоций можно рассматривать как триаду враждебности. Однако враждебность необходимо отличать от агрессивного поведения. Враждебные чувства повышают вероятность агрессии, но не обязательно приводят к ней. Человек, испытывающий враждебные чувства, может и не проявлять агрессии. И наоборот, можно вести себя агрессивно, не испытывая враждебности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.