Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СТРАХИ: ВРОЖДЕННЫЕ ИЛИ ПРИОБРЕТЕННЫЕ?



Некоторые эмоции и некоторые экспрессивные реакции, по-видимому, имеют в своей основе некие врожденные механизмы, облегчающие их развитие, или, по крайней мере, — биологически запрограммированные стимулы. То есть, если новорожденному ребенку предъявить эффективный стимул, он скорее всего отреагирует на него соответствующей экспрессивной реакцией. Так, например, горький вкус вызывает на лице младенца выражение отвращения. Как уже говорилось в главе 11, боль и определенные типы стресса, как правило, вызывают у младенцев реакцию гнева. Движение, и особенно движения человеческого лица, стимулируют у новорожденного ребенка интерес, а высокий человеческий голос можно считать первым активатором социальной улыбки.

Что касается биологически запрограммированных стимулов страха, то здесь мы не располагаем столь же точными и убедительными данными, однако можно, по-видимому, говорить о препотентности определенных стимулов или условий, поскольку мы с легкостью научаемся бояться их. Так, в экспериментах Минеки обезьяны реагировали выраженной реакцией страха не только на предъявление настоящей змеи, но и змееподобных предметов, причем, чем менее было выражено сходство предмета с объектом страха, тем менее выраженной становилась и реакция страха. Очевидно, обезьяны имеют биологическую предрасположенность к усвоению страха перед змеями.

Некоторые объекты и ситуации с большей силой, чем другие, сигнализируют нам об опасности, и мы называем их естественными активаторами страха. Естественными сигналами опасности являются боль, одиночество, необычность объекта, внезапное приближение объекта, внезапное изменение стимуляции и, возможно, высота. Очевидно, что, если бы человек при любых условиях воспринимал перечисленные стимулы как опасные, его адаптация была бы серьезно затруднена. Если бы мы совершенно не умели выносить одиночества, у нас никогда бы не развились такие личностные черты, как независимость и уверенность в себе. Если бы мы не умели сохранять спокойствие при встрече с новым, мы никогда бы не смогли выйти за пределы уже знакомого. Однако не следует недооценивать роль естественных активаторов страха. Очень многие объекты и ситуации, вызывающие у нас страх, являются производными этих естественных активаторов страха. Механизмы, которые готовят человека к восприятию возможной угрозы, чрезвычайно полезны с точки зрения адаптации и выживания. Для того чтобы избежать опасности, нам нет нужды каждый раз испытывать страх, ибо само представление о возможной опасности позволяет нам успешно избегать ее.

308 Глава 13

НЕКОТОРЫЕ ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ СТРАХА

Самоотчеты студентов колледжа, в которых они в свободной форме описывали предпосылки и последствия страха, полностью согласуются с теоретическими положениями психологии страха, представленными в предшествующих разделах. Результаты анализа самоотчетов приведены в табл. 13-1.

Таблица 13-1 Причины и последствия страха

Ответы Число испытуемых, давших ответы* (%)

Причины

Чувства

1. Ощущение нависшей угрозы, опасности . 31,2

2. Синонимы страха · 26,4

3. Чувство одиночества, потерянности, изолированности, отверженности . 16,0

4. Угроза самоуважению, чувство неминуемого провала, ощущение собственной неадекватности 15,2

5. Другие 11,2 Мысли

1. Об угрозе, опасности, беде 36,8

2. О смерти, одиночестве и печали 28,0

3. Об утрате самоуважения, о неминуемом провале, о собственной неадекватности 19,2

4. О непонятных явлениях (сверхъестественных и т. п.) 4,0

5. Другие 12,0 Действия

1. Действия, причиняющие вред, аморальные или противозаконные действия 32,0

2. Опасные действия; действия, несущие угрозу 22,4

3. Поступки, угрожающие самоуважению 20,0

4. Панические, иррациональные действия 8,0

5. Действия, совершаемые с целью самозащиты, бегство 7,2

6. Наличие внешней силы (пойманный за употреблением наркотиков, алкоголя и т. п.) 5,6

7. Другие 4,8

Последствия

Чувства

1. Синонимы страха 31,5

2. Нервное напряжение 17,7

3. Чувство неадекватности, неуверенности .14,6

4. Потребность в спасении, в бегстве, в защите 10,0

5. Чувство одиночества, потерянности, изолированности, отверженности 6,2

6. Синонимы удивления . 3,8

7. Чувство опасности, физической угрозы 3,1

8. Синонимы стыда 3,1

9. Другие 10,0 Мысли

1. О том, как спастись, убежать, защитить себя 43,1

2. Ожидание возможных последствий или реакций 29,2

3. О том, как восстановить контроль над собой или ситуацией 8,5

4. Попытка понять причины эмоции 5,4

5. Другие 13,8 Действия

1. Бегство, уход, самозащита 45,4

2. Действия, направленные на осмысление ситуации и овладение ею, попытки действовать смело . 33,1

J

Страх и тревога 309

3. Панические, непрактичные действия 9,2

4. Стремление поговорить с кем-то, обратиться к верному другу 2,8

5. Противодействие или агрессия, направленная на объект или ситуацию 2,3

6.Другие_____________________________________________________________________9,2_______

* N — приблизительно 130 студентов колледжа.

Похоже, что диапазон источников-приобретенных страхов чрезвычайно широк. При определенных обстоятельствах даже успех может стать источником страха. Боязнью успеха Хорнер (Horner, 1972), например, объясняет половые различия в стремлении к достижению и связанных с ним формах поведения. При исследовании данного феномена первоначально было выявлено, что у женщин по сравнению с мужчинами обнаруживается меньшая связь между стремлением к успеху и реальными достижениями. Однако дальнейшие исследования боязни неудач (Zuckerman, Wheeler, 1975) не обнаружили половых различий. Хайлэнд, Кертис и Мэйсон (Ну-land, Curtis; Mason, 1985) попытались разрешить это противоречие, рассматривая и измеряя боязнь неудач как мотив и культурный стереотип. Они пришли к выводу, что боязнь неудач действительно выступает одновременно и как мотив и как культурный стереотип. По их данным, половые различия в боязни успеха обнаруживаются в тех случаях, когда женщины в своем поведении руководствуются мотивом избегания «неженских», с точки зрения господствующих культурных стереотипов, форм поведения. Эти данные звучат вполне убедительно, однако нельзя забывать, что культурные стереотипы — вещь непостоянная; современные женщины уже сломали стереотипы, долгое время господствовавшие в вопросах выбора профессии, сексуальных отношений и во многих других областях.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.